Избирательный процесс: понятие и основные стадии
В современной правовой науке отсутствует единая точка зрения на понятие избирательного процесса. Это связано с тем, что в большинстве работ, посвященных юридическому процессу, отождествляют его с материальным правом. Именно оно вызывает реализацию процессуальных норм. Изучение избирательного процесса в настоящее время происходит в русле концептуальных основ правовой процессуальной науки, что позволило С.Д. Князеву выделить следующие характерные черты юридического процесса, в том числе и избирательного.
Во-первых, процесс является юридическим выражением государственно-властной деятельности, то есть он не может развиваться без участия в нем в качестве субъектов органов государственной и муниципальной власти. Во-вторых, процесс отражает динамику деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных его субъектов и поэтому ему свойственна стадийность, то есть наличие этапов, последовательно сменяющих друг друга. В рамках его стадий субъекты совершают надлежащие процессуальные действия. В-третьих, являясь следствием реализации правовых норм, процесс направлен на достижение определенного правового результата. Поэтому каждый вид процесса имеет конкретную цель, которая оформляется в виде правового акта. Им может быть решение суда (если это гражданский или уголовный процесс), решение избирательной комиссии о результатах выборов (если это избирательный процесс). В-четвертых, наличие источника процесса в виде правовых норм, оформленных в правовые акты[405]. Также определяющей чертой любой процессуальной деятельности, по мнению Д.Н. Бахраха, является закрепление в официальных документах промежуточных и окончательных её итогов[406].
Действующее российское законодательство понятие избирательного процесса не определяет. Исключением являлись лишь некоторые нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации, которые в настоящее время уже не действуют. Избирательный кодекс Свердловской области от 29 сентября 1999 г.[407] понимал под избирательным процессом регламентированную законодательством Российской Федерации и Кодексом Свердловской области последовательную деятельность граждан, избирательных комиссий, органов государственной власти и органов местного самоуправления, общественных объединений по подготовке и проведению выборов. Как деятельность субъектов избирательного права избирательный процесс определялся и в избирательных кодексах Тюменской[408], Амурской областей[409].
Отсутствие понятия «избирательный процесс» в российских законах является следствием принятия в 2002 г. нового Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в котором содержание категории «избирательная кампания» совпало с содержанием термина «избирательный процесс», закрепленного в законах субъектов Российской Федерации: в качестве деятельности по подготовке и проведению выборов, осуществляемой в период со дня официального опубликования (публикации) решения уполномоченного на то должностного лица, государственного органа, органа местного самоуправления о назначении выборов до дня представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов[410].
В связи с недостаточным нормативным закреплением понятийного аппарата избирательного процесса огромное значение на современном этапе развития конституционного права имеют исследования современных правоведов. В научных работах выделяется два подхода к определению понятия избирательного процесса. В широком смысле под ним понимается период времени со дня официального опубликования решения уполномоченного должностного лица, органа государственной власти, органа местного самоуправления о назначении выборов до дня официального опубликования их результатов. В данном смысле термин «избирательный процесс» идентичен термину «избирательная кампания». В узком смысле избирательный процесс – это установленные законом стадии, включающие совокупность конкретных избирательных процедур, и определенная последовательность избирательных действий субъектов[411].
Результатом избирательного процесса, по мнению А.А. Белкина, является депутатский корпус и иные избираемые должностные лица, которые находят выражение в следующих аспектах. Во-первых, это определённые субъекты с их личностными характеристиками и партийно-политической принадлежностью. Во-вторых, политический (правительственный) курс, то есть совокупность программ и проектов. В - третьих, через вновь сформированную легистратуру, происходит обновление основных государственных и юридических институтов[412].
Особенностью избирательного процесса является и то, что он не может развиваться без участия специальных избирательных органов. Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках Содружества Независимых Государств[413] устанавливает, что подготовка и проведение выборов, обеспечение и защита избирательных прав и свобод граждан, а также и контроль за их соблюдением возлагаются на избирательные органы (избирательные комиссии), статус, компетенция и полномочия которых установлены конституцией, законодательными актами. Не допускается создание иных структур (органов, организаций), которые подменяют избирательные органы либо полностью или частично осуществляют их функции, либо препятствуют их законной деятельности, либо противоправно вмешиваются в их деятельность, либо присваивают их статус и полномочий.
Под избирательными органами понимаются государственные органы, которые уполномочены заниматься подготовительной и организационной работой для реализации выборов, осуществлять деятельность по исполнению избирательного законодательства, подсчитывать поданные голоса и официально объявлять результаты выборов. Чаще всего избирательные органы образуются и действуют на основании принципа независимости их от иных органов государственной власти. Для таких органов устанавливается самостоятельный правовой статус и особая процедура формирования, порядок финансирования. Эти органы формируются на определенный срок; распустить, переформировать орган, сместить или перевести на другое место работы образующих его должностных лиц можно лишь в строго закрепленных правовыми нормами случаях. Осуществляя свои функции, избирательные органы самостоятельно решают все вопросы в рамках своей компетенции.
В некоторых странах, для придания избирательным органам наибольшей автономии, образуются специализированные судебные органы, занимающиеся исключительно избирательными делами. Так, в Бразилии система специализированных судов состоит из Высшего избирательного Суда, региональных избирательных судов, избирательных судей и избирательных советов[414]. В Великобритании члены комиссии по выборам назначаются монархом с согласия спикера палаты Общин и после консультаций со всеми парламентскими партиями. Членами комиссий не могут быть лица, являющиеся в течение последних десяти лет членами каких-либо партий, или работавшие в партийном аппарате.
Избирательный процесс находит отражение в избирательных документах. К ним относятся решение о назначении выборов, списки избирателей, избирательные бюллетени, решения избирательных комиссий, заявления и жалобы избирателей и избирательных объединений и другие. Они закрепляют разнообразные факты и данные, имеющие непосредственное правовое значение для организации и проведения выборов. Форма документов и требования к их содержанию находят закрепление в избирательном законодательстве[415].
Под стадиями избирательного процесса понимаются этапы организации и проведения выборов, в рамках которых совершаются предусмотренные избирательным законодательством действия, а также избирательные процедуры. Они обеспечивают реализацию избирательных прав граждан и иных участников выборов, целостность, завершенность и легитимность избирательного процесса при формирования представительного органа, выборного должностного лица.
Каждая стадия имеет строго отведенное место и назначение в процессуальном режиме электоральных отношений. В научной литературе отсутствует единая точка зрения на количество стадий избирательного процесса. При их определении необходимо иметь в виду, что самые мелкие из них, являются составной частью наиболее крупных. Обобщая различные точки зрения, можно выделить следующиеосновные стадии избирательного процесс: назначение выборов, образование избирательных округов, формирование избирательных комиссий, выдвижение и регистрация кандидатов, образование избирательных участков, формирование участковых избирательных комиссий, проведение предвыборной агитации, голосование и подведение итогов выборов. Выделяются также и факультативные стадии избирательного процесса, существование которых предусматривается законом при наступлении определенных обстоятельств. К ним относятся перенос выборов, стадия дополнительного выдвижения кандидатов, повторное голосование.
Назначение выборов. В соответствии с Всеобщей декларацией прав человека 1948 г. каждый человек имеет право принимать участие в управлении страной непосредственно или через избранных представителей, и воля народа должна находить выражение в периодических и нефальфицированных выборах. Периодичность выборов является средством, обеспечивающим через разумные интервалы времени демократическое выявление воли народа при избрании выборных лиц. Непериодические выборы не способствуют обеспечению устоев стабильного демократического развития государства.
В мировой практике существует несколько систем назначения выборов. В некоторых странах закон устанавливает точную дату проведения выборов (США, Швеция, Мексика, Коста-Рики). Выборы Президента США в соответствии с Конституцией проводятся в первый вторник после первого понедельника ноября месяца каждого високосного года. В Избирательном кодексе Коста-Рики определяется, что выборы проводятся в первое воскресение февраля. В подобных избирательных системах назначение выборов как самостоятельная стадия избирательного процесса отсутствует.
В других странах назначение выборов является обязательной стадией избирательного процесса. Парламентские выборы, как правило, назначаются президентом, президентские - парламентом. Временные рамки проведения выборов устанавливаются обычно конституцией либо законом. В ряде стран в законодательстве отсутствует положение о сроке проведения выборов: закрепляется промежуток времени между роспуском одного и собранием другого созыва выборного органа. Например, для Палаты общин в Великобритании такой промежуток времени составляет двадцать дней[416]. В некоторых странах (Польша, Испания) закон не устанавливает даты выборов, а определяет срок, временной промежуток, в который они должны состоятся. Так, п. 6 ст. 68 Конституции Испании определяет, что выборы Конгресса проводятся в период между тридцатым и шестидесятым днем с момента истечения срока действия мандата.
Российское законодательство закрепляет несколько моделей назначения выборов: назначение выборов федеральных органов государственной власти и назначение выборов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. День голосования на выборах в федеральные органы государственной власти связан с месяцем, в котором истекает конституционный срок этих органов.
Решение о назначении выборов в федеральный орган государственной власти должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Выборы Президента Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации» назначает Совет Федерации Российской Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования на выборах Президента Российской Федерации является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих выборах Президента Российской Федерации и в котором шесть лет тому назад был избран Президент Российской Федерации. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.
Если Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации не назначит выборы Президента Российской Федерации, то они назначаются и проводятся Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в третье или четвертое воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих выборах Президента Российской Федерации. Решение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о назначении выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения срока официального опубликования решения Совета Федерации о назначении выборов.
В случае прекращения Президентом Российской Федерации исполнения своих полномочий до истечения конституционного срока в порядке, предусмотренном Конституцией Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий назначает досрочные выборы Президента Российской Федерации. Днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня досрочного прекращения исполнения своих полномочий Президентом Российской Федерации. Решение о назначении досрочных выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. Если Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации не назначит досрочные выборы Президента Российской Федерации, они назначаются и проводятся Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в первое или второе воскресенье по истечении трех месяцев со дня досрочного прекращения исполнения своих полномочий Президентом Российской Федерации. Решение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о проведении выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения срока официального опубликования решения Совета Федерации о назначении досрочных выборов.
Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Федерального Собрания Российской Федерации» назначаются Президентом Российской Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования является первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. Если Президент Российской Федерации не назначит выборы депутатов Государственной Думы в срок, установленный законом, выборы назначаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и проводятся в первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва. Решение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о назначении выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения срока опубликования решения Президента Российской Федерации о назначении выборов.
При роспуске Государственной Думы днем голосования по досрочным выборам является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня роспуска Государственной Думы. Решение о назначении досрочных выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. Если Президент Российской Федерации не назначит досрочные выборы депутатов Государственной Думы нового созыва, они назначаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и проводятся в последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня роспуска Государственной Думы. Решение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о назначении досрочных выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения установленного срока официального опубликования решения Президента Российской Федерации о назначении досрочных выборов.
Регулирование назначения выборов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления осуществляется нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации, которые соответствуют «рамочному» Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Для выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, должностных лиц законодательством определяется один день голосования: второе воскресение сентября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов указанных органов. Не допускается назначение голосования на нерабочий праздничный день и на предшествующий ему день, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем. Если второе воскресенье марта или второе воскресение октября, на которое должны быть назначены выборы, совпадает с нерабочим праздничным днем, или предшествующим ему днем, или днем, следующим за нерабочим праздничным днем либо второе воскресенье марта объявлено в установленном порядке рабочим днем, выборы назначаются на первое воскресенье марта.
Решение о назначении выборов в орган государственной власти субъекта Российской Федерации должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.
Если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначат выборы в сроки, предусмотренные законом, а также если уполномоченный на то орган или должностное лицо отсутствуют, выборы в органы государственной власти субъекта Российской Федерации назначаются избирательной комиссией субъекта Российской Федерации не позднее чем за 80 дней до дня голосования; в органы местного самоуправления - соответствующей избирательной комиссией не позднее чем за 70 дней до дня голосования. Решение избирательной комиссии о назначении выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения срока опубликования решения органа или должностного лица, к компетенции которого относится назначение соответствующих выборов.
Если соответствующая избирательная комиссия не назначит в установленный срок выборы либо если такая избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована, соответствующий суд общей юрисдикции по заявлениям избирателей, избирательных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора может определить срок, не позднее которого уполномоченный на то орган или должностное лицо, а в случае их отсутствия - соответствующая избирательная комиссия должны назначить выборы. При этом суд также вправе возложить на Центральную избирательную комиссию Российской Федерации или избирательную комиссию субъекта Российской Федерации (соответственно уровню выборов) обязанность сформировать в десятидневный срок со дня вступления в силу решения суда временную избирательную комиссию в количестве не более 15 членов комиссии с соблюдением требований к составу избирательной комиссии.
Выборы в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, вновь образуемые в соответствии с федеральным конституционным законом, федеральным законом, конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации, назначаются на второе воскресенье марта либо на второе воскресенье октября, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - на день голосования на них.
Регистрация и учет избирателей. Образование избирательных округов, избирательных участков. Право гражданина быть включенным в списки избирателей является по своему характеру конституционным, так как имеет непосредственную связь с правом принимать участие в свободных выборах. На основании данных об избирателях, полученных избирательными комиссиями от органов, ответственных за регистрацию и учет избирателей, в ходе избирательных кампаний образуются избирательные округа, избирательные участки, составляются списки избирателей, на основании которых проводится реализация активного избирательного права. М. Амеллер отмечает, что целью подготовки списков избирателей является, с одной стороны, предоставление возможности каждому избирателю отдать свой голос, с другой - исключить участие в выборах лиц, лишенных избирательного права[417].
В мировой практике существует два подхода в отношении включения граждан в списки избирателей: заявительный подход и подход обязательной регистрации. В соответствии с заявительным подходом гражданин должен сам заботиться о своём включении в списки избирателей и регистрироваться в компетентных органах (Великобритания, Испания, Мексика). Подход обязательной регистрации подразумевает, что данные об избирателе автоматически включаются в списки при достижении им необходимого возраста (ФРГ, Италия, Швейцария). В ряде стран гражданам выдаются избирательные удостоверения, являющиеся основанием для участия в голосовании (Греция, Франция)[418].
Выделяется несколько способов регистрации (учета) избирателей. В соответствии с первым способом, получившим название – периодический список, список избирателей составляется заново перед каждыми выборами (Великобритания, Гана). Второй способ – постоянный список, представляет собой периодическое обновление в течение определённого времени постоянно существующего списка избирателей: в него включаются лица, достигшие возраста, установленного для реализации активного избирательного права (Аргентина, Канада).
В последнее время в мировой практике появилась система гражданской регистрации, которая представляет собой список с основной информацией обо всех гражданах: имя, пол, гражданство, возраст, семейное положение, адрес места жительства, идентификационный номер и другие данные. Включение в список является обязательным, и гражданин обязан предоставлять в соответствующие органы власти обновленную информацию о себе[419].
В России действует система постоянной регистрации избирателей. Основные положения, касающиеся государственной системы регистрации избирателей, закрепляются в статье 16 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Положении о Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации, утвержденном Постановлении Центральной избирательной комиссии Российской Федерации [420].
В Положении о Государственной регистрации (учете) избирателей определяются основные этапы данного процесса:
- регистрация (учет) избирателей, проживающих на территории муниципальных образований России и на территории консульских округов за ее пределами;
- оформление сведений об избирателях по единой форме;
- установление численности избирателей на территориях муниципальных образований, субъектов Российской Федерации и на территории консульских округов за ее пределами;
- установление численности избирателей, проживающих на территории Российской Федерации и за ее пределами.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны оказывать необходимое содействие органам местного самоуправления в составлении списков избирателей при регистрации (учете) избирателей и уточнении сведений о зарегистрированных избирателях. Возможно использование государственной автоматизированной информационной системы.
Регистрация (учет) избирателей, проживающих на определенной территории, осуществляется главой муниципального образования или уполномоченным на это органом местного самоуправления лицом на основании сведений, представляемых органами регистрационного учета российских граждан, территориальными органами Федеральной миграционной службы России.
Основанием для регистрации (учета) избирателей, проживающих за пределами территории Российской Федерации или находящихся в длительных заграничных командировках, является факт их постоянного проживания на территории иностранного государства или пребывание в длительных заграничных командировках, устанавливаемый дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями Российской Федерации. В этом случае регистрация (учет) избирателей проводится руководителем дипломатического представительства, консульского учреждения.
Регистрация (учет) избирателей осуществляется по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года независимо от того проводятся ли выборы в текущем году или нет. По результатам регистрации (учета) главы муниципальных образований или уполномоченные лица не позднее 15 января и 15 июля каждого года обязаны представлять в исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, избирательную комиссию субъекта Федерации данные о численности избирателей, на основании которых устанавливается общее их количество. До 20 января и 20 июля каждого года указанные данные направляются в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации. Аналогичный срок предоставления сведений о зарегистрированных избирателях существует и для руководителей дипломатических представителей и консульских учреждений Российской Федерации. По запросу Министерства иностранных дел Российской Федерации Единая форма сведений о зарегистрированных избирателях представляются в МИД России для уточнения сведений об избирателях, проживающих за пределами территории России.
Данные о численности избирателей-военнослужащих, членов их семей и других избирателей, проживающих в пределах расположения воинской части, собираются и представляются командиром соответствующей воинской части.
Избиратель имеет право на доступ к документированной информации (персональным данным) о себе. Данное право основывается на конституционном праве каждого гражданина Российской Федерации получить информацию любым законным способом (ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации) и регламентируется Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации»[421].
Как отмечалось ранее на основании численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории, образуются избирательные округа. Избирательным округом является территория, которая образована в соответствии с законодательством и от которой непосредственно избирателями избираются депутат (депутаты), выборное должностное лицо, иные выборные лица. Избирательный округ может быть многомандатным или одномандатным. Многомандатный избирательный округ - это избирательный округ, в котором избирается несколько депутатов, выборных должностных лиц, причем за каждого из них избиратели голосуют персонально. Одномандатный избирательный округ - это избирательный округ, в котором избирается один депутат, одно выборное должностное лицо или иное выборное лицо. На территории государства может быть образован единый округ, границы которого совпадают с границами государства. Единый округ применяется при выборах депутатов по пропорциональной избирательной системе (ЮАР, Израиль) или при выборах главы государства (Франция).
При проведении выборов в Российской Федерации избирательные округа образуются на основе следующих принципов:
- соблюдается примерное равенство одномандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10 %, а в труднодоступных или отдаленных местностях - не более чем на 30 %. При образовании многомандатных избирательных округов соблюдается примерное равенство числа избирателей на один депутатский мандат. Отклонение числа избирателей в многомандатном избирательном округе от средней нормы представительства избирателей, умноженной на число депутатских мандатов в данном округе, не может превышать 10 % от средней нормы представительства избирателей, а в труднодоступных или отдаленных местностях - 15 % от средней нормы представительства избирателей[422];
- при образовании избирательных округов на определенных законом субъекта Российской Федерации территориях компактного проживания коренных малочисленных народов допустимое отклонение от средней нормы представительства избирателей должно составлять не более 40 %;
- избирательный округ должен составлять единую территорию, не допускается образование избирательного округа из территорий, не граничащих между собой, за исключением анклавных территорий.
Требования, предъявляемые к избирательным округам, были предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации. В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 ноября 1998 г.[423] по делу о проверке конституционности требований, предъявляемых к образованию избирательных округов в Федеральном законе от 21 июня 1995 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», отмечается, что демократический принцип равных выборов и обязанность государства гарантировать равенство избирательных прав граждан, с одной стороны, и принцип федерализма и равноправие субъектов Федерации - с другой могут в известной мере входить в юридическое противоречие друг с другом, то есть в качестве вынужденной меры допускаются определенные отступления от общей нормы представительства, а именно некоторые ограничения равного избирательного права в пользу принципов федерализма, что не может считаться результатом произвола и злоупотреблений. Это обосновывается тем, что положения о гарантиях равенства избирательных прав граждан законодатель должен согласовывать с принципами федерализма равноправия субъектов Российской Федерации.
Публикация (обнародование) схемы образованных избирательных округов, включая её графическое изображение, осуществляется соответствующим представительным органом государственной власти, органом местного самоуправления не позднее чем через 5 дней после её утверждения.
Избирательные округа делятся на избирательные участки. Избирательные участки - это территориальные единицы, образуемые для организации и проведения голосования и подсчета голосов. Данные территориальные единицы образуются чаще всего главой местного самоуправления. Избирательные участки, как правило, устраиваются в помещениях школ, иных учебных заведений, спортивных клубов и т.д.
Избирательные участки - это территориальные единицы, образуемые для организации проведения голосования и подсчета голосов. Данные территориальные единицы образуются главой муниципального образования по согласованию с избирательными комиссиями на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка, из расчета не более чем 3 тысячи избирателей на каждом участке. Образование избирательных участков происходит не позднее чем за 45 дней до дня голосования. Границы избирательных участков не должны пересекать границы избирательных округов.
Эти требования могут не соблюдаться при образовании избирательных участков за пределами России. Избирательные участки для граждан Российской Федерации, находящихся на территории иностранных государств, образуют руководители дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации на территории страны пребывания. Порядок приписки избирательных участков, образованных за пределами территории Российской Федерации, к избирательным округам, образованным для проведения выборов в федеральные органы государственной власти, определяется федеральным законом.
Выдвижение и регистрация кандидатов (списков кандидатов). Выдвижение и регистрация кандидатов является одной из самых важных стадий избирательного процесса. По мнению Васильева В.И. она определяется как «завязка» избирательной кампании от которой зависит весь дальнейший её ход[424]. Выдвижение кандидата является юридическим фактом, который приводит к возникновению правоотношений связанных с реализацией пассивного избирательного права, то есть конституционного права избираться. В соответствии со статьей 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме» под выдвижением понимается самовыдвижение кандидата, инициатива избирательного объединения в определении кандидата в выборный орган, на выборную государственную или муниципальную должность. Согласно положению данной статьи предусматривается два субъекта права выдвижения кандидатов: 1. избиратель, реализующий свое право в порядке самовыдвижения; 2. избирательное объединение.
Предусматривающийся Законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 19 сентября 1997 г. такой субъект права выдвижения, как группа избирателей, в действующем законодательстве отсутствует. В ст. 34 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» закрепляется, что федеральным законом может быть предусмотрено, что для поддержки самовыдвижения необходимо создать группу с определенным числом избирателей. Так, в соответствии со ст. 34 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» для поддержки самовыдвижения кандидата необходимо создать группу избирателей в количестве не менее 500 граждан Российской Федерации, обладающих активным избирательным правом. При этом избиратель может входить только в одну группу избирателей, созданную для поддержки самовыдвижения кандидата.
Выдвижение по одномандатному округу может происходить как путем самовыдвижения, так и в порядке выдвижения избирательным объединением. Выдвижение кандидата в списке кандидатов происходит только в порядке выдвижения избирательным объединением. Самовыдвижение кандидатов, в соответствии со статьей 34 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав…» производится путем уведомления об этом избирательной комиссии. Кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности, связанные с правовом статусом выдвинутого кандидата, после поступления в соответствующую избирательную комиссию уведомления, заявления о его согласии баллотироваться.
Избирательные объединения праве выдвигать кандидатов по одномандатным округам (включая единый округ) и многомандатным округам, списки кандидатов - на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти Российской Федерации и её субъектов, а также представительных органов муниципальных образований по пропорциональной избирательной системе. В многомандатном избирательном округе избирательное объединение вправе претендовать на все мандаты от соответствующего избирательного округа, а потому вправе выдвинуть кандидата на каждый депутатский мандат, подлежащий за<