К содержанию законопроекта «О молодежи и государственной молодежной политике в Российской Федерации»

1. В центре закона должен находиться сам молодой человек, особенности реализации его конституционных прав и свобод. Для этого требуется, чтобы в нем четко просматривалась специфика реализации политических, социально-экономических и культурных прав и свобод молодых граждан, были заложены основы обеспечения их соблюдения и осуществления в Российской Федерации. Закон призван выстроить четкую технологию оказания молодому человеку услуг, способствующих раскрытию его гражданского потенциала и мотивации инновационного поведения молодежи в интересах российского общества, и предусмотреть развитие инфраструктуры государственных, муниципальных и иных учреждений по делам молодежи.

2. Закон должен повысить эффективность действия уже существующих юридических норм, касающихся молодых граждан и системы работы с ними, обеспечить приведение данных норм в соответствие с новым уровнем развития российского общества. При этом он обязан учесть состояние законодательств субъектов Российской Федерации о государственной молодежной политикеи практику их использования, обеспечить выполнение действующих в российских регионах законов и иных нормативных правовых актов. Таким образом, фактически нужен так называемый закон «снизу». При его подготовке важно оценить не только обширный опыт применения законов и подзаконных актов субъектов Российской Федерации о государственной молодежной политике, но и муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы работы с молодежью. Последнее обстоятельство важно, так как органы местного самоуправления ближе всех соприкасаются с реальными проблемами молодых граждан.

3. Закон призван установить четкий статус государственной молодежной политики, ее место в общей политике государства и соотношение с общественной молодежной политикой и муниципальной молодежной политикой. В законе необходимо предусмотреть существование в стране единой молодежной политики, предполагающей совместные действия органов власти всех уровней и структур гражданского общества по созданию условий для социализации и воспитания молодого поколения. Речь фактически идет о создании эффективной общественно-государственной системы работы с молодежью в России, основанной на партнерстве органов власти, бизнес-сообщества, религиозных организаций, молодежных, детских и иных общественных объединений и др. В законе должны быть нормы, позволяющие выработать общий подход к осуществлению и правовому регулированию работы с молодежью на всех уровнях: федеральном, региональном, местном. При этом целесообразно учитывать «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденные Правительством Российской Федерации в 2014 году и реализующиеся в настоящее время.

4. В законе требуется закрепить понятие «молодежь» и другие ключевые категории государственной молодежной политики. К ним в первую очередь следует отнести такие категории, как: молодежь (молодые граждане); молодежное общественное объединение; молодая семья; молодежная политика; государственная молодежная политика; муниципальная молодежная политика; общественная молодежная политика; работа с молодежью; орган по делам молодежи; молодежный парламентаризм; молодежное добровольчество; молодежная программа; молодежный проект; инфраструктура для молодежи; социальная служба для молодежи; молодежный центр.

5. Закон призван сделать механизм разработки и реализации государственной молодежной политики в нашей стране более четким и технологичным во всех отношениях, чем ныне существующий. Его нормы должны быть направлены на совершенствование управления в сфере государственной молодежной политики, нормализацию процедурных моментов в работе с молодежью и обеспечение эффективного контроля за реальными процессами, происходящими в молодежной среде. В законе требуется разграничить сферу компетенции и ответственности за решение молодежных проблем. В нем детально надо прописать взаимоотношения между всеми субъектами государственной молодежной политики, прежде всего федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

6. Закон должен определить механизм гарантий участия молодежи и ее объединений в осуществлении государственной молодежной политики. При этом необходимо предусмотреть основные формы участия молодежи в ее разработке и реализации. Особое внимание следует уделить развитию молодежного парламентаризма и добровольчества молодежи, взаимодействию государственных и муниципальных органов с молодежными и детскими общественными объединениями, установлению гарантий их деятельности и участия в осуществлении государственной молодежной политики.

7. В законе следует предусмотреть соответствующие гарантии его осуществления, формы ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц за его исполнение, порядок вступления в силу и приведения нормативных правовых актов в соответствие с ним. При этом он призван инициировать соответствующие изменения и дополнения в действующие законы и подзаконные акты, касающиеся молодежи и государственной молодежной политики.

Приложение 3

К Концепции

Проекта Федерального закона

«О молодежи и государственной молодежной политике

В Российской Федерации»

ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА

Наши рекомендации