Концепция внешней политики Российской Федерации.
(Утверждена Указом президента России 28 июня 2000 г.]
I. Общие положения
Международная обстановка, сложившаяся к началу XXI века, потребовала переосмысления общей ситуации вокруг Российской Федерации, приоритетов российской внешней политики и возможностей ее ресурсного обеспечения. Наряду с определенным укреплением международных позиций Российской Федерации проявились и негативные тенденции. Не оправдались некоторые расчеты, связанные с формированием новых равноправных, взаимовыгодных, партнерских отношений России с окружающим миром, как это предполагалось в Основных положениях концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденных распоряжением Президента Российской Федерации от 23 апреля 1993 г. № 284-рп, и в других документах.
Высшим приоритетом внешнеполитического курса России является защита интересов личности, общества и государства.
В рамках этого процесса главные усилия должны быть направлены на достижение следующих основных целей:
обеспечение надежной безопасности страны, сохранение и укрепление ее суверенитета и территориальной целостности, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе, которые в наибольшей мере отвечают интересам Российской Федерации как великой державы, как одного из влиятельных центров современного мира и которые необходимы для роста ее политического, экономического, интеллектуального и духовного потенциала;
воздействие на общемировые процессы в целях формирования стабильного, справедливого и демократического миропорядка, строящегося на общепризнанных нормах международного права, включая прежде всего цели и принципы Устава ООН, на равноправных и партнерских отношениях между государствами;
создание благоприятных внешних условий для поступательного развития России, подъема ее экономики, повышения уровня жизни населения, успешного проведения демократических преобразований, укрепления основ конституционного строя, соблюдения прав и свобод человека;
формирование пояса добрососедства по периметру российских границ, содействие устранению имеющихся и предотвращению возникновения потенциальных очагов напряженности и конфликтов в прилегающих к Российской Федерации регионах;
поиск согласия и совпадающих интересов с зарубежными странами и межгосударственными объединениями в процессе решения задач, определяемых национальными приоритетами России, строительство на этой основе системы партнерских и союзнических отношений, улучшающих условия и параметры международного взаимодействия;
всесторонняя защита прав и интересов российских граждан и соотечественников за рубежом;
содействие позитивному восприятию Российской Федерации в мире, популяризации русского языка и культуры народов России в иностранных государствах.
П. Современный мир и внешняя политика Российской Федерации
Трансформация международных отношений, прекращение конфронтации и последовательное преодоление последствий «холодной войны», продвижение российских реформ существенно расширили возможности сотрудничества на мировой арене. Сведена к минимуму угроза глобального ядерного конфликта…
В то же время в международной сфере зарождаются новые вызовы и угрозы национальным интересам России. Усиливается тенденция к созданию однополярной структуры мира при экономическом и силовом доминировании США. При решении принципиальных вопросов международной безопасности ставка делается на западные институты и форумы ограниченного состава, на ослабление роли Совета Безопасности ООН.
Стратегия односторонних действий может дестабилизировать международную обстановку, провоцировать напряженность и гонку вооружений, усугубить межгосударственные противоречия, национальную и религиозную рознь. Применение силовых методов в обход действующих международно-правовых механизмов не способно устранить глубинные социально-экономические, межэтнические и другие противоречия, лежащие в основе конфликтов, и лишь подрывает основы правопорядка.
Россия будет добиваться формирования многополярной системы международных отношений, реально отражающей многоликость современного мира с разнообразием его интересов…
Интересы России непосредственно связаны и с другими тенденциями, среди которых:
глобализация мировой экономики. Наряду с дополнительными возможностями социально-экономического прогресса, расширения человеческих контактов такая тенденция порождает и новые опасности, особенно для экономически ослабленных государств, усиливается вероятность крупномасштабных финансово-экономических кризисов. Растет риск зависимости экономической системы и информационного пространства Российской Федерации от воздействия извне;
усиление роли международных институтов и механизмов в мировой экономике и политике («Группа восьми», МВФ, МБРР и другие), вызванное объективным ростом взаимозависимости государств, необходимостью повышения управляемости международной системы. В интересах России — полноформатное и равноправное участие в разработке основных принципов функционирования мировой финансово-экономической системы в современных условиях;
развитие региональной и субрегиональной интеграции в Европе, Азиатско-тихоокеанском регионе, Африке и Латинской Америке. Интеграционные объединения приобретают все большее значение в мировой экономике, становятся существенным фактором региональной и субрегиональной безопасности и миротворчества;
военно-политическое соперничество региональных держав, рост сепаратизма, этнонационального и религиозного экстремизма. Интеграционные процессы, в частности в Евро-Атлантическом регионе, имеют зачастую избирательно-ограничительный характер. Попытки принизить роль суверенного государства как основополагающего элемента международных отношений создают угрозу произвольного вмешательства во внутренние дела. Серьезные масштабы приобретает проблема распространения оружия массового уничтожения и средств его доставки. Угрозу международному миру и безопасности представляют неурегулированные или потенциальные региональные и локальные вооруженные конфликты. Существенное влияние на глобальную и региональную стабильность начинает оказывать рост международного терроризма, транснациональной организованной преступности, а также незаконного оборота наркотиков и оружия.
Угрозы, связанные с указанными тенденциями, усугубляются ограниченностью ресурсного обеспечения внешней политики Российской Федерации; что затрудняет успешное отстаивание ее внешнеэкономических интересов,: сужает рамки ее информационного и культурного влияния за рубежом1.
Вместе с тем Российская Федерация имеет реальный потенциал для обеспечения достойного-места в мире. Определяющее значение в этом плане имеют дальнейшее укрепление российской государственности, консолидация гражданского общества и скорейший переход к устойчивому экономическому росту…
III. Приоритеты Российской Федерации в решении глобальных проблем…
1. Формирование нового мироустройства
Россия заинтересована в стабильной системе международных отношений, основанной на принципах равноправия, взаимного уважения и взаимовыгодного сотрудничества. Эта система призвана обеспечить надежную безопасность каждого члена мирового сообщества в политической, военной, экономической, гуманитарной и иных областях.
Главным центром регулирования международных отношений в XXI веке должна оставаться Организация Объединенных Наций. Российская Федерация будет решительно противодействовать попыткам принизить роль ООН и ее Совета Безопасности в мировых делах.
Усиление консолидирующей роли ООН в мире предполагает:
неуклонное соблюдение основополагающих принципов Устава ООН, включая сохранение статуса постоянных членов Совета Безопасности ООН;
рациональное реформирование ООН в целях развития ее механизма быстрого реагирования на происходящие в мире события, включая наращивание ее возможностей по предотвращению и урегулированию кризисов и конфликтов;
дальнейшее повышение эффективности Совета Безопасности ООН, несущего главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности, придание этому органу большей представительности за счет включения в его состав новых постоянных членов, в первую очередь авторитетных развивающихся государств. Реформирование ООН должно исходить из незыблемости права вето постоянных членов Совета Безопасности ООН.
Россия придает большое значение своему участию в группе восьми наиболее развитых индустриальных государств. Рассматривая механизм консультаций и согласования позиций по важнейшим проблемам современности как одно из существенных средств отстаивания и продвижения своих внешнеполитических интересов, Российская Федерация намерена наращивать взаимодействие с партнерами по этому форуму.
2. Укрепление международной безопасности
Россия выступает за дальнейшее снижение роли фактора силы в международных отношениях при одновременном укреплении стратегической и региональной стабильности…
3. Международные экономические отношения
Главным приоритетом внешней политики Российской Федерации в сфере международных экономических отношений является содействие развитию национальной экономики, которое в условиях глобализации немыслимо без широкого включения России в систему мирохозяйственных связей…
IV. Региональные приоритеты
Приоритетным направлением внешней политики России является обеспечение соответствия многостороннего и двустороннего сотрудничества с государствами-участниками Содружества Независимых Государств (СНГ) задачам национальной безопасности страны...
Отношения с европейскими государствами — традиционное приоритетное направление внешней политики России. Главной целью российской внешней политики на европейском направлении является создание стабильной и демократической системы общеевропейской безопасности и сотрудничества. Россия заинтересована в дальнейшем сбалансированном развитии многофункционального характера Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и будет прилагать усилия в этом направлении…
Российская Федерация готова к преодолению значительных трудностей последнего времени в отношениях с США, сохранению создававшейся на протяжении почти 10 лет инфраструктуры российско-американского сотрудничества. Несмотря на наличие серьезных, в ряде случаев принципиальных разногласий, российско-американское взаимодействие является необходимым условием улучшения международной обстановки и обеспечения глобальной стратегической стабильности…(27. С. 536-550)
4. Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества. (ЕврАзЭС)Астана.10 октября 2000 г.
Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация и Республика Таджикистан, далее именуемые Договаривающимися Сторонами... договорились о следующем:
Статья 1. Учреждение международной организации
Настоящим Договаривающиеся Стороны учреждают международную организацию «Евразийское экономическое сообщество» (далее — ЕврАзЭС или Сообщество).
ЕврАзЭС обладает полномочиями, добровольно передаваемыми ему Договаривающимися Сторонами в соответствии с положениями настоящего Договора. Договаривающиеся Стороны остаются суверенными и равноправными субъектами международного права.
Статья 2. Цели и задачи
ЕврАзЭС создается для эффективного продвижения процесса формирования Договаривающимися Сторонами Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также реализации других целей и задач, определенных в вышеназванных Соглашениях о Таможенном союзе, Договоре об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях и Договоре о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, в соответствии с намеченными в указанных документах этапами.
Ранее заключенные Договаривающимися Сторонами между собой договоры, а также решения органов управления интеграцией продолжают действовать в части, не противоречащей настоящему Договору…
Статья 12. Местонахождение органов
Местом нахождения Интеграционного Комитета является город Астана (Республика Казахстан) и Москва (Российская Федерация).
Местом нахождения Межпарламентской Ассамблеи является город Санкт-Петербург (Российская Федерация)…
Статья 18. Срок действия и вступление в силу
Настоящий Договор заключается на неопределенный срок... (27. С. 550-554)
5. Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничестваШанхай. 15 июня 2001 г.
Главы государств Республики Казахстан, Китайской Народной Республики, Кыргызской Республики, Российской Федерации. Республики Таджикистан и Республики Узбекистан,
торжественно объявляют о следующем:
1.Республика Казахстан, Китайская Народная Республика, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан и Республика Узбекистан создают Шанхайскую организацию сотрудничества.
2.Целями «Шанхайской организации сотрудничества» являются:
укрепление между государствами-участниками взаимного доверия, дружбы и добрососедства; поощрение эффективного сотрудничества между ними в политической, торгово-экономической, научно-технической, культурной, образовательной, энергетической, транспортной,
экологической и других областях; совместные усилия по поддержанию и обеспечению мира, безопасности и стабильности в регионе, построению нового демократического, справедливого и рационального политического и экономического международного порядка…
8. Шанхайская организация сотрудничества придает приоритетное значение региональной безопасности и предпринимает все необходимые усилия для ее обеспечения. Государства-участники будут осуществлять тесное взаимодействие в целях реализации Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, в том числе путем учреждения региональной антитеррористической структуры Шанхайской организации сотрудничества с месторасположением в г. Бишкеке.
Кроме этого, будут разработаны соответствующие многосторонние документы о сотрудничестве в пресечении незаконного оборота оружия и наркотиков, незаконной миграции и других видов преступной деятельности… (27. С. 555-557)
6. Протокол о присоединении Республики Узбекистан к Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества. (ЕврАзЭС)
Санкт-Петербург. 25 января 2006 г.
Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация и Республика Таджикистан, являющиеся государствами - членами Евразийского экономического сообщества, с одной стороны, и Республика Узбекистан, с другой стороны ... договорились о следующем:
Статья 1. Настоящим Протоколом Республика Узбекистан присоединяется к Договору об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г. и принимает на себя в полном объеме права и обязательства, вытекающие из него. (38. 2006. - № 6. С. 5-6)
Использованные источники
1. Август 1968 года. Обзор документов Архива внешней политики Российской Федерации / Международная жизнь. – 1992. - № 8/9. – С. 147-159.
2.Антология мировой политической мысли. В 5 т. т. II. Зарубежная политическая мысль. ХХ в. / Нац. обществ-науч. фонд. Акад. полит. науки; Руководитель проекта Г.Ю. Семигин и др.; Ред.-науч. совет: пред. совета Г. Ю. Семинин и др. – М.: Мысль, 1997. - 830 с.
3.Антология мировой политической мысли. В 5 т. т. V. Политические документы. / Нац. обществ-науч. фонд. Акад. полит. науки; Руководитель проекта Г.Ю. Семигин и др.; Ред.-науч. совет: пред. совета Г. Ю. Семигин и др. – М.: Мысль, 1997. - 765 с.
4.Арлазарова С.М., Казакова Н.И. Проблемы социалистического развития стран Центральной и Юго-Восточной Европы (1944-1981). Практикум для студентов-заочников 4-го курса исторических факультетов педагогических институтов. В двух выпусках. – М.: Просвещение, 1983. Вып. первый - 144 с.
5.Арлазарова С.М., Казакова Н.И. Проблемы социалистического развития стран Центральной и Юго-Восточной Европы (1944-1981). Практикум для студентов-заочников 4-го курса исторических факультетов педагогических институтов. В двух выпусках. – М.: Просвещение, 1983. Вып. второй - 161 с.
6.Берлинская (Потсдамская) конференция руководителей трех союзных держав: СССР, США, Великобритании. – М., 1989.
7.Внешняя политика и безопасность современной России (1991-1998). Хрестоматия в двух томах / Сост. Т.А.Шаклеина. Т.2. Документы. М.: Московский общественный научный фонд; ООО «Издательский центр научных и учебных программ», 1999. –512 с.
8.Восточная Европа в документах российских архивов. 1944-1953. В 2 томах / Отв. ред. Г.П. Мурашко. Т. 1. 1944-1948 гг. – М. - Новосибирск, «Сибирский хронограф». 1998. – 985 с.
9.Восточная Европа в документах российских архивов. 1944-1953. В 2 томах / Отв. ред. Г.П. Мурашко. Т. 2. 1949-1953 гг. – М. - Новосибирск, «Сибирский хронограф». 1998. – 1004 с.
10.Деятельность Советской военной администрации в Германии по демилитаризации советской зоны оккупации Германии. 1945-1949. Сборник документов. - М.: Россия молодая, 2004. – 882 с.
11.Документы «комиссии Суслова». События в Польше в 1981 г. Из архива Президента РФ / Новая и новейшая история. 1994. - № 1. С. 84-105.
12.История США. Хрестоматия: пособие для вузов / Сост. Э.А.Иванян. – М.: Дрофа, 2005. – 399 с.
13.Италия: Конституция и законодательные акты. М.: Прогресс, 1988. – 391 с.
14.Колобов О.А., Корнилов А.А., Рыхтик М.И., Цхай И.В. Проблема войны и мира в ХХ веке. Хрестоматия. Том 1. – Нижний Новгород, Изд-во Нижегор. гос. ун-та им. Лобаче6вского, 1996. – 277 с.
15.Коминтерн против фашизма. Документы. М.: Наука, 1999. – 506 с.
16.Конституции зарубежных государств: Учебное пособие / Сост. Проф. В.В. Маклаков – 2-е изд., исправ. и доп. – М.: Издательство БЕК. - 1999. – 584 с.
17.Конституции зарубежных социалистических государств. М.: Госюриздат, 1956 . – 460 с.
18.Кочегарова Н.И., Кочегаров В.Ф. Всемирная история. Великобритания между двумя войнами, 1918-1940 гг. Практикум. М.: Изд-во МГОПУ, 1998. – 112 с.
19.Кочегарова Н.И., Кочегаров В.Ф. Всемирная история. Соединенные Штаты Америки, 1918-1945 гг. Практикум. М.: Изд-во МГОПУ, 1998. – 72 с.
20. Крымская конференция руководителей трех союзных держав: СССР, США, Великобритании. – М., 1984.
21.НАТО. Справочник. Брюссель: Бюро информации и печати НАТО, 1995. – 368 с.
22.Новые документы по новейшей истории: Хрестоматия для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / Ред. и сост. Г.Н. Севостьянов. М.: Просвещение. – 350 с.
23.Пономарев М.В., Смирнова С.Ю. Новая и новейшая история: Практическое пособие: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: В 3 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – Ч. 2: Европейская индустриальная цивилизация в XIX в. «Закат Европы». – 288 с.
24.Пономарев М.В., Смирнова С.Ю. Новая и новейшая история: Практическое пособие: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: в 3 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – Ч. 3: Трансформация индустриальной цивилизации в период ГМК. Становление постиндустриального общества. – 384 с.
25.СВАГ. Управление пропаганды (информации) и С.И. Тюльпанов. 1945-1949. Сборник документов М.: Россия молодая, 1994. – 255 с.
26.Системная история международных отношений в четырех томах. События и документы. 1918-2003 / Под ред. А.Д.Богатурова. Том второй. Документы. 1918-1945. – М.: Научно-образовательный форум по международным отношениям, 2024. - 358 с.
27.Системная история международных отношений в четырех томах. События и документы. 1918-2003 / Под ред. А.Д.Богатурова. Том четвертый. Документы. 1945-2003. – М.: Научно-образовательный форум по международным отношениям, 2004. - 598 с.
28.Советский фактор в Восточной Европе. 1944-1953. В 2-х тт. Документы / Т. 1. 1944-1948 гг. Отв. редактор – Т.В. Волокитина. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1999. –687 с.
29.Советский фактор в Восточной Европе. 1944-1953. В 2-х тт. Документы / Т. 2. 1949-1953 гг. Отв. редактор – Т.В. Волокитина. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2002. – 928 с.
30.Советско-венгерские отношения. 1948-1970 гг. Документы и материалы / М-во ин. дел СССР и м-во ин. дел ВНР. - М.: Политиздат, 1974. – 726 с.
31.Совещания Коминформа, 1947, 1948, 1949. Документы и материалы. – М.: «Российская политическая энциклопедия», 1998.
32.Союзная контрольная власть. План для репараций и послевоенного уровня германской экономики в соответствии с решением Берлинской конференции. б. м. 1947.
33.СССР и германский вопрос. 1941-1949. Документы из Архива внешней политики России: В 3х тт. – Т. I: 22 июня 1941 г. - 8 мая 1945 г. / Сост. Г.П. Кынин и Й. Лауфер. – М.: Междунар. отношения. 1996. – 784 с.
34.СССР и германский вопрос. 1941-1949. Документы из Архива внешней политики России: В 3х тт. – Т. II: 9 мая 1945 г. – 3 октября 1946 г. / Сост. Г.П. Кынин и Й. Лауфер. – М.: Междунар. отношения. 2000. – 880 с.
35.Тегеранская конференция руководителей трех союзных держав: СССР, США и Великобритании. – М., 1984.
36.Хрестоматия по новейшей истории. В 3 томах. Документы и материалы. – М.: Издательство социально-экономической литературы, Под ред. Б.Г. Гафурова, Л.И. Зубока, И.М. Майского, А.С. Перевертайло, В.Г. Трухановского. 1960-1961. т.1 1917-1939 гг. - 927 с.. т.2 1939-1945 гг. – 765 с. т.3. (1961) 1945-1961 гг. – 775 с.
37.Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. В 2 т. Т. 2. Современное государство и право / Отв. ред. Н.А. Крашенинникова. - М.: Норма, 2003.- 672 с.
38.Журнал «Бюллетень международных договоров»
39.Журнал «Дипломатический вестник»
40.Diedrch T. Der 17. Juni 1953 in DDR bewaffnete Gewalt gegen d. Volk. – Berlin, 1991.
41.http: // polska Ludowa. com / opozycia / dokumentacya / 21 – postulatow. htm