Издатели, владельцы и журналисты
7. Работа СМИ - один из видов «посредничества», предоставляющий информационные услуги, и права, которыми они обладают в связи со свободой информации, зависят от их получателей, то есть от граждан.
8. Право на информацию является фундаментальным правом, которому уделяется большое внимание в прецедентном праве Европейской Комиссии и Суда по правам человека в связи со статьей 10 европейской Конвенции по правам человека и которое признано статьей 9 Европейской Конвенции по трансграничному телевидению, а также и всеми демократическими конституциями. Субъектом этого права является гражданин, который в этой связи имеет также право требовать, чтобы информация, предоставляемая журналистами, была достоверной в том, что касается новостей, и честной в том, что касается мнений, без постороннего вмешательства как со стороны властей, так и частного сектора.
9. Власти не должны считать себя собственниками информации. Представительность их полномочий создает правовую базу для усилий по обеспечению и расширению плюрализма в СМИ, созданию необходимых условий для осуществления свободы самовыражения и права на получение информации и устранение цензуры. Более того, Комитету министров известно об этом, как свидетельствует его Декларация о свободе самовыражения и информации, принятая 29 апреля 1982 года.
10. Имея дело с журналистикой, необходимо помнить, что она тесно связана со СМИ, представляющими собой часть корпоративной структуры, внутри которой необходимо проводить различия между издателями, владельцами и журналистами. В этой связи, наряду с защитой свободы СМИ, свобода внутри СМИ также нуждается в охране, необходимо также предотвращать давление со стороны.
11. Информационные организации должны рассматривать себя как особые социально-экономические органы, чьи предпринимательские цели должны ограничиваться созданием условий для предоставления доступа к фундаментальным правам.
12. Информационные организации должны быть прозрачны в вопросах собственности и управления СМИ, давая гражданам возможность получить ясное представление о владельцах СМИ и масштабах их экономических интересов.
13. Внутри информационных организаций издатели и журналисты должны сосуществовать, помня о том, что законное уважение идеологической ориентации издателей и владельцев должно быть ограничено абсолютными требованиями достоверности информационных сообщений и соблюдения этических норм. Это очень важно, если мы намерены уважать фундаментальное право граждан на получение информации.
14. Эти требования состоят в том, что мы должны укреплять гарантии свободы самовыражения журналистов, поскольку они в последней инстанции должны выступать в качестве главных источников информации. В этой связи мы должны с точки зрения права изложить и определить суть вопросов, касающихся совести и профессиональной секретности в отношении конфиденциальных источников, приводя в соответствие национальные законоположения по этому вопросу, с тем чтобы они могли более широко применяться в демократической Европе.
15. Ни издатели и владельцы, ни журналисты не должны считать себя собственниками новостей. Информационные организации должны рассматривать информацию не как предмет потребления, но как фундаментальное право граждан. В связи с этим СМИ не должны использовать ни качество, ни содержание новостей или мнений с целью расширения читательской или зрительской аудитории для увеличения доходов от рекламы.
16. Если мы должны создать условия для того, чтобы с информацией обращались в соответствии с этическими нормами, то получателями ее следует считать отдельных людей, а не безликую массу.