Пакт о нейтралитете между Советским Союзом и Японией

Москва. 13 апреля 1941 г.

Статья 1. Обе Договаривающиеся Стороны обязуются под­держивать мирные и дружественные отношения между собой и взаимно уважать территориальную целостность и неприкосновен­ность другой Договаривающейся Стороны.

Статья 2. В случае если одна из Договаривающихся Сторон окажется объектом военных действий со стороны одной или не­скольких третьих держав, другая Договаривающаяся Сторона бу­дет соблюдать нейтралитет в продолжение всего конфликта.

Статья 3. Настоящий пакт вступает в силу со дня его ратифи­кации обеими договаривающимися Сторонами и сохраняет силу в течение пяти лет... (26. С. 152)

Из выступления премьер-министра Великобритании У. Черчилля по радио 22 июня 1941 г.

За последние 25 лет никто не был более последовательным про­тивником коммунизма, чем я. Я не возьму обратно ни одного сло­ва, которое я сказал о нем. Но все бледнеет перед развертываю­щимся сейчас зрелищем… Я вижу русских солдат, стоящих на пороге родной земли, охраняющих поля, которые их отцы обраба­тывали с незапамятных времен ... Я вижу десятки тысяч русских деревень, где средства к существованию с таким трудом вырыва­ются у земли, но где существуют исконные человеческие радости, где смеются девушки и играют дети. Я вижу, как на все это надви­гается гнусная нацистская военная машина с ее щеголеватыми, бряцающими шпорами прусскими офицерами, с ее искусными агентами, только что усмирившими и связавшими по рукам и но­гам десяток стран. Я вижу также серую вымуштрованную массу свирепой гуннской солдатни, надвигающейся, подобно тучам пол­зущей саранчи. Я вижу в небе германские бомбардировщики и ис­требители с еще незажившими рубцами от ран, нанесенных им англичанами, радующиеся тому, что они нашли, как им кажется, более легкую и верную добычу...

За всем этим шумом и громом я вижу кучку злодеев, которые пла­нируют, организуют и навлекают на человечество эту лавину бедст­вий... Любой человек или государство, которые борются против нацизма, получат нашу помощь. Любой человек или государство, которые идут с Гитлером, — наши враги... Такова наша полити­ка, таково наше заявление. Отсюда следует, что мы окажем России и русскому народу всю помощь, какую только сможем. Мы обра­тимся ко всем нашим друзьям и союзникам во всех частях света с призывом придерживаться такого же курса и проводить его так же стойко и неуклонно до конца, как это будем делать мы. (36. Т. 2. С. 247)

12. Соглашение между правительствами СССР и Великобритании о совместных действиях в войне против Германии12 июля 1941 г.

Правительство Союза ССР и правительство Его Величества в Соединенном Королевстве заключили настоящее соглашение и декларируют о следующем:

1.Оба правительства взаимно обязуются оказывать друг другу
помощь и поддержку всякого рода в настоящей войне против гит­леровской Германии.

2. Они, далее, обязуются, что в продолжение этой войны они
не будут ни вести переговоров, ни заключать перемирия или мир­ного договора, кроме как с обоюдного согласия. (26. С. 194)

Атлантическая хартия

о. Ньюфаундленд.14 августа 1941 г.

Президент Соединенных Штатов Америки и премьер-министр господин Черчилль, представляющий Правительство Его Величества в Великобритании, встретившись друг с другом, считают разумным обнародовать определенные общие принципы государственной политики соответствующих стран, на основе которых базируются их надежды на лучшее будущее для всего мира.

Первое: их страны не стремятся к территориальным или иным приобретениям.

Второе: они выражают желание не быть свидетелями территориальных изменений, которые не соответствуют свободно выраженным пожеланиям заинтересованных народов.

Третье: они уважают право всех народов избирать форму правления, при которой они будут жить, и они желают видеть суверенные права и самоуправление восстановленными для тех, кто был насильственно лишен их.

Четвертое: они будут стремиться с должным уважением к своим обязательствам к тому, чтобы способствовать обеспечению всем государствам, большим или малым, победителям или побежденным, равного доступа к торговле и сырьевым запасам мира, необходимым для их экономического процветания.

Пятое: они выражают желание способствовать в полной мере сотрудничеству между всеми государствами в экономической области с целью всеобщего обеспечения более совершенных условий труда, экономического прогресса и социальной безопасности.

Шестое: после окончательной ликвидации нацистской тирании они надеются увидеть установление мира, который предоставит всем государствам возможность жить в безопасности в их собственных границах и который позволит гарантировать, что все люди на земле смогут жить в условиях свободы от страха и лишений.

Седьмое: такой мир должен будет позволить всем людям беспрепятственно пересекать открытое море и океаны.

Восьмое: они выражают веру в то, что все государства мира, как исходя из чувства реальности, так и по причинам возвышенного характера, придут к решению отказаться от использования силы.

Поскольку будущий мир не может быть сохранен, если государства, которые угрожают или могут угрожать агрессией за пределами свои границ, будут продолжать применять оружие наземного, морского или воздушного назначения, они выражают веру в то, что разоружение таких государств необходимо при условии создания более широкой и постоянной системы общей безопасности. Аналогичным способом они будут содействовать и поощрять все иные практически осуществимые меры, которые облегчат для всех миролюбивых народов тяжелое бремя вооружений. (12. С. 261-262)

14. Из военного послания Президента США Ф. Рузвельта Конгрессу 8 декабря 1941 г.

Вчера, 7 декабря 1941 г., в день, позор которого останется в истории, Соединенные Штаты Америки были неожиданно и намеренно атакованы военно-морскими и военно-воздуш­ными силами Японской империи...

Проведенное вчера нападение на Гавайские острова на­несло жестокий ущерб американскому военно-морскому флоту и армии. Это нападение стоило нам жизни многих американцев. В дополнение к этому сообщается, что амери­канские корабли были также торпедированы и в открытом море между Сан-Франциско и Гонолулу…

Японское нападение распространяется на весь район Ти­хого океана. Факты вчерашнего дня говорят сами за себя. Народ Соединенных Штатов пришел уже к определенному выводу и прекрасно понимает, чем грозит это нападение жизни и безопасности нашей нации.

В качестве главнокомандующего армии и флота я прика­зал принять все необходимые для нашей обороны меры…

Я верю, что я выражаю волю конгресса и народа, когда я говорю, что мы не только сделаем все, что в наших силах, для собственной защиты, но что мы сделаем так, и сделаем это надежно, чтобы опасность подобного рода предательства никогда не угрожала нам снова. Мы находимся в состоянии войны. Нельзя закрывать глаза на тот факт, что наш народ, наша территория и наши интересы находятся в большой опасности…

Я предлагаю конгрессу объявить, что с воскресенья 7 де­кабря, т. е. с момента ничем не спровоцированного и преда­тельского нападения на нас Японии, Соединенные Штаты и Японская империя находятся в состоянии войны. (36. Т.2. С.518-519)

Наши рекомендации