Из пакта о дружбе и союзе между Германией и Италией
Берлин. 22 мая 1939 г.
Статья I. Договаривающиеся Стороны будут находиться в постоянном контакте друг с другом, с тем чтобы согласовывать свои позиции по всем вопросам, касающимся их взаимных интересов или общего положения в Европе.
Статья II. В случае если взаимные интересы Договаривающихся Сторон будут поставлены под угрозу какими-либо международными событиями, они незамедлительно приступят к консультациям о мерах, которые необходимо будет предпринять для соблюдения своих интересов.
Если безопасность или другие жизненные интересы одной из Договаривающихся Сторон будут поставлены под угрозу извне, то другая Договаривающаяся Сторона предоставит Стороне, находящейся в опасности, свою полную поддержку с целью устранения этой угрозы.
Статья III. Если вопреки пожеланиям и надеждам Договаривающихся Сторон дело дойдет до того, что одна из них окажется в военном конфликте с другой державой или с другими державами, то другая Договаривающаяся Сторона немедленно выступит на ее стороне в качестве союзника и поддержит ее всеми своими военными силами на суше, на море, и в воздухе.
Статья IV. Чтобы в соответствующем случае обеспечить быструю реализацию принятого в статье III союзнического обязательства, правительства обеих Договаривающихся Сторон будут и впредь углублять свое сотрудничество в военной области и в области военной экономики…
Статья VII. Этот Пакт вступает в силу немедленно после подписания. Обе Договаривающиеся Стороны едины в том, чтобы первый срок его действия составлял десять лет. Своевременно до истечения этого срока они договорятся о продлении действия Пакта.
22 мая 1939 г.— в XVII году Фашистской Эры. (3. С. 326-327)
XI. Великобритания в1929-1939 гг.
1. Вестминстерский статут
11 декабря 1931 г.
1.В этом Акте термин «доминион» означает любой из следующих доминионов, то есть, доминион Канада, Австралийский Союз, доминион Новая Зеландия, Южно-Африканский Союз, Ирландское Свободное Государство и Нью-Фаундленд.
2. (1). Акт о действии колониальных законов 1865 г., не должен применяться к какому-либо закону, принятому парламентом доминиона после вступления в силу настоящего Акта.
(2). Ни один закон и ни одно положение закона, изданные парламентом доминиона после вступления в силу настоящего Акта, не будут считаться недействительными или не имеющими силы на основании того, что они противоречат закону Англии, или положениям любого ныне действующего или будущего Акта парламента Соединенного Королевства, или любому указу, предписанию или распоряжению, изданному на основании любого такого Акта, и в правомочие парламента доминиона будет входить право на отмену любого такого Акта или на внесение поправок к нему, на отмену любого такого указа, предписания или распоряжения или внесения к ним поправок, постольку поскольку они являются частью закона доминиона...
11. Несмотря на положение Акта о толковании, 1889 г., термин «колония» не будет в каком-либо Акте парламента Соединенного Королевства, принятом после вступления в силу настоящего Акта, включать доминион, или провинцию, или штат, составляющий часть доминиона.
Приложение
Великобритания и доминионы.
Комиссия придерживается того мнения, что ничего нельзя было бы выиграть, пытаясь составить конституцию для Британской империи. Ее разбросанные на большом протяжении части имеют весьма различные свойства, весьма различную историю и находятся на весьма различных стадиях эволюции; в то же время, рассматриваемая как одно целое она не поддается классификации и не имеет действительного сходства с какой-либо другой политической организацией из существующих ныне или когда-либо возникавших.
В ней есть, однако, один важнейший элемент, который с чисто конституционной точки зрения ныне... достиг своего полного развития, — мы разумеем группу самоуправляющихся обществ, состоящую из Великобритании и доминионов. Их положение и взаимные отношения могут быть немедленно определены. Они суть автономные общества (Communities) внутри Британской империи равные по статусу, ни в каком отношении не подчиненные одно другому в каком бы то ни было смысле в их внутренних и иностранных делах, хотя и объединившиеся в качестве членов Британского коммонвельса Наций...
Но... Британская империя не основана на негативных признаках. Она основывается по существу, если не формально, на положительных идеалах. Ее плотью и кровью являются свободные учреждения. Мир, безопасность и прогресс входят в ее цели... И хотя доминион является ныне и должен всегда оставаться единственным судьей природы и степени своего участия в сотрудничестве, общее дело, по нашему мнению, не будет этим поставлено под угрозу.
Равенство статуса, поскольку это касается Британии и доминионов, таким образом, является коренным принципом, управляющим нашими внутриимперскими отношениями.
Но принципы равенства и сходства, относящиеся к статусу, не распространяются универсальным образом на функционирование. Здесь нам требуется нечто большее, чем неизменные догмы. Например, нам требуется гибкий аппарат для того, чтобы ведать вопросами дипломатии и обороны, аппарат, который время от времени может приспособляться к изменяющимся обстоятельствам в мире.
Особое положение Индии
Положение Индии в империи уже определено Актом об Управлении Индией 1919 г. Мы, тем не менее, напомним, что IX резолюцией имперской конференции 1917 г. было должным образом признано важное место, занимаемое Индией в Британском коммонвельсе. Там, где в этом докладе мы имели случай рассматривать положение Индии, мы сделали специальную ссылку на нее.
Общее ведение иностранной политики
...В этой сфере, как и в сфере обороны, большая часть ответственности остается ныне и должна на некоторое время продолжать оставаться, на правительстве его величества в Великобритании. Тем не менее, практически все доминионы вовлечены до некоторой степени, а некоторые и в значительной степени, в ведение внешних сношений, в особенности с приграничными к ним иностранными государствами. Частным примером тому является растущая работа в связи с отношениями между Канадой и США, которая повела к необходимости назначения полномочного министра, чтобы представлять Канадское правительство в Вашингтоне. Мы полагали, что основным соображением, лежащим в основе осуждения этой проблемы, должно быть то, что ни Великобритания, ни доминионы не могут принуждаться к принятию действительных обязательств иначе, как с окончательного согласия своих правительств... (26. С. 110-113)
2. Англо-германское морское соглашение Лондон. 18 июня 1935 г.
I) Нота сэра Самуэля Хора на имя фон Риббентропа
1. В течение последних дней представители Германского правительства и Правительства его величества в Соединенном Королевстве вели переговоры, главной целью которых была подготовка почвы для всеобщей конференции по ограничению морских вооружений. Я могу теперь с радостьюсообщить о формальном согласии правительства его величества в Соединенном Королевстве с обсуждавшимися во время этих переговоров предложениями Германского правительства о том, чтобы будущая мощь германского флота по отношению к совокупной морской мощи членов Британского коммонвельса наций выражалось бы пропорцией 35:100. Правительство его величества в Соединенном Королевстве рассматривает эти предложения как вклад огромнейшего значения в дело будущего морского ограничения. Оно также верит, что достигнутое им соглашение с Германским правительством, рассматриваемое им как постоянное и определенное соглашение между обоими правительствами, начиная с сегодняшнего дня, облегчит заключение всеобщего соглашения по вопросу о морском ограничении между всеми морскими державами мира…
3. Ссылаясь на вышеизложенных пояснений, имею честь уведомить вас, что Правительство его величества в Соединенном Королевстве приняло к сведению эту оговорку и признает указанное в ней право под условием понимания, что при отсутствии иного соглашения между обоими правительствами пропорция в 35:100 будет сохранена.
4. Имею честь просит уведомить меня о согласии Германского правительства с тем, что предложения Германского правительства правильно изложены в предшествующих пунктах настоящей ноты.
II) Нота фон Риббентропа сэру Саму элю Хору
Имею честь подтвердить получение ноты от сего числа, в которой вы соблаговолили сообщить мне от имени Правительства его величества Соединенном Королевстве определенные условия.
Имею честь подтвердить, что предложения Германского правительства изложены правильно в вышеуказанной ноте и я с удовлетворением отмечаю, что Правительство его величества в Соединенном Королевстве принимает эти предложения.
Германское правительство со своей стороны, также полагает, что соглашение, достигнутое им ныне с Правительством его величества в Соединенном Королевстве, которое оно считает постоянным и определенным соглашением, имеющим действие с сего числа между обоими правительствами, облегчит заключение всеобщего соглашения по этому вопросу между всеми морскими державами мира. (26. С. 129-132)
3. «Партийная лояльность». Обращение Исполнительного комитета лейбористской партии 12 января 1937 г.
Правлением партии получены запросы относительно того, как должны относиться члены нашей партии к обсуждаемым в настоящее время различным предложениям о «едином фронте».
Будучи членами Национального исполнительного комитета партии, мы хотели бы напомнить движению в целом о том, что на ежегодной конференции партии в Саутпорте в 1934 г. было принято решение, что Коммунистическая партия Великобритании является политической организацией, не подходящей для присоединения к партии. На этой же конференции был представлен список других организаций коммунистического происхождения, объявленных ранее неподходящими для присоединения, и решение было подтверждено вновь.
Конференция обратила внимание, что члены партии постоянно подвергаются настойчивым уговорам поддерживать разные специальные организации, создаваемые под покровительством коммунистов для конкретных целей, но задуманные в основном для обеспечения единства действий коммунистов, социалистов и членов тред-юнионов, для достижения особых целей коммунистов и для поддержки политики «единого фронта».
Эти предложения затрагивают лояльность партии. Кроме того, связанное с «единым фронтом» распыление средств и усилий не преминуло бы ослабить организации лейбористской партии по всей стране. В соответствии с этим конференция в Саутпорте приняла следующую рекомендацию Национального исполнительного комитета, за которую было подано 1 820 000 голосов против 89 000:
«Единство действий с Коммунистической партией или с подчиненными ей или субсидируемыми ею организациями без санкции на то Национального исполнительного комитета несовместимо с членством в лейбористской партии; Национальный исполнительный комитет будет просить на следующей ежегодной партийной конференции о предоставлении ему дисциплинарных полномочий для рассмотрения любого случая или случаев, могущих возникнуть».(36. Т 1. С. 349-350)
4.Соглашения между правительством Соединенного Королевства и правительством ЭйреАпрель 1938 г.
Правительство Соединенного Королевства и правительство Эйре, желая развивать отношения дружбы и доброго взаимопонимания между обеими странами, достигнуть окончательного урегулирования всех неразрешенных финансовых претензий любого из двух правительств к другому, развивать торговлю и коммерческие отношения между обеими странами, заключили Соглашения, подлежащие одобрению парламентами, о нижеследующем: Соглашение, касающееся статей 6 и 7 соглашения от 6 декабря 1921 г. Правительство Соединенного Королевства и правительство Эйре согласились о нижеследующем:
1.Статьи 6 и 7 Соглашения о договоре между Великобританией и Ирландией, подписанного 6 декабря 1921 года, и Приложение к нему утрачивают силу.
2. С этого времени правительство Соединенного Королевства передаст правительству Эйре имущество и права Адмиралтейства в Берехевен и портовые оборонительные сооружения в Берехевен, Кобе (Куинстаун) и Лаф Свилли, занятые в настоящее время отрядами, выделяемыми Соединенным Королевством, вместе со строениями, складами, установками для вооружений, оборудованием и стационарными видами вооружений с боеприпасами, находящимися в настоящее время в указанных портах.
3.Передача произойдет не позже 31 декабря 1938 г. (36. Т 1. С. 484-485)
5. Соглашение между федерацией британской промышленности и имперской (германской) группой промышленности15 марта 1939 г.
Обе организации приветствуют открывающуюся благодаря этим переговорам перспективу дальнейшего укрепления дружественных отношений, существующих между ними в течение многих лет.
Обе организации констатируют, что как для экономической жизни Германии, так и для экономики Великобритании развитие широкой и прибыльной внешней торговли безусловно необходимо.
Обе организации признают желательным, чтобы отдельные отрасли промышленности обеих стран стремились к заключению двухсторонних соглашений, которые исключали бы всякую конкуренцию, разрушающим образом действующую на рынок.
Обе организации отдают себе отчет в том, что в известных случаях преимущества соглашений между отраслями промышленности двух стран или же отраслями промышленности группы стран могут быть сведены на нет, благодаря конкуренции промышленности третьей страны, отказывающейся присоединиться к этому соглашению. В таком случае у организаций, подписавших это соглашение, может возникнуть необходимость просить поддержки своих правительств. Обе организации единодушны в своем решении в случае необходимости обратиться к ним за такой помощью.
Обе организации ставят своей целью устранить при помощи этого соглашения нездоровую конкуренцию между промышленностью обеих стран. Их цель заключается в том, чтобы обеспечить наиболее полное сотрудничество различных отраслей промышленности обеих стран…
Для того чтобы обеспечить успех этой политики в будущем, Имперская группа промышленности и Федерация британских промышленников образовали постоянный комитет обеих организаций. Этот комитет должен на своих регулярных съездах изучать создавшуюся к данному моменту обстановку. Федерация британских промышленников пригласила немецких членов этого совместного комитета нанести ответный визит в Англию в июне сего года. Немецкие коллеги приняли это приглашение с благодарностью. (36. Т 1. С. 350-351)
6. Англо-германская декларацияМюнхен. 30 сентября 1938 г.
Мы, германских фюрер и канцлер и английский премьер-министр, провели сегодня еще одну встречу и пришли к согласию о том, что вопрос англо-германских отношений имеет первостепенное значение для обеих стран и для Европы.
Мы рассматриваем подписанное вчера вечером соглашение и англо-германское морское соглашение как символизирующие желание наших двух народов никогда более не воевать друг с другом.
Мы приняли твердое решение, чтобы метод консультаций стал методом принятым для рассмотрения всех других вопросов, которые могут касаться наших двух стран, и мы полны решимости продолжить наши усилия по устранению возможных источников разногласий и таким образом содействовать обеспечению мира в Европе. (26. С. 160)
XII. Франция в 1929-1939 гг.
1. Пакт о ненападении между СССР и Францией 29 ноября 1932 г.
Статья 1. Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон обязуется перед другою не прибегать ни в коем случае против нее, ни отдельно, ни совместно с одной или несколькими третьими державами ни к войне, ни к какому-либо нападению на суше, на море или в воздухе и уважать неприкосновенность территорий, находящихся под ее суверенитетом, или тех, в отношении которых ею приняты на себя внешнее представительство и контроль администрации.
Статья 2. Если одна из Высоких Договаривающихся Сторон явится предметом нападения со стороны одной или нескольких третьих Держав, то другая Высокая Договаривающаяся Сторона обязуется не оказывать в течение конфликта, ни прямо, ни косвенно, помощи и поддержки нападающему или нападающим.
Если одна из Высоких Договаривающихся Сторон прибегнет к нападению против третьей Державы, то другая Высокая Договаривающаяся Сторона будет иметь возможность денонсировать без предупреждения настоящий Договор.
Статья 3.Обязательства, изложенные выше в статьях 1 и 2, не могут никаким образом ограничить или изменить права и обязанности, вытекающие для каждой из Высоких Договаривающихся Сторон из соглашений, заключенных ею ранее вступления в силу настоящего Договора, причем каждая из Сторон заявляет настоящим, что она не связана никаким соглашением, налагающим на нее обязательство участвовать в нападении, предпринятом третьим государством. (26. С. 116-117)