Политическая платформа кандидата в президенты Лафоллета 1924 г.
Перед американским народом сейчас стоит вопрос огромного значения. Дело идет о контроле правительства и промышленности частными монополиями…
Контролируя правительство, монополии сумели постепенно распространить сферу своего абсолютного господства на все основные отрасли экономики.
Нарушая закон, монополии уничтожили конкуренцию, задушили частную инициативу и независимое предпринимательство и теперь, не опасаясь никакого наказания, получают грабительские прибыли в производстве всех жизненно необходимых для народа предметов потребления. Равенство возможностей, провозглашенное Декларацией независимости и подтвержденное Джефферсоном и Линкольном, которое они отстаивали и защищали как наследие каждого американского гражданина, уступило место особым привилегиям меньшинства.
Американский народ, который отказал в тиранической власти королю, не потерпит больше, чтобы этой властью пользовались монополии. Народ знает, что он не может уступить контроль над экономической жизнью всей страны той или иной группе людей и одновременно сохранить свои политические свободы. Он знает, что монополии имеют своих представителей в палатах конгресса, в федеральных судах и в органах исполнительной власти. Народ знает, что эти раболепствующие агенты монополий разбазаривают естественные богатства страны, низводят на нет законы, принимаемые конгрессом, нарушают права народа незаконными арестами и противоречащими конституции обысками и конфискациями, направляют политику в интересах хищнического капитала, затевают войны и заставляют сынов простого народа вести эти войны...
Почти не знающее границ процветание крупных корпораций, разорение и банкротство в сельском хозяйстве являются прямым и логичным результатом той политики и того законодательства, которые, с одной стороны, ведут к выкачиванию денег у фермеров, а с другой стороны — к предоставлению почти неограниченных кредитов крупным корпорациям, которые при помощи чрезмерных тарифов защищают индустриальных магнатов и в то же время с помощью финансового жонглирования ведут, с одной стороны, к снижению цен на производимые фермером продукты, а с другой — к росту цен на необходимые ему товары; которые гарантируют железным дорогам чрезмерно высокие тарифы и премируют бесхозяйственное управление, взваливая в то же время на спину американских фермеров незаслуженную ими тяжесть; которые дают возможность спекулянтам зерна играть на ценах на продукты фермерского хозяйства к огромному ущербу фермера и к огромной выгоде самого спекулянта.
…Имея своей целью, уничтожение экономической и политической власти монополий, которые стоят между народом и его правительством, мы клянемся следовать следующим принципам и политике:
Мы обещаем провести тщательную чистку в департаменте юстиции, в департаменте внутренних дел и в других департаментах исполнительной власти. Мы требуем, чтобы власть федерального правительства использовалась для подавления частных монополий, а не для их поощрения...
Мы выступаем за передачу в общественное владение энергетических водных ресурсов страны и за создание и развитие национальной всеобщей системы водного энергохозяйства…
Мы выступаем также за установление в интересах народа строгого общественного контроля и постоянной охраны всех национальных ресурсов, включая сюда леса, месторождения угля, железных и других руд и нефти...
Мы выступаем за снижение федеральных налогов на индивидуальные доходы и на законную деловую деятельность. Мы выступаем за то, чтобы налоговые поборы строго ограничивались бы действительно необходимыми расходами правительства…
Мы… выступаем за налоговую политику, которая предусматривала бы немедленное снижение налогов на скромные доходы и значительное увеличение налогов на большие наследства…
Мы выступаем за созыв специальной сессии конгресса для принятия законодательства, направленного на облегчение положения в американском сельском хозяйстве…
Мы выступаем за отмену права судов вмешиваться в трудовые конфликты путем вынесения судебных предписаний и за всемерную защиту прав фермеров и промышленных рабочих организовываться в профсоюзы, вести через своих выборных представителей переговоры о заключении коллективных договоров и заниматься без каких бы то ни было помех кооперативной деятельностью…
Мы осуждаем торгашескую внешнюю политику последних президентов, проводившуюся ими в интересах финансовых империалистов, нефтяных монополий и международных банкиров; политику, которая временами низводила наш государственный департамент с его высокой роли сильного и благожелательного посредника беззащитных правительств до роли торгового аванпоста тех интересов и тех искателей концессий, которые занимаются эксплуатацией более слабых наций противно воле самого американского народа; политику, которая наносит ущерб внутреннему развитию страны и может привести к возникновению войны. Мы выступаем за активную внешнюю политику, направленную на пересмотр Версальского договора в соответствии с условиями перемирия и за заключение со всеми нациями твердых договорных соглашений, предусматривающих объявление войны вне закона, отмену обязательной воинской повинности, значительного сокращения сухопутных, воздушных и морских вооружений, а также гарантирующих проведение всенародного референдума по вопросам мира и войны...
(36. Т 1. с. 496-500)
6. Обращение Г. Гувера при выдвижении его кандидатом в президенты
11 августа 1928 г.
…Наши проблемы прошедших семи лет были проблемами реконструкции. Они - проблемы прогрессивного развития. Новые и гигантские силы вошли в жизнь нашей страны. Мировая война породила идеи активной деятельности правительства, находящиеся в противоречии с нашими принципами. Мы достигли такой финансовой и экономической мощи, которая ставит нас в совершенно другое положение среди наций. Наука обеспечила нас новыми средствами и тысячей изобретений…
Республиканская партия пришла к власти около восьми лет назад. Необходимо напомнить самим себе о критических условиях того времени. Мы стояли перед лицом незавершенного мирного урегулирования и были вовлечены в бурные и опасные споры как внутри страны, так и за рубежом. Расходы федерального правительства составляли 5,5 миллиарда долларов в год, наш государственный долг составлял ошеломляющую цифру в 24 миллиарда долларов. Внешняя задолженность оставалась открытой проблемой. Страна находилась в панике из-за суперувелечения денежного оборота, вызванного войной и продолжающимся обесцениванием кредита и валюты уже после заключенного перемирия (в войне), из-за последовавшей затем стремительной дефляции в общенациональном масштабе, которая в течение полугода разрушила систему цен на предметы потребления почти наполовину Сельское хозяйство было ослаблено; земля не продавалась, торговля и промышленность находились в состоянии стагнации; наша внешняя торговля угасала, пять миллионов безработных слонялись по улицам. Недовольство и возмущение против нашей демократии были налицо. Страх за 6удущее поселился в каждом сердце.
Никогда еще ни одна партия не брала на себя более трудной задачи восстановления, чем это сделала республиканская партия в 192I г. Успехи этих семи с половиной лет олицетворяют период редкого мужества руководства и конструктивных действий. Никогда еще ни одна политическая партия не была в состоянии оглянуться назад на период такой же продолжительности с большим удовлетворением. Никогда она не смогла бы смотреть вперед с больший уверенностью, зная, что её послужной список будет одобрен избирателями.
Мирное урегулирование было осуществлено. Оздоровительные процессы при наличии доброй воли потушили очаги ненависти. Год за годом в наших отношениях с другими странами мы продвигались к идеалам законности и мира вместо использования силы. С помощью жесткой экономии федеральные расходы сокращались на два миллиарда долларов ежегодно. Государственный долг был сокращен на шесть с половиной миллиардов долларов. Проблема внешних долгов была урегулирована в большей своей части и на условиях, которые учитывали интересы как наших должников, так и наших налогоплательщиков. Налоги снижались четыре раза подряд. Эти снижения осуществлялись, прежде всего в интересах небогатых налогоплательщиков. С этой целью налоги на предметы потребления и коммунальные услуги были сняты…
Однако не посредством перечисления мудрых направлений политики одного правительства мы хотим показать достигнутый прогресс под руководством республиканцев. Для меня критерием являются та безопасность, комфорт и наличие возможностей, которые были предоставлены средней американской семье. В течение этих неполных восьми лет наше населенно увеличилось на восемь процентом. Однако наш доход вырос на более чем тридцать миллиардов долларов в год или более чем на 45 процентов…
Одним из самых давних и, возможно, самых благородных устремлений является ликвидация бедности. Под бедностью я подразумеваю мучения от недоедания, холода, невежества и страха перед старостью у тех людей, кто имеет желание работать. В сегодняшней Америке мы находимся ближе к полной победой над бедностью, чем когда-либо в истории любой страны…
Моей большой удачей в течение последних двенадцати лет было то, что мне удалось договориться о сотрудничестве с рабочим классом по многим направлениям и в осуществлении многих общественных целей
Профсоюзное движение нашей страны сохраняло два отличительных признака от подобных движений во всех странах. Они были ревностными сторонниками американского индивидуализма и американских институтов Они постоянно выступали против подрывных доктрин из-за границы. Наша непричастность ко многим социальным и экономическим болезням в громадной степени проистекает из этого сопротивления нашего рабочего класса…
В течениеэтих последних лет мымногое сделали для взаимопонимания между работодателем и работающим по найму. Мы являемся свидетелями осознания предпринимателем того,что высокая фактическая зарплата - это путь к расширенному потреблению и благосостоянию, и мы являемся свидетелями осознания рабочими того, что интенсивное использование машин, усилий и мастерства - это путь к более низким издержкам производства и, в конце концов, к более высокой реальной зарплате…
В настоящее время наши рабочие на свою недельную среднюю заработную плату могут купить в два и три раза больше хлеба и масла по сравнению с любым служащим по найму в Европе…
По мере роста и усиления сложности нашей экономической деятельности отношения между правительством ибизнесом расширяются скаждым днем. С каждым годом они становятся все более зависимы друг от друга… Долгом правительства является избегать регулирования так долго, пока не попираются равные возможности для всех граждан, а права личности не нарушаются…
Бизнес практичен, но он основан на вере - вере наших людей в неприкосновенность делового мира, и на вере, что правительство будет честным в отношениях с ним. Долгом правительства является укрепление этой веры…
Идеальное состояние бизнеса - быть свободным от тех колебаний, которые наблюдаются при подъеме и спаде, которые вызывают, с одной стороны, безработицу и банкротство, а с другой, спекуляцию и убытки. Оба разрушают прогресс и чреваты большими лишениями для каждой семьи Путем экономии в расходах, мудрого налогообложения и надежных финансовых доходов оно может облегчить тяготы бизнеса и обеспечить финансовую стабильность… (19. С. 20-38)
VIII. Международные отношения в 1919-1929 гг.
1. Цели войны и условия мира (Четырнадцать пунктов Вильсона). Послание Конгрессу 8 января 1918 г.
…Программа мира во всем мире является нашей программой, и эта программа, единственная, по нашему мнению, возможная программа, состоит в следующем:
1. Заключение в обстановке полной открытости мирных договоров, после чего не допускаются частные международные договоренности любого характера, а дипломатия должна всегда быть искренней и открытой для общественности.
2. Абсолютная свобода мореходства в открытом море за пределами территориальных вод, как в мирное, так и в военное время, за исключением тех случаев, когда открытое море может быть закрыто целиком или частично международным актом с целью соблюдения международных соглашений.
3. Устранение, в той мере, в какой это представляется возможным, всех экономических барьеров и учреждение равенства торговых условий для всех государств, поддерживающих мир и объединившихся в целях его поддержания.
4. Провозглашение и принятие на себя соответствующих обязательств гарантировать, что национальные вооружения будут сокращены до низшего предела, отвечающего требованиям национальной безопасности.
5. Свободное, объективное и абсолютно непредубежденное урегулирование всех колониальных претензий, основанное на строгом соблюдении принципа, согласно которому при обсуждении всех вопросов суверенитета интересы конкретных народов должны учитываться наравне со справедливыми требованиями тех правительств, чьи права надлежит определить.
6. Освобождение всей российской территории и такое урегулирование всех вопросов, касающихся России, которое могло бы гарантировать самое плодотворное и самое свободное сотрудничество всех государств мира с целью предоставления России беспрепятственной, ничем не затрудненной возможности самостоятельного определения направления ее политического развития и национальной политики; обеспечить России искренний радушный прием в общество свободных государств при свободном выборе ею политической системы, а также, помимо радушного приема, обеспечить всевозможную помощь, которая ей понадобится и которую она сама пожелает. Отношение к России со стороны родственных ей государств в предстоящие месяцы явится серьезным испытанием их доброй воли, понимания ими ее нужд, а не собственных интересов, их бескорыстного сочувствия к ней.
7. Вывод из Бельгии всех иностранных войск. Весь мир согласится, что эта страна должна быть восстановлена в прежнем состоянии без каких-либо попыток ограничить ее суверенитет, которым она пользуется наравне с другими свободными государствами. Никакая иная акция не сыграет столь же важной роли, как эта, в деле восстановления доверия между государствами к законам, которые они сами установили для регулирования отношений друг с другом. Без такой восстанавливающей справедливость акции все основы международного права будут навечно подорваны.
8. Вся французская территория должна быть освобождена, ее районы, подвергшиеся вторжению, — возвращены. Во имя обеспечения мира во всеобщих интересах должны быть исправлены все несправедливости, допущенные Пруссией в отношении Франции в 1871 г. в том, что касается Эльзас-Лотарингии, и нарушавшие мир во всем мире на протяжении почти пятидесяти лет.
9. Границы Италии должны быть установлены в соответствии с четко определенными государственными территориальными разграничениями.
10. Народам Австро-Венгрии — страны, место которой среди государств мы хотим видеть гарантированным, должна быть предоставлена ничем не ограниченная возможность самостоятельного развития.
11. Из Румынии, Сербии и Черногории должны быть выведены иностранные войска. Этим странам необходимо возвратить все оккупированные территории; Сербии должен быть предоставлен свободный и безопасный выход к морю. Взаимоотношения этих Балканских государств должны будут определяться дружественными консультациями в соответствии с исторически сложившимися определениями подданства и национальной принадлежности; этим Балканским государствам должны быть обеспечены международные гарантии политической и экономической независимости и территориальной целостности.
12. Турецким регионам современной Оттоманской империи должен быть гарантирован надежный суверенитет. Всем народностям, находящимся ныне под турецкой властью, следует гарантировать безопасность жизни и предоставить возможность свободного, самостоятельного развития. Дарданеллы должны быть постоянно открыты для беспрепятственного прохода судов и развития торговли всех государств под международные гарантии.
13. Должно быть образовано независимое Польское государство, которое будет включать территории с бесспорно польским населением. Этому государству предоставляется беспрепятственный и безопасный выход морю и гарантируется политическая и экономическая независимость. Его территориальная целостность должна быть гарантирована международным соглашением.
14. Путем заключения особых соглашений следует образовать союз государств с целью обеспечения равных взаимных гарантий политической независимости и территориальной целостности как крупным, так и малым странам…
В той мере, в какой это касается существенных исправлений допущенных несправедливостей и правовых претензий, мы считаем себя партнерами всех государств и народов, объединившихся в борьбе против империалистов. Мы не можем разделиться по интересам и целям. Мы вместе до конца…
Вся предложенная мной программа основана на принципе справедливости в отношении всех народов и народностей и их права, независимо от того, сильны они или слабы, жить наравне с другими народами в условиях свободы и безопасности. Ни один из элементов этой системы международной справедливости не будет долговечным, если в ее основе не будет лежать этот принцип… (12. С. 189-192)
2. Предложение союзных держав относительно мирной конференции на Принцевых островах22 января 1919 г.
Они (объединившиеся державы. — Ю.К.) признают абсолютное право русского народа устраивать свои собственные дела без какой бы то ни было диктовки или без указания извне.
Они не желают эксплуатировать или использовать Россию каким-либообразом. Они безоговорочно признают революцию, и они никоим образом и ни при каких условиях не будут помогать или давать поддержку каким-либо посягательствам контрреволюции. В их желания и цели не входит содействовать или помогать какой-либо из организованных групп, борющихся за власть в России. ...Их единственным и искренним желанием является сделать возможное, чтобы умиротворить Россию и дать ей возможность найти выход из теперешнего беспорядка. Объединившиеся державы ныне заняты торжественной и ответственной работой по установлению мира в Европе и на всем свете, и они вполне отдают себе отчет в том, что Европа и весь мир не могут быть умиротворены, поскольку не умиротворена Россия. Они признают, поэтому, за свою обязанность и принимают ее — прийти на помощь России в этом великом деле...
Действуя в этом духе и в этих целях, они приняли следующее решение. Они приглашают все организованные группы, которые ныне осуществляют и пытаются осуществлять политическую власть или военный контроль где-либо в Сибири или в пределах Европейской России, какими они были до только что законченной ныне войны (кроме Финляндии), послать представителей, не более чем по три представителя от каждой группы, на Принцевы острова в Мраморном море, где они будут встречены представителями объединившихся держав при том, однако, условии, что на это время будет перемирие между приглашенными сторонами… Эти представители приглашаются вступить в совещание с представителями объединившихся держав самым свободным и откровенным образом, дабы убедиться в пожеланиях всех частей русского народа и дабы прийти, если возможно, к некоторому соглашению, путем которого Россия могла бы определить свои собственные намерения и могли бы быть установлены счастливые отношения сотрудничества между ее народом и иными народами мира.
Ожидается скорый ответ на это приглашение. Все возможные облегчения будут даны союзниками для поездки представителей, включая перевозку через Черное море, и все заинтересованные стороны получат одни и те же облегчения. Представители ожидаются в назначенном месте 15 февраля 1919 года. Настоящее приглашение будет послано сегодня заинтересованным сторонам по радиотелеграфу. (26. С. 49-50)
3. Ответ Народного комиссариата по иностранным делам РСФСР по поводу предположенного созыва конференции на Принцевых островах4 февраля 1919 г.
Русскому Советскому Правительству стало известно из радиотелеграммы, заключавшей в себе обзор печати, об обращенном, якобы, державами Согласия ко всем фактически существующим в России правительствам приглашении отправить делегатов на конференцию на Принцевых островах. Не получив никакого приглашения такого рода, которое было бы адресовано, и узнав, опять таки из радиотелеграфных обзоров печати, что отсутствие ответа с его стороны истолковывается, как отказ дать ответ на это приглашение, Русское Советское Правительство хочет устранить всякое ложное толкование его образа действий. Принимая во внимание, с другой стороны, что иностранная печать систематически представляет его действия в неверном свете, Русское Советское Правительство пользуется этим случаем для того, чтобы точно определить занятое им положение с полной ясностью и откровенностью.
Несмотря на все более благоприятное положение Советской России и в военном отношении, и в отношении ее внутреннего состояния, Русское Советское Правительство считает настолько желательным заключение соглашения, которое положило бы конец военным действиям, что оно готово немедленно начать с этой целью переговоры и, как оно неоднократно заявляло, добиться такого соглашения даже ценой серьезных уступок, поскольку они не будут угрожать дальнейшему развитию Советской Республики…
Ввиду особенного значения, придаваемого не только в печати, но и в многочисленных заявлениях представителей правительств Согласия вопросу о русских займах, Советское правительство прежде всего заявляет о своей готовности сделать уступку по этому вопросу требованиям держав Согласия. Оно не отказывается от признания своих финансовых обязательств по отношению к своим кредиторам, принадлежащим к державам Согласия, причем точное определение того, каким образом этот пункт будет проведен в жизнь, будет заключаться в специальных договорах, выработка которых будет является задачей предлагаемых переговоров.
Во-вторых, ввиду затруднительного финансового положения Русской Советской Республики и неудовлетворительного кредита ее за границей, Русское Советское правительство предлагает гарантировать уплату процентов по своим займам известным количеством сырых материалов, относительно которых должно еще состояться специальное соглашение.
В-третьих, ввиду постоянно обнаруживаемого иностранным капиталом значительного интереса к вопросу об эксплуатации в его пользу естественных богатств России, Советское Правительство готово предоставить подданным держав Согласия горные, лесные и другие концессии на условиях, подлежащих еще точному определению, с тем, чтобы экономический и социальный строй Советской России не был затронут внутренними распорядками этих концессии.
Четвертый пункт, к которому, по мнению Русского Советского правительства, могли бы относиться предлагаемые переговоры, касается территориальных уступок, так как Русское Советское Правительство не имеет в виду, во что бы то ни стало, исключить из этих переговоров рассмотрение вопроса о каких-либо аннексиях державами Согласия русских территорий…
Подчеркивая еще раз, что положение Советской Республики не может не отразиться на размерах предполагаемых уступок, Русское Советское Правительство, тем не менее, остается при своем предложении вступить в переговоры по изложенным выше вопросам.
Что же касается часто высказываемых в печати стран Согласия жалоб по поводу международной революционной пропаганды Русского Советского Правительства, последнее, указывая на невозможность для него ограничить свободу революционной печати, заявляет о своей готовности, в случае необходимости, включить в общее соглашение с державами Согласия обязательство не вмешиваться в их внутренние дела.
На указанных основаниях Русское Советское правительство готово немедленно начать переговоры или на Принцевых островах, или в каком бы то ни было другом месте со всеми державами Согласия совместно, или же с отдельными державами из числа их, или с какими-либо российскими политическими группировками, согласно желанию держав Согласия. Русское Советское Правительство просит державы Согласия немедленно сообщить ему, куда направить ему своих представителей, когда именно, и каким именно путем. (26. С. 50-53)
4. Из материалов главного командования армиями Антанты об организация интервенции в России 17 февраля 1919 г.
…III. План действий
Реставрация режима порядка в России является делом сугубо национальным, которое должен осуществить сам русский народ.
Однако мы должны дать ему для этого средства и оказать помощь его здоровым элементам: поддержать их путем окружения большевистских армий; оказать им нашу материальную и моральную поддержку.
Окружение большевизма, начатое с севера, востока и юга, следует дополнить:
На юго-востоке действиями, предпринимаемыми из района Каспийского моря для обеспечения эффективного смыкания двух основных группировок национальных сил (армий Деникина-Краснова и Уральской армии).
На западе путем реставрации Польши, способной в военном отношении защитить свое существование.
Эвентуально, путем занятия Петрограда и во всяком случае путем блокады Балтийского моря.
Непосредственная поддержка, которую следует оказать русским национальным силам, состоит, помимо всего, в поставках необходимых материальных средств, в создании базы, где эти силы могли бы продолжить свою организацию и откуда они могли бы затем начать свои наступательные операции.
В этой связи возникает необходимость оккупации Украины.
Действия Антанты должны быть, следовательно, направлены главным образом к осуществлению: полного окружения большевизма, оккупации Украины, организации русских сил.
IV. Осуществление
Антанта способна выполнить эту программу.
1 Окружение большевизма
A. Связь Деникин — Колчак.
На Англию выпадает задача установления между армиями Деникина и уральскими армиями связи, столь важной для объединения русских национальных сил.
Она располагает на местах, на Кавказе, в Македонии и Турции, необходимыми средствами.
Б. Реставрация Польши — это должно быть делом польской армии.
Франция может организовать эту армию и при содействии морского транспорта союзников перебросить 6 пехотных дивизий, формируемых во Франции.
Для безопасности коммуникаций польской армии на линии Данциг — Торн необходимо оккупировать район нижнего течения Вислы межсоюзническими силами, состоящими из одной-двух пехотных дивизий, подлежащих созданию большей частью за счет американских войск.
B. Действия по проведению блокады побережья Балтийского моря могут быть легко осуществлены британским флотом.
Что же касается возможных операций в направлении Петрограда, то они могут быть намечены как завершение наступления эстонских войск, которое недавно возобновилось из района Ревеля и Нарвы. Чтобы сделать его возможным, достаточно оказать нашу поддержку силам, созданным в этом районе генералом Юденичем.
2. Оккупация Украины
Она выпадает на долю союзных армий на Востоке.
Против большевистской армии, которая разобщена и которой не хватает материальной части, армия Бертело, состоящая из трех французских пехотных дивизий, трех греческих пехотных дивизий, при поддержке румынской армии, усиленная 35-й итальянской дивизией, снабженная современным вооружением, которое мы можем дать ей в большом количестве, может проникнуть в сердце Украины, освободить Донец, куда уже началось вторжение, и захватить Киев и Харьков.
3. Организация русских сил
Эта организация продолжается в северной России (британское командование) и в Сибири (генерал Жанен и генерал Нокс).
Однако в южной России должна быть создана для наступления на Москву основная масса национальных сил с помощью армий Деникина — Краснова, местных войск, набранных на Украине, русских пленных, подлежащих репатриации из Германии в этот район.
V. Заключение
...Для держав Антанты встает жизненная необходимость свергнуть его (советское правительство — Ю.К.) как можно скорее, и возникает долг солидарности осуществить с этой целью совместные усилия.
При проведении в жизнь плана действий, который они должны утвердить, участие каждой из них может быть определено следующим образом:
Англия - действия в северной России и в районе Балтийского моря;
- участие в интервенции в Польше;
- действия в юго-восточной России в целях объединения сибирских сил с армиями Деникина и Краснова;
- организация этих армий.
Соединенные Штаты - действия в Польше (руководство межсоюзническими действиями).
Франция - действия в Сибири и на Украине;
- организация польской армии.
Италия - участие в действиях на Украине.
Соглашение должно быть достигнуто в самом срочном порядке,
имея в виду: постановку принципа интервенции в России, уточнение распределения задач, обеспечение единства руководства.
Это соглашение должно быть первым этапом на пути организации мира. (26. С. 53-55)
7. Манифест Коммунистического Интернационала к рабочим всех стран 1919 г.
Первый конгресс III Интернационала, собравшийся 5 марта 1919 года в Кремле, выражает свои чувства благодарности и восхищения русскому революционному пролетариату и его руководящей партии — коммунистической партии большевиков.
Великая революция, вернувшая социалистическое учение, которое оппортунисты извращали в течение столь долгого времени, к его первоисточнику — марксизму, те сверхчеловеческие усилия, которые применяются уже в продолжение почти полутора лет, чтобы создать на месте старого буржуазного мира новый, коммунистический общественный строй как в области моральной и интеллектуальной культуры, так и в области материальной коллективной или индивидуальной — политической, экономической и социальной жизни, помощь, которую русская революция все время оказывала рабочим всех стран в их борьбе против милитаристских и деспотических правительств, — все это должно вызвать всеобщее одушевление и одобрение рабочего класса всех стран…
Честь, независимость, самые элементарные интересы пролетариев всех стран требуют, чтобы они немедленно действовали и применили все (в случае необходимости — и революционные) средства для проведения следующих требований:
1.Невмешательство Антанты во внутренние дела Советской России.
2. Немедленное отозвание всех находящихся в настоящее время в Европейской и Азиатской России войск союзников.
3. Отказ от всякой прямой или косвенной политики интервенции, в форме ли провокации или материальной и моральной поддержки русских контрреволюционеров или русских реакционных разбойничьих банд.
4. Аннулирование договоров, которые уже заключены и имеют в виду вмешательство данного государства, русских контрреволюционеров или соседней с Россией страны во внутренние дела Советской республики; немедленное возвращение в свои страны дипломатических и военных миссий, которые правительства Антанты делегировали на север и юг России, в Румынию, Польшу, Финляндию, Чехию с целью провоцирования борьбы против Советской республики.
5. Признание Советской власти, которая после 18-месячного существования более прочна и популярна, чем когда-либо.
6. Возобновление дипломатических сношений, под чем также подразумевается делегирование официального представителя (социалиста) в Россию и признание русского представителя за границей.
7. Допущение делегатов Советского правительства в качестве представителей (и единственных представителей) русского народа на мирном конгрессе. Европейский мир, который будет рассмотрен и заключен без участия России, окажется в высшей степени непрочным. Было бы гнусно и смешно допустить на конгресс, при отсутствии большевиков или наряду с ними, в качестве представителей всей России или ее части тех фигляров, которые стоят во главе разных областных правительств, искусственно созданных союзниками, существующих лишь благодаря поддержке Антанты, и которые, впрочем, представляют едва ли не одни лишь личные стремления и интересы.
8. Снятие экономической блокады, которая скоро может ввергнуть Россию в состояние хозяйственной разрухи и голода.
9. Возобновление торговых сношений и заключение торгового договора.
10. Делегирование в Россию нескольких сотен или даже тысяч организаторов инженеров, инструкторов и опытных рабочих, в особенности металлистов, для оказания юной Социалистической республике реальной помощи в экономической области, прежде всего в осуществлении важнейшей задачи: в восстановлении путей сообщения, железных дорог и организации транспорта. (36. Т 1. с. 92-95)
Устав Лиги Наций
Вступил в силу 10 января 1920 г.
Статья 1
1.Первоначальными Членами Лиги Наций являются те из подписавшихся, имена которых значатся в Приложении к настоящему Уставу, а также Государства, равным образом названные в Приложении, которые приступят к настоящему Уставу без всяких оговорок, посредством декларации, сданной в Секретариат в течение двух месяцев до вступления в силу Устава, о чем будет сделано оповещение другим Членам Лиги.
2. Все государства, доминионы или колонии, которые управляются свободно и которые не указаны в Приложении, могут сделаться Членами Лиги, если за их допущение выскажутся две трети Ассамблеи (Собрания), поскольку ими будут даны действительные гарантии их искреннего намерения соблюдать международные обязательства и поскольку они примут положения, установленные Лигой касательно их военных, морских и воздушных сил и вооружений.
3. Всякий Член Лиги может, после предварительного, за два года, предупреждения, выйти из Лиги, при условии, что он выполнил к этому моменту все свои международные обязательства» включая и обязательства по настоящему Устава…
Статья 8.
1.Члены Лиги признают, что сохранение мира требует ограничения национальных вооружений до минимума, совместимого с национальной безопасностью и с выполнением международных обязательств, налагаемых общим выступлением.
2.Совет, учитывая географическое положение и особые условия каждого государства, подготовляет планы этого ограничения в целях рассмотрения и вынесения решения различными правительствами.
3. Эти планы должны составить предмет нового рассмотрения, а в случае надобности, пересмотра, по меньшей мере, каждые десять лет После их принятия различными правительствами предел вооружений, установленный таким образом, не может быть превышен без согласия Совета...
Статья 10.
Члены Лиги обязуются уважать и сохранять против всякого внешнего нападения территориальную целостность и существующую политическую независимость всех членов Лиги. В случае нападения, угрозы или опасности нападения Совет указывает меры к обеспечению выполнения этого обязательства.
Статья 11.
1. Определенно объявляется, что всякая война или угроза войны, затрагивает ли она прямо или нет кого-либо из членов Лиги, интересует Лигу в целом и что последняя должна принять меры, способные действительным образом оградить мир Наций. В подобном случае Генеральный секретарь немедленно созывает Совет по требованию всякого члена Лиги..
2. Кроме того, объявляется, что всякий член Лиги имеет право дружественным образом обратить внимание Собрания или Совета на всякое обстоятельство, способное затронуть международные отношения и, следовательно, грозящее поколебать мир или доброе согласие между нациями, от которых мир зависит.
Статья 12.
1. Член