Договор между Российской Социалистической Федеративной Советской Республикой и Германией. («Рапалльский договор»)

16 апреля 1922 г.

Статья 1. Оба правительства согласны, что разногласия меж­ду Германией и Российской Советской Республикой по вопро­сам, возникшим за время состояния этих государств в войне, регулируются на следующих основаниях:

а) Германское государство и РСФСР взаимно отказываются от возмещения их военных расходов, равно как и от возмещения военных убытков, иначе говоря тех убытков, которые были причинены им и их гражданам в районах военных действий, вслед­ствие военных мероприятий, включая и предпринятые на терри­тории противной Стороны реквизиции. Равным образом обе Сто­роны отказываются от возмещения невоенных убытков, причи­ненных гражданам одной Стороны посредством так называемых исключительных военных законов и насильственных мероприя­тий государственных органов другой Стороны...

в) Германия и Россия взаимно отказываются от возмещения их расходов на военнопленных. Равным образом Германское правительство отказывается от возмещения расходов, произве­денных на интернированные в Германии части Красной Армии. Со своей стороны Российское правительство отказывается от воз­мещения ему сумм, вырученных Германией от продажи военно­го имущества, ввезенного в Германию этими интернированными частями.

Статья 2. Германия отказывается от претензий, вытекаю­щих из факта применения до настоящего времени законов и ме­роприятий РСФСР к германским гражданам и их частным пра­вам, равно как и к правам Германии и германских государств в отношении России, а также от претензий, вытекающих вообще из мероприятий РСФСР или ее органов по отношению к герман­ским гражданам или к их частным правам при условии, что правительство РСФСР не будет удовлетворять аналогичных пре­тензий других государств.

Статья 3. Дипломатические и консульские отношения между Германией и РСФСР немедленно возобновляются...

Статья 4. Оба правительства далее согласны в том что для общего правового положения граждан одной Стороны на терри­тории другой и для общего урегулирования взаимных торговых и хозяйственных отношений, должен действовать принцип наи­большего благоприятствования.

Статья 5. Оба правительства будут в доброжелательном духе взаимно идти навстречу хозяйственным потребностям обеих стран... Германское правительство объявляет о своей готовности оказать возможную поддержку сообщенным ей в последнее вре­мя проектируемым частными фирмами соглашениям и облег­чить проведение их в жизнь... (26. С. 86)

9.План Дауэса30 августа 1924 г.

...II. Экономическое единство Германии. Для стабилизации своей валюты и для приведения в равновесие своего бюджета Германии необходимы ресурсы всей германской территории в границах, установленных Версальским договором, и необходима свобода экономической деятельности на означенной территории...

с) Надо создать новый банк или реорганизовать Рейхсбанк.

c) Главнейшие признаки такого банка:

1) он будет иметь ис­ключительную привилегию на эмиссию билетов, имеющих твер­дую основу в отношении золота;

2) он будет банком остальных банков и будет устанавливать
официальный учетный процент;

3) он будет банком правительственным, но свободным от какого-либо правительственного контроля;

4) авансы правительству будут строго ограничены;

5) он будет принимать в депозит платежи по репарациям;

6) его капитал будет равен 400 миллионам зол. марок...
VIII. Основные принципы при установлении ежегодных пла­тежей Германии.

а) Вытекающие из договора обязательства и устойчивость бюджетного равновесия:

1.Для приведения своего бюджета в равновесие Германии
недостаточно изыскать потребные суммы на покрытие своих внутренних административных расходов.

2. Она равным образом должна покрывать, до крайнего пре­дела своих возможностей, свои внешние обязательства, вытекающие из договора...

Германия будет расплачиваться по обязательствам, наложен­ным на нее договором, при помощи трех категорий ресурсов, а именно: А. Налогов; В. Железных дорог; С. Промышленных об­лигаций...

X. Перечисление ресурсов в счет платежей, вытекающих из договора.

1. Период бюджетного мораториума:

Первый год. - Поступление от внешнего займа и часть про­центов с железнодорожных облигаций. Итого: 1 миллиард зол. марок.

Второй год. — Проценты с части железнодорожных и промыш­ленных облигаций, бюджетные поступления от продажи на 500 миллионов зол. марок железнодорожных облигаций. Итого 1220 миллионов зол. марок.

2. Переходный период:

Третий год. - Проценты с железнодорожных и промышлен­ных облигаций, поступления от налога на перевозки, бюджет­ные ресурсы. Итог: 1200 миллионов зол. марок (не учитывая возможного увеличения или понижения на 250 миллионов зол. марок).

Четвертый год. - Проценты с железнодорожных и промышлен­ных облигаций, поступления от налога на перевозки, бюджетные ресурсы. Итог: 1750 миллионов зол. марок (не учитывая возмож­ного увеличения или понижения на 250 миллионов зол. марок).

3. Типовой (нормальный) год.

Пятый год. - Проценты с железнодорожных и промышлен­ных облигаций, поступления от налога на перевозки, бюджет­ные ресурсы. Итог: 2500 миллионов зол. марок.

В дальнейшем - 2500 миллионов зол. марок плюс добавки, вычисленные сообразно индексу благосостояния...

XII. Способ производства платежей.

Все платежи в счет репараций... будут вноситься в зол. мар­ках либо в равноценной германской валюте в новый банк на кредит «агента по репарационным платежам». Такой взнос бу­дет являться окончательным актом Германского правительства по выполнению финансовых обязательств, возложенных на него планом...

XIV. Внешний заем, его условия и цели.

Внешний заем в 800 миллионов золотых марок преследует две цели:

а) Обеспечить новый банк золотым запасом.

в) Произвести в 1924-1925 гг. важнейшие внутренние плате­жи, вытекающие из договора...

Проект ставит целью:

1. Установить такую организацию, благодаря которой стало бы возможным получить с Германии максимум платежей... (36. С.206-208)

10. Договор о дружбе и нейтралитете между СССР и Германией24 апреля 1926 г.

Статья 1. Основой взаимоотношений между Германией и СССР остается Рапалльский договор.

Германское правительство и правительство СССР будут под­держивать дружественный контакт с целью достижения согласо­вания всех вопросов политического и экономического свойства, касающихся одинаково обеих стран.

Статья 2. Если, вопреки своему мирному поведению, одна из Договаривающихся Сторон подвергнется нападению третьей дер­жавы или группы третьих держав, другая Договаривающаяся Сто­рона будет соблюдать нейтралитет в продолжение всего конфликта.

Статья 3. Если в связи с конфликтом упоминаемого в ст. 2 характера, или же, когда ни одна из Договаривающихся Сторон не будет замешана в вооруженных столкновениях, будет образована между третьими державами коалиция с целью подвергнуть эконо­мическому или финансовому бойкоту одну из Договаривающихся Сторон, другая Договаривающаяся Сторона к такой коалиции при­мыкать не будет...(26. С. 105)

III. Великобритания в 1918-1929 гг.

1. Заявление премьер-министра Д.Ллойд-Джорджа о целях Великобритании в первой мировой войне 5 января 1918г.

…Когда на основную часть населения возложены страдания и лишения войны в размерах, беспрецедентных в истории человечества, люди должны иметь право знать, по какой причине или причинам приносится жертва…

Наступил самый критический период этого ужасного конфликта и прежде чем любое правительство примет роковое решение относительно условий, при которых либо прекращать участие в войне, либо продолжать борьбу, оно не должно иметь сомнении в том, что народ полностью поддерживает эти условия, ибо ничто меньшее не позволит выдержать те усилия, которые необходимы, чтобы достичь справедливого окончания этой войны… …Существует национальное согласие в отношении характера и наших целей в войне и условий мира, и в том, что я скажу вам сегодня, я отваживаюсь признать, что я выступаю не только от имени правительства, но и от имени нации и империи в целом. Мы можем начать с выяснения определенных недоразумений и констатации того, за что мы не воюем. Мы не ведем агрессивную войну против германского народа. Его лидеры убедили людей, что они ведут оборонительную войну против лиги злостных наций, поставивших цель уничтожения Германии, Это - не так. Уничтожение или разрушение Германии или немецкого народа никогда не было нашей целью в войне, начиная с её первого дня и кончая сегодняшним. Крайне неохотно и, действительно, будучи абсолютно не подготовленными к этому жуткому испытанию, мы были вынуждены вступить в эту войну с целью самообороны, в защиту нарушенного общественного порядка в Европе, и за подтверждение наиболее святых договорных обязательств, на которых покоится общественная система Европы, и которые Германия безжалостно растоптала, захватив Бельгию. Мы или вынуждены были вступить в борьбу, или остаться в стороне и наблюдать, как Европа сдается под натиском, и грубая сила восторжествует над общественным правом и международной справедливостью. Только реализация этой отвратительной альтернативы заставила народ Великобритании вступить в войну. И от этого перво­начального отношения он никогда не отклонялся. У него никогда не было целью разложение германских народов или дезинтеграция их страны и империи. Германия обладала мощными позициями в мире. У нас нет ни желания, ни намерений поставить под вопрос или ликвидировать эти позиции в будущем, а скорее есть стремление отвратить её от надежд и проектов военного господства и обратить всю её силу на осуществление великих благотворных задач человечества…

Мы также не вступили в эту войну для того, чтобы изменить или ликвидировать имперскую конституцию Германии, хотя мы считает эту автократическую конституцию опасным анахронизмом в XX веке. Наша точка зрения заключается в том, что принятие действительно демократической конституции Германией станет наиболее убедительным доказательством того, что её старый дух военного господства похоронен в этой войне, а это сделает для нас более легким заключение, с ней в общих чертах демократического мира. Но, в конце концов, этот вопрос должен решаться самим немецким народом…

Мирное урегулирование в новой Европе должно базироваться на таких основаниях благоразумия и справедливости, которые обеспечат определенные перспективы стабильности…

Поэтому первое требование, выдвигаемое британским правительством и его союзниками, это - полное восстановление, политическое, территориальное и экономическое, независимости Бельгии и такие репарации, которые покроют расходы за опустошение её городов и провинций.

Затем последует восстановление Сербии, Черногории и оккупированных частей Франции, Италии и Румынии. Полный отход чужеземных армий и компенсация за причиненный ущерб являются основополагающим условием постоянного мира.

Мы намереваемся стоять вместе до конца с французской демократией, поддерживая их требования о пересмотре большой несправедливости 1871 года, когда, невзирая на желание населения, две французские провинции были отняты у Франции и включены в состав германской империи. Эта рана отравила мир в Европе на полстолетия...

Я не буду пытаться ставить вопрос о русских территориях, оккупированных в настоящее время Германией... Россия приняла войну со всеми её ужасами, потому что будучи верной своей традиционной роли опекуна над более слабыми народами своей расы, она выступила в защиту Сербии против заговора, направленного на подрыв её независимости. Именно из-за этой благородной жертвенности не только Россия была втянута в войну, но и Франция. Франция, сохраняя верность условиям договора с Россией, поддержала свою союзницу в конфликте, который не имел к ней отношения. Её рыцарское отношение к своему договору привело к безответственному вторжению в Бельгию; и договорные обязательства Великобритании с этой маленькой страной втянули нас в войну…

Но если теперешние правители России предпримут действия, которые не согласованы с их союзниками, у нас нет возможности вмешаться для того, чтобы предотвратить катастрофу, которая, без сомнения, ожидает их страну. Россия может быть спасена только своим собственным народом…

Что касается германских колоний, то я уже неоднократно заявлял, что их судьба передается на рассмотрение конференции, чьи решения должны, в первую очередь, учитывать желания и интересы коренного населения этих колоний... Основополагающий принцип национального самоопределения поэтому также применим в их случае, как и на европейских оккупированных территориях...

И, наконец, должна быть обеспечена выплата репараций за причиненный в нарушение международного права ущерб. Мирная конференция не должна забыть наших моряков и то насилие, которому они подверглись, и те услуги, которые они оказали общему делу достижения свободы.

Если, затем, нас спрашивают, за что мы воюем, мы отвечаем так, как уже часто отвечали: мы воюем за справедливый и прочный мир, и мы надеемся, что прежде чем прочный мир будет обеспечен, должны быть соблюдены три условия.

Во-первых, должна быть восстановлена неприкосновенность договоров; во-вторых, должно быть обеспечено такое территориальное урегулирование, которое будет основываться на праве самоопределения или на согласии тех, кем управляли; и, в-третьих, мы должны добиваться, при условии создания определенной международной организации, ограничения бремени вооружений и уменьшения угрозы возникновения войны.

При этих условиях Британская империя будет выступать за мир; для того чтобы обеспечить эти условия народы, возможно, должны быть готовы к более значительным жертвам по сравнению с теми, что уже были ими принесены. (18. С. 11-18)

2. Акт о народном представительстве 1918 г.

Часть I. Право голоса

Статья 1. Мужчина будет иметь право зарегистрироваться в качестве избирателя при выборах в парламент (за исключением университетского округа), если он достиг совершеннолетия, не ограничен в правах и (а) имеет требуемую оседлость; или (б) имеет требуемое помещение для деловых занятий. Имеет требуемую оседлость или деловые помещения в округе; мужчина, который (а) проживает в последний день квалификационного периода на территории округа или занимает там помещение для деловых занятий; и (б) проживал в округе весь квалификационный период или занимал там помещение для деловых занятий… (в) Выражение «помещение для деловых занятий»... означает землю или помещение, за которое платят не менее 10 фунтов стерлингов в год, занимаемое регистрируемым лицом в целях деловых или профессиональных.

Статья 2.Мужчина будет иметь право зарегистрироваться в качестве избирателя при выборах в парламент от университетского округа, если он достиг совершеннолетия, не ограничен в правах и получил степень (за исключением почетной) в университете, составляющем избирательный округ или часть такового...

Статья 4.Женщина будет иметь право зарегистрироваться в качестве избирателя при выборах в Парламент... если она (а) достигла 30 лет; и (б) не ограничена в правах, и (в) ...занимает в округе землю или помещение для деловых занятий, приносящее не менее 5 фунтов стерлингов дохода, или жилой дом или состоит в браке с лицом, которое может быть зарегистрировано на этом основании (занимает дом или помещение для деловых занятий)…

Статья 6.Квалификационный период будет шестимесячным периодом, заканчивающимся или 15 января, или 15 июля... (37. С.321-322)

3. Образование коммунистической партии Англии

31 июля – 1 августа 1920 г.

А). Резолюция лондонского съезда об общей политики партии

Собравшиеся на данном съезде коммунисты заявляют, что советская система является средством достижения власти рабочего класса и установления контроля над всеми сред­ствами производства.

Они считают диктатуру пролетариата необходимым сред­ством подавления контрреволюции в переходный между ка­питализмом и коммунизмом период и выступают за примене­ние этих принципов для создания системы полного комму­низма, при котором средства производства станут достоянием всего общества.

На вышеуказанной основе данный съезд провозглашает создание коммунистической партии.

Б). Резолюция лондонского съезда о парламентской деятельности

Коммунистическая партия отвергает реформистскую точку зрения о том, что социальная революция якобы может быть произведена обычными методами парламентской демокра­тии, и считает всю парламентскую и избирательную деятель­ность средством пропаганды и агитации в ходе подготовки революции.

Применяемая представителями партии, которые избраны в парламент или муниципалитеты, тактика должна быть утвер­ждена партией с учетом национальной или местной обста­новки. Такие представители всегда должны рассматриваться как люди, получившие мандаты от народа, а не от отдельных избирательных округов, от имени которых они выступают в выборных учреждениях. (36. Т 1. С. 326-327)

3.Закон о чрезвычайных полномочиях Ноябрь 1920 г.

1. В любое время, когда его величество сочтет, что какое-либо лицо или группа лиц предприняли действия или непосредственно угрожают действиями, которые по своему ха­рактеру и масштабу, как это будет определено, будут ме­шать снабжению и распределению продовольствия, воды, топ­лива или освещения или нарушать работу транспорта, чтобы лишить общество или его значительную часть предметов пер­вой необходимости, его величество может издать указ (назы­ваемый впредь указом о чрезвычайном положении) о наличии чрезвычайного положения.

Такого рода указ будет действительным в течение не бо­лее месяца, без ущерба для издания нового указа по окон­чании или до истечения этого периода...

2. В случаях издания королевского указа о введе­нии чрезвычайного положения и во все время его действия будет считаться законным для его величества в совете путем издания указа делать распоряжения для обеспечения обще­ства предметами первой необходимости, и этими распоряже­ниями одному из министров или иному государственному ведомству или любым другим лицам, находящимся на службе его величества или действующим от имени его величества, могут быть, переданы такие полномочия и обязанности, кото­рые его величество сочтет необходимыми для сохранения мира, для обеспечения и регулирования снабжения и рас­пределения продовольствия, воды, топлива, освещения и дру­гих предметов первой необходимости, для поддержания ра­боты транспорта и для любых других целей, необходимых для поддержания общественной безопасности и нормальной жизни общества, и чтобы действия, предпринятые на основа­нии таких полномочий, были эффективными, его величество по своему усмотрению может распорядиться, чтобы такого рода полномочия и обязанности были присущи указанным выше властям. (37. Т 1. С.330-331)

5. Англо-советское торговое соглашение 16 марта 1921 г.

Ввиду того, что в интересах России, как и в интересах Соединенного Королевства, представляется желательным во­зобновление мирных торговых сношений между этими стра­нами, и ввиду того, что для этой цели необходимо, впредь до заключения формального общего мирного договора между правительствами этих стран, которым будут урегулированы их экономические и политические отношения в будущем, за­ключить предварительно соглашение между правительством Соединенного Королевства и правительством РСФСР, назы­ваемым ниже Российским Советским правительством, вышеупомянутые Стороны, соответственно этому, заклю­чили настоящее соглашение о возобновлении торговли между обеими странами.

Настоящее соглашение связано с выполнением следую­щих условий, а именно:

а) Каждая Сторона должна воздерживаться от враждебных действий или мероприятий против другой Стороны и от ведения, вне своих собственных границ, какой-либо официальной пропаганды, прямой или косвенной, против учреж­дений Британской империи или РСФСР, и, в частности, Рос­сийское Советское правительство должно воздерживаться от всякой попытки, будь то путем военных, дипломатических или каких-либо других действий или пропаганды к поощрению какого-либо из азиатских народов предпринимать какого-либо рода враждебные действия против британских интересов или Британской империи, в частности в Индии и в независимом государстве Афганистане. Британское правительство берет на себя подобное же обязательство перед Российским Со­ветским правительством относительно стран, составлявших часть бывшей Российской империи и ныне ставших незави­симыми.

б) Всем находящимся в России великобританским поддан­ным немедленно же разрешается вернуться на родину, и все российские граждане в Великобритании или в других частях
Британской империи, желающие вернуться в Россию, точно так же отпускаются.

Под выражением «ведение официальной пропаганды» подразумевается оказание каждой Стороной помощи или поощрения какой-либо пропаганде, которая ведется вне ее собственных пределов.

Договаривающиеся Стороны обязуются дать своим аген­там и всем подчиненным им лицам немедленно же все ин­струкции, необходимые для соблюдения вышеупомянутых условий.

I. Обе Договаривающиеся Стороны соглашаются не уста­навливать и не поддерживать друг против друга блокады, в какой бы то ни было форме, и немедленно же устранить все
препятствия, стоявшие до сих пор на пути к возобновлению между Соединенным Королевством и Россией торговли вся­кими товарами, законом дозволенными к вывозу из их терри­торий в иностранное государство или к ввозу в их территории из любого иностранного государства, и не ставить такую тор­говлю в менее выгодное положение по сравнению с торгов­лей, ведущейся с любым иностранным государством, а также не чинить никаких препятствий банковским, кредитным и финансовым операциям, совершаемым в интересах такой торговли, но всегда подлежащим действию законодатель­ства, обычно применяемого в каждой из соответствующих стран...

II. …Кроме того, британское правительство обязуется не при­нимать участия и не оказывать поддержки каким-либо мерам, ограничивающим или препятствующим или направленным к ограничению или к созданию препятствий для россий­ских судов при осуществлении их прав на свободное плава­ние в открытом море, в проливах и по другим судоходным водным путям сообщений, которыми пользуются суда других национальностей...

IX. Британское правительство заявляет, что оно не пред­примет по собственной инициативе каких-либо шагов, с целью наложения ареста на какое-либо золото, фонды, ценности или товары, или задержания их, за исключением предметов, при­надлежность которых Британскому правительству может быть доказана и вывозимых из России в уплату за приобре­тенные ею товары или в качестве обеспечения платежа за та­ковые, а также всякого движимого или недвижимого имуще­ства, приобретаемого Российским Советским правительством в пределах Соединенного Королевства...

X. Российское Советское правительство обязуется не заяв­лять каких бы то ни было претензий на денежные средства или какую-либо другую, находящуюся в Соединенном Коро­левстве собственность бывших императорского и временного российских правительств. Британское правительство берет на себя соответствующее обязательство по отношению к принад­лежащим ему денежным средствам и другому имуществу в России. Эта статья не должна препятствовать включению в общий договор, упомянутый во введении к настоящему со­глашению, особых условий, касающихся основного вопроса настоящей статьи.

Обе Договаривающиеся Стороны впредь до заключения вышеупомянутого договора взаимно обязуются охранять вся­кие из вышеозначенных фондов или всякую собственность, на­ходящиеся в их ведении, и не передавать их каким-либо пре­тендентам.

XI. Товары, являющиеся предметом производства одной страны, ввозимые в другую на основании настоящего согла­шения, не подлежат принудительной реквизиции со стороны правительства или местных властей…

XIII. Настоящее соглашение вступает в силу немедленно же, и обе Договаривающиеся Стороны немедленно же примут меры к осуществлению его...

Заявление о признании претензий

К моменту подписания предшествующего торгового согла­шения обе стороны заявляют, что все претензии каждой из Договаривающихся Сторон или ее граждан к другой Стороне в отношении собственности или прав или в отношении обяза­тельств, принятых на себя существующим или каким-либо из предыдущих правительств какой-либо из обеих стран, найдут справедливое разрешение в формальном общем мирном до­говоре, на который делается ссылка во введении к предше­ствующему соглашению... (36. Т 1. С. 190-194)

Наши рекомендации