Восточная Германия в 1945-60-х гг.
Конституция 1949 г. провозгласила создание в Восточной Германии «государства диктатуры пролетариата», но вместе с тем включила такие конституционные принципы, как народовластие, демократическая организация государства, его антифашистский характер. Конституция формально закрепляла демократические права и свободы, в том числе свободу слова, собраний, печати, обязанность государства по защите брака и семьи, прав национальных меньшинств. Признавалось и право собственности с возможностью его ограничения во имя общественных интересов.
В ГДР сохранилась многопартийная система, но она приобрела специфический характер. Все легальные партии (СЕПГ, Национально-демократическая партия, Крестьянская Демократическая партия, ЛДПГ, ХДС) были объединены в Национальный фронт.
Избираемая в ходе прямых всеобщих выборов Народная палата являлась по конституции 1949 г. верховным государственным органом. Первоначально, на основе пропорционального представительства земель была сформирована и верхняя палата парламента — Палата земель. Но после административной реформы 1952 г., упразднившей прежнее деление территории Восточной Германии на пять земель, ее существование стало излишним. В 1958 г. Палата земель была окончательно упразднена, и парламент ГДР стал однопалатным. Был отменен в 1960 г. и пост президента. С 1949 г. до своей смерти в 1960 г. его занимал В. Пик. Впоследствии был образован особый орган, выполняющий функции главы государства на коллегиальной основе, — Государственный совет. Исполнительная власть принадлежала правительству — Совету министров, который так же, как и Государственный совет, избирался Народным собранием.
Рубежное значение для становления восточногерманского режима имел III съезд СЕПГ, состоявшийся в июле 1950 г. На нем Генеральным секретарем ЦК СЕПГ был избран В. Ульбрихт. Началось копирование политического и экономического опыта СССР, превращение СЕПГ в «партию нового типа», распространение партийного контроля на все стороны общественной жизни. С момента своего образования ГДР заняла привилегированное положение в рамках советского блока. Это было связано с негласным духом соревновательности во взаимоотношениях между двумя немецкими государствами. Успехи ГДР рассматривались как прямое доказательство преимуществ социалистического строя. Для поддержки проводимых в ГДР преобразований советское правительство в 1950 г. сократило вдвое размеры репарационных платежей, постоянно наращивало объемы поставок сырья и техники. В государственный сектор ГДР были переданы многие советские акционерные предприятия, созданные в первые послевоенные годы.
В 1952 г. в ГДР официально было объявлено о начале строительства основ социалистического строя. Это стало сигналом для осуществления широкой административной реформы, в ходе которой значительно усилилась степень централизации государственного управления. Проводилась политическая чистка кадрового состава полиции. Началось форсированное кооперирование деревни, широкое огосударствление промышленности. Однако успехи, достигнутые в восстановлении индустриального потенциала страны, нивелировались огромными социальными издержками. Уровень жизни населения оставался чрезвычайно низким. Ограничения индивидуальной предпринимательской инициативы, увеличение норм выработки для рабочих, повышение налогов, преследование духовенства и другие типичные для «построения основ социализма» процессы воспринимались исключительно болезненно. Используя кредиты и материальную помощь СССР удалось снизить цены на розничные товары и повысить заработную плату рабочим и служащим. Увеличились инвестиции в легкую промышленность и жилищное строительство. Более последовательно проводился принцип добровольного вступления в сельскохозяйственные кооперативы. Произошел заметный «откат» в отношении мелкотоварного частного производства. Впоследствии в ГДР так и не произошло тотального огосударствления экономической системы, хотя приоритет общенародной собственности и плановости развития народного хозяйства сомнениям не подвергался. Руководство ГДР заняло весьма жесткую позицию и по вопросу об урегулировании общегерманской проблемы (на Западе эта политика получила название «доктрины Ульбрихта»). В день подписания Общего договора (26 мая 1954 г.) правительство ГДР объявило о решении создать «запретную зону» на всем протяжении границы с ФРГ. Она приобрела вид укрепленного района с колючей проволокой, постами, патрулями и т. д. Срыв переговоров между СССР и западными странами по германской проблеме в 1953—1955 г. способствовал окончательной интеграции ГДР в советский блок. В марте 1954 г. между СССР и ГДР было заключено соглашение о предоставлении ГДР полного государственного суверенитета. СССР сохранил лишь обязательства по контролю над безопасностью и внешней политикой ГДР, предусмотренные соглашениями четырех держав. В 1955 г. ГДР стала членом ОВД. С лета 1961 г. из ГДР начался массовый исход населения через открытую границу в Берлине. Если в 1959 г. ГДР покинули 144 тыс. человек, в 1960 г. — 203 тыс., то только в июле 1961 г. в ФРГ бежали 30 тыс., а за две первые недели августа — 48 тыс. человек. В ночь с 13 на 14 августа 1961 г. произошло возведение стены между восточными и западными секторами Берлина. Эти меры правительство ГДР объяснило необходимостью укрепления государственной границы и пресечения действий «западных агентов». Берлинская стена стала символом «железного занавеса», разделившего Европу на два противоборствующих лагеря.В 60-х гг. развитие ГДР было схоже с процессами, происходившими в Венгрии и Чехословакии. В 1963 г. VI съезд СЕПГ принял программу партии, где объявлялось о начале этапа социалистического развития ГДР, ставились задачи повышения производительности труда и эффективности народно-хозяйственного комплекса, установления «социалистических отношений» между гражданами, восстановление национального единства Германии. С 1963 г. началось осуществление экономической реформы, призванной создать модель «социалистического рынка». Сокращались государственные дотации на промышленную продукцию. Народные предприятия переводились на хозрасчет, повышалась их производственная самостоятельность. ГДР достигла высоких темпов развития и превратилась в одно из лидирующих государств социалистического содружества. Новая конституция, принятая в 1968 г., объявила ГДР «социалистическим государством немецкой нации». Сохранив прежнее государственное устройство, конституция 1968 г. более четко закрепила роль СЕПГ. Ульбрихт и его единомышленники считали, что партия должна являться руководящей идейно-политической силой, но административное управление может быть сосредоточено под эгидой Государственного совета. Вместе с тем, ни о какой радикальной политической реформе речь не шла. Показательным стало отношение руководства ГДР к событиям «пражской весны» 1968 г. Ульбрихт поддержал самые жесткие шаги стран ОВД в отношении Чехословакии, а восточногерманский контингент принял участие в военной операции.