Современная Россия как государство.

1.Что такое государство.

Государство – важнейший институт политической системы общества, способ социального бытия человека в условиях господства политического отчуждения.

Государство – продукт общественного развития: возникло на определённой ступени зрелости человеческого общества в силу экономических, социальных, нравственных, психологических и других закономерностей и стало его основной управляющей системой.

Государство – исторически развивающееся явление. С развитием общества развивается и государство, его цели и задачи, управляющие структуры и функции.

Государство – это особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом управления обществом для обеспечения его нормальной жизнедеятельности. Государство организует общественную жизнь на правовых началах.

Государственная власть – особый вид управления, обладающий правом применять насильственное принуждение для исполнения государственных велений.

С течением времени государство превращается в организующую силу общества, выражающую и охраняющую личные и общие интересы его членов.

Государство

В широком смысле В узком смысле

Политически организованный народ Организация власти, стоящая над

Живущий на определённой территории обществом (демократическое

(страна + общество + государство) государство, тоталитарное)

Взгляды на сущность государства:

- до XX века: это сила, выражающая интересы определённых слоёв населения и подавляющая интересы других слоёв населения (феодальное, рабовладельческое);

- на современном этапе: политический институт, выражающий и защищающий интересы общества в целом (демократическое, правовое государство);

2.Теории происхождения государства.

- теологическая теория: Августин Блаженный, Фома Аквинский – государство является отражением «небесных порядков, правитель – «помазанник Божий»;

- патриархальная теория: Р.Флимер – государство возникает в результате естественного разрастания семей, причём власть правителя может быть уподоблена власти отца в семье;

- договорная теория: Т.Гоббс, Д.Локк – государство является следствием заключения между индивидами общественного договора с целью сохранения безопасности жизни и собственности и происходит из «естественного состояния»;

- классовая теория (экономическая, марксистско-руссоистская): К.Маркс – к возникновению государства приводят объективные изменения в хозяйственно-экономической жизнедеятельности индивидов. При этом марксизм констатирует классовую сущность возникающего государства как института угнетения и защиты интересов господствующего класса перед другими;

- насильственная или силовая теория: Д.Юм, Л.Гумплович – государство возникает в результате внутренней узурпации политической власти или в процессе появления внешней угрозы;

- органическая теория: Э.Берк – государство представляется «организмом», основанном на традиционных общественных установлениях;

- психологическая теория (органично-детерминистская): люди делятся на господ и рабов;

- ирригационная теория: восточные деспотии возникли исходя из необходимости организовывать людей для строительства и содержания оросительных систем;

3. Признаки государства.

- наличие публичной власти, предполагающей особую систему органов и учреждений, составляющий государственный аппарат управления;

- территория, на которую распространяется юрисдикция данного государства;

- существование системы права, обязательных норм, соблюдение которых обеспечивается органами государства;

- суверенитет, т.е. полная независимость государства от других государств;

- сбор налогов с населения;

- международное представительство от имени общества;

- наличие гражданства – политико-правовой связи между жителями страны и государством;

- монополия на применение силы (армия, милиция, полиция, фискальные органы);

В целом, государство является универсальным образованием, политической организацией общества, обладающей способностью интегрировать общество, применяя при этом публичную власть.

4.Функции государства.

Функции государства – это основные направления его деятельности на конкретно-историческом этапе развития, обусловленные основными задачами, встающими перед обществом.

а) внутренние;

- гарантия соблюдения прав и свобод;

- охрана правопорядка;

- гарантия экономической стабильности;

- сбор налогов;

- соблюдение социальных гарантий;

- защита вероисповеданий и свободы культурного самовыражения и самоопределения;

- экологическая;

- информационная;

Государство управляет людьми, решает общие вопросы, служит арбитром в разрешении споров, конфликтов и противоречий, возникающих между различными субъектами данной страны, способом их урегулирования, применяя при этом легализованное насилие.

б) внешние;

- дипломатическая;

- оборонная;

- внешнеэкономическая;

- защита прав граждан за границей;

5.Основные характеристики государства.

В зависимости от периода общественного развития, способа производства, преобладающего вида человеческой деятельности государства классифицируются на: рабовладельческие, феодальные, капиталистически, социалистические и постсоциалистические, традиционные, индустриальные и постиндустриальные.

Под формами государства понимают

Форма правления Форма национально- Политический режим

государственного

устройства

Форма правления – организация верховной власти в государстве, которая характеризуется источником власти и принципами взаимоотношений органов власти между собой и с населением.

Аристотель делил формы правления на

Правильные Неправильные

- монархия; - тирания;

- аристократия; - олигархия;

- демократия; - охлократия;

(полития)

Монархия – форма правления, при которой власть главы государства – монарха считается непроизводной от какой-либо другой власти, органа или избирателей. Монархия бывает абсолютной, ограниченная (конституционная или парламентская);

Республика – форма правления, при которой главой государства является президент, избираемый на определённый срок. Виды республик: парламентская, президентская, смешанная;

Парламентская республика – характеризуется верховенством парламента, перед которым ответственно правительство. Глава государства не является главой правительства, хотя он формально назначает премьер-министра, но им обязательно становится лидер партии, располагающей поддержкой большинства нижней палаты парламента. Премьер формирует правительство, которое несёт ответственность не перед президентом, а перед парламентом. Программа правительства одобряется парламентом, вотум недоверия со стороны парламента означает, что правительство должно уйти в отставку, либо предложить президенту распустить парламент и назначить новые выборы Германия, Италия, Индия).

Президентская республика – характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов. Президент является одновременно главой государства и правительства. Парламент не может выразить правительству вотум недоверия и требовать изменения состава (США, Мексика).

Смешанная республика – равные полномочия президентской и парламентской власти (Франция).

Национально-государственное устройство – это территориально-политическая структура государства: правовой статус составных частей государства (штатов, провинций, областей) и порядок взаимоотношений центральных и местных органов государственной власти.

Типы государственного устройства: унитарное, федеративное, конфедерация, содружество.

Унитарное государство – единое государство, состоящее из обычных административно-территориальных единиц (Франция, Бельгия, Испания, Финляндия).

· применение единой конституции на всей территории страны;

· функционирование единой системы высших органов государственной власти и управления, распространение их юрисдикции на всю территорию страны;

· наличие единого гражданства;

· существование единой системы права;

· осуществление правосудия в рамках централизованной судебной системы на основе единого материального и процессуального права;

· деление территории на обычные, а иногда автономные административные территориальные единицы с подчинением местных органов управления и самоуправления центральным органам государственной власти;

Федеративное устройство – объединение двух или более государственных образований (штатов, провинций), каждое из которых обладает собственной компетенцией и имеет свою систему законодательных, исполнительных и судебных органов.

· наличие государственных образований, составляющих федерацию и являющихся её субъектами, наличие у субъектов федерации законодательных, исполнительных и судебных органов;

· разграничение компетенций в сфере законодательства и управления между федерацией и её субъектами, право принятия собственной конституции;

· двухпалатная структура союзного парламента, обеспечивающая специальное представительство членов федерации в верхней палате;

· существование гражданства, как федерального, так и субъектов федерации;

· федерации делятся на национальные и территориальные, симметричные и ассиметричные;

Конфедерация – форма государственного устройства, при которой государства её образующие полностью сохраняют свою независимость, имеют собственные органы государственной власти и управления; специально объединённые органы создаются только для координации действий в определённых целях (военные, внешнеполитические, экономические). В форме конфедерации была создана Швейцария, СНГ.

Содружество – объединение государств, в основе которого могут быть общий язык, права, денежная единица (ЕС).

Политический порядок или политический режим – это система методов осуществления государственной власти, выражается в степени политической свободы и правовом положении личности в государстве.

Политический режим

Демократический Недемократический

- либерально-демократический; - тоталитарный;

- парламентский; - деспотия;

- авторитарный;

- тирания;

- фашистский;

6.Государственные органы.

Государственные органы – составная часть механизма государства, имеющая собственная структура, строго определённые полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни и органически взаимодействующая с другими частями государственного механизма.

Основные признаки государственного органа:

- все государственные органы образуются в законодательном порядке, который определяет их компетенцию;

- орган государства представляет собой самостоятельное явление государственного аппарата, выполняют свою особую функцию в системе других органов;

- органы государства тесно взаимодействуют между собой, они образуют единый социальный организм;

Органы государства классифицируются по порядку их создания и характеру выполняемых ими задач:

- законодательно-представительные органы;

- исполнительно-распорядительные;

- судебные (правоохранительные);

Законодательно-представительные органы – законодательные учреждения и местные органы власти и самоуправления. Они формируются путём избрания их населением страны, действуют от его имени и ответственны перед ним.

* обладают верховенством, т.к. устанавливают правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, определяет правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной власти;

* законодательные акты имеют общий обязательный характер;

* законодательная ветвь власти выражается в представительных органах – парламенте, местные органы самоуправления (городская, районная, областная Дума);

* парламент – высший представительный и законодательный орган при демократическом государственном строе. Парламент обладает верховными финансовыми полномочиями, осуществляет контроль над исполнительной властью и решает другие важные вопросы. Парламент бывает однопалатным и двухпалатным;

* в РФ парламентом является Федеральное Собрание, которое состоит из двух палат: верхняя – Совет Федерации, нижняя – Государственная Дума;

Исполнительно-распорядительные органы занимаются реализацией правовых норм, принятых законодательным органом.

* не имеют права издавать общеобязательные акты и устанавливать новые права и обязанности для граждан и организаций;

* высшие органы исполнительной власти несут ответственность за свою деятельность перед парламентом;

* глава государства (президент) во многих странах выступает носителем высшей исполнительной власти, обладает широкими полномочиями и является гарантом исполнения Конституции;

* следующий уровень исполнительной власти представлен правительством, которое непосредственно осуществляет управление страной. Правительство возглавляет премьер-министр, либо председатель Совета (кабинета) министров, либо канцлер, в состав правительства входят его члены, возглавляющие центральные ведомства (министерства, департаменты), которые называются министрами, секретарями, стас-секретарями;

* министерства и ведомства формируются, исходя из конкретных, поставленных перед ними задач;

* специальные органы и учреждения исполнительной власти: органы охраны правопорядка (милиция, полиция, ГИБДД, органы госбезопасности, вооружённые силы);

* местный уровень исполнительной власти представлен губернаторами, мэрами, главами районной администрации;

Судебные (правоохранительные) органы призваны охранять правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений.

*правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами, суд обязан руководствоваться только законом и быть независимым от законодательной и исполнительной власти;

* суд не может присваивать себе законодательные и исполнительные полномочия;

* судебная власть выступает главным уравновешивающим механизмом, позволяющим эффективно направлять действия законодательной и исполнительной властей в соответствии с правовыми началами;

* всю систему судов возглавляют верховные суды, которые во многих странах выполняют ещё функции конституционного суда;

* члены конституционного суда либо избираются парламентом, либо назначаются президентом;

* кроме конституционного надзора суд имеет право толковать конституцию;

* система суда включает в себя гражданские, административные, военные, транспортные, арбитражные суды;

В правовом государстве действует принцип разделения властей. Разделение единой государственной власти на три относительно самостоятельные и независимые отрасли (законодательная, исполнительная, судебная) предотвращает возможность злоупотребления властью и возникновения тоталитарного управления государством.

7.Современная Россия как государство.

Современная Россия является федеративным государством (Российская Федерация) – разделена на федеративные субъекты (республики, области, края, автономные округа).

Демократическая форма правления – смешанная республика. Во главе государства стоит Президент, который является Верховным Главнокомандующим. Его власть ограничена деятельностью парламента (Федеральным Собранием). Основным законом страны является Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г. Конституция гарантирует соблюдение прав и свобод и принцип разделения властей (правовое государство).

Лекция № 24

Политическая жизнь общества.

План.

Наши рекомендации