Вопрос 3. Методология теории государства и права
Теория государства и права, как и всякая наука, имеет свой познавательный инструментарий, т.е. систему принципов, способов и средств изучения своего предмета. Они составляют методологию теории государства и права.
Методология теории государства и права - это совокупность способов, приемов и средств получения объективно-истинного знания о предмете
Выбор средств познания зависит от особенностей изучаемого предмета. Соответствие, адекватность познавательных средств особенностям предмета является первейшим и необходимым условием результативности научной деятельности.
Прежде всего, выделим принципы, или, другими словами, те идеи, исходные начала, которые лежат в основе познавательной деятельности и определяют ее характер и содержание.
Это принципы - материалистический, диалектический, исторический, объективности и полноты исследования.
Материалистический принцип состоит в том, что всякое явление должно иметь естественное объяснение. Привлечение божественного промысла - это свидетельство бессилия науки дать рациональную трактовку изучаемого явления.
Диалектический принцип предполагает изучение государственно-правовых явлений в их развитии, постоянном изменении, в системе внутренних и внешних связей и отношений.
Исторический принцип, или, другими словами, принцип историзма заключается в том, что всякое государственно-правовое явление имеет конкретно-историческую среду своего возникновения, развития и существования и изучение того или иного явления должно осуществляться в контексте этой среды.
Принцип полноты и объективности исследования исходит из того, что знание о предмете должно быть максимально полным и оно должно адекватно отражать изучаемое явление.
Выделяют три группы методов:
- общенаучные;
- частнонаучные;
- специальные.
Общенаучные методы - это те приемы и способы, которые носят универсальный характер и используются различными науками, в том числе и теорией государства и права.
К ним относятся: логический, сравнительный, системного и структурного подходов, восхождения от абстрактного к конкретному и т.д.
Логическийметод относится к абстрактно-теоретическим и основывается на использовании таких приемов, как анализ и синтез, индукция и дедукция.
Анализпредставляет собой процесс мысленного или фактического разложения целого на части, что позволяет выявить структуру исследуемого объекта, например логическая структура нормы права с выделением в ее составе гипотезы, диспозиции и санкции.
Синтез,напротив, предполагает процесс мысленного или фактического воссоединения целого из частей (элементов). Например, путем объединения признаков права, государства, правоотношения, элементов статуса личности и др. формулируются общие понятия важнейших юридических явлений.
Индукциякак логический прием позволяет на основе частного знания получать знание общего, например, изучая формы правления отдельных государств, можно сформулировать общую модель республиканской или монархической форм правления.
Дедукция– это логический прием, который на основе общего знания приходит к знанию частного. Так, на основе общих признаков демократического и недемократического режимов возможно определить государственно-правовой режим конкретного государства.
В основе системногометода лежит исследование государственно-правовых явлений как систем.Любая же система представляет собой целостное явление, состоящее из множества других явлений, и сообщает всему явлению новое качество. Государство и право – сложные системные образования, поэтому должны исследоваться во взаимосвязи, это ориентирует на познание изучаемых объектов как целостного явления.
Функциональныйметод позволяет выявить в государственно-правовых явлениях их функции, социальное назначение, методы и формы действия. Иначе говоря, все государственно-правовые явления рассматриваются не в статике, а как действующие феномены. Отсюда рассмотрение функций государства, права, правосознания и т.д.
Частнонаучные методы - это, приемы и средства познания, которые выработаны в рамках конкретных наук и заимствованы теорией государства и права для изучения государственно-правовых явлений.
Среди них: математические, статистические, конкретно-социологические и другие методы.
Метод конкретно-социологических исследований– это анализ, переработка и отбор необходимой информации о важнейших сторонах юридической практики. При использовании данного метода применяются разнообразные приемы: анализ документов, официальных сообщений, устные и письменные опросы (интервью, собеседования, анкетирование), изучение материалов судебной и арбитражной практики, общественного мнения о деятельности правоохранительных органов и т.д.
Метод моделирования– один из главных методов изучения государственно-правовой действительности. Он состоит в изучении государственно-правовых процессов, институтов в моделях,т.е. путем идеального воспроизведения анализируемых явлений.
Статистический метод– получение количественных показателей государственно-правовых явлений и процессов. Он в наибольшей мере применяется для характеристики массовых явлений, отличающихся повторяемостью, например для выявления динамики преступности. Современная статистика позволяет на основе количественных данных: а) получить бесспорные доказательства наличия или отсутствия связей между анализируемыми явлениями; б) провести анализ факторов, влияющих на данное явление.
Метод социально-правового эксперимента– способ проверки научных гипотез или проекта какого-либо решения. В отечественной практике этот метод применялся, например, при проведении выборов по производственным округам в 1989 г., установлении так называемых свободных зон с льготным таможенным и налоговым режимом в Приморском крае, в Калининградской области и др. Данный метод оценивается как перспективный.
Математический метод– способ оперирования с количественными характеристиками, один из формализованных приемов изучения государственно-правовых явлений. Он применяется главным образом в криминалистике, судебной экспертизе при исследовании следов преступлений и т.д.
Специальные методы отличаются тем, что они выработаны самой теорией государства и права и их появление обусловлено спецификой государственно-правовой деятельности. Следует назвать такие: методы выработки правовых решений, методы толкования, формально-юридический и др.
Сравнительно-правовойметод состоит в сопоставлении различных государственных и правовых систем, институтов, категорий в целях выявления черт сходства или различия между ними. Еще древние мыслители утверждали, что истина познается в сравнении. Данный метод применяется при изучении типологии государств, сопоставлении различных правовых систем мира, политических режимов, форм правления, государственного устройства и т.д.
Формально-юридический методпредполагает изучение права в «чистом» виде, вне связи с другими социальными явлениями (политикой, экономикой, идеологией и т. д.). Исследование внутреннего строения правовых норм и права в целом, анализ источников (форм) права, формальной определенности права и его важнейшего свойства, методы систематизации нормативного материала, правила юридической техники – все это конкретные проявления формально-юридического метода. Данный метод применим и при анализе форм государства, при определении и юридическом оформлении компетенции органов государства и т. д. Словом, формально-юридический метод вытекает из самой природы государства и права, он помогает описать, классифицировать и систематизировать государственно-правовые феномены, исследовать их формы.
Таким образом, методология теории государства обладает многообразием, богатством приемов и способов познания государственно-правовых явлений. Методология теории государства и права включает общенаучные, частнонаучные и специальные методы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Юридическая наука это общественная наука, которая изучает государственно-правовую действительность и представленная 4-мя блоками дисциплин.
2. Теория государства и права занимает особое место в системе юридических знаний и представляет собой систему объективных знаний о наиболее общих закономерностях возникновения, развития и функционирования государственно-правовой действительности
3. Методология теории государства обладает многообразием, богатством приемов и способов познания государственно-правовых явлений. Методология теории государства и права включает общенаучные, частнонаучные и специальные методы.
Использованная литература:
1. Веденеев Ю.А. Предмет и структура юридической теории // Lexrussica. 2013. № 6.
2. Лазарев В.В. Поиск науки о праве и государстве (научно-публицистическое эссе) // Lexrussica. 2013. № 4.
3. Малахов В.П. Многообразие методологий современной теории государства и права // История государства и права. 2010. № 6.
4. Марченко, М. Н. Теория государства и права: учебник / М. Н. Марченко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.
5. Мещерякова М.А., Нанба С.Б. Проведение сравнительно-правовых исследований: проблемы методологии //Журнал российского права. 2012 № 2.
6. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах / Под ред. М.Н. Марченко. - М., 1998. Т. 1.
7. Потапов М.Г. Научно-теоретические и методологические проблемы исследования регионального права // Актуальные проблемы российского права. 2013. № 5.
8. Стрельников. К.А. Вопросы методологии теории и истории государства и права //История государства и права. 2009. № 4.
9. Тарасов Н.Н. К вопросу о юридических понятиях и дефинициях // Законодательная дефиниция: логико-гносеологические, политико-юридические, морально-психологические и практические проблемы. - Н. Новгород, 2007.
10. Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2006.
11. Торчилин К.Е. Материалистическая диалектика в системе методов общей теории государства и права конца XIX - начала XX в. // История государства и права. 2012. № 17.
12. Чиркин В.Е. Государствоведение как отрасль знания и учебная дисциплина // Государство и право. 2008. № 4.
ВВЕДЕНИЕ
Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и остродискуссионных в государствоведении. Это объясняется по меньшей мере тремя причинами. Во-первых, названные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических партий и движений. Во-вторых, никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций, во влиянии на судьбы общества. В-третьих, государство — очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление.
Рожденное обществом, его противоречиями, государство само неизбежно становится противоречивым, противоречивы его деятельность и социальная роль. Как форма организации общества, призванная обеспечивать его целостность и управляемость, государство выполняет функции, обусловленные потребностями общества, а следовательно, служит его интересам.