Вопрос 3. Методология теории государства и права.

Методология - это учение о методах.

Метод науки представляет собой совокупность принципов, правил, приемов научной деятельности, применяемых для получения истинных и объективно отражающих деятельность знаний.

Метод теории государства и права– система принципов, способов, приемов научной деятельности, посредством которых осуществляется процесс получения объективных знаний о сущности и значении государственных и правовых явлений.

Виды методов теории государства и права:

1) всеобщие методы,выражающие наиболее универсальные принципы мышления (диалектика -наука о всеобщих законах развития природы, обществава, человека и мышления., метафизика-раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового.);

2) общенаучные методы,используемые в различных областях научного познания и независящие от отраслевой специфики науки:

а) общефилософские– методы, используемые в течение всего процесса познания (метафизика, диалектика);

б) исторический– метод, с помощью которого государственно—правовые явления объясняются историческими традициями, культурой, общественным развитием;

в) функциональный– метод выяснения развития государственно—правовых явлений, их взаимодействия, функций;

г) логический– метод, основанный на использовании:

– анализа– разделения объекта на части;

– синтеза– соединения в единое целое ранее разделенных частей;

– индукции– получения знаний по принципу «от частного к общему»;

– дедукции– получения знаний по принципу «от общего к частному»;

– системности – исследования государственно—правовых явлений как систем;

3) частнонаучные (специальные) методы,направленные на изучение особенностей предмета познания:

а) формально—юридический.Позволяет познать структуру государства и права, их развитие и функционирование на основании политических и правовых понятий;

б) конкретно—социологический.Оценивает государственное управление и правовое регулирование посредством анализа информации, полученной при анкетировании, опросе, обобщении юридической практики, исследовании документов и т. п.;

в) сравнительный.Способствует выявлению особенностей государственно—правовых явлений на основе сопоставления с аналогичными явлениями, но только в других отраслях, регионах или странах;

г) социально—правовой эксперимент.Позволяет экспериментально проверить использование на практике научных гипотез и предложений и включает в себя методы:

– статистический.Основан на количественных способах изучения и получения данных, которые объективно отражают состояние, динамику и тенденции развития государственно—правовых явлений;

– моделирования.Государственно—правовые явления изучаются на их моделях, т. е. путем мыслительного, идеального воспроизведения исследуемых объектов;

– синергетики.Является необходимым для установления закономерностей самоорганизации и саморегулирования социальных систем и т. д.

Вопрос 4 Стадии правоприменения.

Под правоприменением понимается осуществляемая в уста­новленных законом формах специально-юридическая деятель­ность компетентных государственных органов, должностных лиц, органов местного самоуправления по созданию новых юри­дических фактов, предоставлению субъективных прав и возло­жению юридических обязанностей на конкретных субъектов, развитию определенных отношений путем реализации властных полномочий

Стадии процесса применения норм права.

Можно выделить 4 основные стадииправоприменительного процесса, кот.осуществляется в определенной последовательности:

1) устанавливаются фактические обстоятельства дела;

Юридическая квалификация

3) вынесение решения по делу (издаст­ся индивидуальный акт); содержание решения доводится до соответствую­щих органов и должностных лиц; решение принимается по конкретному делу.

Исполнение решения.

На первой стадии устанавливается объективная истина по делу. Правоприменение будет обоснованным только тогда, когда фактические обстоятельства проанализированы с достаточной полнотой и до­стоверностью (сбор всей юридически зна­чимой информации, относящейся к конкретному делу). При совершении преступления — это лицо, совершившее преступление, время, место, способ совершения, наступившие вредные последствия, характер вины (умысел, неосторожность) и другие обстоятельства; при возникновении гражданско-правового спора — обстоятельства заключения сделки, ее содержание, действия, совершенные для ее исполнения, взаимные претензии сторон и т. д. Фактические обстоятельства, как правило, относятся к прошлому и поэтому правоприменитель не может наблюдать их непосредственно. Они подтверждаются доказательствами — материальными и нематериальными следами прошлого, зафиксированными в документах (показаниях свидетелей, заключениях экспертов, протоколах осмотра места происшествия и т.д.). К доказательствам, с помощью которых устанавливаются фактические обстоятельства по делу, предъявляются процессуальные требования относимости, допустимости и полноты.

На второй стадии правоприменитель выбирает отрасль, институт и норму права, регулирующие данное общественное отношение, про­веряет подлинность текста норм права, их пределы действия во време­ни, в пространстве и по кругу лиц, уясняет смысл и содержание юри­дических предписаний, квалифицирует деяние. Сущность юридической оценки фактических обстоятельств, т. е. их юридической квалификации, состоит в том, чтобы найти, выбрать именно ту норму, которая по замыслу законодателя должна регулировать рассматриваемую фактическую ситуацию. Этот поиск происходит путем сравнения фактических обстоятельств реальной жизни и юридических фактов, предусмотренных гипотезой применяемой правовой нормы, и установления тождества между ними. Значит, для правильной юридической квалификации фактов, установленных на первой стадии, следует выбрать (найти) норму (нормы), прямо рассчитанную на эти факты. Выясняются не любые факты, а лишь те, которые предусмотрены в гипотезе избранной нормы. Типичная ошибка в этой ситуации — когда начинают «подгонять» факты под гипотезу избранной нормы. В юридической практике выяснение дополнительных обстоятельств часто приводит к изменению юридической квалификации.

На третьей стадии принимается решение и выносится право­применительный акт. Именно в рамках данного этапа правоприменительного процесса решается судьба этого дела и от того, какие выводы будут сформулированы в ходе решения, зависит дальнейшее развитие правоотношений.

Содержание решения по юридическому делу определяется главным образом его фактическими обстоятельствами. Вместе с тем при вынесении решения правоприменитель руководствуется требованиями диспозиции (санкции) применяемой нормы. Вынесение решения по делу нужно рассматривать в двух аспектах. Во-первых, это умственная деятельность, заключающаяся в оценке собранных доказательств и установлении на их основе действительной картины происшедшего, в окончательной юридической квалификации и в определении для сторон или виновного юридических последствий — прав и обязанностей сторон, меры ответственности виновного. Во-вторых, решение по делу представляет собой документ — акт применения права, в котором закрепляется результат умственной деятельности по разрешению юридического дела, официально фиксируются юридические последствия для конкретных лиц. Правоприменительное решение играет особую роль в механизме правового регулирования. Ранее уже отмечалось, что юридические нормы и возникающие на их основе субъективные права и юридические обязанности обеспечены возможностью государственного принуждения, однако последняя реализуется именно по индивидуальному правоприменительному решению, поскольку эти решения могут быть исполнены в принудительном порядке. Возможность принудительного исполнения актов применения права обусловливает их особенности и предъявляемые к ним требования обоснованности и законности.ально урегулировано.

Вывод:установление фактической и установление юридической основы дела выступают как бы подготовительными стадиями применения норм права. Принятие решения является завершающей и вместе с тем основной стадией. После этого решение должно быть исполнено.

Наши рекомендации