Вопрос 15. Форма государственного устройства
Форма государственного устройства – это способ (форма) территориальной организации государственной власти, который выражается в национально-государственном (субъекты федерации, автономные образования) и административно-территориальном (провинции, районы, общины и др.) устройстве государства, в характере взаимоотношений между частями государства, а также между центральными и местными органами.
Проблема территориальной организации власти характерна именно для государственно-организованного общества, поскольку в нем люди управляются не непосредственно (как это было в первобытном обществе, где они обособлялись и объединялись по кровнородственному признаку), а опосредствованно – через организацию государством социально-производственного процесса на определенной территории. Государственная власть и государственное управление строятся по территориальному принципу.
На форму государства влияют разнообразные факторы: тип государства, экономический строй общества, национальный состав населения, исторические традиции, территориальные размеры государства и др.
Государственное устройство может быть простым и сложным.
1) Простым является унитарное государственное устройство. Унитарное государство – это слитная государственно-территориальная организация, отличающаяся полным политическим единством, составные части которого так или иначе подчинены центральным органам власти и функционируют в рамках целостной государственно-правовой системы. Унитарное государство подразделяется лишь на административно-территориальные единицы, не включая в себя никаких государственных образований.
Унитарному государственному устройству свойственны следующие черты:
o единый центр государственной власти, т.е. единая, общая для всей страны система высших и центральных органов государственной власти (парламент, правительство, Верховный суд);
o единая система законодательства, единая судебная система, одно гражданство;
o единая денежная система, одноканальная система налогов;
o территориальные элементы унитарного государства (области, департаменты, округа, графства и т. п.) не обладают государственным суверенитетом, не имеют никаких атрибутов государственности, т.е. не обладают политической самостоятельностью.
Унитарные государства могут быть
o симметричными (административно-территориальные единицы имеют одинаковый правовой статус (одноименные), занимают равное положение по отношению к государству в целом – Болгария, Польша и др.);
o ассиметричными (на территории унитарного государства создаются политические или административные автономии, обладающими более широкими правами, чем обычные административно-территориальные единицы, границы которых устанавливаются высшими органами власти страны – Финляндия, Дания).
Автономия – это самоуправление определенной части территории государства, отличающейся национальными, бытовыми, а иногда – географическими условиями, ее населению могут быть присущи определенные исторические особенности, традиции. Существуют две разновидности автономии в унитарном государстве – политическая и административная. Политическая автономия пользуется более широкими правами, обладает правом собственного законодательства (иногда называют регионализмом). Административная автономия предполагает использование местного языка в школах, в судебном процессе, радиовещании и издание газет на местном языке, некоторые права во внешнеэкономических отношениях, приоритет в использовании местных ресурсов и т.д.
По степени зависимости местных органов от центральных органов государственной власти унитарное государственное устройство может быть:
o централизованным (как правило, отсутствует местное самоуправление, во главе местных органов стоят назначенные из центра чиновники, представительные органы также не создаются – Франция, КНР),
o децентрализованным (местные органы власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью – Великобритания)
o смешанным.
Форма унитарного государства дает возможность более полной концентрации ресурсов в руках центра и может способствовать более быстрому росту страны, ее развитию. Однако данная форма удобна для бюрократических структур и ее предпочитают авторитарные режимы.
2) Для сложного государственного устройства характерно наличие в составе государства других государственных образований – федерация, которая представляет собой союзное государственно-территориальная организация, состоящая из государств или государственных образований, опирающаяся на принцип их согласия, основанная одновременно на целостности государственной власти и ее вертикальном разделении между федерацией и ее членами (субъектами) при верховенстве первой. Т.е. это государство, объединяющее несколько государств или государственных образований (США, ФРГ, Швейцария, Российская Федерация).
Для федерации характерно следующее:
o определенная политическая и юридическая самостоятельность субъектов (конституции – Германия, гражданство – США);
o двухуровневая система органов государственной власти: субъекты федерации имеют свои законодательные, исполнительные и судебные органы, верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам;
o существование федеральной системы законодательства и законодательных систем субъектов федерации при наличии принципа верховенства общефедерального закона;
o двухпалатное строение парламента, при котором одна из палат (как правило, верхняя) представляет интересы субъектов федерации;
o наличие в большинстве федераций двойного гражданства;
o двухканальная система налогов;
o разграничение предметов ведения федерации и ее субъектов одним из следующих способов размежевания компетенции (компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной (федеральной) конституцией или федеральным договором):
- устанавливается исключительная компетенция федерации, остальные вопросы относятся к ведению субъектов;
- определяется исключительная компетенция субъектов, остальные вопросы отнесены к ведению федерации;
- устанавливаются две компетенции – федеративная и субъектов, не перечисленные вопросы относятся либо к ведению федерации, либо к ведению субъектов;
- указываются три сферы компетенции – исключительная федеративная, исключительная субъектов, сфера конкурирующих интересов (совместного ведения).
(в РФ в Конституции дается перечень двух сфер – федеральной и конкурирующей, а остальные вопросы отнесены к исключительной компетенции субъектов)
o субъекты федерации не обладают суверенитетом, т.е. верховенством на своей территории, независимостью в международных отношениях (степень суверенности субъектов в разных федерациях или разных субъектов в одной и той же федерации может быть различной), отсюда приоритет федерального законодательства;
o у субъектов отсутствует право выхода из федерации – право сецессии (его не предусматривает ни одна из конституций федеративных государств).
Федерации делятся на виды:
o Федерация может быть административно-территориальной (образованной на основе территориального принципа – РФ, ФРГ, США) и национально-государственной (образованной по национальному принципу – СССР, Югославия).
o Федерация может быть симметричной (члены федерации имеют одинаковый правовой статус, пользуются одинаковыми полномочиями) и асимметричной (характерно неравенство правового положения субъектов):
- федерации, где наряду с субъектами в ее состав входят: другие территориальные образования (могут иметь или не иметь законодательный орган, но управление этой территорией осуществляется специально назначенным из центра чиновником), федеральные владения (также управляются из центра – острова у Аргентины, Австралии), ассоциированные, т.е. свободно присоединившиеся государства (Пуэрто-Рико в США);
- федерации, где субъекты юридически равноправны, но различаются по своему фактическому положению (республики и АО в России, хотя юридически считается, что РФ – симметричная федерация);
- скрытая ассиметрия, где однопорядковые субъекты не во всем равны (разное число представителей в верхней палате парламента – Германия, Австрия, Швейцария).
o Федерация может быть договорной (в основу федерации положен договор субъектов – СССР при образовании в 1922 г.) и конституционной (правовым основанием федерации является закрепление факта ее образования в Основном Законе страны) и конституционно-договорной (СССР после принятия в 1924 г. Конституции, Россия).