Теории власти в политической науке
Политическая власть
Политическая сфера формируется вокруг главного ресурса- власти, и общества вплотную затрагивает верхнюю часть общества, которую принято называть истеблишментом. Там идет борьба за власть и разрабатываются принципы и механизмы управления обществом. У мира власти есть свои законы, которые можно изучать.
В меньшей степени политика касается рядовых граждан, хотя они участвуют в референдумах, выборах и наблюдают по СМИ за политическими лидерам различных партий, правительством, законодательной и исполнительно властями, о том как, правительство решает экономические, социальные и юридические вопросы.
Характер и природа власти
Мы часто пользуемся понятием «власти» не особо задумываясь, что оно означает.
С одной стороны, «власть»- центральная категория политической науки и ее главный аспект, который дает ключ к пониманию остальных политических аспектов.
Смысловые дефиниции слова «власть»:
Во-первых, индоевропейские языки не дают устоявшегося значения (много дефиниций), хотя в одном смысловом контексте:
the power - власть, держава, государство (англ)
le pouvoir – власть, центральное правительство (франц.)
die Gewalt – власть, мощь, насилие (немец.)
власть – начальство, властные орган государства (русск.)
Во – вторых, «власть» имеет отношение не только к политической науке - под ней часто понимают способность к некому поступку. В одном синонимическом ряду с ней стоят - полномочия, влияние, богатство, право, нормы. Они то же являют собой некое подобие власти, но в иных обстоятельствах.
В-третьих, власть и владения тоже однокоренные слова. Следовательно, власть, как и имущество можно утрачивать, получать по наследству, передавать или делить.
В – четвертых, власть можно рассматривать в качестве функции - тогда она уже не является свойством одного лица. Функция начинает возвышаться над людьми, делает их заложниками структурных отношений, заданными традицией или навыками политических взаимоотношений. Власть как-бы отчуждается от лица и становиться личиной - ролью той сюжетной линии, которую нужно разыгрывать. Например,власть возникает в тех случаях, когда люди, оказавшись в сложной ситуации, нуждаются во взаимодействии и, способствуя преодолению беспорядка, учреждают специальные органы управления или сами берут на себя определенные обязательства («фильмы-катастрофы» - поведение людей).
Иными словами, власть – способность или возможность оказывать воздействие на деятельность и поведение людей с помощью определенных средств (например: через авторитет, право, насилие, политическое господство, систему государственных органов и т.д.). В идеале, это способность навязывать свою волю другим людям с их согласия. Это добровольная форма влияния, устанавливаемая с согласия подчиненных.
Государственная власть появилась намного позже силы и авторитета. (40-30 тыс. лет назад, с появлением первых государств). С этого момента мы говорим о институализации власти. Она дифференцируется (исполнительная, законодательная, судебная), появляется бюрократический аппарат, который, опираясь на традицию, законодательство, конституцию и силовые структуры, оформляет свое влияние в различных решениях (королевский указ, парламентский закон, приказ директора и т.д.).
Государственная власть становиться самым влиятельным и самым организованным институтом общества, стоящим над всеми другими институтами (семья, образование, наука, религия и т.д.).
Она реализуется, если есть возможность угрожать социальному положению человека. Неподчинение власти обычно не грозит смертью (это крайность), но увольнением, лишением титулов, штрафом, привлечением к суду и т.д. Власть можно рассматривать в масштабах всего общества и отдельной его части (организации). В обоих случаях власть представляется в виде иерархии разных по значению и влиянию должностей, продвижение по которым предписано законом.
Власть более широкое понятие, чем сила потому, что она может осуществляться и без применения последней. Однако чаще всего, она опирается именно на нее.
Властные отношения по определению ассиметричны - правящее меньшинство и управляемое большинство. Это универсально.
Существует три основные метода властвования - убеждение, материальная (и не только) выгода и насилие.
Насилие– самый эффективный метод в краткосрочном режиме, но не на длительную перспективу.
Убеждение- самый эффективный и самый дешевый метод.
Все три метода всегда присутствуют во всех формах правления.
При характеристике способов властвования часто учитывается стиль поведения властей. Так по Макиавелли можно различать львов – откровенное прямолинейное господство, склонное к насилию и лис - более гибких и скрытных властителей. Его типология была использована в работах знаменитого итальянского социолога Вильфредо Парето (1848-1923), создавшего теорию элит.
Сегодня предлагаются новые стилевые типологии политических лидеров (знаменосцы, пожарные и т.д.)
Кроме того, по способам влияния, власть часто разделяется на явную (эксплицитную) и неявную (имплицитную). Проявлением явной власти считается ситуация, когда Х определенным и явным образом, указывает У, что тому надо делать (или не делать). При проявлении неявной власти У делает то, что желает Х, без факта дачи приказа. (примеры имплицитной власти- команда политического лидера, семья, клика, банда, клиентела).
Генрих II Английский (1133-1189) разгневавшись на архиепископа Кентерберийского Томаса Беккета, сказал своим придворным фразу типа- неужели никто не избавит меня от этого человека?. Той же ночью 4 его верных вассала умертвили архиепископа. И сегодня угодливый персонал улавливает намерения патрона и делает то, что он хочет без явного приказа.
Социальный порядок в ходе совместных действий устанавливается при помощи власти. Образцы и формы поведения постулируются не участниками коллективных действий, а внешними факторами, то есть лицами, выступающими в качестве субъектов власти, генерирующими отношения господства и подчинения.
Власть: история вопроса
Общепринятого подхода к проблеме власти не существует. Политологические школы акцентируют внимание на разных аспектах власти. Представители структурного функционализма (Парсонс и Шилз) рассматривают власть как способ самоорганизации человеческого общества, обусловленной ассиметричностью отношений между субъектами, разделением социальных ролей на управленческие и исполнительские.
Марксизм связывает феномен власти с отношениями собственности, экономическим господством определенных классов.
Психоанализ и бихейвиоризм сводит понятие власти к субъективной мотивации, взаимодействию отдельных личностей на основании стремления к власти, как к средству обладания материальными благами или самоцелью. Для психоанализа (З.Фрейд. Э.Фром) власть является попыткой индивида подсознательно преодолеть комплекс неполноценности либо в виде господства (садизм), либо в форме подчинения (мазохизм).
Теологический подход (Б.Рассел) характеризует власть как способ достижения поставленных целей.
Системный подход (К. Дойч) понимает под властью способность мобилизовать общественные ресурсы для достижения социально значимых целей.
Вывод: власть, так или иначе, связана с принуждением, навязыванием своей воли, приказанием (директивный аспект власти). Нередко он сводит власть к господству или отождествляет ее с основным ресурсом господства - принуждающим насилием. Но надо различать власть и насилие.
Авторитет
Способность и возможность влиять на поведение других с их согласия и желания. Источник власти тут- личностные свойства или статус человека. Способность убеждать других к подчинению не вопреки, а с их согласия. Авторитет и власть можно считать синонимичными понятиями. Но авторитет не институализированная, а индивидуальная характеристика. Многие подчиняются одному потому, что уважают его как личность, а не как назначенное лицо.
Это неустойчивая и переменная форма влияния.
Можно рассматривает авторитет как форму проявления власти. Они соотносятся между собой как обще и особенное, и авторитет невозможен без власти (К.Маркс, М. Вебер, Остин, Б.Рассел, Д.Истон).
А можно понимать власть и авторитет как самостоятельные явления (Х. Арендт, М.Крозье, Р.Фридман).
В общем есть две традиции в понимании авторитета:
· Право командовать как атрибут закона, статуса, учреждения (авторитет де-юре). Человек обладает авторитетом, потому что занимает определенное место или пост в системе. Интерпретация Гоббса- право совершать какие-либо действия.
· Вторая традиция - субъективное качество человека обусловленные знаниями умениями и т.п. (авторитет де-факто). Уважение –его основа.
Оба типа авторитета предполагают идею обоснованности притязаний, критериями которой могут выступать -возраст, пол, статус, профессия, персональные характеристики, благосостояние , официальные документы и т.д. Оба зависят от ценностей и убеждений участников отношений авторитета. А обладает авторитетом отчасти потому, что представления о его авторитете соответствует ценностям В.
Авторитетные отношения часто не оформляются официально. Поэтому их часто называют неформальными. Волю авторитетного лица люди выполняют как личную просьбу, а не приказ.
В политическом смысле под авторитетом можно понимать средоточие власти. Он – способность политических руководителей выявлять и усиливать моменты всеобщего согласия, умение стать выразителем общественного мнении, превратиться в фокус политического общения, в ядро, которое формирует общественное согласие.
Формула Цицерона, которая определяет диалектику власти и авторитета. «Власть в народе, авторитет Сенате». Авторитет лишь средство достижения власти, но и одновременно и ее предпосылка. С другой стороны, авторитет может стать самими собой только если он структурирует власть и получит поддержку на создаваемую им конфигурацию власти. Он заложник согласия и его творец.
В зависимости от источника подчинения авторитет бывает персональным, традиционным или легальным.
· Персональный авторитет основан на личных характеристиках. Неформальные отношения между субъектом и объектом, личные отношения (любовь, восхищение, дружба) Компетентность- наиболее распространенная характеристика, которая дает человеку авторитет. Вера одного человека в знания другого и вера в то, что он лучше может реализовать его интересы.
· Традиционный авторитет -его легитимность обусловлена верой в святость власти и законов. Пример - отношения между родителями и детьми, младшими и старшими, патрициями и плебеями и т.д. исторические формы- геронтократия и патриархат.
· легальный авторитет- рациональное основание –вера в законность применяемых правил и в законное право тех, кто обладает авторитетом и отдает команды.
Теория разделения властей
Идея вызревала в недрах буржуазного права и оформилась в теорию только в 17 в. Ранее произвол деспотизма сдерживался только религиозно-нравственными традициями монархического направления, угрозой народных восстаний. Проблема соотношения властей в государстве впервые была поставлена Локком, для которого законодательная власть должна быть первичной, а все остальные вытекают из нее и подчинены ей.
Монтескье дал этой теории классическую формулировку - чтобы предупредить злоупотребление властью, необходимо чтобы одна власть сдерживала другую. Если исполнительная и законодательная власть объединяется в одном органе, то не может быть свободы. Точно также, судебная власть должна быть отделена от законодательной и исполнительной. Недопустимо, чтобы одно лицо выступало от имени трех ветвей власти.
Современная трактовка - нормальное функционирование демократического государства предполагает отдельное функционирование законодательной (парламент), исполнительной (правительство) и судебной властей. Разделение властей призвано уравновешивать разные ветви власти, создавать систему сдержек и противовесов, предотвращать монополизацию публично-властных полномочий.
Линия Аристотеля, Локка и Монтескье – ставит на первое место принцип личной свободы и главная задача права состоит в том, чтобы ограждать человека от произвола властей. Функция государства состоит в охране правопорядка.
Противоположная линия идет от Платона и Руссо. Республика и непосредственное народовластие определяют ситуацию, когда народный суверенитет превалирует над личным интересом и человек обязан подчиняться воле народа. Конкретный человек по сути бесправен перед всесильной законодательной властью.
Эти подходы сегодня существуют в виде представительной и прямой демократии.
Представительную демократию критикуют за элитарность и декларативность, отстранение большинства от участия в государственном управлении (кроме выборов), бюрократизацию и олигархизацию власти.
Прямую демократию - за склонность к тоталитаризму, ограничение индивидуальной свободы и частного предпринимательства.
Опыт США, как воплощение системы сдержек и противовесов в политической практике.
Современный политический опыт показывает, что для демократизации общества и реализации всего комплекса прав человека, имеет первостепенное значение не только принцип разделения властей по горизонтали, но и по вертикале - центральная, региональная и местная власть.
Авторитарный режим
Он занимает промежуточное положение. Этот режим характеризуется монополией на власть какой-то одной партии, группировки, лица или института.
С тоталитаризмом его роднит жесткий контроль над политической сферой, не ограниченный законами диктаторский характер власти; с демократией - невмешательство государства во внеполитические сферы (экономику, личную жизнь).
Его особенности:
1. монополия на внутреннюю и внешнюю политику главы государства и его окружения;
2. существование неполитических структур, например союзов промышленников, предпринимателей, профсоюзов и т.д.;
3. неограниченность власти в уках одного субъекта (лицо или группа), неподконтрольность власти народу, она принимает законы по своему усмотрению. Граждане либо отчуждены от власти, безразличны к ней, либо ожидают от нее компетентности в принятии политических решений;
4. власть требует от подданных профессионализма и послушания. Она озабочена обеспечением собственной безопасности, охраной правопорядка, борьбой с организованной преступностью, коррупцией и т.д.;
5. фиктивность многопартийной систем, возможность демократических процедур, в частности выборов и референдумов, только в случае их полной подконтрольности и предсказуемости результатов. Нецелевое использование бюджетных средств в интересах кандидатов правящей элиты. В случае необходимости конкурентная электоральная борьба подменяется прямым назначением должностных лиц на государственные посты. Или подтасовка результатов выборов- неважно, как голосуют, но важно, как считают. Отчуждение власти от общества.
6. широкое использование в качестве идеологического прикрытия таких тем, как интересы страны, экономическая стабилизация, общечеловеческие ценности, права человека и т.д. (политическая демагогия);
Авторитаризм имеет богатую историю, которая включает в себя древние тирании, деспотии, олигархии, абсолютные монархии периода средневековья и Нового времени, военные диктатуры и т.д. В настоящее время представлен в странах Азии, Африки, Ближнего и Среднего Востока и латинской Америки.
Причинами его воспроизводства являются:
· сохранение традиционного общества с ориентацией на привычные устойчивые формы социальной жизни и авторитеты (харизма лидера или военное положение, кризис в стране)
· воспроизводство клиентальных отношений в социальной структуре развивающихся обществ,
· сохранение патриархального и подданнического типов политической культуры, что означает отсутствие у населения ориентации на активное воздействие на политическую систему,
· значительное влияние религиозных норм (ислам, буддизм, конфуцианство) на политические ориентации населения
· экономическая отсталость
· неразвитость гражданского общества
· высокая степень конфликтности общества
Различные типы авторитарных режимов
1. военный режим – власть принадлежит либо военным, либо они стоят за фасадом гражданского правительства. Для него характерна сильная персонализация власти ( режим Зия уль Хака в Пакистане, Амина в Уганде). Военный или преторианский режим чаще всего возникают в результате государственного переворота. Причина- кризис политических структур, политическая нестабильность, чреватая острыми социальными конфликтами. Социальные предпосылки военных переворотов – преторианское общество: отсутствие консенсуса среди наиболее влиятельных группировок по поводу правил игры, острый конфликт в связи с распределением власти и ресурсов между основными политическими силами, резкая социальная поляризации общества, низкий уровень легитимности и институализации власти. Установление таких диктатур обычно сопровождается отменой прежней конституции, роспуском парламента, запретом любых оппозиционных парий, концентрацией исполнительной и законодательной власти в руках военных. Ее отличительная черта- размах террористической деятельности, которую едут армия, полиция и спецслужбы; экономическая неэффективность; хроническая инфляция, экономическая неуправляемость, политическая коррупция. Чаще всего эти режимы не решают социальные проблемы и не могут обеспечит себе поддержку, связанную с институализацией и легитимизацией политической власти. Еще одно слабо место- административный стиль принятия решений.
2. авторитарно-бюрократический режим – Г. О`Доннелл. Власть осуществляется блоком, состоящим из трех политических сил: бюрократия (технократы), национальная буржуазия (которой принадлежат основные национальные компании и одновременно связанные с иностранным капиталом), и военные. Он ставит перед собой две основные цели – восстановление стабильности и порядка и нормализация экономики. Исключительная роль у армии и спецслужб (Чили при Пиночете, Испания времен Франко). Для достижения поставленных целей применяет жесткие методы: исключение масс из политической жизни, понижение социальной и политической активности до минимума через ликвидацию гражданских и политических прав, перекрываются все каналы представительства социальных интересов, экономика оздоравливается с помощью шокотерапии (сокращение государственных дотаций в убыточные сектора экономики, массовое банкротство нерентабельных предприятий, активная приватизация государственной собственности, урезание социальных расходов, насильственное подавление любых форм социального протеста. Поэтому исключительная роль у армии и спецслужб. Режим существует пока сохраняется правящий блок. По мере стабилизации экономики он начинает распадаться и наступает период либерализации.
3. конкурентная олигархия (современная форма олигархии, олигархический режим) – для нее характерна достаточная открытость и легитимность при сохранении монополии на власть наиболее экономически сильных кланов. Есть парламент, выборы и партии, но за фасадом демократических институтов скрывается власть наиболее сильных национальных экономических групп, чьи интересы в первую очередь отрабатывает политическая система (Колумбия- с 1957 г. есть две партии консервативная и либеральна, которые договариваются о распределении государственных постов и о проведении на выборах определенной кандидатуры в президенты. Социальная основа режима - социально и политически пассивные слои населения. Законодательные органы создаются сверху, они не имеют поддержки и легитимности у большинства населения. Экономическая эффективность режима ограничена. Ориентируясь на экспорт сырьевых ресурсов и развивая эти отрасли экономическая элита практически не проявляет интереса к развитию национального производства. Отсюда результат- резкая поляризация населения- нищающее большинство и стремительно богатеющее меньшинство. Глубокое недовольство служит прекрасной почвой для укрепления антисистемной оппозиции и массовых антиправительственных действий под руководством повстанческих организаций.). Парадоксальность таких движений стоит в том, что направленные против демократии меньшинства, они одновременно выступают против тех институтов, которые на запад являются неотъемлемой частью демократии (парламентов). Следствие их - военные перевороты или гражданские войны.
4. популистский или мобилизационный режим – основывается на правлении единой партии, которая ставит своей цель модернизацию. Как правило, она возглавляется харизматическим лидером. Средствами легитимизации власти являются манипулирование плебесцитом, приобщением народа к политике через массовые манифестации, демонстрации, митинги поддержки, возвеличивание маленьких людей, сплочение общества перед лицом внешнего врага- международного империализма или космополитического капитализма. В отличие от тоталитаризма, этот режим основывается не на идеологии, а на национализме. Он в большей степени опирается на этнические, а не на социальные группы. Власть склонна искать поддержку средних слоев, не испытывающих симпатии к олигархам. Специфическая черта популистского режима - усиление этатистских начал в экономической, социальной и духовной жизни, что отражает патерналистские ожидания широких народных масс. Основа социального блока правящих сил – этатистски ориентированные слои и крупная промышленная буржуазия, политическими конкурентами которых являются, с одной стороны, олигархи, а с другой, либерально-демократические силы. (Насер в Египте, Кадаффи в Ливии, Варгас в Бразиии).
5. Отдельная разновидность современного авторитаризма- Китай, Ю.Корея, Таиланд. Основные черты – не консервация существующих социальных отношений, а содействие и стимулирование социальной и экономической модернизации. Степень авторитарности определяется потребностью в сохранении целостности общества при росте конфликтов, вызванных модернизацией. Государство становится инициатором перемен в экономической и социальной жизни, происходящих под его контролем.
Демократический режим
Современная демократия сильно отличается от античной. Демократия – политический режим, при котором гражданское общество контролирует власть во всех ее проявлениях, когда власти разделены в экономике (плюрализм видов собственности), в политике (принцип разделения властей, участие в общественной жизни разных политических партий, права человека), в духовно сфере (подчинение СМИ различным, не только государственным группам).
Существует два подхода к определению понятия «демократия».
· Первый основывается на античной политической традиции. Он был окончательно сформулирован у Жан-Жака Руссо, который понимает под демократией – власть народа, которая осуществляется в интересах «всеобщей воли». Согласно нему, демократия- это режим, при котором воплощается и реализуется воля народа. Нетрудно заметить, что приверженность этой токи зрения приносит в жертву общим интересам частные потребности и предпочтения граждан.
· Представители второй парадигмы исходят из признания неотъемлемых прав и свобод человека, автономии отдельной личности, ее прав на свободу самовыражения и выражения собственных интересов. Второе направление основывается на признании многообразия интересов, необходимости их выражения, согласования и реализации. Для выражения схожих интересов создаются политические партии и группы интересов. Согласование и реализация интересов требуют создание представительного органа власти на основе всеобщих выборов. С этих позиций демократия является институтом, который гарантирует человеку соблюдение неотъемлемых прав и свобод и позволяет реализовывать свои интересы в политике.
В итоге, термин «демократия» используется в трех значениях:
· политический режим, опирающийся на волю большинства в качестве источника власти и равноправие граждан перед законом;
· форма организации политических структур; мера участия отдельного человека, групп и народа в осуществлении власти;
· синоним прав и свобод граждан.
Демократия- режим, когда народ тем или иным способом участвует в принятии решений и в контроле за их выполнением, когда закон защищает народ от произвола власти, а власть - от произвола народа.
Признаки современной демократии:
· Народовластие, признание народа субъектом власти (или гарантии прав и свобод человека).
· Признание политических прав и свобод граждан в таком объеме, который позволяет легально действовать не только партиям и организациям, поддерживающим правительство, но и партиям и организациям оппозиционным (политический плюрализм).
· Наличие представительных органов власти, формируемых на основе всеобщих сводных и справедливых выборов (построение государственной власти по принципу разделения властей, причем единственным законодательным органом считается парламент).
· Публичность власти.
· Правовое государство, принимаемое за власть закона.
· Равноправие граждан с точки зрения их политических, экономических, социокультурных, экологических, и иных прав и свобод.
· Подчинение меньшинства большинству при принятии решений, при условии обеспечения прав меньшинства.
· Приоритет прав человека над правами государства.
Демократия требует социокультурных и психологических предпосылок и не может произвольно переносится из одного общества в другое
Суть демократии - постоянный диалог народа и власти, социальных групп и представляющих их политических структур с целью повышения взаимопонимания и учета результатов диалога.
В идеале, диалог выступает как форма интеграции общества. На практике, возможности диалога разных сторон неравны в связи с существенными различиями в экономических, политических, информационных и иных ресурсов.
В чистом виде вряд ли такие режимы существовали. Постановка вопроса о том, что лучше - неправомерно, ибо каждый имеет серьезные недостатки.
Проблемы России
Авторитарный политический режим, принципы демократии сочетаются с режимом личной власти.
Законодательная власть представлена двумя субъектами- Президентом и Федеральным собранием (Государственная Дума и Совет Федерации=сенат)
Функции исполнительной власти у правительства. Гарантом политической стабильности и реализации власти в рамках правового поля выступает Конституционный Суд.
Две тенденции:
· Привилегированное положение Президента в системе власти. Современная Конституция написана под него. Принцип разделения властей фактически не соблюдается - в руках Президента как исполнительная (Совеет министров), так и законодательная власть (указы). Полномочия Думы в плане законотворчества ограничены президентским «вето». Роль Конституционного Суда незначительна.
· До августа 1998г. шел процесс становления нового субъекта власти в лице правящего класса - из числа президентского окружения, верхушки бюрократии и лиц, приближенных к реальному распределению властных полномочий. Новый класс формировался за счет присвоения материальных ценностей советского периода, нецелевого использования западных кредитов, присвоения большей части доходов от экспортного сырья так называемыми естественными монополиями, чему в большой степени способствовал отсутствие хозяйственного законодательства. С другой стороны, администрация президента вынуждена считаться с крупным компрадорским капиталом, финансовой олигархией, сохраняющей серьезные позиции в средствах массовой информации и при желании способных оппонировать президенту в попытках остаться у власти. Вместе с тем очевиден переход от прямого присвоения средств к инвестициям в экономику страны.
Место коррумпированного чиновничества постепенно должно заниматься национальным капиталом. В его интересах ограничиваются либерально-демократические свободы, осуществляется коммунальная реформа, происходит ликвидация многих социальных гарантий и льгот. Одновременно создаются подконтрольные власти политические организации, укрепляется вертикаль власти, что сопровождается усилением роли административного фактора и регламентации роли правой и левой оппозиции в политической жизни общества. Совершенно не вписываются в представлении о демократии создание федеральных округов с представителями президента, продление соков избрания губернаторов, замена выборов назначением и т.д.
Кто побелит непонятно- национальны промышленники и предприниматели или олигархи.
Теории демократии
Теория полиархии (Р.Даль)
Основная черта демократии проявляется в том, что правительство должно постоянно реагировать на потребности своих граждан. Эта реакция находится в прямой зависимости от трех прав граждан:
· формулировать свои потребности,
· информировать о своих интересах других граждан и правительство,
· иметь предпочтения, которые влияли бы на действия правительства и не преследовались из-за своего содержания и источника.
Для реализации этих прав необходимы определенные гарантии, то есть определенный набор демократических прав (например, свобода мыслей, право голоса, свобода в создании организаций, прав избираться и т.д.). Демократия отличается от других режимов как степенью реализации гарантий или значительными размерами допустимой оппозиции (т.е. политической конкуренцией), так и пропорцией населения, которая обладает правом контроля за деятельностью правительства и состязания с ним - правом участия в политической конкуренции. Однако демократия имеет более чем эти 2 измерения и в мире нет полностью демократических систем.
Поэтому Даль заменяет понятие демократии на понятие полиархии и дает ее признаки (с. 272, Тургаева) (выборные власти, свободные выборы, всеобщее избирательное право и право претендовать на избрание всех взрослых граждан, свобода мнения, альтернативные источники информации и организационная самодетельность (партии и группы интересов).
4. Модели демократии А. Лейпхарта «Модели демократии: Формы правления и предпочтения в 36 странах» (1999г.) Мир демократий чрезвычайно многообразен. Различия демократий выделяются на основе организации демократических институтов и степени их представительности. Существует множество способов организации работы демократии, в реальной жизни демократия связана с различным политическими институтами (законодательные, исполнительные, судебные органы власти, политические партии, группы интересов). Демократию можно рассматривать с точки зрения организации этих институтов. На этой основе выделяют мажоритарную и консенсусную форму демократии. Противопоставление идет от общего и буквального понимания демократии- правления народа или правление представителей народа.
Смысл мажоритарной формы- правление большинства народа. Наиболее простая и привлекательная форма, потому что правление большинства и в интересах большинства больше соответствует демократическому идеалу, чем управление меньшинства и для меньшинства. Мажоритарная модель концентрирует политическую власть в руках минимального большинства, тогда как консенсусная модель пытается разделять, рассеивать власть различными способами Мажоритарная модель более конкурентна, тогда как консенсусная более компромиссна и имеет характер торга.
Различия между двумя моделями можно свести к двум группам характеристик: исполнительно-партийное измерение и федеративно-унитарное измерение.
Исполнительно-партийное измерение:
· Концентрация исполнительной власти однопартийным кабинетом в мажоритарной модели (а не многопартийной коалицией).
· В отношениях исполнительной - законодательной власти в мажоритарной модели доминирует исполнительная ветвь (в консенсусной имеется баланс между ними).
· Двухпартийная система в мажоритарной модели, в отличии от многопартийной в консесусной.
· Мажоритарная избирательная система, против пропорциональной в консенсусной модели.
· Плюралистическая система групп интересов со свободной конкуренцией в мажоритарном варианте против корпоративных систем групп интересов, нацеленных на компромиссы и концентрацию власти в консенсусной.
Федеративно –унитарное измерение:
· Унитарное и централизованное правление в мажоритарной модели, в консенсусной- федерация и децентрализация.
· Законодательная власть у однопалатного парламента в мажоритарной модели, в консенсусной- 2 различно устроенные палаты парамента.
· Гибкая конституция, которая изменяется простым большинством в мажоритарной модели, в консенсусной только жесткое большинство (две третьих).
· Законодательная власть сама определяет свое устройство в мажоритарной модели, в консенусной модели эти вопросы решаются высшим конституционным судом.
· Зависимость центрального банка от исполнительной власти в мажоритарной модели, в консенсусной он независим.
Лейпхарт. Кроме того, демократии отличаются не только институционально, но по структуре, составу общества, по характеру правящей элиты. Для анализа вводят две переменные - структура общества и поведение элит.
Структура общества – гомогенный (население этнически, религиозно и лингвистически едино) и гетерогенный (этнический, языковый и религиозный раскол) состав. Поведение элит- соперничество и сотрудничество.
Структура общества
Гомогенная гетерогенная
сотрудничество деполитизированная сообщественная
демократия демократия
центростремительная центробежная
демократия демократия
сопрничество
Получается 4 типа демократии:
· деполитизированная демократия- либерализм заинтересованных групп, который допускает участие всех заинтересованных групп в принятии политических решений (Норвегия)
· демократия центробежного типа – крайняя нестабильность (Веймарская республика, послевоенная Италия, Третья и Четвертая республики во Франции).
· центростремительная демократия – основывается на принципе правительство против аппозиции, но острой борьбы между правительством и оппозицией нет. Элиты прилагают максимум усилий для достижения консенсуса (англо-американская система, Финляндия, Исландия).
· сообщественная демократия – возникает в условиях религиозного, этнического, культурного многообразия и характеризуется наличием потенциальных конфликтов. Но они эффективно регулируются через особую систему представительства и согласования интересов, в которой меньшинство наделяется правом вето (Австрия, Нидерланды, Швейцария).
Лейпхарт делает акцент на сотрудничестве элит, которое позволяет выжить и сохранится демократии в многосоставном обществе (в отличие от С. Хантингтона, который считал гарантом стабильности любого общества высокий уровень институализации, организацию и контроль властных институтов, их способность реагировать на новые проблемы и умение их решать).
5. Патриципаторная (соучастие) теория демократии Основное внимание уделяется у