Понятие и виды конкуренции
Предмет, содержание и задачи курса маркетинг
Наука маркетинг возникла США на рубеже 19- го столетия.
Понятие маркетинг (от англ. market)- в дословном переводе означает- рынкоделание.
На сегодняшний день существует более 2000 определений маркетинга.
Ф. Котлер даёт следующее определение:
маркетинг- это вид человеческой деятельности направленной на удовл нужд по средствам обмена.
маркетинг- это комплексная система организации и сбыта на фирменном уровне ориентированная на максимально возможное удовлетворение запросов конкретных потребителей и получение на этой основе максимальной прибыли.
Система маркетинга предполагает решение следующих задач:
1)комплексное изучение рынка
2)выявление потенциального спроса и неудовлетворённых потребностей клиентов
3)планирование товарного ассортимента и уровня цен
4)разработка мер для наиболее полного удовлетворения существующего спроса
5)планирование и осуществление сбыта
6)разработка мер по совершенствованию управления и организации производства
Основная цель: получение наибольшей прибыли за счёт удовлетворения потребностей клиентов.
Задачи М.
Обоснование необходимости и целесообразности производства той или иной продукции
Создание образцов моделей продукции, необходимой потребителям
Совершенствование методов реализации продукции
Координация действий в соответствии с рыночной ситуацией
Нужда- это чувство ощущения человека нехватки чего- либо (физиологическая, социальная).
Потребность- это нужда принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида и требующая удовлетворения.
Запрос- это потребн подкрепл. покупательной спос.
Товар- это продукт труда имеющий стоимость и обладающий способностью удовлетворять нужды, потребности и запросы покупателей.
Рынок- сфера свободного обращения товаров и капиталов, а также движение рабочей силы и др. факторов производства.
Понятие и виды конкуренции
Конкуренция - в узком смысле - это соперничество между отдельными лицами, различными хозяйственными субъектами на каком- либо поприще с целью достижения одной и той же цели.
Виды конкуренции:
1) функциональная конкуренция - возникает потому, что потребность можно удовлетворить несколькими различными способами (разные продукты удовлетворяют потребность в еде).
2) видовая конкуренция - возникает, когда имеются товары, предназначенные для одной и той же цели, но различающиеся каким- либо важным для потребителя параметром (отличие автомобилей одного класса экономичностью).
3) предметная конкуренция - возникает в ситуациях, когда различные фирмы выпускают практически идентичные изделия, которые могут отличаться разве что по качеству (телевизоры, которые отличаются только качеством сборки).
Методы конкурентной борьбы:
1) ценовая конкуренция - с помощью изменения цены продавец привлекает к своему товару внимание, увеличивая его сбыт.
2) неценовая конкуренция:
а) конкуренция по качеству
б) конкуренция по условиям продаж - проявляется, когда две и более фирм продают однотипные товары с одинаковыми техническими характеристиками и примерно по одной и той же цене, но при этом одна из фирм предлагает дополнительные услуги.
(3)
Уровень конкурентоспособности можно оценить по ряду параметров:
1) к техническим параметрам относятся функциональные (определяющие назначение изделия), эргономические (характеризующие изделие с точки зрения удобства и безопасности потребителя в процессе его использования, создание психологического комфорта), эстетические (отражающие дизайн). Именно технические параметры позволяют оценивать качество и удобство обслуживания.
Качество- это набор свойств товара, которые удовлетворяют конкурентную потребность.
2) нормативные параметры - позволяют установить принципиальную возможность реализации изделия на целевом рынке
3) параметры экономической группы, т.е. цена потребления. В самом общем виде цена потребления Цп включает в себя цену товара на рынке и расходы, связанные с эксплуатацией в течении его жизненного цикла:
Цп=Цт+Цр+Цно+Цэ+Цс+Цн+Цу
где: Цр- цена товара на рынке, Цт- расходы на транспортирование, Цно- расходы на наладку, обслуживание и ремонт, Цэ- расходы на энергопотребление, Цс- стоимость страховки, Цн- оплата налогов таможенных сборов, Цу- стоимость утилизации.
Содержание понятия банк. мар-г.Предмет, субъекты и объекты банк.мар-га
Банковский маркетинг - это деятельность, направленная, на доведения банковского продукта, до клиента с помощью определенных направлений, в состав которых входит:
- Исследования рынка.
- реклама.
- продвижение услуги.
- стимулирование продаж.
- послепродажный контроль.
Маркетинг является важнейшей функцией банковской деятельности, определяющий стратегию банка в продвижении банковских продуктов на рынок финансовых услуг.
Банковский продукт - предназначенный для реализации, проходит все стадии своего развития.
1) возникновение идеи создания продукта.
2) Отбор идей
3) анализ объема планируемых продаж.
4) тест маркетинг, т.е. проверка реакции потребителя
5) коммерциализация продукта. (выведение новых товаров на рынок)
Банковский маркетинг является составной частью менеджмента банка. И связан со стратегией развития банка.
Маркетинг определяет, как работать с потребителем банковских продуктов, как правильно оценить конкурентов на рынке. Как выбрать сегменты и ниши для услуг банка и расширить сферы своего влияния. Управление банка может быть эффективным, если детально узнать какие запросы предъявляют потребители к продукту. Какие характеристики банковской услуги интересны потребителю, а какие услуги вызывают отрицательную реакцию.
Основными принципами маркетинга являются:
1) нацеленность на достижение конечного результата банковской деятельности.
2) Направленность на долговременные результаты маркетинговой деятельности.
3) применение в единстве тактики и стратегии активного приспособления к требованиям потенциальных клиентов с целенаправленным воздействием на них.
4) Использование в планировании маркетинговой деятельности концепцию Жизненного Цикла Товара (ЖЦТ). Когда на обозримый период, определяются этапы становления продукта насыщения потребностей, поиск новых возможностей, и снижения спроса на банковский продукт.
Основными функциями банковского маркетинга является:
1) прогнозирование спроса и реальных заказов клиента на услуги банка.
2) Информирование о всех претензиях клиента к качеству и срока предоставляемых услуг.
3) координация сбыта, рекламы, продвиж услуг банка на рынок
4) анализ прибыли от реализации услуг
5) сбор и обработка информации о рыночной структуре, и динамике спроса на банковские услуги.
6)прогноз объема продаж по каждому виду услуг, и прогноз прибыльности.
7) подготовка предложений по стимулированию сбыта услуг и прогноз прибыльности.
8) разработка долгосрочных, среднесрочных и текущих планов маркетинговой деятельности.
9) формирование спроса и заказа.
Эти функции маркетинга объединяются в функциональные обязанности по каждому направлению деятельности и образуют отдельные блоки организационной структуры банка.
Субъектами маркетинга выступают и специалисты самых разных сфер деятельности:
- специалисты по проведению маркетинговых исследований (социологи, демографы, психологи, этнографы);
- программисты и математики;
- специалисты по проведению рекламных кампаний;
- специалисты по организации товародвижения (транспортники, экспедиторы, логистики);
- экономисты, статистики;
- специалисты по снабжению и сбыту и т.д.
Типовая структура маркетинговой службы банка.
Директор по маркетингу:
1)рыночные ср-ва
-социально экономические мониторинги
-анализ конкурентной среды.
2)разработка новых услуг
-услуги корпоративного рынка.
-услуги розничного рынка
3)Реклама
- планирование рекламы
В банке существует два вида банковского маркетинга:
1) Макро маркетинг
Основой проведения является социально экономический мониторинг. Цель которого подготовка информац материала для принятия стратегич и текущ решений по развит банк услуг в разрезе крупных сегментов рынка или региона.
Мониторинг проводиться по следующим направлениям:
- анализ соц. экономического показателя развития отраслей производства.
-анализ финансовых рынков.
-инвестиционная активность.
-оценка политических рисков.
выводы по макро м-гу должны быть след:
1. благоприятное развитие банк деят-ти
2. относительно благоприятное состояние
3. неустойчивое состояние экономики региона
4. неблагоприятное развитие
5. существуют серьезные инвестиционные и банк риски
6. деят-ть банков в регионе ПРОТИВОПОКАЗАНА
Макром-г проводится с целью выявления наиболее привлекательных сегментов в обслуживании клиентов (населения).