Гарантии законности: понятие и виды

Укрепление и упрочение законности – всеобщая задача, так как речь идет о государственной власти и методах ее осуществления, регулировании ею общественных отношений, формировании гражданского общества и правового государства. За законность надо бороться, ее необходимо отстаивать и охранять. Для того чтобы законы и иные нормативно-правовые акты претворялись в жизнь, необходимы условия и определенный комплекс экономических, политических, идеологических и юридических мер, обеспечивающих эту реализацию, т. е. необходимы гарантии законности. Чем надежнее гарантии, тем совершеннее законность, прочнее правопорядок в обществе.

Гарантии законности – это обусловленная закономерностями общественного развития система мер, условий и средств, посредством которых обеспечивается законность. Их обычно подразделяют на общие и специальные. Общие – это экономические, политические, духовные и общественные гарантии. Специальные – это юридические гарантии.

Экономические гарантии являются основой для всех других гарантий. Кризис в экономике ведет в ослаблению законности. Экономическая свобода не всегда способствует укреплению законности. Уровень законопослушания снижается в результате невыполнения государством своих социальных обязательств перед гражданами (нет поддержки незащищенных слоев населения, массовые невыплаты зарплат, развал системы бесплатной медицинской помощи, образования и т.д.). Обеспечение законности в российском обществе и преодоление высокого уровня преступности, в том числе организованной, немыслимо без решения крупных социальных и экономических задач (снижения уровня безработицы, разрыва между богатыми и бедными, устранения социальной и экономической почвы роста преступности и нарушений законности). С 1988 г. многие предприниматели в нашей стране ориентировались на получение прибыли любой ценой, не учитывая интересы государства, входя в конфликт с законом.

В настоящее время в России многие преступники – это безработные.

Политические гарантии – это функционирование политической системы общества. Демократия, разделение властей, политический плюрализм, свобода печати являются политическими предпосылками законности. Но самое главное, чтобы политические права и свободы не были декларативны, а реализовывались.

Духовные гарантии законности – это мировоззрение, правосознание, высокий уровень общей и правовой культуры населения, мораль, глубокое уважение к требованиям права, развитие юридической науки. СМИ часто дискредитируют нормы нравственности, пропагандируя формы аморального, антиобщественного и преступного поведения (проституцию, уклонение от воинской службы, воровской образ жизни, пьянство).

Общественные гарантии – это меры, применяемые общественностью в целях борьбы с нарушениями законности, для ее поддержания и укрепления (комиссии, комитеты, добровольные народные дружины.

Общие гарантии законности составляют материальную базу, основу ее реализации. Но сами по себе они не действуют автоматически. В большинстве случаев влияние этих факторов опосредуется специальными средствами, к которым относят юридические гарантии.

Юридические гарантии законности – это закрепленные в действующем законодательстве способы и средства, непосредственно направленные на обеспечение законности. Среди них выделяют:

1. Дальнейшее развитие, совершенствование и повышение эффективности законодательства как нормативной основы законности, улучшение правотворческой деятельности государства. Законодательство должно отвечать требованиям времени.

2. Внутриведомственный и межведомственный контроль за законностью. Внутриведомственный контроль заключается в контроле вышестоящего органа за соблюдением законности в деятельности подчиненных ему нижестоящих органов, т. е. этот контроль осуществляется по вертикали. Возможен и межведомственный контроль. Например, контроль органов прокуратуры за деятельностью милиции.

3. Осуществление и совершенствование деятельности специальных государственных органов, непосредственно стоящих на страже законности (суда, прокуратуры, МВД РФ, ФСБ РФ, таможенной службы (направленной на защиту экономического суверенитета и экономической безопасности Российской Федерации), органов юстиции (обеспечивают необходимые условия при регистрации общественных и религиозных организаций) и других.

4. Иные специальные гарантии:

а) жалобы и заявления граждан, их своевременное и правильное рассмотрение. Согласно закону РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права граждан», каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает что его права нарушены;

б) адвокатура занимает промежуточное положение между общественными и специально-юридическими гарантиями законности. Формально ее назначение заключается в том, чтобы способствовать защите прав и законных интересов граждан, добиваться восстановления нарушенных прав в целях охраны и обеспечения режима законности. Согласно ст. 48 Конституции РФ 1993 г. каждый имеет гарантированное право на юридическую помощь, если в ней нуждается.

Однако реализовать это субъективное право в современной России могут далеко не все. Большинство граждан не в состоянии позволить себе обеспечить такую помощь.

Адвокатура – это общественная организация, которая отличается от других тем, что привлекается к участию в осуществлении государственных функций (предварительного расследования, правосудия и др.), а поэтому выполняет правоохранительную функцию. Однако в условиях политического, экономического, духовного и правового кризиса среди адвокатов России появилось много мошенников, которые на доверии простых людей сколачивают или пытаются сколотить капитал.

Отсутствие контроля за адвокатурой со стороны государства дает возможность адвокатам-преступникам создавать юридические консультации и другие фирмы. Современным адвокатам не хватает этики. Ясно, что, действуя только в строгом соответствии с законом, адвокаты смогут способствовать укреплению законности, защищать права, честь и достоинство граждан.

Правовой порядок

И. А. Ильин отмечал, что «народ в целом всегда инстинктивно тяготеет к порядку и правопорядку настолько, что иногда годами и десятилетиями предпочитает дурные порядки – беспорядку».

Результатом воздействия права на общественные отношения является определенный порядок в общественных отношениях.

Общественный порядок – это определенное качество (свойство) системы общественных отношений, состоящее в такой упорядоченностью социальных связей, которая ведет к согласованности и ритмичности общественной жизни, беспрепятственному осуществлению участниками общественных отношений своих прав и обязанностей и защищенности их обоснованных интересов, общественному и личному спокойствию». Общественный порядок складывается на основе реализации различных социальных норм: обычаев, традиций, морали, религии, корпоративных, правовых и т.д.

Правовой порядок – это часть общественного порядка и представляет такое качество системы общественных отношений, которое складывается в результате реализации законности, норм права.

Потребности и интересы общества, государства, граждан настоятельно требуют упорядоченности и стабилизации основных сторон общественной жизни. Отсутствие надлежащего правового порядка разрушает общество.

Это проявляется в незащищенности прав, свобод и интересов граждан, растущей преступности и постоянной угрозе жизни, здоровья, чести и достоинству людей, разрушении экономических и социальных связей и т.д.

В настоящее время в Российской Федерации четкий и жесткий правопорядок – условие суверенного существования государства. В стране аномия – пренебрежение к правовым и другим социальным нормам поведения, безнормативность, что повлечет за собой негативные последствия. И. А. Ильин писал, что «народ, оказавшийся без организованного порядка, – или создаст его, или погибнет».

Нельзя отождествлять правопорядок с другими социальными или правовыми явлениями и категориями. Нет и не может быть социального порядка в чистом виде. Правопорядок формируется при решающем участии государства и народа. Это государственно-правовое явление, цель, к которой стремится государственная власть в процессе реализации права. Правопорядок подконтролен государству.

Уровни правопорядка классифицируют по:

1) масштабности: правопорядок страны (федерации), губерний (субъектов федерации) и т.д.;

2) объему и значимости – общий, отраслевой, при реализованности правовых институтов, норм права, специальный;

3) сложности – сложный, упрощенный, элементарный.

Наши рекомендации