Система отраслей российского права
Тематика системы права более шестидесяти лет вызывает интерес отечественных ученых-юристов, но в последнее время наблюдается потребность в анализе многих проблемных вопросов этого явления, необходимых как теоретикам, так и практикам. Система права – весьма сложный, многоуровневый комплекс, структурными элементами которого, существующими и функционирующими на разных уровнях, являются отрасли, институты и нормы. Из всех его структурных частей «отрасли права являются самыми крупными составляющими частями системы права. Они представляют собой совокупность относительно обособленных, автономных юридических норм, регулирующих определенную область (сферу) общественных отношений». В теории государства и права до настоящего времени считается, что в основе деления права на отрасли и институты лежат два критерия: 1) предмет правового регулирования и 2) метод правового регулирования. Наличие различных видов общественных отношений еще не создает само по себе системы права и не порождает его отраслей, но объективно или субъективно может привести к необходимости урегулирования данных отношений правом.
В юридической науке выделено два основных метода регулирования: императивный и диспозитивный. Кроме этих методов выделяют поощрительный, рекомендательный, альтернативный и метод наказаний. В качестве особых методов правового регулирования используется убеждение и принуждение. При этом необходимо учесть, что для выделения норм в отрасль достаточно и одного предмета правового регулирования. В чистом виде каждое регулирование не встречается. На преобладание императивного или диспозитивного регулирования влияют многие факторы: исторические традиции, уровень культуры, менталитет народа, характер правовой системы, особенности регулируемых отношений.
С развитием и усложнением общественных отношений, научно-технического прогресса происходит совершенствование государственно-правовых и международных институтов, увеличивается количество нормативно-правовых актов, нормативно-правовых договоров, правовых прецедентов и других форм права. Изменилось и международное право. Оно стало включать систему отраслей международного публичного (уголовного, уголовно-процессуального, дипломатического и др. отраслей) и частного права. Никто не оспаривает существования основных отраслей права: государственного (конституционного), административного, гражданского, уголовного, гражданско-процессуального, уголовно-процессуального и обособившихся от них отраслей трудового, семейного, земельного, финансового и других. Со временем стали выделять новые отрасли права. Появилось и еще не завершилось формирование гуманитарного права, которое не должно сводиться к защите прав человека.
Много проблем накопилось и в изучении системы российского права. Вызывала и вызывает большой интерес проблема деления норм права на отрасли. По этой проблеме в 1938–1940 гг. состоялась первая дискуссия. Уже тогда были разработаны основы учения о системе советского права, а в качестве критерия деления норм права на отрасли и институты был выдвинут предмет правового регулирования. Выделение отраслей советского права в то время во многом было делом прагматическим: провели коллективизацию, образовав колхозы, создали колхозное право.
В 1954 г. состоялась дискуссия о предмете гражданского права. Было предложено помимо предмета правового регулирования при классификации норм права на отрасли использовать дополнительный критерий – метод правового регулирования. В 1956 г. состоялась вторая дискуссия о системе права, которая подтвердила, что основаниями деления права на отрасли являются предмет и метод правового регулирования. В 1970–1980-е гг. возникают комплексные отрасли права, которые до сих пор многими юристами не признаются самостоятельными.
Однако еще в 80-е годы эти проблемы стали обсуждаться. Предлагали выделить новые самостоятельные отрасли: хозяйственного, сельскохозяйственного, природоресурсного, социального обеспечения и других отраслей права.
Третья дискуссия состоялась в 1982 г. Начиная обсуждение, главный редактор журнала «Советское государство и право» М. И. Пискотин отмечал, что дискуссия о предмете хозяйственного права породила проблему комплексных отраслей права. Ученые предложили выделить сельскохозяйственное и природоохранное право, происходит обособление права социального обеспечения, предлагают выделить другие отрасли права. В материалах дискуссии по данной проблеме высказывалось также предложение – основанием деления на отрасли права выделить один отличительный признак отрасли права – предмет правового регулирования. Происходят новые деления права, основанием которых является уже не предмет и метод в их единстве, а только предмет и дополняющие его критерии: единство регулируемых отношений и заинтересованность государства в их упорядочении.
В процессе дискуссии В. Г. Беляев в качестве критерия выделения отрасли права предлагал принять самостоятельный вид юридической ответственности. По его мнению, «отрасль права можно более строго, чем по критериям предмета и метода, различать по более глубокому признаку – наличию или отсутствию института собственной отраслевой ответственности». Данный критерий мог бы способствовать выделению новых отраслей права. В сфере образования можно выделить ответственность за некачественное обучение, нарушение государственного образовательного стандарта. В. А. Тархов отмечал: «Думается, что отрасли права и отрасли законодательства должны совпадать».
В условиях рыночных отношений советская система права не выдержала испытаний на практике: отраслей права стало намного больше, чем методов правового регулирования. Сформировались новейшие комплексные отрасли права (коммерческое, договорное). В юридической науке выделяются такие отрасли права, как образовательное, медицинское, транспортное, предпринимательское, экологическое, военное, торговое, прокурорско-надзорное, космическое, атомное, компьютерное и другие, которые соединяют в себе разнородные нормы и институты. Можно выделить фармацевтическое, образовательное, компьютерное и другие отрасли права.
Настало время заявить о новых критериях классификации норм права на отрасли. Помимо основного критерия – предмета правового регулирования – вспомогательными являются: цель и содержание правового регулирования, специальные субъекты правовых отношений, метод правового регулирования, самостоятельный вид юридической ответственности и другие. В России еще нет фармацевтического уголовного права. Это касается уголовной ответственности не только врачей. В ФРГ такое право существует. В условиях современного развития фармацевтической промышленности, социальной значимости медицинских препаратов, множественности нормативно-правовых актов, регулирующих этот вид деятельности в условиях российской правовой системы возможно выделение фармацевтического права, именно фармацевтического, но не фармацевтического уголовного права. Вполне правомерно выделять морское право, спортивное право и международное спортивное право.
В составе последнего можно выделить институт международного олимпийского права.
Выделение отраслей права было во многом делом искусственным, а поэтому вполне разумно выделять не отрасли права, а отрасли законодательства. Отказаться от отраслей права, заменив их отраслями законодательства вполне возможно и безболезненно как в научном, так и в практическом отношении.
«Одним из специфических признаков отрасли права, – считает В. М. Сырых, – которому не уделялось достаточного внимания в юридической литературе, является способность отрасли образовывать комплексные институты в системе других отраслей права». Необходимость отраслевой дифференциации норм права обусловлена широтой и многообразием общественных отношений, регулируемых правовыми нормами. Она вызвана также практикой правоприменительной деятельности. Деление права на отрасли помогает изучению права и совершенствованию нормативно-правовых актов.
В последние двадцать лет в России стремительными темпами стало развиваться медицинское право. Этому есть много причин. Во-первых, развитие рыночных отношений (частной медицины, медицинского страхования и т.д.), повлекшие изменения правовой системы России. Во-вторых, детализация правовой регламентации медицинской деятельности и другие. Появилось много законов, регулирующих общественные отношения в сфере охраны здоровья граждан и медицинской помощи. В-третьих, возросли требования населения России к качеству медицинских услуг. В-четвертых, в последние десятилетия произошли крупные сдвиги в медицинской науке и биологии, что привело к появлению новых проблем медицинского и этико-правового характера, требующих правового разрешения и регулирования. Биомедицинские технологии достигли нового уровня воздействия на организм человека (искусственное оплодотворение, генная инженерия, трансплантация органов и тканей и т.д.), поставив проблемы их правового регулирования, актуализируя проблему правового регулирования эвтаназии. Этот вопрос выходит за рамки биомедицинской этики. Возникшее медицинское право теснейшим образом связано с правом человека на жизнь, признаваемым многими гуманитарным правом. Актуальность медицинского права определяется и тем, что в Государственной Думе РФ идет разработка новых федеральных законов «О здравоохранении в Российской Федерации», «О правах пациента», «О частной медицинской деятельности», «О государственных гарантиях медицинской помощи» и других.
Давно уже назрела необходимость принятия Медицинского кодекса, который вобрал бы в себя нормы права, рассредоточенные ныне в гражданском, трудовом, семейном, административном и других отраслях права, в Основах законодательства Российской Федерации и других нормативно-правовых актах, что способствовало бы более эффективной и полной реализации норм об охране жизни и здоровья граждан.
Широта общественных отношений в сфере медицинской деятельности давно уже является достаточной для выделения такой отрасли права как медицинское. Заниматься медицинской и фармацевтической деятельностью, частной медицинской практикой имеют право не все субъекты, а лишь специальные, которые должны непрерывно работать по специальности более пяти лет. Медицинская деятельность – это деятельность, направленная на предупреждение болезней, спасение жизни человека, избавление его от страданий или их облегчение.
Медицинское право представляет собой совокупность юридических норм, установленных или санкционированных государством, международными организациями, регулирующих общественные отношения в сфере медицинской деятельности.
Общественные отношения в сфере медицинских услуг и здравоохранения еще не урегулированы правом. При этом многие аспекты правового регулирования в системе медицины и здравоохранения нуждаются в уточнении, конкретизации. Органы и ткани человека, предназначенные для пересадки, в условиях рыночных отношений фактически имеют правовой режим вещей, ограниченных в обороте, право собственности на которые принадлежит гражданину, у которого они изъяты или его наследникам. Организация медицинской помощи (стационарная и амбулаторно-поликлиническая) должна быть детально регламентирована. Особой правовой регламентации требует сфера психиатрической помощи гражданам, ее классификация, виды и основания ее оказания.
Медицинское право имеет свои специфические институты права: институт сертификации медицинской деятельности, институт медицинского страхования и другие. Медицинское право – это система правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие по поводу охраны здоровья граждан и медицинской деятельности, а равно общественные отношения в процессе функционирования и развития сферы здравоохранения.
В последние годы в России стремительными темпами стало развиваться образовательное право. Создан большой массив законодательства по вопросам образования, развития бюджетного и платного образования. Образовательные отношения, которые представляют собой самостоятельный вид правоотношений и по своему содержанию и составу существенно отличается от гражданских, административных и иных правоотношений, создают комплексные институты образовательного права; ведется систематизация законодательства в этой сфере. Признанию новых отраслей права, по мнению В. М. Сырых, мешают ученые «с консервативным типом мышления, способные испускать «ахи и охи» по поводу кризиса, застоя в науке, но не готовые творчески воспринимать ее новейшие веяния и положения, соответствующие современному состоянию в развитии социальных явлений и процессов».
Медицинская и образовательная деятельность давно заслужили самостоятельного отраслевого регулирования.
Права Д. М. Азми, которая отмечает, что «рассматривая отраслевую конструкцию системы права, следует сказать о том, что предмета и метода правового регулирования недостаточно для последовательного обобщения и объединения правовых норм». Д. М. Азми предлагает целую совокупность факторов для того, чтобы ту или иную совокупность норм считать отраслью права. Наиболее значимыми она считает семь. В их число включаются: «содержания (предмета, материального показателя), действия права; превалирующих принципов права и (или) законодательства; преобладающих интересов лиц правового общения и основоположений их поведения; воли заинтересованных субъектов (в условиях государственной организации социума, в первую очередь, публично-властных) в выделении таковой; цели правового воздействия на поведение адресатов; метода правового регулирования (формального основания); видового «набора» юридических источников; состава участников сектора правового общения…». Но не со всем, что предлагает ДА. Азми, следует соглашаться. По ее мнению, «… вся сфера правового воздействия может быть представлена триадой "основное право (право принципов права) – частное право – публичное право"». Тогда надо найти место и правовой доктрине. Да и сама классификация норм права, со времен Ульпиана, на частное и публичное настолько устарела, в пору говорить о частно-публичном праве, гуманитарном праве как отдельных составных частях права. Основные выводы:
1. Каждый вид человеческой деятельности нуждается в той или иной мере в правовом регулировании. Этот факт побуждает классифицировать нормы права на отрасли законодательства и отрасли права. Сфера действия и распространения этих норм может быть международной, внутригосударственной или локальной. Характер отношений, которые регулируются правовыми нормами, может носить публичный, частный или гуманитарный характер.
2. Выделение в 50-е годы в качестве универсальных критериев деления норм права на отрасли и институты таких критериев как предмет правового регулирования и метод правового регулирования не выдержали испытания временем, являются формализованными и мешают развитию науки об отраслях права.
3. В качестве критериев классификации норм права на отрасли и институты необходимо выделять объект (все общественные отношения, регулируемые правом) и предмет правового регулирования (часть общественных отношений входящих, в объект, регулируемых данными нормами). При этом нельзя отрицать наличие особых субъектов права (участников общественных отношений), методов правового регулирования, принципов, санкций и функций отдельных отраслей права, источники права.
Вспомогательными критериями классификации норм права на отрасли можно назвать:
v цель и содержание правового регулирования;
v качественное своеобразие и автономность группы норм права;
v особенность создания норм права, источников права;
v большой объем нормативно-правовых актов и иных форм права;
v заинтересованность общества в создании и развитии новой отрасли права;
v правовой режим;
v наличие кроме правовых норм и институтов специальных понятий и категорий.
4. В силу того, что в нашей стране продолжают применять деление норм права на публичное и частное, целесообразно модернизировать эту классификацию, выделив третью разновидность норм и отраслей права – гуманитарного права. Оно не должно сводиться только к праву во время войны. Гуманитарное право должно включать в свой состав образовательное, медицинское и другие отрасли права.
Думается, что национальное и международное право, представляя в наше время разные системы норм права, нуждаются в новой, отражающей реальность классификации.
ГЛАВА XV РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА
Понятие реализации права
Социальное назначение права состоит в том, чтобы регулировать поведение людей. Нормативно-правовые акты и иные формы права имеют значение лишь тогда, когда их применяют, исполняют, используют, соблюдают.
Реализация (от лат. realis – вещественный, овеществление). По отношению к праву это означает его овеществление в действиях людей, пользовании материальными и духовными благами, ценностями. Реализация права всегда связана только с правомерным поведением людей, ибо неправомерное поведение – есть правонарушение.
Субъектами реализации права являются те лица, на которых право распространяет свое действие.
Реализация права – претворение предписаний юридических норм в жизнь путем правомерного поведения субъектов общественных отношений (государственных органов, общественных организаций, граждан и др.).
Реализация права – это сложный, протекающий определенное время процесс. Правореализационные процессы более сложные, чем правотворческие.
В правовой семье англо-саксонского или общего права процесс правореализации идет иначе, чем в романо-германской правовой системе.
Здесь возведение правовых притязаний, т. е. естественного права, в ранг обязательной нормы осуществляется судом. В качестве нормативного основания при разрешении дела выступает юридический прецедент (решение по аналогичному делу, вынесенное ранее).
В реализации права заинтересован субъект права, имеющий субъективные права. Все остальные лица: обязанная сторона; правоприменитель, законодатель, действуют в интересах управомоченного. Будет ли право реализовано или нет, зависит от его обладателя.
Частью механизма реализации права является механизм защиты субъективного права (юридической ответственности).
Формы реализации права
По субъектному составу выделяют индивидуальную и коллективную формы реализации права. По характеру действий субъектов выделяют четыре формы реализации права.
Три формы непосредственной реализации права, т. е. претворение права в жизнь действиями самих субъектов общественных отношений – исполнение, соблюдение и использование норм права и опосредованной – применение права. В этих формах реализуются многие, но не все нормы права. Ряд норм можно реализовать лишь с помощью компетентных государственных органов, наделенных властными полномочиями.
Применение права – это деятельность, которая связана с особыми приемами разрешения жизненных ситуаций, требует профессиональных знаний, навыков. Цель применения права – удовлетворение не личных потребностей правоприменителей и не только потребностей лиц, реализующих права и обязанности, а также потребностей и интересов всего общества. Применение права – прерогатива исключительно уполномоченных на то компетентных государственных, муниципальных органов. Правоприменительная деятельность носит властный характер и осуществляется в процессуальной форме.
Использование – это реализация норм, когда субъект права извлекает из процесса реализации необходимые ему полезные свойства, блага, удовлетворяет свой интерес, реализует свое субъективное право.
В диспозициях управомачивающих норм предусмотрены субъективные права. Так, ч. 1 ст. 209 ГК РФ гласит: «Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом». Субъективное право предполагает как активное, так и пассивное поведение. Субъект ведет себя пассивно, если отказывается от использования своего права. Использование норм права выражается в осуществлении участниками регулируемых правом общественных отношений своих прав, закрепленных в законодательстве.
Соблюдение – это реализация правовых норм, требующих пассивного поведения, т. е. воздержания от действий, запрещенных правом. Это такая форма реализации норм права, которая выражается в строгом выполнении субъектами права содержащихся в норме запретов, воздержании от вредных действий для общества, которые запрещены. Соблюдение норм права носит пассивный характер, так как субъекты по отношению к правовому предписанию ведут себя пассивно, реализуют норму путем воздержания от запрещенных деяний.
Исполнение – это реализация обязывающих норм, требующих активного поведения, действий по осуществлению возложенных на субъекта права юридических обязанностей. Субъекты обязаны выполнять предписания норм права независимо от внутреннего к ним отношения (оплата за наем помещения, оказание медиком помощи больным, уплата налогов, поставка товара покупателю, выполнение работы по трудовому договору и др.).
Правоприменение – это, как правило, государственно-властная деятельность, осуществляемая компетентными субъектами в определенных процессуальных формах и направленная на содействие реализации юридических норм путем вынесения индивидуально-конкретных решений.
Подавляющее число ученых считают правоприменение властной, управленческой деятельностью уполномоченных на то органов и должностных лиц, призванной продолжить в казуальной форме общее правовое регулирование, разрешение юридических дел и принятие по ним индивидуально-правовых предписаний.
Правоприменение осуществляется в определенном порядке, обеспечивающем его строгую законность. Оно может осуществляться в простых и сложных формах. Простые формы правоприменения, состоящие из отдельных операций, упорядочиваются процессуальными нормами (наложение контролером штрафа на пассажира, не имеющего билета на проезд; применение работником ГИБДД предупреждения (штрафа) в отношении водителя, допустившего незначительное нарушение правил дорожного движения). Сложные формы – это юридический процесс, состоящий из множества взаимосвязанных иерархичных, развивающихся по стадиям и сопровождаемых доказыванием операций, производимых при активном участии всех заинтересованных в решении данного юридического дела лиц. Все эти операции регулируются процессуальными нормами. Юридический процесс не сводится к единичному правоприменительному предписанию. Он предполагает цепь взаимодополняемых и обусловленных друг другом актов, из которых один является основным, а остальные имеют вспомогательный характер, так как подготавливают принятие основного акта. Сложные формы правоприменения, связанные с юридическим процессом, предполагают доказывание.
Понятие «реализация права»
Обычно выделяют три стадии: установление фактической основы дела, юридической основы дела и принятие решения по делу. Однако это порой недостаточно, правильнее выделить не три, а шесть стадий.
1. Установление фактической основы дела. При анализе фактических обстоятельств дела (юридических фактов и фактических составов) устанавливаются:
а) события преступления (время, место, способ совершения; лицо, совершившее преступление, и др.); характер и размер ущерба от преступления;
б) виновность обвиняемого, характер вины (умысел или неосторожность), мотивы преступления; обстоятельства, влияющие на степень ответственности;
в) обстоятельства, способствовавшие совершению преступления.
2. Установление юридической основы дела. На этой стадии Делается выбор (отыскивание) правовой нормы, подлежащей применению к данным фактическим обстоятельствам:
а) дается юридическая оценка установленным фактическим обстоятельствам дела; решается вопрос о том, какая отрасль, институт и норма права распространяются на данный случай.
3. Проверка подлинности текста правовой нормы. Здесь устанавливается:
а) действует ли норма на момент разрешения данного дела;
б) действует ли она на той территории, где разрешается дело;
в) распространяется ли ее действие на субъекты, являющиеся участниками возникшего правоотношения.
4. Толкование правовой нормы и разрешение возможных коллизий (противоречий в законодательстве).
Коллизия законов – противоречия друг другу двух или более формально действующих нормативно-правовых актов, норм права, изданных по одному и тому же вопросу. Если имеется коллизия между актами, изданными одним и тем же правотворческим органом, то применяется акт, изданный позднее. При расхождении между общим и специальным актом преимущество отдается специальному, если он не отменен изданным позднее общим актом.
В случае, если в конституции государства сказано, что общепризнанные нормы международного права являются составной частью национального права, то международный договор в правовой системе государства занимает особое место и не подлежит отмене, приостановлению только в силу того, что он принят раньше более позднего акта.
5. Принятие решения по делу и издание акта применения правовой нормы.
Принятие решения по делу является завершающей стадией процесса применения права. В решении нормы права приобретают индивидуально-властный характер в отношении факта.
Если решение принимается судом, то в нем суд высказывает свои властные суждения по поводу возникающих в судебном процессе правовых вопросов материально-правового или процессуального характера.
Судебные решения в романо-германской правовой системе не создают норм права, субъективных прав и обязанностей конкретных лиц. В судебном решении по гражданскому делу выражается лишь применение судом норм права к достоверно установленным фактам, т. е. правоотношений сторон (истца и ответчика), а также принуждение обязанного лица к должному поведению при удовлетворении иска.
Значение решения суда состоит в том, что оно:
во-первых, прекращает спор сторон о праве ввиду его рассмотрения судом по существу;
во-вторых, завершает судопроизводство по делу;
в-третьих, восстанавливает законность;
в-четвертых, осуществляет воспитательные и предупредительные функции правосудия.
По судебному решению судят о квалификации и опытности судей, их справедливом подходе к делу.
6. Доведение содержания акта применения права до сведения исполнителей, заинтересованных государственных, общественных органов и должностных лиц.
Правоприменительная деятельность может осуществляться уполномоченной на то государственными органами и должностными лицами.
Формами осуществления правоприменительной деятельности являются:
1) оперативно-исполнительная. Она заключается в организации исполнения предписаний правовых норм с помощью индивидуальных актов (приказ о приеме на работу, выдача свидетельств, решение о строительстве дома).
2) правоохранительная деятельность направлена на охрану норм права от каких бы то ни было нарушений, применение мер государственного принуждения к правонарушителям, обеспечение исполнения назначенных мер наказания (взыскания), принятие мер по предупреждению правонарушений.
Правоприменительная деятельность осуществляется на основе принципов:
v законности;
v социальной справедливости;
v целесообразности;
v обоснованности (подкрепленность фактами) и др.
Правовая процедура – это установленный в нормативно-правовых актах порядок юридической деятельности, направленный на реализацию норм права.
Понятие «юридический процесс» шире понятия «правовая процедура», так как состоит из нескольких правовых процедур. Юридический процесс представляет собой совокупность совершаемых различных правовых процедур.
Акты применения права
По результатам правоприменения выносится акт применения права. Это документ компетентного органа, содержащий индивидуальное государственно-властное веление по применению права.
Акт применения права – это официальное решение компетентного органа или должностного лица по конкретному юридическому делу, содержащее государственно-властные веления, выраженное в определенной форме и направленное на индивидуальное регулирование общественных отношений.
Акты применения права имеют общие черты с нормативно-правовыми актами:
– во-первых, это письменные акты – документы;
– во-вторых, исходят от государства;
– в-третьих, обладают юридической силой.
Отличие актов применения права от нормативно-правовых актов заключается в следующем:
1) нормативно-правовой акт содержит государственно-властные предписания общего характера, а акты применения права индивидуальны, обращены к конкретным лицам, распространяются на конкретный случай;
2) нормативно-правовой акт устанавливает, изменяет или отменяет нормы права, а акт применения права нет; он лишь реализует общие предписания нормативно-правового акта, применяется на основе нормативно-правового акта;
3) акты применения права не являются формами права, рассчитаны на однократное применение, носят строго индивидуальный характер, персонифицированы, адресованы определенным лицам;
4) акты применения права являются юридическими фактами и служат основанием возникновения, изменения и прекращения правоотношений.
В юридическом процессе правоприменительный акт не сводится к одним действиям с теми или иными юридическими последствиями, а имеют одновременно свойства акта-действия, акта-решения и акта-документа.
В качестве решения акт применения права – это компетентный ответ, индивидуализированный вывод, властное предписание по делу. В качестве документа – это официальная форма закрепления, существования и функционирования предписания. В качестве действия – средство его формирования объективации и документального удостоверения.
В структуре акта – документа применения права – выделяют вводную, описательно-мотивировочную и резолютивную части. В вводной части указываются наименование акта и принимающего его органа, дата, разрешаемое дело и основные его участники. В описательно-мотивировочной излагаются констатации относительно обстоятельств дела и подтверждающих их средств доказывания. В резолютивной – приводится само принятое решение с обозначением порядка его обжалования и опротестовывания.
По своим видовым особенностям акты применения права классифицируются на исполнительные и правообеспечительные. И те и другие могут быть основными и вспомогательными (подготавливают, корректируют процессы становления основного решения).
Акты применения права имеют властную природу. Такие акты правосудия, как приговор по уголовному делу и решение по гражданскому делу, наделяются законной силой, так как постановляются от имени самого государства.
Правильно принятое решение обеспечивает законность, укрепляет правопорядок, поддерживает интересы государства и общества, охраняет права граждан, воспитывает уважение к закону. Акты применения права – это официальные решения компетентных органов или должностных лиц по конкретному юридическому делу, содержащему государственно-властное веление, выраженное в определенное форме и направленное на индивидуальное регулирование общественных отношений.
Классификация актов применения права:
1. По субъектам, осуществляющим применение права, акты применения права подразделяют на акты:
а) государственных органов и общественных организаций;
б) главы государства;
в) федеральных органов власти и управления;
г) органов власти и управление субъектов федерации;
д) муниципальных органов;
е) коллегиальные и единоличные.
2. По предмету правового регулирования (по отраслям права):
а) конституционно-правовые;
б) административно-правовые; г) уголовно-правовые и др.
3. По форме внешнего выражения:
а) акты-документы – указы, приговоры, решения, приказы (имеющие структуру: вводную, описательную, мотивирующую и резолютивную);
б) акты-действия (словесные и конклюдентные).
4. По юридическому значению:
а) основные, содержащие завершенное решение по юридическому делу (приговор, решение суда);
б) вспомогательные, содержащие предписания, подготавливающие издания основных актов (постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого).
5. По функциям:
а) регулятивные (приказ повышения по службе);
б) охранительные (постановление о возбуждении уголовного дела).
6. По способу принятия:
а) коллегиальные;
б) единоличные.
7. По характеру решения:
а) запрещающие;
б) обязывающие;
в) управомачивающие.
Совершенствование правоохранительной деятельности связано с укреплением законности во всех звеньях государственного механизма, борьбой с фактами нарушения права, неправильного его применения и т.д.
Эффективность правоприменительной деятельности также зависит от:
1) степени развития законодательства, его совершенства;
2) состояния управления;
3) микроклимата в госорганах (деловитости, отношения к людям и т.п.);
4) субъективных качеств правоприменителя (знаний, авторитета, опыта, профессиональной этики, нравственных качеств и т.п.);
5) материального обеспечения (внешнего вида помещений, зарплаты, обеспечения транспортом и т.д.);
6) организационных факторов (подбора и расстановки кадров, планирования, обеспечения каждого работника конкретным заданием и внутреннего контроля за их исполнением; организации учебы кадров, отдыха сотрудников и т.д.).
Многое зависит от законодательства. Например, если за преступление назначалось наказание часто ниже низшего предела, то закон несовершенен или практика его применения либеральна.
Юридические аналогии
При необходимости правового регулирования некоторых общественных отношений возникают проблемы из-за отсутствия закона, когда есть закон, но нет нормы, регулирующей конкретный случай. Такие явления в юридической литературе принято называть пробелами.
Пробел в праве (правовой вакуум) – это частичное или полное отсутствие конкретной нормы права, необходимой для регулирования определенного общественного отношения. В этих случаях необходимо:
1) устранить пробел путем создания нового нормативно-правового акта или норм права в процессе правотворчества;
2) преодолеть пробел в праве в процессе применения права с помощью юридических аналогий, аналогии права и закона. При аналогии права дело решается на основе принципов справедливости, разумности, гуманизма, равенства субъектов перед законом. При аналогии закона – путем применения правовых норм, регулирующих сходные общественные отношения.
Так, ст. 6 ГК РФ предусматривает применение как аналогии закона, так и права.
1. В случаях, когда предусмотренные п. 1 и 2 ст. 2 ГК РФ (это касается отношений, регулируемых гражданским законодательством – И. И.) отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
2. При невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются, исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости.
По смыслу этой статьи аналогии может применять любой орган, применяющий право.
Аналогия права полностью исключается в уголовном праве, ограничена в процессуальных отраслях права. В уголовном праве действует принцип: «Нет преступления без указания о том в законе». Выработанное в ходе использования ана<