Понятие и структура государственной власти
Государственную власть, в том числе и ее происхождение, можно изучать с точки зрения теологии, философии, истории, психологии, биологии, юриспруденции, политологии и других наук. Поскольку государственная власть – это прежде всего управление делами всего общества, проживающего на определенной территории, а управление – это важнейшее назначение политики, постольку политологическое изучение государственной власти является самым существенным. Практически вся жизнедеятельность общества – это совокупность процессов объединения и распада. Такое объединение, как государство, должно быть организовано так, чтобы обеспечить наиболее эффективное протекание процессов жизнедеятельности индивидов. Это достигается при умелой реализации государственной власти.
Власть обычно наделяется свойствами насилия, господства, стремления к подчинению. Слабо изучена связь власти и гипноза. Как явление она существует в любом объединении животных, присуща и любой социальной общности. Действительно, власть – это реальная и не всегда легитимная возможность обладающего ею субъекта привести общественные отношения (объект властного воздействия) в какое-либо новое, заранее определенное и запрограммированное состояние. Власть – это особый вид общественных отношений организованных субъектов. Суть власти состоит в реальной возможности и способности властвующих подчинять своей воле подвластных. Под волей принято понимать сознательную саморегуляцию субъектом своей деятельности и поведения при достижении поставленной цели. Ф. Ницше, например, писал, что «воля к власти может проявляться только тогда, когда встречает противодействие; она, следовательно, ищет того, что может оказать ей сопротивление. Присвоение и усвоение являются, прежде всего, результатами стремления покорять, формировать, приблизить к своему типу, преобразовать, пока, наконец, преодоленное не перейдет совсем в сферу власти нападающего и не увеличит собой последней». Каждый активный человек, по Ницше, тянется к власти. «Воля к власти, — писал он, — специализируется как воля к пище, к собственности, к орудиям, к слугам (повинующимся) и господам: тело как образчик. Более сильная воля управляет слабой. Нет никакой иной причинности, как от воли к воле. Механически это необъяснимо». Говоря современным языком, к власти всегда тяготеют лидеры. Власть одних (лидеров) над другими (менее волевыми, пассивными, в данный момент слабыми) устанавливается в процессе межличностных отношений. Властвующий субъект, как правило, укрепляет свою власть, чем проявляет и подтверждает свое господство.
Политическая власть есть разновидность социальной власти.
Социальная власть в современном обществе, разделенном на классы и иные социальные слои, осуществляется государством.
Государственная власть есть разновидность политической власти, которая возникает вместе с образованием государства. По-разному объясняется и ее природа. В теологических теориях исходят из постулата о том, что «нет власти не от бога». В иных теориях государственная власть рассматривается как возникшая в процессе исторического развития общества организованная сила (класса, нации, расы, политической элиты). Можно ее объяснить и на основе теорий биогенеза и панспермии.
Государственная власть в каждый конкретно-исторический период имеет свою структуру и нормативно-правовую Регламентацию. Она универсальна и, как правило, имеет легитимные институты насилия, суверенна, публична, осуществляется профессиональными управленцами на территории, на которую распространяется ее суверенитет. Без государственной власти немыслима правовая и политическая жизнь общества.
Понятие «государственная власть» до настоящего времени является спорным. Некоторые ее аспекты до сих пор требуют объяснения. М. Вебер считал, что власть – это «возможность для одного деятеля в данных социальных условиях проводить собственную волю даже вопреки сопротивлению».
В общесоциологическом плане власть присуща любой организованной общности людей и действует в масштабах как всего общества, так и его отдельных составляющих (семье, трудовых коллективах, армии, преступной группе, в государстве). Можно говорить также о власти чувств, инстинктов, привычки, традиций, предрассудков, разума, власти старших и о власти родителей над детьми. В семье власть персонифицирована фигурами родителей. Для малолетних она абсолютно не связана ни с какими ограничениями, кроме закона. В современном обществе выделяют власть экономическую, информационную, культурную, духовную и др.
Хитрые властители пытаются «заигрывать» с аристократией или народом, умеют быстро реагировать на их запросы и тем самым сохраняют свою власть.
Обладая признаками социальной власти, государственная власть вместе с тем имеет особенности – материализуется в системе государственных органов и учреждений, образующих механизм государства. Веками и тысячелетиями государственная власть была оторвана от народа, осуществлялась без народа и зачастую против его интересов. Даже в самом демократическом государстве государственная власть никогда не была и не будет полностью властью народа и для народа. Но она и не может всецело действовать против народа, не учитывая хотя бы минимальные его интересы, не создавая видимости удовлетворения народных интересов.
Государство имеет следующие основные задачи:
1) способствовать сохранению и приумножению населения страны;
2) с помощью законодательных, исполнительных и судебных органов власти добиваться высокого уровня благосостояния населения и общественного согласия;
3) защищать свою территорию и своих граждан от посягательств иностранцев, иностранных государств и их объединений;
4) устанавливать правовые нормы и способствовать их реализации;
5) развивать взаимовыгодные добрососедские отношения с зарубежными странами;
6) способствовать развитию индустрии туризма и отдыха.
В теории государства и права советского периода государственная власть рассматривалась в основном как разновидность социальной власти, имеющая классово-волевой характер, воплощенная в государственно-правовых институтах и предназначенная для организованного принуждения в эксплуататорском обществе и революционного преобразования общественных отношений в эпоху перехода от капитализма к коммунизму. Была создана теория, согласно которой государственная власть принадлежит трудовому народу, осуществляется в интересах народа и непосредственно самим народом. И это при конституционном закреплении руководящей и направляющей силы – коммунистической партии. Социалистическая государственная власть считалась предпосылкой нерушимого союза рабочего класса, крестьянства, интеллигенции, дружбы и сплочения всех наций и народностей. В структуре содержания государственной власти часто игнорировались национальный и расовый аспекты. В марксизме-ленинизме политическая и государственная власти рассматривались не только как разновидность общественной, публичной власти, но и как синонимы. Однако в ходе дискуссии по этому вопросу еще в 70-е гг. высказывались и иные точки зрения. Считалось, что содержание политической власти гораздо шире государственной, поскольку государственная власть – это проявление одной из форм политической власти. В таком понимании политические общественные объединения являются носителями (субъектами) политической власти, а государственная и политическая власти различаются по своим полномочиям и составу субъектов. Для государственной власти характерно, во-первых, наличие государственно-властных полномочий и осуществление ее государством или от лица государства. Обладателями государственной власти в этом случае являются такие субъекты, как само государство и его органы, которые имеют исключительное право на принятие нормативных актов, общеобязательных для всех субъектов властных отношении. Во-вторых, государственная власть отличается от политической тем, что использует механизмы государственно-властного воздействия (принуждения). Исходя из этого, делается вывод: всякая государственная власть является политической, но не всякая политическая власть – государственной. В этом случае политическая власть есть более объемное понятие.
Поскольку государственная власть реализуется через сферу объективного и субъективного, то в ее структуре переплетаются элементы идеальных и материальных явлений. К материальным элементам стоит отнести государственные органы и работающих в них людей. К идеальным элементам государственной власти – государственную волю, авторитет государственной власти и государственную идеологию. Государственные органы классифицируют на законодательные, исполнительные и судебные. Центральное место среди органов государства занимают, как правило, органы исполнительной власти, которые и осуществляют функции государственного управления, контроля и надзора. Значительную роль в системе исполнительных органов государственной власти играют органы прокуратуры, которые осуществляют надзор за точным и единообразным исполнением законов всеми органами государства, должностными лицами, государственными и негосударственными организациями, гражданами и не гражданами государства. Исполнительная деятельность органов государственного управления заключается в том, что они непосредственно исполняют требования, содержащиеся в актах органов государственной власти и вышестоящих органов государственного управления. Распорядительная деятельность органов государственного управления заключается в том, что они принимают меры и обеспечивают собственными актами (распоряжениями) выполнение нижестоящими органами требований вышестоящих органов. Всю свою деятельность органы государственного управления осуществляют на основе и во исполнение законов, указов и иных нормативно-правовых актов.
Законодательные органы государственной власти подразделяются на центральные (федеральные) и местные (субъектов федерации). Их важнейшей функцией является разработка и принятие законов.
Судебные органы государственной власти призваны осуществлять правосудие, т. е. разрешать социальные конфликты на основе и в соответствии с действующим правовым законодательством.
С характеристикой идеальных элементов государственной власти дело обстоит сложнее. К идеальным компонентам государственной власти следует отнести государственную волю, государственную идеологию и государственный авторитет. Государственная воля формируется в процессе овладения государственной властью и представляет сознательную саморегуляцию субъектом власти своей деятельности и обеспечивает преодоление сопротивления объектов власти. Воля субъекта власти проявляется в его осознанной деятельности для достижения политической цели, способности и решимости ее добиваться. Утрата воли к власти приводит к потере реальной власти. Воля может быть навязана либо через авторитет, либо путем убеждения, с помощью права или принуждения. В государственной власти может быть воплощена общая воля субъекта верховной государственной власти (монарха), экономически господствующего класса (нации, расы) либо всего народа.
Воля монарха, политической элиты или партии, класса, нации или народа может проявляться в различных формах (в научных теориях, праве, религии, морали и т.д.).
Характер государственной власти определяется особенностью государства, государственного аппарата. В литературе власть часто рассматривается как субъектно-объектное отношение, где властвующий субъект определяет, в каком объеме и в какой форме тот или иной орган государства будет выражать и проводить в жизнь его властную волю, Устанавливает для государственных органов юридические пределы, в границах которых их деятельность признаётся правомерной. Вместе с тем, государство, его органы не только оформляют, проводят в жизнь государственную власть, но и в значительной мере определяют ее эффективность. Субъект государственной власти должен владеть методами осуществления государственной власти, которые не только привлекали бы к нему внимание, но и усиливали бы эффективность его деятельности. Увы, это не удается многим политикам и правителям. Конечно, в условиях системного кризиса, в котором находится Россия, данные многих социологических исследований и опросов не вызывают доверия.
Компонентами государственной власти выступают государственная идеология и авторитет государственной власти (сила авторитета). Конституция РФ 1993 г. закрепила принципы европейской модели правового государства, следовательно, и соответствующую идеологию. Авторитет государственной власти – это общепризнанное в стране и за ее пределами влияние субъекта госвласти и готовность объектов подчиняться ее приказам. Государственная идеология – совокупность идей, взглядов, концепций, призванных сформировать у объектов госвласти представления о легитимности госвласти по происхождению и методам реализации, справедливости существующих экономических, политических и других общественных отношений. Легитимность государственной власти должна иметь идеологическое обоснование. Согласно такому пониманию структуры госвласти определение данного понятия, предложенное русским профессором Н. М. Коркуновым, будет характеризовать лишь авторитет госвласти. Коркунов писал: «… власть есть сила, обусловленная сознанием зависимости подвластного, то и государство может властвовать, не обладая ни волею, ни сознанием, только бы составляющие его люди сознавали себя зависимыми от государства. Государственная власть не чья-либо воля, а сила, вытекающая из сознания гражданами их зависимости от государства».
Структура государственной власти достаточна сложна. Развитая система государственных органов, профессионализм государственных служащих еще не означают, что государственная власть будет эффективной. Для этого необходимы ещё воля, идеологическая убежденность и авторитет государственных служащих.
Сущность государственной власти раскрывается в многообразии ее функций, которые включают в себя и функции государства. Функции государственной власти возникают и развиваются в процессе осуществления субъектом государственной власти управления обществом. Поэтому главной ее функцией является воздействие на социальные отношения, обеспечивая стабильность деятельности всего общества, его целостности. Это предусматривается в процессе реализации внутренних (экономической, политической, экологической, социальной, правоохранительной и др.) и внешних функций государства (обороны, дипломатической, внешнеэкономической и др.).
Итак, государственная власть – это исторически сложившееся психико-юридическое явление, представляющее собой руководство делами всего общества, проживающего на определенной территории, с помощью государственного аппарата. Структура государственной власти включает материальные (государственные органы) и идеальные (государственную волю, государственную идеологию, авторитет государственной власти) элементы.