Исторические типы государства и права
Для более полного познания сущности государства и права необходимо определить его тип.
Исторический тип государства – это совокупность наиболее существенных его признаков и черт, позволяющих отнести государство к конкретно-историческому периоду развития общества.
Исторический тип права – это совокупность наиболее существенных его особенностей и признаков, характерных для определенной исторической эпохи.
У каждого народа есть свои особенности, которые нашли отражение в его праве, государстве, специфике их функционирования.
Понятия «исторический тип государства» и «исторический тип права» непосредственно связаны с изменениями общества.
Хронологически первую типологию государства и права осуществили еще мыслители античности Платон, Аристотель, Полибий. Согласно учению Полибия развитие государства – это естественноисторический процесс, включающий фазы зарождения, становления, расцвета, упадка и гибели.
Любой исторический тип государства, возникший при определенных условиях, имеет специфические предпосылки.
Наиболее популярными при типологии государств и права являются формационный и цивилизационный подход.
Право и государство с течением времени меняются. Г. Еллинек в XIX в. классифицировал государства по историческому типу на три группы: древневосточные (еврейское, греческое, римское), средневековые и современные.
Древневосточные были деспотиями и теократиями. Прием теократии были двух типов. В одних властитель являлся представителем божественной силы и воля его поэтому богоподобна, или же он ограничен этой божественной силой, которая проявляет свою стоящую над государством волю через посредство других органов».
В древнегреческом государстве было бесправие личности. Человек был средством в руках государственной власти, жил только для государства. Свободным считался тот, кто участвовал в осуществлении государственной власти. «Эллинское государство, — писал Г. Еллинек, — есть самодавляющий, независимый, опирающийся на собственные законы и собственные учреждения союз граждан».
Средневековое государство характеризуется сильным влиянием церкви на государственную власть, которая выступает консолидирующей силой. «Постоянным образцом единого союза была, однако, для всех средневековых государств церковь, которая, не терпя никакого внутреннего раздробления и никаких противоположений, служила для всех явным доказательством высокой ценности монистической организации власти».
Современное государство возникало с момента одержания победы государства (светской власти) над церковной властью. Это привело к абсолютизму. Но монархия способствовала единству государства. Это государство проявляет свое господство во всех сферах общественной жизни, нет власти выше, чем власть государства, в том числе и в церковных вопросах.
Государство само определяет границы своей власти и закрепляет их в законе. Однако и в этом государстве часто существуют антагонистические противоречия между главой государства, его правительством и парламентом. Идея единого государства завершает, таким образом, великую историческую эволюцию.
Формационная теория исторических типов государств была хорошо разработана К. Марксом и Ф. Энгельсом, а в дальнейшем получила развитие в работах В. И. Ленина и И. В. Сталина. Согласно учению об общественно-экономических формациях выделяются рабовладельческие, феодальные, буржуазные и социалистические исторические типы права и государства.
Общественно-экономическая формация в этом учении рассматривается как исторически определенный тип общества. Государство и право отражают различные стороны развития общества. Государственно-организованному обществу, регламентированному правом, предшествует первая – первобытнообщинная формация. Переход от одной общественно-экономической формации к другой происходит при социальной революции. Рабовладельческое, феодальное и буржуазное государство в марксизме считались эксплуататорскими, а социалистическое должно было перерасти в бесклассовое коммунистическое самоуправление. Рабовладельческое государство – это политическая организация господствующего класса рабовладельцев, феодальное – класса феодалов (владели землей, держали в личной зависимости крестьян), буржуазное – класса буржуазии. Социалистическое государство рассматривалось как высший и последний исторический тип государства, возникающий в результате победоносного завершения социалистической революции.
На Западе в XX в., а ныне и в странах бывшего соцлагеря господствует цивилизационный подход типологии общества и права. Английский ученый А. Тойнби в труде «Исследование истории» выделил 21 цивилизацию. Цивилизации развиваются под влиянием взаимосвязанных политических, экономических и религиозных факторов. Цивилизация – замкнутое и локальное состояние общества и классифицировались Тойнби на египетскую, китайскую, мексиканскую, западную, православную, арабскую и др. Нет всемирной истории, а есть история замкнутых цивилизаций.
Об этом писали также русский ученый Н. Я. Данилевский, немецкий философ О. Шпенглер. Цивилизация – это определенная стадия развития общества с сельскохозяйственным и промышленным производством, в котором есть слой людей с определенными ценностями, освобожденных от физического труда.