Методы исследования теории государства и права
Теоретический анализ государственно-правовых явлений начинается с эмпирического познания политической, законотворческой и правоприменительной практики. Теория и метод органически связаны между собой. Под методом принято понимать способ построения и обоснования системы философского и научного знания, совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Метод в той или иной своей форме сводится также к совокупности определенных правил, способов, норм познания и действия, он есть система предписаний, принципов, требований, которые должны ориентировать в решении конкретной задачи, достижении определенного результата в той или иной сфере деятельности. Правильный метод позволяет экономить силы и время, достигать цели кратчайшим путем. Истинный метод способствует субъекту познания и действия избегать метода «проб и ошибок». Метод в научной деятельности определяют также и как знание, с помощью которого добывается новое знание.
В процессе научного исследования исключительно большое значение имеет выбор «правильной философии» и верного метода. Однако ни один метод, ни одна философия не являются универсальными и не в состоянии все объяснить.
Вся совокупность методов и принципов организации и построения теоретической и практической деятельности составляет систему, которая вместе с учением об этой системе составляет методологию – науку о системе методов. Всю совокупность методов, применяемых в современной теории и практике, распределяют на пять групп: всеобщие, общенаучные, частно-научные, междисциплинарные, дисциплинарные.
Всеобщие методы – это философские, мировоззренческие подходы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления, категориальный аппарат науки, распространяющиеся на все области знаний. Среди них можно выделить диалектику, метафизику, феноменологию, герменевтику и другие. Всеобщие методы претендуют на универсальность, но в конце XX в. стало ясно, что такого рода претензии не имеют оснований. Например, для марксистско-ленинской философии в качестве философского метода выступает материалистическая диалектика.
Основными принципами материалистической диалектики являются объективность, всесторонность, конкретность (от абстрактного к конкретному), историзм, противоречие, единство качественной и количественной определенностей, детерминизм, причинность, отрицание и ряд др. Для метафизической философии философским методом является метафизика – антипод диалектики, учение о бытии как таковом, независимо от его частных видов и в отвлечении от проблем гносеологии и логики, метод, отрицающий качественное саморазвитие бытия через противоречия. Метафизика, как и диалектика, никогда не была чем-то раз и навсегда данным, она изменялась, выступала в различных исторических формах (античная, средневековая).
Основным методом феноменологической философии является феноменологический (описательный) метод. Описать право, государство – это означает охарактеризовать его, определить целостность, выделить из ряда других общественных явлений. Основной метод герменевтической философии – герменевтический метод (интерпретация). Основной метод синергетической философии – синергетический метод (саморегуляция).
Философия, философское направление может быть использована при анализе политико-правовых явлений.
Общенаучные методы – это приемы, занимающие промежуточное положение в методологии между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук. Среди них особую роль играют методы эмпирического исследования: наблюдение, эксперимент, сравнение, описание и измерение. Но не менее важны и теоретические и общелогические методы: дедукция, индукция, системный подход, методы анализа, синтеза и другие. Дедукция – это переход в познании от общего к частному и единичному, выведение частного и единичного из общего. Индукция – вид рациональной оценки (интерпретации) фактов, позволяющий предвидеть или предсказывать явления природы и общественной жизни с определенной степенью правдоподобия. Метод систематизации исследует объект не изолированно, а как целостную систему с выполнением его многообразных типов связей. Метод анализа и синтеза – процесс мыслительного или фактического разложения целого на составные части и воссоединение целого из частей.
Частно-научные методы исследования – это такие методы, которые применяются только в естественных или только в общественных науках вообще и в конкретной науке в частности. Так, при изучении истории используется хронологический метод, в психологии – метод тестирования и анкетирования. В юридической науке можно выделить сравнительно-правовой, социально-правовой эксперимент, социально-правовое моделирование.
В процессе применения сравнительно-правового метода выявляются типы правовых систем, связь правовых норм и институтов с отраслями права, цели всего народа или политически господствующего класса (нации, расы), получившие отражение в праве, конкретно-исторические условия подготовки и принятия нормативных актов. Сравнительно-правовой метод расчленяют на синхронический (синхронный) и диахронический (сравнительно-исторический). Он был широко распространен в русской юридической науке, особенно такой его вид, как сравнительно-исторический. С 60-х годов XIX в. в России все юридические дисциплины преподавались в сравнении. Это требовало от ученых-юристов знание иностранного права. Сравнительный метод применялся и при изучении внутреннего (национального) права, то есть правовых систем административно-территориальных и национально-территориальных образований Российской Империи.
Дисциплинарные методы используются при изучении определенной, конкретной дисциплины, входящей в какую-либо отрасль науки или возникшей на стыке наук. В данном случае необходимо выделить методы общей теории государства и права, т. е. пути изучения данной материи. Такими методами во второй половине XX в. Р. Лукич назвал формально-юридический и нормативно-юридический методы.
Формально-юридический метод (в литературе часто называют догматическим) применяется для познания права как нормативного явления, при изучении понятий и служит для установления смысла правовой нормы путем ее толкования. Сербский ученый Р. Лукич отмечал, что «предмет, для исследования которого применяется догматический метод, – это знаки, выражающие соответствующее идейно-понятийное содержание правовой нормы. Стоящая перед ним задача – «извлечь» из знаков их «содержимое», выявить обозначаемые ими идеи – понятия». С помощью формально-юридического метода вырабатываются практические рекомендации по дальнейшему развитию и совершенствованию различных форм или источников права, отдельных правовых актов, норм и институтов, систематизации существующего в стране нормативно-правового материала, совершенствованию законодательной и правоприменительной техники и т.д.
Нормативно-юридический метод направлен на исследование норм права без анализа содержащихся в них конкретных правил поведения.
Междисциплинарные методы применяются при исследовании комплексных, родственных или нескольких научных дисциплин. К их числу можно отнести методы правовой статистики, информатики, юридической кибернетики и других дисциплин. Однако главенствующими среди них являются всеобщие или философские методы познания. Законы, понятия и категории философии играют методологическую роль для всех наук. Теория государства и права имеет методологическое значение в системе государствоведения и правоведения.
Существование специально-юридических и дисциплинарных юридических методов исследования государства и права может быть оспорено, а некоторыми специалистами в области методологии они отрицаются вообще. Поэтому при изучении общей теории государства и права целесообразно знать и использовать, в первую очередь, философские методы познания. При этом нужно помнить, что нет единого универсального и исключительного метода изучения права и государства, который вытеснил или заменил бы все остальные. Однако еще в средневековье полагали, что есть два пути богопознания – катафатический (всемогущий, вездесущий, благой) и апофатический (выше катафатического). Суть апофатического метода заключается в опровержении тезисов оппонентов.
Апофатический метод был распространен в теологии. Апофатический метод базируется на отрицательных утверждениях о Боге, как не имеющем атрибутов, не подлежащем определению, поскольку он находится вне бытия и качественности, т. е. это познание через противоположность.
Итак, при изучении общей теории государства и права используется широкий комплекс всеобщих, общенаучных и частно-научных методов познания государства и права. Каждый из методов в совокупности с другими способствует получению объективного и полного знания о тех или иных закономерностях возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений.