Глава 11. агенты влияния и последствия развала ссср

"Пусть люди совершают любые ошибки

себе во вред, лишь бы им избегнуть

худшей напасти- подчинения чужой воле"

Люк де Клапье де Вовенарг

"Во Франции не трогают поджигателей, но преследуют тех, кто, завидев

пожар, бьет в набат".

Никола-Себлотьен де Шамфор

В 1992 г. в газете "Правда" была опубликована статья В.А.Крючкова "Посол

беды", послужившая причиной вызова меня к следователю по особым делам

В.А.Лысейко в Прокуратуру РФ по делу А.Н.Яковлева, относительно которого

автор статьи высказал подозрение в принадлежности к "агентуре влияния"

США...

Естественно, вызов к следователю, да еще по такому поводу, пробудил в

памяти целый ряд ассоциаций.

Мысленно я вернулся к древнему Сунь-цзы. Он писал: "Знание наперед

нельзя получить и путем умозаключений по сходству, нельзя получить его и

путем всяких вычислений. Знание о положении противника можно получить только

от людей". Эти знания дают только шпионы: местные, внутренние, обратные,

смерти и жизни. Каждый из них важен, ибо победить противника, облегчить

победу может только полное знание противника. Так кто же он, "агент

влияния"? Сунь-цзы считает, что скорее он "шпион смерти", ибо за выполнение

такого поручения неминуемо должен быть убит. Нет, скорее, это "шпион

внутренний" или "местный"... а может быть, "шпион жизни".Наверное, это тот

тип агента, которого породил наш тревожный двадцатый век. Нет, нет. Такие

бывали и в прошлые века. Об этом интересно прочитать у Сунь-цзы и его

современника Сорая, японского комментатора ХVII в.

О вербовке местных шпионов Сорай пишет так: "Когда местные жители не

получают от правительства чинов и жалованья, чувство долга у них очень

слабое. Если обласкать их своими милостями, они, привлеченные этими

милостями, расскажут о слабых и сильных местах противника. Низменных из них

можно прельстить деньгами и драгоценностями; другим можно внушить, что они и

есть те самые правители, которые в случае, если они будут у власти, будут

полезны для народа; третьих можно заставить говорить, припугнув их своей

силой. Это значит пользоваться жадностью и отсутствием чувства долга...

Среди местных жителей могут найтись и благородные, которые потерпели неудачи

и скрываются. Такие люди стремятся проявить свои таланты, получать чины и

жалованье. У таких людей можно пользоваться их честолюбием". Таким образом,

жадность, отсутствие гражданского долга, эгоизм и честолюбие - вот почва, на

которой вербуются шпионы из населения противника.

Из кого вербуются "внутренние шпионы"? На это исчерпывающий ответ дает

Ду Му: "Среди чиновников противника есть люди умные, но потерявшие

должность; есть люди провинившиеся в чем-либо и подвергшиеся за это

наказаниям; есть любимцы, жадные до богатства; есть люди, поставленные на

низшие должности; есть люди, не выполнившие возложенных на них поручений;

есть люди, стремящиеся приобрести более широкое поле для приложения своих

способностей, пользуясь несчастьем других; есть люди, склонные к хитрости и

обману, двоедушные. С такими людьми надлежит тайно вступить в шпионские

сношения, щедро одарить их, привязать к себе..." Последнюю категорию шпионов

Сунь-цзы назвал "шпионами жизни". По его определению, - это те, кто

"возвращается с донесением". Короче говоря, это шпионы, засланные в чужую

страну для собирания нужных сведений. Поскольку весь смысл их работы

заключается в том, чтобы эти сведения доставить, они обязаны всячески

стараться сохранить свою деятельность в тайне и вернуться к себе живыми.

Отсюда и их название. Естественно, для такой работы необходим особый подбор

людей...

Ду Му говорит: "В шпионы жизни надлежит выбирать людей внутренне

просвещенных и умных, но по внешности глупых; по наружности - низменных,

сердцем же - отважных; надлежит выбирать людей, умеющих хорошо ходить,

здоровых, выносливых, храбрых, сведущих в простых искусствах, умеющих

переносить и голод и холод, оскорбления и позор". Ду Ю указывает на другие

качества этих агентов: "Выбирают таких, кто обладает мудростью, талантами,

умом и способностями, кто в состоянии сам проникнуть в самое важное и

существенное у противника, кто может понять его поведение, уразуметь, к чему

ведут его поступки и расчеты, уяснить себе его сильные стороны и,

вернувшись, донести об этом мне". Мэй Яо-чэнь говорит, что нужно посылать

умных и красноречивых. Сорай добавляет еще один разряд: людей, состоящих в

дружеских отношениях с влиятельными и могущественными лицами у противника,

теми, кто находится "на высоких постах и в высших рангах".

Сорай говорит то, о чем не упоминают его китайские коллеги более ранних

времен: он учит, как нужно засылать таких агентов. Их следует засылать под

видом "шаманов, бродячих отшельников, монахов, горожан (т.е. торговцев и

ремесленников), врачей, гейш".

Можно посылать их и под видом послов". (Н.Конрад "Трактат о военном

искусстве").

Ну, а что об этом говорят американцы? Бывший директор ЦРУ США адмирал

С.Тернер в своих мемуарах признает важность и необходимость акций влияния,

тайных операций. "Это термин, объясняющий наши усилия повлиять на ход

событий в иностранных государствах без демонстрации нашей роли

(причастности)". Он пишет, что, хотя это и не имело прямого отношения к

разведывательной деятельности- сбору и обработке информации об обстановке в

других странах, - однако осуществление тайных операций путем пропаганды

через независимые и зарубежные источники информации, проведение политических

акций и даже поддержки боевыми действиями полувоенных организаций всегда

возлагались на ЦРУ. Как отмечает Тернер, если в сентябре 1947 г. при

создании Центрального Разведывательного управления эта задача не обсуждалась

в Конгрессе, то уже в декабре того же года Совет национальной безопасности

(СНБ) США специально поручил ЦРУ проведение тайных "психологических

операций". Об этом упоминал американский разведчик Гарри Розитцки в январе

1975 г. в статье "Американские секретные операции: перспектива" (Форен

Аффэрс). В конце 1947 г. СНБ США возложил на ЦРУ ответственность за

проведение "политических, психологических, экономических и проводимых

специфическими средствами борьбы операций".

"Простой рационализм "холодной войны, - писал Розитцки, - требовал

помочь остановить русских, и в этом наступательной миссии Белый Дом отдал

ЦРУ свою собственную новую "секретную руку" политической борьбы".

К 1953 г. тайные операции пропагандистского, политического и военного

характера проводились в 48 странах, т.е. более чем в половине стран-членов

ООН в то время. Это пишет не прокоммунистический или советский журналист, а

бывший директор ЦРУ, подтверждая, что в целях борьбы с СССР администрация

США широко использовала в своей подрывной деятельности американские

профсоюзы, студенческие ассоциации, частные фонды, которые привлекали к

участию в акциях влияния своих партнеров за рубежом.

Правда, признает Тернер в своей книге "ЦРУ на перепутье", при огласке

такие акции доставляют массу неудобств. Он приводит огромный перечень акций

влияния, осуществленных американской администрацией с помощью ЦРУ за

последние 40 лет. Известно, что в этих акциях участвовали и дипломаты, и

спецслужбы, и войска специального назначения.

А вслед за Тернером в книге "Секретные войны ЦРУ в 1981-1987 гг."

американский журналист Боб Вудворд, получивший доступ к секретной

информации, также подчеркивает важность акций влияния на изменение

соотношения сил в мире. Вот бы ее перевели для российского читателя!

Интересно, чего только не было наворочено за эти годы. Прочтите, если будет

такая возможность.

Работая над своей книгой, я еще раз перелистал мемуары Тернера, других

американских разведчиков и с большим сожалением отметил, что они недоступны

для широкого круга наших молодых политиков-демократов. Если бы они

познакомились с этими откровениями, то избежали, возможно, многих просчетов

и ошибок в деле реформирования нашей страны. При внимательном прочтении они

не упустили бы из виду, что прочность любого государства обеспечивается

совокупным использованием всего арсенала доступных средств политического и

дипломатического искусства. В США и других странах об этом не забывают.

Специфическими орудием борьбы и их, и наши стеснительные политики

называют агентуру. "Агентура влияния", как правило, не вербуется, она

приобретается, завоевывается, воспитывается терпеливо, ненавязчиво,

заботливо, услужливо. По американским взглядам, акции влияния и подбор

агентуры для них должны осуществляться строго конспиративно. Конечная цель

должна быть скрыта. Еще более конспиративную форму должно иметь

финансирование подобных акций: различные международные конференции, общества

дружбы с Америкой, - но ни в коем разе не допускать грубого прямого подкупа

политика иностранной державы для действий в интересах США. Только в

результате длительного и кропотливого труда появлялась возможность считать

такого политика или государственного деятеля "агентом влияния", а последний

и не догадывался, что считается "оберегаемым" или "особо оберегаемым

источником". На языке нашей разведки это называется использованием объекта

"втемную".

Вели ли американские ведомства такую работу в отношении СССР, ведут ли

ее в отношении России? Думаю, что да, ибо нынешний государственный секретарь

США У.Кристофер убежден, что "необходимость в американском лидерстве на

мировой арене сегодня сильнее, чем когда бы то ни было".

Вряд ли такое лидерство придет само собой. Должны быть задействованы

большие силы, которые и обеспечат успех выполнения поставленных целей. Вот

именно здесь роль "агентуры влияния", как никогда, высока. За словами

Кристофера, к сожалению, проглядываются конкретные шаги, направленные на

"укрепление и развертывание подразделений, занятых психологическими

операциями и гражданскими делами по оказанию помощи дружественным странам, а

также поддержки иностранным государствам." (См.

Приложение: Доклад объединенного военного командования США, 1992). Идеи

и взгляды, изложенные в 1983 г. Кеннетом А.Ойе, Робертом Дж.Либером и

Дональдом Ротшильдом в "Наглом орле" (внешняя политика США в 80-е годы)"

(книга вышла в издательстве "Прогресс" в 1984 г.), продолжают жить в

измененном виде.

Я перебираю в памяти все, что знаю по этому вопросу, что видел сам, что

читал в документах, что слышал от других.

За всем стоят живые люди. Российские и иностранные граждане, которые не

всегда виноваты в том, что их вовлекли в круговорот политических событий

хитросплетения правительств, дипломатов и спецслужб. Все это не для печати,

не для тебя, дорогой читатель. Прости.

...Я ушел от В.А.Лысейко часа через полтора. Мы хорошо поняли друг

друга. А по пути домой я вспомнил мудрого стоика Сенеку. "Есть в беседе

некая сладость, вкрадчивая и соблазнительная, и она-то не иначе, чем любовь

или опьянение, заставляет выдавать тайны. А кто услышит, тот не промолчит,

кто не промолчит, тот скажет больше, чем слышал, да и о говорившем не

умолчит. У всякого есть человек, которому доверяют столько, сколько ему

самому доверено. Пусть первый даже не даст воли своей болтливости, пусть

довольствуется одним слушателем, - их получится целый город, и то, что

недавно было тайной, делается общим толком" (Письмо к Луцилию 105).

Могут сказать, что человек имеет право придерживаться другого образа

мыслей, взглядов. Отвечу: имеет такое право, даже должен излагать их

открыто, если смел и решителен... Но если он, честный и интеллигентный

человек, видит, что им воспользовались для нанесения ущерба его государству

и народу, то он оставит государственную службу и политическую деятельность и

принесет покаяние.

X x x

Как-то в один из приездов в Москву бывшие американские разведчики в

пылу откровенности за ужином в подвальном ресторанчике на Остоженке бросили

неосторожную фразу: - Вы хорошие парни, ребята. Мы знаем, что у вас были

успехи, которыми вы имеете право гордиться. Даже ваши поражения

демонстрировали мощь вашей разведки. Но пройдет время, и вы ахнете, если это

будет рассекречено, какую агентуру имели ЦРУ и Госдепартамент у вас наверху.

Шум приятельской беседы скрыл нашу настороженность, но в памяти она,

эта фраза, осталась. Память после встречи выстреливала различные события,

документы и разные имена.

Может быть, именно в этой фразе американцев и кроется разгадка, почему

М.С.Горбачев, обладая максимумом достоверной информации о намерениях

Вашингтона, пренебрег заветами Ю.В.Андропова, поддался чужому влиянию,

потерял управление страной, свой первоначальный авторитет и не смог

противостоять разрушению страны.

Я никак не могу найти ответа на вопрос, что повлияло на наше российское

руководство и заставило его согласиться с рекомендациями "Акта о свободе для

России и возникающих евразийских демократий и поддержке открытых рынков",

утвержденного Сенатом и Палатой представителей США на 2-ой сессии 102

Конгресса 2 июля 1992 года, S 2532. Я перелистываю этот документ. Мне не

приходилось сталкиваться раньше с таким циничным по названию и таким

ультимативным по содержанию документом.

Анализируя сложившуюся обстановку после распада Советского Союза,

американская администрация однозначно оценивает ее как весьма подходящую для

практического воплощения своих долговременных замыслов и стратегии,

предусматривающей прежде всего приоритетное решение экономических проблем

США и укрепление американского мирового лидерства.

Вот лишь некоторые направления, на которых, считают американцы,

необходимо сосредоточить свои усилия: - сокращение ядерного потенциала

республик бывшего СССР; - усиление со стороны США давления на Международный

валютный фонд с целью особого подхода к рассмотрению вопросов о помощи

России; - создание выгодных условий для проникновения американского бизнеса

на рынки новых независимых государств; - приоритетное техническое содействие

России по демонтажу ядерных установок и ликвидации ядерных отходов.

Такой подход к экономической помощи республикам бывшего СССР и России

рассматривается новой администрацией Белого Дома как имеющий важнейшее

значение прежде всего для собственной национальной безопасности в ближайшее

десятилетие. Поэтому Соединенные Штаты продолжают уделять внимание анализу

происходящих на территории бывшего Союза политических и экономических

изменений, а также анализу состояния экологии, отдельных отраслей

промышленности, сельского хозяйства, топливно-энергетического комплекса,

разоружения и ядерной безопасности, развития предпринимательства, науки,

образования с целью своевременного выявления наиболее благоприятных для

американских инвестиций отраслей и проникновения на наш рынок американского

бизнеса.

Масштабы и скоротечность происходящих в странах СНГ и самой России

изменений вряд ли могут быть объектом пристального изучения только открытыми

средствами, ибо это не даст полной картины. Поэтому американцы и не

отказывают нам во внимании со стороны своих спецслужб, но делают это в

несколько завуалированной форме, смещая акценты и приоритеты. Большое

беспокойство у них вызывает то обстоятельство, что бывший Советский Союз и

сейчас продолжает представлять из себя зону повышенной опасности в связи с

экономической, этнической нестабильностью и националистическими

настроениями.

Кроме того, предполагается, что ядерные арсеналы нескольких государств,

входящих в Содружество, будут оставаться единственным военным потенциалом,

способным поставить под угрозу физическое существование Соединенных Штатов и

Европейского Сообщества. В то же время представляется малореальным, чтобы

бывший Советский Союз напрямую угрожал агрессией членам Североатлантического

Альянса.

Американцы полагают, что при всех иных условиях дезинтеграция

Советского Союза практически сводит на нет или в значительной степени

уменьшает опасность возникновения военного конфликта со странами НАТО. В

связи с этим Соединенные Штаты пересмотрели свои планы и приняли стратегию

региональной обороны и концепцию передового присутствия, что влечет за собой

сокращение как численности всех их вооруженных сил (на 25 процентов), так и

количества воинских формирований, дислоцированных в Европе (на 50

процентов).

Американская администрация учитывает то, что Россия и бывшие республики

СССР до сих пор располагают большим запасом современных обычных вооружений,

потенциал которых будет продолжать играть важную роль при оценке обстановки

в Евразии. Приходится также обращать внимание на неопределенность, которая

сопровождает проблему окончательного уничтожения ядерного оружия, технологий

и судьбы обученного технического персонала бывшего Советского Союза. Россия,

конечно, останется ядерной державой, обладающей современными, разного рода

назначения и живучими войсками. Какой-то ядерный потенциал сохранится и в

других республиках СНГ. Кроме того, по мнению американцев, в настоящее время

сложно предусмотреть, какими окажутся будущие экономические, политические и

военные структуры бывших советских республик. Вероятность длительного

пребывания в состоянии внутренней нестабильности, явившейся результатом

экономических и политических реформ, и/или этнических, и/или религиозных

противоречий, лишь усугубится, а также перспектива возврата консервативных,

националистически, антизападно настроенных лидеров вызывают серьезнейшую

озабоченность. В этом смысле последствия нестабильности и неопределенности

могут быть драматическими.

Имеется широкий спектр условий, способных привести к конфронтации с

Западом, - это прежде всего локальные конфликты между бывшими советскими

республиками и/или их соседями, - к восстановлению централизованной власти

советского типа. Невозможно пока дать точных оценок вероятных размеров и

организованного строения вооруженных сил центра или отдельных республик.

Также невозможно предвидеть, какие основные политические интересы эти

вооруженные силы должны будут защищать. Тем не менее, потенциальные кризисы

и конфликты на территории бывшего СССР могут представить значительную

опасность для Соединенных Штатов и НАТО; они продолжают учитываться при

планировании строительства армии США и их союзников.

"Будучи государством, которое не ищет новых территорий, гегемонии, не

стремится построить империю, Соединенные Штаты находятся в уникальном

положении, когда им доверяют как мировому лидеру, - говорится в Объединенном

Докладе Вооруженных сил США за 1992 год. - Старые друзья рассматривают нас в

качестве стабилизирующей силы в жизненно важных регионах, новые друзья видят

в нас источник вдохновения и безопасности. Соединенные Штаты имеют

продолжительные культурные, политические и экономические связи по всему

миру. Несмотря на то, что география предоставила Соединенным Штатам

оборонительный щит, которого нет у других государств, наша национальная

безопасность крепко увязана с событиями за рубежом." Из этого положения

следует, что существуют определенные условия построения внешней политики

США, организации "гуманитарной помощи", а также определения политической

роли в будущем принимающих эту "гуманитарную помощь" государств.

Эти условия и оговаривает "Акт 1992 года о свободе для России и

возникающих евразийских демократий и поддержке открытых рынков".

Правительство США вправе проводить и защищать свои национальные

интересы на территории любой страны. Вопрос сейчас в том, как мы заботимся о

своих производителях, как стимулируем развитие собственного производства и

какие меры принимаем, чтобы сотрудничество с иностранными партнерами стало

взаимовыгодным? Между США, Европой и Азией усиливается борьба за российский

рынок. Эта борьба ведется по нескольким направлениям: кредитное

финансирование, внедрение своих технологий (в том числе

сельскохозяйственных), создание обучающих бизнес- центров, создание

обучающего телевидения и структуры общеобразовательной школы и вузов,

создание системы медицинского страхования по своему образу, выпуск печатной

продукции и программ TV.

Анализ "Акта о свободе для России и возникающих евразийских демократий

и поддержке открытых рынков"- это не призыв к ограничению взаимовыгодных

международных контактов, а попытка еще раз понять, где имеют место

партнерские отношения и оказание действительно необходимой помощи

переживающей тяжелый период стране, а где - хорошо продуманная политика

подчинения американским интересам экономик новых независимых государств и

России, работающих на мировое лидерство Соединенных Штатов Америки.

Хотелось бы также обратить особое внимание на то, что свободная

инициатива граждан Соединенных Штатов и других стран Запада по выходу

частного бизнеса на рынок России и бывших советских республик

разворачивается строго в рамках государственной концепции, подкрепленной

соответствующим законодательством и активным участием государственных и

правительственных структур.

С учетом этой бурно развивающейся тенденции, очевидно, было бы неплохо

знать, а как обстоят дела в странах Содружества с умением и

квалифицированным подходом к принятию такой помощи Запада. Существуют ли

скоординированные программы на этом направлении, что думают по этому вопросу

специалисты и ученые?

"Акт о свободе для России и возникающих евразийских демократий и

поддержке открытых рынков" на самом деле можно обозначить как акт помощи

национальным интересам США. Разделение внутри бывшего Союза, ошибки в

экономике, отсутствие научно разработанной концепции национальных российских

интересов, "гуманитарная помощь" делают новые независимые государства в

действительности очень зависимыми от кредиторов. "Акт о свободе" на самом

деле этой свободы не оставляет.

Наша страна уже далеко не та, которой она была 5 лет тому назад.

Могучие силы исторического процесса нанесли ей такие удары, какие не

выпадали на долю какого-либо государства в течение многих веков. Кто-то

этому радуется, кто-то испытывает чувство горечи и боли.

Перемена правления вызвала распад Советского Союза. Вместо прежней

мировой сверхдержавы остались 15 республик, каждая из которых неизмеримо

меньше и слабее прежнего СССР. От России отошли 22,3% территории бывшего

Союза и половина его населения, значительные природные богатства.

Эти потери территории и населения оказались далеко не пропорциональны

тем утратам, которые Россия за короткое время потерпела в экономике,

обороноспособности, международном положении. Качественные изменения

многократно превышают количественные.

Исчезли союзные, дружественные государства на наших западных границах.

Только Белоруссия остается лояльной по отношению к России. Три страны Балтии

и Украина демонстрируют враждебность, не скрывая при этом, что в любых

спорах с нашей страной они опираются на поддержку влиятельных мировых сил.

Различие между ними состоит лишь в том, что когда нынешние лидеры Литвы,

Латвии и Эстонии заявляют нам о своих глубоких антипатиях, им можно верить,

а когда руководители Украины заверяют нас в своих добрососедских чувствах,

верить им нельзя.

Резко возросла опасность, которая проистекает от исламского

фундаментализма. Чеченский мятеж - лишь часть этой угрозы, которая имеет

тенденцию к консолидации на южных границах России. Она неизбежно будет

возрастать по мере углубления наших внутренних неурядиц, продолжения

экономической разрухи, ослабления российской государственности.

Состояние экономики и перспективы хозяйственного развития страны

предстают в самом мрачном виде. Невозможно равнодушно пройти мимо следующих

цифр, официально обнародованных, а значит и официально признанных.

За 1991-1995 годы падение производства достигло ужасающих масштабов и

привело к резкому падению жизненного уровня большинства населения, реальные

доходы которого сократились в 3-4 раза. За чертой бедности оказались 34,9

миллионов, или 23% российских граждан. Но в действительности дело обстоит

еще трагичнее. Если сравнить с международными стандартами, то наша средняя

зарплата фактически представляет порог бедности, ниже которого сейчас

находится около 70% ее "получателей".

Большинство наших граждан стали хуже питаться. На общем фоне ухудшения

питания населения и продолжающегося развала здравоохранения произошло

сокращение средней продолжительности жизни россиян. В стране сложилась

крайне серьезная демографическая ситуация: в 1995 году естественная убыль

(преобладание смертности над рождаемостью) составила 600 тысяч человек, а

всего за годы реформ - 3 млн. человек. Средняя продолжительность жизни

мужчин в России сейчас упала до 59 лет.

Это означает, что многие наши мужчины умирают до выхода на пенсию.

В целом можно сказать, что произошло обнищание низко- и

среднеоплачиваемых слоев населения, уменьшились доходы и части

высокооплачиваемых граждан. К немногочисленной категории счастливчиков,

которые за последние пять лет повысили свое благосостояние, относятся

средние и крупные предприниматели, банковские и биржевые деятели, отдельные

высококвалифицированные творческие работники и коррумпированные чиновники.

По самым различным источникам, размер взяток и масштабы взяточничества росли

настолько быстро, что криминализация управленческих структур стала достигать

приобретать черты национальной катастрофы. Для "новых русских" действительно

наступили благодатные времена. Но для других перемены в социальной

обстановке несут одни невзгоды. Как же все это отразилось на положении

России в мировом сообществе? По уровню жизни Россия к началу перестройки

занимала в мировой иерархии вполне приличное место в конце второго- начале

третьего десятка. В 1995 году она опустилась на 119-ю ступень. Таким

образом, налицо не только количественное сокращение, но и качественное

ухудшение человеческого потенциала России. Вот это представляет, пожалуй,

наибольшую угрозу национальной безопасности.

По данным Центра комплексных социальных исследований и маркетинга

"Круглого стола бизнеса России", в стране сейчас насчитывается около 3%

богатых, или "новых русских". К ним относятся те, кто "довольствуется" более

чем 60 миллионами рублей на члена семьи в месяц. Тринадцать процентов "новых

русских" ежемесячно обеспечивают каждого домочадца 276 млн. рублей.

Достоверно известно, что никто из них не нажил состояния в сфере

производства.

Разрыв доходов между доходами бедных и богатых в большинстве развитых

стран колеблется от 1:6 до 1:9. Если он превышает соотношение 1:10, то, по

мировым стандартам, общество вступает в зону социальной нестабильности. В

1990 году этот разрыв в России составил 1:5, в 1995 году - 1:14,6.

Развитие внутриполитической обстановки в стране, на котором сказались и

хозяйственный упадок, и падение жизненного уровня, и социальная

дифференциация и рост преступности, привело к значительным переменам в

общественном сознании. Большинство населения критически оценивает

происходящие в стране события и считает, что Россия превратилась в одну из

самых дорогих (по стоимости потребительских товаров) стран мира, а Москва -

в самую дорогую (после Токио) столицу. Соотношение между прибылью и

заработной платой, что в ученых трудах называется нормой эксплуатации, для

нашей экономики в целом подскочило с 53% в 1994 году до 74% в 1995 году, а

применительно к промышленности соответствующие показатели составили 72% и

103%.

После введения "президентской" республики граждане Российской Федерации

не столько опасаются гражданской войны (56%) и безработицы (29%), сколько

шквала преступности (83%).

Это говорит о размывании социальной базы новой власти, ослаблении

гражданских основ вводимых сверху "демократических" порядков и порождаемых

этими процессами глубоких трещинах в механизме национальной безопасности.

Минэкономики, Минфин, Центробанк недавно составили прогноз, в

соответствии с которым общий уровень производства в стране к 2001 году

достигнет 103% от уровня 1995 года, что составит примерно половину объема

продукции, выпущенной в 1990 году. По их оценкам, последние годы нынешнего

тысячелетия станут для России периодом депрессии, характеризующейся

прекращением спада, началом медленного оживления промышленности и

продолжающейся стагнации сельского хозяйства, постепенно затухающей, но все

же высокой инфляцией, болезненной безработицей, низким уровнем жизни и

высокой дифференциацией доходов.

Если суждено сбыться этому прогнозу, то Россия в своем развитии

окажется отброшенной на 30 лет назад, а от всех других стран, которые не

постигли бедствия гайдаровских реформ, отстанет еще больше.

Дело заключается не только в том, что территория и население России

уменьшилось по сравнению с СССР. А в том, что ее преобразования

осуществлялось пагубными средствами, которые подорвали ее экономический

потенциал в значительно большей степени, чем сократилось суммарное

производство выпускаемой в стране продукции. Произошли качественные

изменения, поистине разрушившие саму основу экономического развития. Речь

идет о прекращении нормального научно-технического прогресса.

Уничтожены многие наукоемкие и технологически передовые производства.

Прекращены исследования на многих перспективных направлениях. Брошены на

произвол судьбы крупные научные школы и рабочие коллективы, занимавшиеся

разработкой техники и технологий будущего. Россия попала в зависимость от

импорта, несущего гибель тысячам фабрик и заводов, десяткам тысяч сельских

хозяйств. От напастей нет спасения без радикального изменения

государственной экономической политики.

Если общий объем промышленного производства за "пятилетку" сократился

несколько более, чем в два раза, то его падение в машиностроении и химии шло

с опережением среднего "графика".

Экономическая разруха, финансовая дестабилизация и серьезные социальные

трудности обусловили крайне опасный спад сельскохозяйственного производства

и вообще расстройство всей деревенской жизни. По заключению специалистов, в

большинстве случаев производство сельхозпродукции в России нерентабельно и

поэтому почти нет желающих покупать землю и вкладывать деньги в эту отрасль.

Если в 1992 году было создано 134 тыс. фермерских хозяйств, то в 1993 году

появилось лишь 87 тыс. новых ферм, в 1994 году - 9 тыс., а в 1995 году -

одна тысяча. Пятьдесят пять процентов всех фермерских земель уже заброшены.

Расчеты на значительное увеличение количества и процветание фермерских

хозяйств не состоялись. В результате в сельском хозяйстве сложилось

катастрофическое положение и Россия оказалась на пороге утраты

продовольственной безопасности.

Помимо процесса экономической деградации, постсоветская Россия

испытывает на себе пагубное влияние и других разрушительных факторов,

серьезно подрывающих ее внутренние порядки и внешние позиции.

В 1993 году директоры Гарвардского университета США, Международного

центра японских исследований и российского Института востоковедения (Грэм

Аллисон, Хироси Химура и Константин Саркисов) опубликовали совместное

исследование, в котором констатировалось, что одним из приоритетов для новой

власти в Москве является "сохранение российской государственности, вопреки

могущественным дезинтеграционным силам". Подобное утверждение имеет под

собой реальную почву.

По представлению ряда видных отечественных и зарубежных ученых, в

ближайшие 10-15 лет перед Россией может реально встать угроза расчленения на

шесть самостоятельных государственных образований: Западную Россию, Урал,

Западную Сибирь, Восточную Сибирь, Дальний Восток, Северные территории.

Высказываются и более пессимистические прогнозы, согласно которым, вполне

возможна постановка вопроса о полном отделении от России (в государственном

отношении) Татарии, Башкирии, Осетии, Чечни, Калининградской области, Тувы,

Бурятии, Калмыкии и других.

Глубокий экономический кризис и возрастающие жизненные трудности

стимулируют сепаратистские настроения. Региональные и этнические лидеры,

многие рядовые жители все чаще задумываются над тем, что если центральная

власть не может навести в стране порядок, то надо самим браться за это дело.

Заявления местной политической и хозяйственной элиты, пропитанные духом

"обособленчества", стали чуть ли не повседневными. Буквально выпирают

амбиции многих республиканских, краевых и областных руководителей,

провозглашающих от имени своих избирателей "Хочу быть Швейцарией!" Ссылаясь

на известное заявление Президента Ельцина: "Берите суверенитета столько,

сколько сможете переварить", - лидеры регионов настойчиво ставят перед

Москвой вопросы о разграничении полномочий. При этом некоторые из них

пытаются очень своеобразно трактовать понятия политической и экономической

свободы, доводя их до признания полной автономии.

Откуда пошла такая тенденция? Ситуация развала, сумятицы, анархии

выгодна криминальным группам и всякого рода авантюристам. Она создает

благоприятные условия для головокружительных карьер и молниеносных

обогащений.

Возникновение новых государственных образований, как свидетельствует

опыт, способствует реализации весьма заманчивых проектов мафиозных структур.

Введение новых денежных знаков позволяет организовывать выгодные для

деятелей финансово- банковской сферы игры по обмену валют. Вывод войск из

получивших независимость территорий дает возможность предпринять распродажу

военной техники, боеприпасов и недвижимости. Получение новыми

государственными образованиями целевых и иных кредитов из-за рубежа "для

поддержки демократии" фактически облегчает расхищение этих кредитов

отдельными представителями новой власти. Таможенное обустройство новых

границ открывает перспективу существенного пополнения своего достатка за

счет к

Наши рекомендации