Органы исполнительной власти субъектов РФ: система, структура, принципы организации и деятельности, полномочия.
Органы исполнительной власти субъектов РФ- это государственные органы, осуществляющие исполнительно-распорядительную деятельность на территории (и только) отдельного субъекта РФ и формируемые для конкретного субъекта РФ.
Состав и структураправительства субъекта Федерации определяются конституциями, уставами субъекта Российской Федерации и законами о правительстве, а также указами и постановлениями президента и главы администрации (губернатора).
Основные полномочия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ:
1. Разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта РФ, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии;
2. Осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
3. Разрабатывает для представления высшим должностным лицом субъекта РФ в законодательный орган государственной власти субъекта РФ проект бюджета и проекты программ социально-экономического развития субъекта РФ;
4. Обеспечивает исполнение бюджета субъекта РФ и готовит отчет об исполнении указанного бюджета и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития субъекта РФ для представления их высшим должностным лицом субъекта РФ в законодательный орган государственной власти субъекта РФ;
5. Формирует иные органы исполнительной власти субъекта РФ и др.
Принципы деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации:
· Государственная и территориальная целостность Российской Федерации;
· Распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию;
· Верховенство Конституции и ФЗ на всей территории Российской Федерации;
· Единство системы государственной власти;
· Разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица;
· Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
· Самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов РФ принадлежащих им полномочий;
· Самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления.
Понятие и виды правовых актов государственного управления.
Нормативный акт— это официальный документ правотворческого органа, в котором содержатся правовые нормы
Нормативные акты в зависимости от их юридической силы можно разделить на несколько уровней. Однако выделяются две большие группы:
1. Законы — это нормативные акты, принятые в особом порядке органами законодательной власти, регулирующие важнейшие общественные отношения и обладающие высшей юридической силой.
· Конституционные законы, регулирующие вопросы общественной жизни, отнесенные к предмету Конституции РФ (ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и др.).
· Текущие (обычные) законы, принимаемые для урегулирования всех остальных важных вопросов жизни общества (например, ФЗ «Об акционерных обществах»)
· Разновидность ФЗ -кодексы, где располагаются нормы какой-то отрасли права.
Подзаконные акты
· Указы и распоряжения Президента (вторые, в отличие от первых, принимаются больше по процедурным, текущим вопросам);
· Постановления (акты, имеющие нормативный характер) и распоряжения(акты по оперативным и текущим вопросам, не имеющие нормативный характер) Правительства;
· Приказы, инструкции, положения министерств и ведомств — регулируют основные виды (формы) служебной деятельности, функциональные обязанности работников определенной категории;
· Конституции и уставы субъектов РФ
· Законы и иные НПА субъектов РФ
· Нормативные акты муниципальных органов - по вопросам местного значения
· Локальные нормативные акты —на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, правила внутреннего трудового распорядка).
В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативные акты подразделяются на акты:
- государственных органов;
- иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т. п.);
- совместного характера (государственных органов и иных социальных структур);
- принятые на референдуме.
Виды нормативно-правовых актов в зависимости от сферы действия:
- общефедеральные;
- субъектов федерации;
- органов местного самоуправления;
- локальные.
Виды нормативно-правовых актов в зависимости от срока действия
- неопределенно-длительного действия;
- временные.