Этап (1950 г.
- поведенческий подход
- системный подход
- ситуационный подход
Основные современные направления науки ГУ:
1. Структурно-институциональное – предметом исследования в этой области служит организация правительственных служб, центральные органы ГУ и периферийные службы, структура органов ГУ, административная иерархия.
2. Социологическое и социально-психологическое – изучение некоторого набора моделей коллективного и индивидуального поведения управленческого персонала, прикладные исследования в области административного права.
3. Дисциплины изучающие вопросы организации – любая организация подчиняется каким-то общим принципам, которые раскрываются в работах представителей этого научного направления (управление госаппаратом приравнивается к управлению крупным предприятием для которой соображение эффективности и рентабельности находятся на первом месте)
1. Школа научного управления (тейлоризм)
Объектом изучения здесь являлось непосредственно производство на самом нижнем его уровне - рабочем месте.
Тейлоризм - это совокупность методов организации и нормирования труда, управления производственными процессами, подбора, расстановки работников, оплаты их труда в целях сокращения нерациональности расходования ресурсов, роста производительности труда.
2. Административная (классическая) школа управления
Ее представители - высшие руководители в крупных организациях.
Главной целью школы было обоснование универсальных принципов руководства организации в целом. Основоположник этого направления А. Файоль сформулировал набор таких принципов. К их числу он относил поддержание инициативы и корпоративного духа, обеспечение порядка, справедливости мотивации, а также стабильности рабочего места для персонала. Важными принципами организации, по А. Файолю, являются: разделение труда; сокращение числа целей и концентрация усилий на их достижении; обеспечение единоначалия, единства полномочий и ответственности; оптимизация меры централизации, ориентация иерархии на обеспечение успеха организации.
3. Школа человеческих отношений
Социальные факторы, взаимодействия между членами группы могут оказывать более значимое влияние на эффективность работы предприятия, чем усилия его руководства по разработке оптимальной структуры, тщательному изучению функций, нормированию труда и т.д.
Осознание человеческого фактора в качестве основного элемента эффективной организации было обязано и достижениям в психологии. Школа человеческих отношений дала первый пример эффективного взаимодействия управления с другими науками, успехи и достижения которых давали мощный стимул развития управления.
Э.Мэйо , А.Маслоу и другие исследователи выяснили , что иногда влияние других членов группы было более сильным, чем распоряжение руководителей или материальные стимулы. Причиной этого является то, что многообразные потребности людей не всегда удовлетворяются при помощи денег, не сводятся только к продвижению по службе и т.д.
4. Наука управления и исследование операций
Переход от словесного описания организации и процессов ее функционирования к построению моделей, отражающих реальные взаимосвязи, и использование этих моделей при принятии управленческих решений.
5. Процессный подход
Управление - как процесс выполнения управленческих функций для достижения поставленных целей.
В рамках процессного подхода большое внимание уделялось анализу функций управления. К числу таких функций относятся: прогнозирование, планирование, организация, руководство, распорядительство, регулирование, координация, контроль, коммуникации, оценка, учет, анализ и т.д.
6. Системный подход
Организация рассматривается как открытая система, которая общается с внешней средой, адаптируется к изменениям этой среды. Каждый из элементов организации также представляет собой систему более низкого уровня.
7. Ситуационный подход
Предшествующие подходы основное внимание уделяют анализу опыта управления и обоснованию на этой основе принципов рационального управления. Главное достижение ситуационного подхода - в обосновании прямого приложения научных разработок для решения задач в конкретных ситуациях. Основное внимание уделяется анализу ситуации - конкретного набора обстоятельств, существенно влияющих на организацию.
Государство– это суверенная территориальная организация политической власти, обладающая аппаратом управления и управляющая обществом с помощью права.
Признаки государства:
1. Наличие публичной власти и её аппарата. Государственная власть является политической и имеет публичный характер, а реализуют государственную власть – органы власти (государственный аппарат)
2. Территориальная организация населения и публичной власти.Государственная власть распространяется на всю территорию и население. Органы власти образованы по территориальному принципу.
3. Наличие суверенитета.То есть независимость государства во внешних и верховенство государственной власти во внутренних делах.
4. Наличие права.Государство управляет обществом с помощью принятия и применения правовых норм. Само государство оформлено правом, то есть в нормах права определяется форма государства, устанавливается система гос. органов, закрепляется их компетенция, регламентируется порядок их формирования, порядок их деятельности
5. Наличие государственной казны
Сущность государства — это то, что обусловливает его необходимость в обществе и то, что определяет его содержание, цели, функции. И таким основным является организация политической власти в обществе.
Различают два подхода к сущности государства:
1. Классовый – государство выражает интересы тех социальных групп, которые находятся у власти
2. Общесоциальный – государство выражает интересы всего общества или значительной его части.
Социальное назначение государства показывает, что оно делает в обществе, определяет роль государства в обществе, определяет степень вмешательства государства в жизнь общества.
Существует несколько концепций, объясняющихсоциальное назначение и роль государства:
• Консервативная. Вмешательство государства минимальное. Главная задача государства – обеспечивать сохранение устоев общества, общественных отношений. Когда возникают социальные потрясения, власть действует активнее и устраняет их.
• Либеральная:Задача государства - обеспечение прав и свобод граждан. Минимум вмешательства в жизнь людей. Государство проявляет активность в социальной сфере (образование, здравоохранение).
• Социал-демократическая.Задача государства - обеспечить определенный уровень равенства в обществе, достойные условия существования каждому члену общества.
Социальное назначение государства раскрывается в его задачах.
Задачи государства на современном этапе:
1. Обеспечение самосохранения общества и государства.
2. Обеспечение безопасности и укрепление государства.
3. Государство содействует социальному, экономическому и культурному развитию общества
4. Государство преодолевает противоречия, существующие в обществе (социальные, национальные).