Вопрос. Индекс потребит. цен: методика расчета, назначение, источники инф-ции.
ИПЦ — это индекс, измеряющ. помесячную (поквартальную) динамику цен на потребительск. товары и услуги.
ИПЦ измеряет темпы инфляции цен, с кот. сталкиваются на собственном опыте и кот. ощущают дом. хоз-ва, выступающие в роли потребителей. Он также широко использ. в качестве заменителя общ. индекса инфляции для эк-ки в целом, отчасти благодаря частоте и своевременности его составления.
Расчет ИПЦ производится на базе инф-ции, получен. из 2 источников: данных о структуре фактически потребит. расх. населения за пред. год и данных об изменении цен, рассчитан. на основе их регистрации на потребит. рынке товаров и услуг, за кажд. отчетн. период.
Расчет ИПЦ на регион. и федер. уровнях в РФ производится по единой методологии и осуществляется в несколько этапов:
- формирование весов для расчета ИПЦ;
- расчет индивидуальн. индексов цен на товар (услугу)-представитель на уровне города;
- расчет групповых и сводн. индексов потребительск. цен на уровне субъекта РФ, федер. округа, России в целом.
Вопрос. Индекс цен производителей: назначение, отбор базовых предприятий, выбор товаров-представителей.
Индекс цен производител. - показатель ср. уровня изменения цен на сырьё, материалы и товары промежуточню потребления относительно базисн. периода. Использ. для пересчета в сопоставимые цены максимально детализированных компонентов ВНП.
Выборочн. сеть базовых предприятий формируется в два этапа. Централизованно отбирается минимум крупн. предприятий, имеющ. значительный вес в промышленности страны, а региональн. статист. органы дополнительно вносят в этот перечень предприятия, отражающие специфику промышленности региона.
Основн. принципом отбора товаров представителей для регистрации цен является представительность отобран. их видов для характ-ки динамики цен по товарным группам, отраслям и подотраслям промышленности региона и России в целом.
Вопрос. Индекс цен производителей: регистрация цен, основные этапы расчета, методика расчета.
Сведения о ценах на наблюдаемые виды товаров представляются промышлен. орг-циями один раз в месяц. Регистрацию цен в орг-циях рекомендуется проводить по состоянию на 20 число отчетн. месяца. В отдельн. случаях регистрация цен производителей может быть перенесена на 1-2 дня ранее. При этом день регистрации цен для кажд. вида продукции должен оставаться постоянным для всех месяцев текущего года и интервал между предыдущей и последующей регистрациями цен на эти виды продукции должен быть равен календарному месяцу.
Расчет индексов цен может производиться двумя методами: базисн. и цепн.. Базисн. метод заключается в отнесении зарегистрирован. цены тек. месяца к постоян. базисной цене. Месячн. индекс цен при базисн. методе определяется путем деления базисн. индекса текущего периода на базисный индекс предыд. периода.
При цепном методе расчета месячн. индекс определ. путем отнесения цены товара в тек. месяце к цене товара в предыд. месяце. Цепной индекс за длит. период времени определяется путем перемножения месячных индексов цен.
Вопрос. Национ. счетоводство – понятие, инструментарий
Национ. счетоводство - это, с одной стороны, система национ. счетов (СНС), с другой - один из важнейших инструментов государственного регулирования макроэкономических процессов.
С помощью системы национ. счетов выявляют взаимосвязи между эконом. процессами и явлениями.
Основн. показатели СНС: ВВП, ВНП, конечн. потребление, валов. потребл., нац. сбережение, чист. кредитование, чистое заимствование, нац. богатство, сальдо внешн. торговли.
Вопрос. Нац. богатство.
Нац. богатство - это та совокупность материальн. благ, кот. накоплена в стране на данный момент времени. Нац. богатство пополняется и обновляется ежегодно за счет произведенного продукта. Вместе с тем оно может и уменьшаться в определен. периоды времени, если выбывающие элементы нац. богатсва меньше их прироста. К составным элементам нац. богатства относятся: имеющиеся в обществе ср-ва произв-ва, функционирующие как в материальн., так и в духовном производстве, имущество населения, материальн. и культурные ценности, явл. общественным достоянием, а также нематер. духовные ценности. Соц.-эконом. прогресс общ-ва, происходящий под влиянием НТР, сопровождается не только увеличением нац. богатства, но и повышением доли нематериальн. богатства в его общем составе.