Проблемы теории социального государства. Права человека.




Проблемы теории социального государства. Права человека. - student2.ru Проблемы теории социального государства. Права человека. - student2.ru Проблемы теории социального государства. Права человека. - student2.ru Проблемы теории социального государства. Права человека. - student2.ru Проблемы теории социального государства. Права человека. - student2.ru Проблемы теории социального государства. Права человека. - student2.ru Проблемы теории социального государства. Права человека. - student2.ru Проблемы теории социального государства. Права человека. - student2.ru Проблемы теории социального государства. Права человека. - student2.ru Признавая и реализуя на деле право частной собственности, не следует бросаться в крайности, допускать ее фетишизации. На про­тяжении длительного времени право собственности заменяло и под­меняло собой все социально-экономические права, деспотически подавляло их ростки. Считалось, что «священное» право собствен­ности делает недостижимым и невозможным другие социально-экономические права.

Время утвердило другую истину. Она заключается в том, что признание права собственности не противоречит признанию других социально-экономических прав. Более того, они могут проявлять себя в единстве, составляя комплекс экономических и социальных прав. Реализация права собственности приводит к жизни принцип свободы предпринимательства. Способы его осуществления в разных странах неодинаковые. Принципиально важно, чтобы это право признавалось и регулировалось на законодательном уровне. Можно считать, что в России сделаны первые шаги в этом направлении.

Современная концепция прав человека предполагает всесторон­нее исследование проблем права человека на труд. Согласно Пакту об экономических, социальных и культурных правах право на труд включает в себя «право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается» (ст. 6). Право на свобод­ный выбор труда предполагает запрещение рабства и принудительно­го труда. Право каждого человека на труд и защиту от безработицы зафиксировано и в ст. 23 Всеобщей декларации прав человека.

Наиболее полная занятость является необходимым условием реа­лизации права на труд. В то же время в странах СНГ, в частности в России, растет безработица, усиливается острота этой проблемы. И часть государственных деятелей и активистов многочисленных партий открыто говорят о невозможности реализации данного права и даже не считают это обязанностью государства. Это ошибочные суждения.

Право на труд должно дополняться правом каждого на справед­ливые и благоприятные условия труда. Это право согласно Пакту об экономических, социальных и культурных правах включает в се­бя вознаграждение, обеспечивающее как минимум всем работникам справедливую заработную плату и удовлетворительное существова­ние, условия труда, отвечающие требованиям гигиены и безопасно­сти, одинаковую для всех возможность продвижения по работе на соответствующие более высокие ступени исключительно на основа­нии трудового стажа и квалификации, отдых, досуг, разумное огра­ничение рабочего времени и оплачиваемый периодический отпуск, равно как и вознаграждение за праздничные дни.

Права, обеспечивающие условия и средства защиты прав тру­дящихся, включают в себя право на создание и вступление в проф­союзы. Право создавать профсоюзы и вступать в них для защиты

своих интересов признается во Всеобщей декларации прав человека и детально регламентируется как в документах ООН, так и МОТ. Оно может быть ограничено согласно Пакту об экономических, со­циальных и культурных правах только на основе закона в интересах государственной безопасности, общественного порядка и для ограж­дения прав и свобод других. Пакт не препятствует введению государ­ством законных ограничений относительно участия в профсоюзных организациях сотрудников вооруженных сил, полиции и админист­рации государства.

Актуален и анализ социальных прав человека, прежде всего прав гражданина на достаточный жизненный уровень, что состав­ляет суть социального государства. Известно, что «каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, кото­рый необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам» (ст. 25 Всеобщей декларации прав человека).

Пакт об экономических, социальных и культурных правах обя­зал участвующие в нем государства признавать право каждого па достаточный жизненный уровень для него самого и его семьи и на непрерывное улучшение условий жизни, а также принимать надле­жащие меры к обеспечению осуществления этого права, признавая важное значение в этом отношении международного права и меж­дународного сотрудничества. Однако в начале XXI в. право на дос­таточный жизненный уровень, как и свобода от голода и нужды, для очень многих людей по-прежнему являются призрачными.

Важно также исследование права человека на здоровье и здоро­вую окружающую среду. Многочисленные болезни, региональные войны, отсутствие должного внимания до стороны большинства го­сударств усиливают отрицательные тенденции в области здравоохра­нения. В России на здоровье людей отрицательное влияние оказали последствия Чернобыльской катастрофы, других ядерных взрывов.

В соответствии с Пактом об экономических, социальных и куль­турных правах государства «признают право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психологического здоровья». В числе мер, которые должны быть приняты государст­вом для полного осуществления этого права, — создание условий, обеспечивающих всем медицинскую помощь и медицинский уход в случае болезни, улучшение внешней среды и гигиены труда. Вме­сте с тем забота о своем здоровье должна быть не только правом, но и обязанностью каждого человека.

Большой интерес для теории прав человека представляют куль­турные права граждан, в частности право на образование. Полное



IV. Проблемы теории государства и гражданского общества. Права человека



                   
  Проблемы теории социального государства. Права человека. - student2.ru   Проблемы теории социального государства. Права человека. - student2.ru   Проблемы теории социального государства. Права человека. - student2.ru   Проблемы теории социального государства. Права человека. - student2.ru
          Проблемы теории социального государства. Права человека. - student2.ru
 
 
 
 

Раздел

осуществление этого права предполагает обязательное и бесплатное начальное образование для всех, доступность среднего и профес­сионально-технического, а высшее образование должно быть оди­наково доступным для всех на основе способностей каждого, сво­боду родителей выбирать школы для своих детей. Образование должно быть направлено на полное развитие человеческой лично­сти и сознания ее достоинства, должно укреплять уважение к правам и свободам. Образование должно дать возможность всем быть полез­ными участниками свободного общества, способствовать взаимопо­ниманию, терпимости и дружбе между всеми нациями и всеми расо­выми, этническими и религиозными группами и содействовать работе ООН по поддержанию мира.

Согласно Пакту об экономических, социальных и культурных правах каждый человек имеет право принимать участие в культур­ной жизни, пользоваться результатами научного прогресса и их практического применения, а также защитой моральных и матери­альных интересов, являющихся результатом научных, литературных и художественных трудов (ст. 15). Государство должно уважать сво­боду научных исследований и творческой деятельности, принимать меры, необходимые для охраны, развития и распространения дос­тижений науки и культуры.

Полноценное участие в культурной жизни и использование ре­зультатов научного прогресса возможно лишь при условии эффек­тивной защиты авторских прав и сохранения культурных и научных ценностей. Защита авторских прав предусматривается во Всемирной конвенции об авторском праве. Для справедливого и всеобъемлюще­го осуществления культурных прав, как и экономических и социаль­ных, большое значение имеет выполнение каждым государством принципов и целей Декларации социального прогресса и развития, принятой ООН в 1969 г.

Большое значение для гуманизации культуры и образования во всех странах мира имеет Рекомендация, принятая ЮНЕСКО 19 но­ября 1974 г., о воспитании молодежи в духе международного взаи­мопонимания, сотрудничества и мира, о воспитании в духе уваже­ния прав человека и основных свобод.

Разработка мировым сообществом общепризнанных норм и стан­дартов в области прав человека во всех сферах его жизнедеятельно­сти и заключение дву- и многосторонних соглашений об их защите и обеспечении невозможны без постоянного развития и укрепления тесного сотрудничества между всеми государствам и членами ООН. Для решения этой важной задачи на международном и региональном уровнях созданы органы и организации, в рамках которых ведется работа по подготовке новых международных документов и контролю над выполнением государствами уже принятых на себя обязательств в области прав человека.


Наши рекомендации