Проект ЖНДД: Права женщин в Беларуси: инвестиции в будущее
Цели: защита прав женщин, продвижение политики равных возможностей и гендерного равенства в Беларуси, демократизация белорусского общества.
Задачи:
• Просветительская деятельность по гендерной тематике.
• Проведение кампании адвокации двух гендерных законов – Закона «О профилактике, пресечении и защите от насилия в семье»и Закона «О гендерном равенстве».
• Создание доказательной базы и аргументации в поддержку необходимости принятия в Беларуси двух гендерных законов.
• Развитие кооперационной деятельности по реализации планов адвокации.
• Обучение механизмам и приемам адвокации прав женщин.
• Подготовка женщин к участию в местных выборах.
• Создание института уполномоченного по правам женщин и гендерного равенства.
Целевые группы:
• Представительницы неправительственных и правозащитных женских организаций и неформальных женских групп в столице и регионах Беларуси.
• Представительницы государственных учреждений на национальном и местном уровнях, занимающиеся правами женщин и гендерной политикой.
• Представительницы средств массовой информации, юристы и специалисты по вопросам гендера.
В рамках проекта планируется проведение следующих мероприятий:
1. Шести круглых столов по гендерной тематике и правам женщин в Минске и четырех регионах Беларуси.
2. Аналитического исследования связанных с гендером законов в странах Европейского союза.
3. Десяти тренингов для представительниц женских организаций в Минске и четырех регионах Беларуси (по два в столице и по два в каждом из регионов).
4. Информационной кампании.
Основным партнером в данном проекте является «Центр восточно-европейских исследований» (the Eastern Europe Studies Centre, EESC).
Ø ОО "Белорусская ассоциация молодых христианских женщин"
Белорусская ассоциация молодых христианских женщин (БАМХЖ) является женской некоммерческой, неправительственной, неполитической и нерелигиозной общественной организацией, деятельность которой строится на принципах христианской морали: милосердия, доброты, взаимоподдержки, сострадания (только пропагандирует контрацепцию и не против абортов; а еще лоббирует политические решения). БАМХЖ зарегистрирована в Министерстве юстиции РБ 26 июля 1996 года. Ассоциация была создана как аналог и структурное подразделение Всемирной организации ассоциаций молодых христианских женщин (World YWCA), которая существует с 1894 года и действует в 103 странах мира.
Организация имеет первичные организации, официально зарегистрированные в местных органах власти в шести городах Беларуси, — в Бобруйске, Гомеле, Новополоцке, Минске, Мозыре и Сморгони. Членами организации также являются женщины из Барановичей и Слонима.
Председатель ОО БАМХЖ: Ольга Александровна Янчук
Заместитель председателя ОО БАМХЖ: Светлана Никифоровна Бурова, член Национального Совета по гендерной политике
Генеральный секретарь ОО БАМХЖ: Иванюшкина Юлия Валерьевна
Ø МОО "Гендерные перспективы" - председатель Ирина Альховка, социолог, член Национального Совета по гендерной политике, эксперт по вопросам гендерного равенства, основательница Программы «Ла Страда Беларусь» по предупреждению торговли людьми в странах Центральной и Восточной Европы. Активная участница общественного движения в Беларуси с 1995 года. Долгое время являлась лидером Ассоциации молодых христианских женщин в Беларуси, в результате реорганизации которой в августе 2010 года возникло новое объединение «Гендерные перспективы».
10 февраля 2014, http://www.genderperspectives.by/ipo_gender_perspectives/news/2014/za_2013_god_v_programmu_la_str/
Председатель Правления международного общественного объединения «Гендерные перспективы» Ирина Альховка была избрана президентом Совета Международной Ассоциации Ла Страда по противодействию торговле людьми в странах Центральной и Восточной Европы.
Ирина Альховка считает:
…Вред полоролевого воспитания заключается в ограничении жизненного выбора и социальных ролей и их жесткой привязке к анатомии, а также негибкости в реагировании на новые социальные роли мужчин и женщин в современном мире, и примеров этому сегодня предостаточно...
…Гендерное воспитание повышает качество жизни и дает человеку возможность стать более счастливым… (счастливую жизнь нам уже обещали в 1917 году)
…Учебный процесс должен быть организован таким образом, чтобы гендерный подход стал сквозным: от примеров в школьных учебниках до ориентации выпускников на выбор будущей профессии и семейной модели. (ориентация семейной модели – это что? Сожительство педофилов или когда мама рулит, а папа в декрете? так второй вариант возможен и сейчас, если супруги так договорились, зачем новые законы?) http://www.genderperspectives.by/uploads/userfiles/files/un_gender_equality_4_2013.pdf
Гендерная проблематика на государственном уровне остается «женской темой», которой занимается только Министерство труда и социальной защиты, то есть по-прежнему этот вопрос рассматривается лишь в социальной плоскости. Другие министерства, особенно силовые, недостаточно активно включены в продвижение данной темы. Сегодня пришло время, когда нужно скорректировать эту стратегию.
… Когда появится гендерный отдел в Министерстве обороны, я думаю, это станет знаком того, что мы действительно вышли на новый уровень не только понимания этой проблемы в обществе, но осознания того, что это касается каждого.
http://gender-route.org/articles/inter/gendernaya_tema_v_belarusskom_kontekste/
Еще некоторые организации:
Ø Клуб деловых женщин "Юго-запад" (г.Пинск) http://women-club.by/
Тренинги «Эффективный поиск работы» - экономический компонент программы «Предупреждение торговли людьми в республике Беларусь.
Цель тренингов: вооружение молодежи, имеющей слабые экономические позиции на рынке труда современными знаниями о презентации себя как трудового ресурса.
Ребята настолько были довольны организацией тренинга, что предложили выразить благодарность Представительству Международной организации по миграции и USAIDI, за идею и финансовую поддержку подобного образования молодежи в РБ.
http://women-club.by/aktiv/34-obrazovatelnye-treningi.html
Продолжается (до апреля 2011 года) образовательный цикл тренингов - "Девочки и мальчики: мы такие разные?", "Новое время – новые отношения", "Гендерные стереотипы и мифы"- в средних школах города Пинска с учащимися. Администрация учебных заведений легко выходит на контакт с членами ПГОО "Клуб деловых женщин". Мы рады сотрудничеству с городским отделом образования Пинского горисполкома.
Встречи с педагогами http://women-club.by/aktiv/33-vstrechi-s-pedagogami.html
На протяжении семи месяцев (с сентября 2010г. по март 2011 г.) реализации проекта "Два мира: традиции и современность" при финансовой поддержке Программы малых грантов Посольства США происходят встречи-диалоги с педагогами средних общеобразовательных школ и гимназий города Пинска. Основная цель данных мероприятий: развитие сотрудничества и внедрение элементов гендерного просвещения в учебно-воспитательный процесс в учебных заведениях.
ØОО «Радислава» - председатель правленияОльга Горбунова
Ø Проект «Гендерный маршрут» - основательница Ирина Соломатина, социолог-исследовательница,
Ø Ольга Шпарага, 39 лет, философ, доцент ЕГУ, редактор интернет-журнала «Новая Еўропа»
Государство Республика Беларусь периодически направляет свои отчеты о выполнении гендерного равенства в международные структуры. Однако туда направляются и Альтернативные отчеты.
В Беларуси первый альтернативный отчет был подготовлен представительницей гражданского общества Людмилой Грязновой (была зам.председателя ОГП, http://who.bdg.by/obj.php?kod=274), в дальнейшем отчеты готовила группа общественных организаций, в том числе Женское независимое демократическое движение и Белорусская ассоциация молодых христианских женщин.
Немного о продвижении гендерного образования (феминистками и Минтруда)
Гендерное равенство, Бюллетень №4-2013. Тема номера «Гендерное образование как способ преодоления стереотипов
Министерство труда и социальной защиты РБ (что пропагандирует! Читать весь бюллетень)
http://www.genderperspectives.by/uploads/userfiles/files/un_gender_equality_4_2013.pdf
Выдержки: Вступительное слово редактора:
Гендерное образование предполагает, что биологические различия не являются определяющими для формирования психологических и социальных характеристик женщин и мужчин. Это значит, что каждый ребенок независимо от пола может выбрать профессию, увлечение и жизненные приоритеты.
Полоролевой подход в образовании, в отличие от гендерного, диктует девочкам и мальчикам, как им необходимо действовать, ограничивая таким образом их выбор. (кто их ограничивает? Чушь!) Примеров тому немало: уроки трудового обучения в школе, когда девочки готовят, а мальчики мастерят; уроки истории, когда ключевыми фигурами в различные исторические эпохи являлись мужчины и практически игнорировалась роль женщин не только в сфере политики, но и других не менее важных сферах (а там действительно мужчин больше); привычные сопоставления «Мама мыла раму», «Папа читал газету» (эту фразу придумали) – все эти элементы школьной программы формируют устоявшийся образ мышления, определяя, что женщинам и мужчинам делать должно, а чего не следует…
Гендерное равенство, Бюллетень №3-2013. Тема номера «Для чего гендерное равенство мужчинам?»
Министерство труда и социальной защиты РБ (Читать весь бюллетень)
http://vk.com/doc47764561_219320425?hash=94028b91bf00592a4e&dl=b1b49bc0c348b584c8
Сексизм - идеология и практика дискриминации людей по признаку пола.
…Мужчины тоже могут являться жертвами сексизма как индивидуально, так и как гендерная социальная группа: например, сексизм лежит в основе принудительного призыва в армию только мужчин. (поскольку Минтруда за гендерное равенство, то против сексизма, как я понимаю… то есть против принудительного призыва в армию только мужчин…)
…Примером нахождения в неравных общественных условиях является служба в армии, которая обязательна лишь для мужского населения страны. Кроме того, только в отношении мужчин в стране применяется смертная казнь…
…Общественные установки зачастую ограничивают мужчин в реализации, отводя им единственно верный путь и модель поведения. «Мужчины не плачут», «мужчина — глава семьи», «мужчина — добытчик» — эти определения распространены и всячески поддерживаются в нашей культуре. Подобные нормы навязывают стереотипы поведения и могут сковывать естественные потребности человека в проявлении чувств и заботе, стать преградой для самореализации на одних из самых значимых этапах жизни мужчины — рождения и воспитания детей.(!?) (как определение «мужчина – глава семьи» может стать преградой для проявления чувств и заботы при рождении и воспитании детей?..)
Чего бы хотелось феминисткам. Выдержки из Альтернативного отчета… о том, что им должно Правительство
(Альтернативный отчет по выполнению Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин / Республика Беларусь – 2009. lawtrend.org/ru/data/987
Наиболее острыми проблемами женщин в Беларуси являются:
- Бедность и дискриминация на рынке труда.
- Ухудшение состояния здоровья женщин, в том числе и репродуктивного.
- Сохранение в общественном сознании традиционных гендерных стереотипов.
- Серьезные препятствия на пути участия женщин в деятельности неправительственных организаций и политических партий.
- Насилие над женщинами.
ЧТО ДОЛЖНО СДЕЛАТЬ ПРАВИТЕЛЬСТВО: