Алтайский институт экономики
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ
АЛТАЙСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ
ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра теории и истории государства и права
Утверждаю:
Директор Алтайского института экономики
Н.А. Невинская
«__»_______2013
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
учебной дисциплины «Политология»
для направления подготовки 080200.62 МЕНЕДЖМЕНТ
Для всех профилей подготовки
Квалификация (степень) выпускника: Бакалавр
Барнаул 2013
ЛИСТ РАССМОТРЕНИЯ И СОГЛАСОВАНИЯ
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Политология» составлен на основании требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки выпускников по направлению 080200.62 Менеджмент(профили подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Информационный менеджмент», «Логистика», «Маркетинг», «Производственный менеджмент», «Управление малым бизнесом», «Управление проектами», «Управление технологическими инновациями», «Управление человеческими ресурсами», «Управленческий и финансовый учет», «Финансовый менеджмент») и в соответствии с рабочим учебным планом направления подготовки, утвержденным ректором СПбАУиЭ 01.03.2011.
СОСТАВИТЕЛЬ (СОСТАВИТЕЛИ):
О.В. Морковина __________________
(подпись)
Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедрытеории и истории государства и права«___» ________ 2013 г., протокол №___
Заведующий кафедрой ______________ /В.В. Ведерников/
подпись
Рабочая программа одобрена методическим советом экономико-юридического факультета «___» _______ 2013 г., протокол №___.
Председатель методического совета Н.Е. Тютькина /______________/
(подпись)
СОГЛАСОВАНО:
Заведующий кафедрой теории и истории государства и права /В.В. Ведерников/ /_____________________/
(подпись)
«____» ________ 2013 г.
Начальник учебно-методического отдела Ю.А. Малкова /____________/
«____»_________ 2013 г. (подпись)
Декан экономико-юридического факультета Е.В. Невинская /________/
«____» ________ 2013 г. (подпись)
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Рабочая учебная программа дисциплины, её место в учебном процессе ….4
2. Учебно-методические материалы …………………………………………...19
3. Фонд оценочных средств …………………………………………………….29
4. Методические рекомендации по подготовке и проведению занятий …….33
5. Список тем контрольных работ ……………………………………………..37
6. Примерные вопросы для подготовки к промежуточной аттестации ……..38
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
ПОЛИТОЛОГИЯ
1. Цели и задачи обучения по дисциплине
Дисциплина «Политология», изучается студентами очной и заочной форм обучения, обучающихся по направлению 080200.62 Менеджмент.
Целью изучения дисциплины является освоение обучаемыми важнейших понятий политологии и основных вопросов истории политологии, выработка умений и навыков использования этих знаний в профессиональной деятельности. Данная гуманитарная дисциплина, являясь важной составной частью системы общественных наук (философия, история, логика, экономика, культурология) должна способствовать формированию у обучаемых гражданской зрелости, высокой общественной активности, гуманности, ответственности за судьбы людей, твердости моральных убеждений.
Предметом изучения данной дисциплины является формирование не только профессиональных, но и гражданских качеств, ориентацию на те человеческие ценности в своей профессиональной деятельности, которые наиболее эффективно позволят выполнять свой долг.
Основными задачамидисциплины «Политология» являются создание у обучаемых общего представления о месте и роли политики в обществе; усвоение необходимых конкретно-исторических сведений, политико-философских доктрин, особенностей политики и организации политических течений, распространенных в современной России; умение дать правовую оценку деятельности политических организаций, действующих на территории Российской Федерации.
Изучение дисциплины «Политология» призвано заложить общеинтеллектуальные основы образованности будущих специалистов.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Политология» входит в гуманитарный, социальный и экономический цикл (Б.1), вариативной части (В.1.2) ООП бакалавриата, адресована студентам первого курса направления подготовки 080200 .62 МЕНЕДЖМЕНТ (профили подготовки: «Государственное и муниципальное управление», «Информационный менеджмент», «Логистика», «Маркетинг», «Производственный менеджмент», «Управление малым бизнесом», «Управление проектами», «Управление технологическими инновациями», «Управление человеческими ресурсами», «Управленческий и финансовый учет», «Финансовый менеджмент»).
Данная учебная дисциплина носит ярко выраженный междисциплинарный характер. В методическом плане «Политология» базируется на результатах освоения таких дисциплин ООП, как история, социология, философия, культурология, русский язык и культура речи, логика, мировая экономика.
Изучение дисциплины предполагается на базе общего среднего образования; специальные требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающихся не предусматриваются.
Для освоения дисциплины студенты должны обладать общекультурными компетенциями:
Код компетенции | Наименование и (или) описание компетенции |
ОК - 1 | осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания |
ОК - 2 | вырабатывает способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, вопросы ценностно-мотивационной ориентации; значение гуманистических ценностей, свободы и демократии |
ОК - 4 | приобретает способность ориентироваться в политических, социальных и экономических процессах, использовать знания и методы гуманитарных, экономических и социальных наук при решении социальных и профессиональных задач |
ОК - 7 | вырабатывает способность к толерантному поведению, к социальному и профессиональному взаимодействию с учетом этнокультурных и конфессиональных различий, к работе в коллективе, кооперации с коллегами, к предупреждению и конструктивному разрешению конфликтных ситуаций в процессе профессиональной деятельности – в части, касающейся толерантного поведения, социального и профессионального взаимодействия с учетом этнокультурных и конфессиональных различий |
ОК - 9 | развивает способность к логическому мышлению, анализу, систематизации, обобщению, критическому осмыслению информации, постановке исследовательских задач и выбору путей их решения |
ОК - 10 | овладевает способностью креативно мыслить и творчески решать профессиональные задачи, проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, принимать оптимальные организационно-управленческие решения в повседневной деятельности и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность |
ОК - 11 | развивает способность анализировать свои возможности самосовершенствоваться, адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности и изменяющимся социокультурным условиям, приобретать новые знания и умения, повышать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, развивать социальные и профессиональные компетенции, изменять вид и характер своей профессиональной деятельности |
ОК - 12 | вырабатывает способность к осуществлению педагогической деятельности в сферах публичной и частной жизни |
ОКВ - 1 | владеет культурой мышления, умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, обобщать и анализировать информацию, демонстрирует способность к постановке целей и выбору путей их достижения |
ОКВ - 3 | способен анализировать и оценивать события и процессы, понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место личности и роль страны в современном мире |
ОКВ - 5 | способен к социальному взаимодействию с коллегами, работе в команде и самостоятельно на основе моральных и правовых норм и готов нести ответственность за поддержание доверительных партнерских отношений |
ОКВ - 8 | способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально значимые проблемы и процессы |
ОКВ - 9 | способен занимать активную гражданскую позицию в социально – личностных конфликтных ситуациях, имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону, обладает готовностью к выполнению гражданского долга и проявлению патриотизма, умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности |
ОКВ - 10 | способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач |
Для освоения дисциплины студенты должны обладать следующими профессиональными компетенциями:
Код компетенции | Наименование и (или) описание компетенции |
ПК - 1 | способен участвовать в разработке нормативно – правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности, опираясь на знание основных этапов эволюции экономической мысли |
ПК - 4 | способен использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач |
ПК - 8 | готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства |
ПК - 12 | способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению |
ПК - 13 | способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в экономической и иной документации |
ПК - 25 | способен к ознакомлению с основами межкультурных отношений в менеджменте, эффективно выполнять свои функции в межкультурной среде |
ПК - 27 | способен применять методы проведения прикладных научных исследований, анализа и обработки их результатов |
ПК - 28 | способен обобщать и формулировать выводы по теме исследования, готовить отчеты по результатам исследования |
ПК - 36 | способен проектировать, реализовывать, контролировать и оценивать результаты учебно-воспитательного процесса по экономическим дисциплинам в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного образования |
Освоенные студентом компетенции могут быть сопутствующими для таких дисциплин как:
· Маркетинг;
· Государственное и муниципальное управление;
· Стратегический менеджмент;
· Трудовое право;
· История экономики;
· Управление человеческими ресурсами;
· Организационное поведение;
· Логика;
· История.
3. Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у студента общекультурных и профессиональных компетенций.
В результате чего студент должен:
Знать:предметную область, систему, содержание и взаимосвязь основных принципов, законов, понятий и категорий гуманитарных, социальных и экономических наук, их роль в формировании ценностных ориентаций в социальной и профессиональной деятельности;(ОК-4)
основные научные понятия и категории; (ОКВ-1)
основы культуры устной и письменной речи; (ОКВ-1)
закономерности и движущие силы исторического процесса; место человека в истории; (ОКВ-3)
основы обществознания, основные сферы жизни общества; (ОКВ-3)
Уметь:логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную профессиональную речь; оперировать основными понятиями и категориями курса; правильно квалифицировать факты и обстоятельства; разрабатывать стратегию и тактику ведения деловых переговоров, совещаний; (ОКВ – 10, ОКВ – 5, ОКВ – 1 ПК – 5)
использовать принципы, законы и методы гуманитарных, социальных и экономических наук для решения социальных и профессиональных задач; (ОК-9)
анализировать и оценивать исторические факты, события и процессы, выражать и обосновывать свою позицию по отношению к историческому прошлому; (ОКВ-3)
применять исторические знания в процессе решения задач образовательной и профессиональной деятельности (ОКВ-3).
Владеть: навыками применения полученных знаний на практике; (ОКВ – 5, ПК – 4, ПК – 25 и др.)
навыкамипланирования, организации, стимулирования и координации профессиональной деятельности индивидов, малых групп; анализа внешней и внутренней среды организации, разработки, обоснования, принятия и реализации управленческих решений; разрешения конфликтных ситуаций в организациях (ПК – 18, ПК – 25, ПК – 36 и др.);
исторической и экономической фактологией и терминологией;(ОКВ-1)
методами сравнительного историко-экономического анализа различных моделей развития мирового хозяйства;
навыками самостоятельного анализа историко-экономических проблем.
Освоенные студентом компетенции, как результат процесса обучения, могут быть базовыми для таких дисциплин как: политология, экономическая теория, институциональная экономика, история управленческой мысли.
4. Объем дисциплины и вид учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.
Вид учебной работы | Всего часов/ зачетных единиц | Блоки | |||
Аудиторные занятия (всего) | 36/1 | - | - | - | |
В том числе: | - | - | - | - | - |
Лекции | - | - | - | ||
Семинары | - | - | - | ||
Самостоятельная работа (всего) | 40/1 | - | - | - | |
Зачет | - | + | - | - | |
Общая трудоемкость: часы Зачетные единицы | - | - | |||
5. Содержание дисциплины:
5.1. Содержание тем дисциплины
Тема 6. Политический режим
Политический режим, его определение. Соотношение политического курса и политического режима. Типология политических режимов. Характеристика тоталитарного, военного, авторитарного и либерально-демократического режимов. Сущность и оценка политических режимов в СССР и Российской Федерации на современном этапе. Политические режимы зарубежных стран.
Лабораторный практикум
В рамках дисциплины «Политология» лабораторный практикум не предусмотрен.
Примерная тематика курсовых проектов (работ)
По дисциплине «Политология» выполнение курсовой работы не предусмотрено.
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а) основная литература:
1. Мельник, В.А. Политология. Минск, ВШ. 2008г. – 427с.
2. Политология. Энциклопедический словарь / Под общ. ред. Ю. И. Аверьянова. М.: Знания, – 2006г. – 328с.
3. Политология: хрестоматия / Сост. проф. М.А. Василик. – М.: Гардарики, 2000г. – 843с.
б) дополнительная литература:
1. Крыштановская, О.В. Форматы российской власти. //Полис. – 2010 г.-№1.-С. 27-35.
2. Поцелуев, С.П. Власть как диалог или диалог без власти. //Полис.- 2010г.-№1.-С. 70-81.
3. Яковлев, А.Ю. Этнополитические конфликты и терроризм в Индии// Социально-гуманитарные знания. - 2009 г. - №3. - С. 334-340.
4. Кардамонов, О.А. Ислам и современность – некоторые подходы // Социально-гуманитарные знания. - 2009 г. - №2. - С. 115-126.
5. Худяков, С.И. Новая роль культуры в трансформирующемся обществе // Социально-гуманитарные знания. – 2009 г. - №2. - С. 58-67.
6. Морозова, З.С. Социальная адаптация как общественное явление и социальная категория. // Социально-гуманитарные знания. – 2009 г. - №1. - С. 362-368.
7. Кара-Мурза, С.Г. Научное знание и здравый смысл // Социально-гуманитарные знания. – 2009 г. - №2. - С. 45-57.
8. Романова, С.А. Социальная диагностика как технология изучения преступности несовершеннолетних // Социально-гуманитарные знания. – 2009 г. - №1. - С. 357-361.
9. Тарасов, Е.Г. Государство в политической социализации // Социально-гуманитарные знания. – 2009 г. - №3. - С. 303-309.
10. Дробот, Г.А. Системный подход к анализу мировой политики // Социально-гуманитарные знания. – 2009 г. - №1. - С. 78-94.
11. Исаев, Б.А. Понятие и типология политических режимов //Социально-гуманитарные знания – 2009 г. - №3. - С.88-98.
в) программное обеспечение:
Программное обеспечение общего назначения; Интернет, специальное программное обеспечение интерактивной (мультимедийной) доски; обучающие и обучающе-контролирующие (тестовые) компьютерные программы для закрепления и углубления знаний по дисциплине, мультимедийные презентации лекций по темам курса, СДО «Гиперметод». - http://hypermethod.spbame.ru/.
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
1. Портал Гуманитарное образование. – Режим доступа: http://www.humanities.edu.ru/db/sect/28/5.
2. Публичная Интернет-библиотека. - Режим доступа: http://www.public.ru
3. Российская Государственная библиотека РГБ. - Режим доступа: http://www.rsl.ru.
4. Российская Книжная Палата. - Режим доступа: http://www.bookchamber.ru/
5. Российское образование. Федеральный образовательный портал. – Режим доступа: http://www.edu.ru/.
6. Infolio – Университетская электронная библиотека. – Режим доступа: http://www.infoliolib.info/.
7. http://www.ecn.bris.ac.uk/het/index.htm
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины:
-классная доска;
-мультимедийный проектор;
- для проведения тестирования – компьютерный класс;
- микрофон;
- видеомагнитофон;
- видеофильмы и слайды по темам курса;
- компьютер;
- телевизор и DVD-проигрыватель.
Наименование ТСО | Требования | Количество |
Компьютеры | P4 3.00 Ghz/512mb/120gb/intel D945GCL | |
Веб-сервер системы hypermethod | кластер из двух серверов supermicro x5570 2.93GHz (2проц); 16Gb оперативной памяти; емкость ЖД~3Тб |
Требования к специализированному оборудованию
10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:
Изучение дисциплины «Политология» предполагает последовательное изучение теоретической части курса и выполнение практических заданий. Важно - научиться применять теоретические положения в практической деятельности, в процессе рассуждений, аргументированного доказательства правильности своей позиции, принятии решений. На решение этих задач и формирование необходимых компетенций у обучающихся нацелены различные виды учебной работы.
Основными организационными формами и образовательными технологиями изучения дисциплины являются: лекционные, семинарские занятия, самостоятельная работа обучающихся, текущий и промежуточный контроль. Промежуточная аттестация по дисциплине осуществляется в форме зачета.
Семинарские занятия предназначены для углубленного изучения дисциплины. На них преподаватель организует детальное рассмотрение отдельных положений учебной дисциплины и формирует умение и навыки их практического использования путем индивидуального выполнения конкретных заданий. Оценки, полученные студентами за отдельные семинарские занятия, учитываются при выставлении итоговой оценки по данной дисциплине.
Самостоятельная работаобучающихся является основным способом овладения учебным материалом в свободное от обязательных занятий время. Она включает подготовку к лекционным и другим аудиторным занятиям, выполнение индивидуальных заданий, самостоятельное изучение отдельных разделов дисциплины. Самостоятельно изученный материал выносится на итоговый контроль наряду с материалом, освоенным с помощью преподавателя.
Проверка результатов учебно-познавательной деятельности обучающихся обеспечивается в ходе текущего, промежуточного и итогового контроля.
Текущий контроль осуществляется во время проведения семинарских занятий. Он помогает дифференцировать студентов на успевающих и неуспевающих, мотивирует обучение. Текущий контроль может быть организован с помощью устного опроса, контрольных заданий.
Тестирование– форма промежуточного контроля. Цель – быстро и относительно объективно оценить текущий уровень знаний по дисциплине в целом и (или) по её конкретным разделам (темам).
Зачет является видом промежуточной аттестации обучающихся и проводится с целью выявления соответствия уровня теоретических знаний, практических умений и навыков обучающихся по дисциплине требованиям Государственного образовательного стандарта по специальности, рабочей учебной программы дисциплины.
10.1 Особенности и порядок изучения дисциплины
Программа курса «Политология» построена на проблемно-тематическом принципе обучения. Такой подход позволяет дать комплексное представление о различных экономических учениях, закономерностях и процессах их развития.
Программа курса построена в соответствии с ФГОСВПО, таким образом, чтобы освещать не все, а только ключевые проблемы учебной дисциплины. Выделение разделов представляется неоправданным самим объемом учебного времени. Поэтому учебный материал курса структурирован по темам, отражающим базисные категории, понятия и принципы теории управления, экономической теории, истории экономических учений.
Необходимо учитывать, что дисциплина базируется на знаниях, уже полученных в результате изучения студентами истории, экономической теории истории экономики, история политических учений. Дисциплина изучается на 1-ом курсе в течение одного модуля. Общая трудоемкость учебной дисциплины «Политология» распределена в соответствии с этапами и формами её изучения и в целом составляет 2 зачетные единицы(76 часа).
Преподавание дисциплины предусматривает следующие формы организации учебного процесса: лекции, семинары, самостоятельную работу студента, консультации.
Образовательные технологии
В процессе изучения дисциплины комплексно используются традиционные и инновационные технологии, активные и интерактивные формы занятий: лекции-визуализации, лекции с элементами проблемного изложения, коллоквиумы, семинары, проблемные семинары, тестовые задания, форумы, консультации, самостоятельная работа с элементами научно-исследовательской и творческой деятельности; мультимедиа и компьютерные технологии.
При прохождении курса используется проблемный и интерактивный подходы, технические и электронные средства обучения. Инновационный характер обучения - в органичном сочетании лучшего опыта традиционной методики и современной интерактивной модели обучения.
Применяются следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный (ОИ), репродуктивный (Р), проблемного изложения (ПБ) и эвристический (Э).
Матрица разнообразия методов и форм обучения
Форма / Метод | ОИ | Р | ПБ | Э |
Лекция | + | + | + | |
Лекция с элементами проблемного изложения | + | + | ||
Лекция-визуализация | + | + | + | + |
Проблемный семинар | + | + | ||
Семинар | + | + | ||
Коллоквиум | + | + | ||
Самостоятельная работа | + | + | + | |
Тестирование | + | + | ||
Консультация | + | + |
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ
АЛТАЙСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ
ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра теории и истории государства и права
Утверждаю:
Директор Алтайского института экономики
Н.А. Невинская
«__»_______2013