Место и роль государства в политической системе общества

Государство и политическая система взаимосвязаны. Прежде всего, термин «политика» ведет происхождение от слова «полис», которым древние греки обозначали свои города-государства.

Государство не является единственной организацией политической системы общества (последняя включает также политические партии, политическое сознание, политические отношения и т.д.). Однако государство представляет собой центральное звено политической системы, является носителем политической власти. Роль государства в политической системе состоит в следующем.

1. Государство представляет общество в целом, государство от имени общества принимает властные решения, общеобязательные для исполнения. Государство, по сути дела, выступает средством политической интеграции общества на определенной территории, политической организацией гражданского общества.

2. Государство устанавливает нормы, регулирующие деятельность субъектов политической системы. В правовых нормах, установленных государством, закрепляются политические принципы и процедуры, например, принцип народного суверенитета или принцип политического плюрализма, избирательные процедуры и т.п. Государство устанавливает «правила игры» в политической жизни, определяет правовые рамки деятельности субъектов политической деятельности.

3. Если политические партии и другие институты политической системы представляют интересы определенных социальных групп, то государство должно быть организацией, представляющей интересы всего населения.

4. Государство призвано смягчать либо разрешать противоречия различных социальных групп, вводить их возможную борьбу в цивилизованные рамки.

5. Государство может выступать как орудие различных политических группировок.

6. Одним из важных факторов, повлиявших на возникновение государства, явилось классовое расслоение. Марксисты считали государство орудием в руках экономически господствующего класса.

7. Государство играет роль надклассового арбитра. Как форма политического общежития государство по территории совпадает с политической системой общества.

8. При возникновении чрезвычайных ситуаций государство выступает как политическая организация, которая должна их разрешить.

9. Государство, будучи оснащено специальным аппаратом принуждения и так называемыми «материальными придатками»в виде различных принудительных учреждений, является важнейшим средством осуществления политической власти.

10. Только государство в политической системе обладает суверенитетом, который, помимо прочего, выражается в прерогативе, т. е. возможности отмены и признания ничтожным любого проявления другой общественной власти.

11. Государственная власть всегда есть власть политическая, ноне любая политическая власть выступает как государственная. Для того чтобы стать государственной, политическая власть должна выразиться в системе специальных государственных органов.

12. Государство, несмотря на его важную роль в политической системе, нельзя рассматривать как чисто политический институт, так как в его деятельности имеется множество неполитических аспектов, например, экономических.

Типология государств

Множество мнений ученых относительно типологии государств можно свести к двум основным подходам: формационному и цивилизационному.

Формационный подход был разработан классиками марксизма и господствовал в советской юридической науке. Данный подход исходит из идеи о том, что все государства в своем развитии проходят одни и те же стадии и в конечном счете их ожидает единое будущее — безгосударственное коммунистическое самоуправление. Основным критерием типологии государств является экономический — определенная общественно-экономическая формация. В рамках данной формации выделяются производительные силы и производственные отношения. Развитие производительных сил приводит к тому, что они приходят в противоречие с отставшими производственными отношениями. В результате смены исторического типа государства, которая нередко осуществляется в ходе революции, насильственным путем, данное противоречие преодолевается.

Сторонники формационного подхода выделили 4 исторических типа государства: рабовладельческое, феодальное, буржуазное и социалистическое. На раннем этапе своего творчества классики марксизма также выделяли так называемое государство азиатского способа производства, но впоследствии от данной классификации отказались. Кроме того, согласно формационному подходу, в истории человечества существуют два без государственных состояния общества — первобытнообщинный строй и коммунистическое самоуправление.

Достоинством формационного подхода является то, что экономика действительно существенно влияет на тип государства, на структуру государственного аппарата, на функции государства. В то же время на тип государства оказывают влияние и другие факторы — культура, быт народа, религия и т.д. Кроме того, формационный подход критикуется за игнорирование особенностей исторического развития азиатских государств.

Цивилизационный подход исходит из идей полицентризма и асинхронности в развитии человечества. Различные народы развиваются по своим собственным законам и проходят различные стадии развития. Критериями выделения типов (цивилизаций) являются культурный, религиозный и бытовой.

Из отечественных представителей цивилизационного подхода следует выделить Н.Я.Данилевского и Л. Гумилева. Так, Данилевский разделял народы на культурно-исторические типы, каждый из которых обладает специфичностью, уникальностью. Культурно-исторический тип существует лишь в течение определенного времени, его можно уничтожить, но нельзя дополнить чуждыми для него элементами. Гумилев развил учение о суперэтносе, т. е. группе народов, сходных по своим культурно-бытовым характеристикам.

Развитие суперэтноса Гумилев объяснял с помощью теории пассионарности разработанной академиком Вернадским, согласно которой люди обладают определенной биопсихической энергией, которая обычно находится в состоянии равновесия. Суперэтнос продолжает развитие, если в обществе преобладают пассионарии, т. е. люди с избытком подобной энергии.

Из зарубежных теорий типологии государств, которые можно отнести к цивилизационному подходу, наибольшую известность получили концепции А. Тойнби, О. Шпенглера, а также теория стадий экономического роста У. Ростоу и концепция постиндустриального общества Д. Белла.

Недостатком цивилизационного подхода к типологии государств считается игнорирование экономического фактора в развитии государственности. Кроме того, типология сторонников цивилизационного подхода — это скорее типология не государства, а общества, его культуры, традиций и т.п.

В литературе имелись и другие классификации государств. Так, Ж. Боден делил государства на северные, средние и южные. Критерием такого деления являлся народный характер, степень физического и интеллектуального развития. В современной литературе распространена классификация государств на тоталитарные, авторитарные, либеральные и демократические, хотя такое деление относится скорее к характеристике не типа государства, а типа политического режима.


Наши рекомендации