Источники (формы) права. Понятие и виды.
П а р ф ё н о в:
Комаров рассматривает источник права в следующих смыслах:
- в материальном смысле слова – это материальные условия жизни общества, определяющие государственную власть;
- в формально-юридическом смысле – совокупность способов возведения в закон воли политических сил, стоящих у власти
- как источник познания – дошедшие до настоящего времени различные исторические документы, религиозные воззрения.
Матузов, Малько различают источники права:
- материальные (система объективных потребностей общественного развития)
- идеальные (общественные потребности должны быть осознаны законодателем в соответствии с уровнем его правосознания. На его позицию могут оказать влияние особенности международной и внутриполитической обстановки, все эти факторы в совокупности составляют источник права в идеальном смысле).
- юридические
Понятие «форма права» и «источник права» тесно взаимосвязаны, но не совпадают (Матузов, Малько). Форма права показывает, как содержание права организовано и выражено вовне, источник права показывает истоки формирования права, систему факторов, предопределяющих его содержание и формы выражения.
Три основных понятия источников права (Парфенов):
1. это то, откуда возникает право (обычай; судебное решение; правосознание; объективная реальность: экономические, политические, духовные источники права; в том числе воля народа, государства, отдельных индивидов);
2. процесс государственной деятельности по созданию норм права;
3. (в юридическом смысле) способ выражения, оформления, закрепления норм права, то, где содержатся нормы права, откуда юристы черпают знания о позитивных нормах права.
Далее речь будет идти о форме права в юридическом смысле.
Форма права в идеале характеризуется рядом особенностей:
- она должна нормативно закреплять волю граждан
- обусловливаться существующим социально-экономическим базисом
- обеспечивать политическую власть, служить интересам народа
- утверждать приоритетное значение законов как наиболее демократической формы выражения интересов.
Выделяют следующие источники права:
1. Нормативно-правовой акт(НПА), который рассматривается как документ, изданный компетентным органом, и содержит норм права. Наиболее распространенный источник права. НПА устанавливает нормы права, вводящие их в действие, изменяющие или отменяющие правила общего характера. Отличие НПА от иных формально схожих (но не правовых) актов, содержащих типичные предписания, выраженные в документально-письменной форме:
- НПА исходят от государства, являются результатом правотворческой деятельности лишь компетентных государственных органов;
- основное содержание НПА составляют нормативные предписания, обладающие определенной юридической силой
- НПА имеют строго определенную документально-письменную форму, символы и реквизиты;
- НПА принимаются и осуществляются в установленном порядке;
- реализация НПА обеспечивается комплексом мер государственного воздействия.
Преимущества НПА перед другими источниками права:
- может быть издан оперативно
- определенным образом систематизированы
- позволяют точно фиксировать содержание правовых норм
- поддерживаются государством.
Виды: Законы; Указы; Постановления и т.д.
Закон – это нормативно-правовой акт, изданный высшим представительным органом власти (из чего высшая юридическая сила) в установленном законом порядке регулирует наиболее важные общественные отношения.
Классификация по юридической силе: Конституция; ФКЗ, принятый в порядке референдума; ФКЗ; ФЗ, законы субъектов РФ. Президент не может налагать вето на ФКЗ.
2. Правовой обычай – это санкционированное государством правило поведения, утвердившееся в обществе как простой обычай в результате длительной по времени повторяемости и ставшей традицией. Не каждый обычай становится правовым, а только тот, который отвечает интересам определенной группы людей, или всего общества в целом.
3. Судебный, административный прецедент– это судебное решение по конкретному делу, которое приобретает статус обязательных правил для разрешения аналогичных дел для всех судов. Как источник права юридический прецедент получил наиболее широкое распространение в системе общего права Англии, США, Канады, Австралии, где он имеет силу законодательного акта. В прецеденте не обязательно все предшествующее решение, а лишь суть правовой позиции суда, вынесшего первоначальное решение или приговор. Степень обязательности прецедента зависит от положения в судебной системе как суда, разрешающего конкретную жизненную ситуацию, так и суда, чье решение берется за образец по аналогичным делам. Чем выше суд, тем меньше он связан прецедентом.
Наша юридическая наука не признает наличие судебного прецедента. Однако Постановления пленума верховного суда (Высшего арбитражного суда) приняты исходя из рассмотрения конкретных дел – простое толкование права, но имеет явные признаки прецедента. Поэтому судебный прецедент имеет место и в системе источников российского права, но данный источник не получил своего широкого распространения в силу того, что российская система принадлежит к Романо-германской системе права. Следовательно, рецепция римского права, где норма единственный источник права.
По мнению Витрука постановления Конституционного суда являются источником права, так как он рассматривает дела о проверке конституционности нормативно-правового акта, решение о том, что норма не соответствует К. РФ – теряет юридическую силу.
4. Нормативный договор – источник права, действующий на территории РФ. Международные договоры, ратифицированные ГосДумой РФ. Действующая конституция провозглашает приоритет этих договоров над К. РФ, они имеют прямое действие, то есть не требуют дублирования в законах РФ (напр.: договоры между субъектами РФ). Договоры нормативного характера: трудовые соглашения работодателем и профсоюзами, коллективные договоры.
Лазарев под нормативным договором понимает добровольное соглашение двух и более сторон, порождающее, изменяющее или отменяющее права и обязанности, выраженные в правовых нормах.
Субъекты договора – государство и другие юридические лица, обладающие нормотворческими полномочиями на делегированной или компетенционной основе.
Нормативные договоры получают широкое распространение в конституционном, трудовом, гражданском, международном и других отраслях права. Они бывают: внутригосударственные; международные; учредительные; обычные; типовые; текущие.
Свойства договора с нормативным содержанием:
1. содержит норму общего характера;
2. добровольность заключения;
3. общность интереса;
4. равенство сторон;
5. согласие участников по всем существенным аспектам договора;
6. эквивалентность как правило возмездность;
7. взаимная ответственность сторон за невыполнение или ненадлежащее исполнение принятых обязательств
8. правовое обеспечение.
5. Научные доктрины.Для российской правовой системы такой источник неприемлем и не востребован.
6. Лазарев выделяет также такой источник права, как общие принципы права, широко используемые в международном праве и процессуальных отраслях права внутри государства.
Закон: понятие и виды.
Закон – это нормативно-правовой акт, «принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны»
Закон – это обязательное для исполнения правило, которое общество устанавливает для своих членов. Закон, как основной источник права большинства современных государств, отличается характерными только ему признаками:
1) законы принимаются только высшими представительными органами государства или самим народом в результате референдума
2) законы принимаются по основным вопросам общественной жизни
3) принятие законов обусловлено особым законодательным порядком, который не свойственен принятию других нормативных актов
4) законы не подлежат отмене другими государственными органами, кроме как парламентом, принявшим этот закон
5) законы составляют основу всей правовой системы государства
6) законы обладают высшей юридической силой по отношению к другим нормативным актам.
Как источник права, законы отличаются по своей юридической силе. Законы бывают конституционные и обыкновенные.
Конституция, как основной закон государства, является основным источником права и обладает высшей юридической силой по отношению ко всем другим законам и нормативным актам. Конституционные законы, следующие после конституции по своей юридической силе, определяют основные начала государственной и общественной жизни. На основе конституции и конституционных законов строится всё остальное законодательство государства. В процессе реализации норм права в повседневной жизни важно установить пределы действия нормативно-правовых актов, так как всякий нормативный акт издаётся для того, чтобы в определённый промежуток времени на конкретной территории регулировать отношения определённого круга лиц.
П а р ф ё н о в:
Нормативно-правовой акт – это официальный письменный документ, принятый компетентным органом в определенном процессуальном порядке, который содержит нормы права (правила поведения общего характера, рассчитанные на многократное применение, обеспеченные мерами гос. воздействия). Виды: закон; подзаконный акт.
Закон – это НПА изданный в особом процессуальном порядке высшим представительным органом или непосредственно народом, обладающий высшей юр. силой, занимающий ведущее место в системе н.п.а. и источников права, регулирующий наиболее важные общественные отношения.
Закон – (Парфенов) это нормативно-правовой акт изданный высшим представительным органом власти (обладающий высшей юридической силой) в установленном законом порядке регулирует наиболее важные общественные отношения.
Закон – (Кулапов В.Л.) принятый в особом порядке акт законодательного органа, обладающий высшей юр. силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.
Закон – (Пучков О.А.) обладающий высшей юр. силой н.п.а., принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
Закон – (Лазарев В.В.) принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой НПА, выражающий государственную волю по ключевым вопросам регулирования общественной и государственной жизниэ
Подзаконный акт – (Лазарев В.В.) одна из разновидностей правовых актов, издаваемых в соответствии с законом, на основе закона, во исполнение его, для конкретизации законодательных предписаний
Признаки закона:
- НПА (юридический документ, содержащий нормы права)
- результат правотворческой деятельности высшего представительного органа власти или всего народа
- регулирует наиболее значимые, типичные, устойчивые общественные отношения
- обладает высшей юридической силой
- ведущее место в системе НПА, фундаментальный (основополагающий) юридический документ.
Ведущее место обусловлено:
• принимается только законодательными органами государственной власти или непосредственно народом (референдум)
• высшая юридическая сила.
- все остальные правовые акты должны исходить из закона и им не противоречить
- не нуждаются в утверждении другими органами
- их никто не вправе отменить, кроме органа, их издавшего.
• регулирует основополагающие отношения
• особый процессуальный порядок принятия
Классификация законов:
по юридической силе – КРФ; ФКЗ; ФЗ; тд.
по субъектам законотворчества – прин. на референдуме; принятые законодательным органом.
по сфере действия – федеральные; субъектов федерации; органов местного самоуправления.
по отраслевой принадлежности – конституционного права; уголовного права; тд.
по кругу субъектов права – граждане; иностранные граждане; лица без гражданства.
по значимости в системе зак-ва – конституционные; текущие (Обычные, органические – кодифицированные, Чрезвычайные – действуют во время ч/с).