Уровень демократии в России
Ниже приведены значения индексов демократии в России по различным методикам, а также значение индекса для идеальной демократии согласно методике.
Значения индексов демократии в России | |||
Методика | Год | Идеальная демократия | Россия |
Freedom House | 5,5[33] | ||
Индекс демократии журнала «The Economist» | 3,92[34]</ref> | ||
Polity IV | 4[35] | ||
CNTS Data Archive | 8[36] |
12 Термин «государство» обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории.
В современной науке государство в узком смысле понимается как организация, система учреждений, обладающие верховной властью на определенной территории.
Признаки государства:
1. единая организация политической власти, которая распространяется на все население (граждан, иностранцев, ЛБГ) в пределах территории страны, ее государственных границ;
2. обладает суверенитетом, полнотой и самостоятельностью законодательной, исполнительной и судебной власти на своей территории, верховенством по отношению к другим властям внутри страны и независимостью от любой иностранной валюты;
3. располагает специальным аппаратом власти, управления и принуждения;
4. организует и осуществляет власть на правовых основах.
ГОСУДАРСВТО – это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть а все население в пределах территории страны, издает юридически обязательные веления, имеет специальный аппарат управления и принуждения, обладает суверенитетом.
Функции государства:
- это главные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государства в обществе.
По сферам распространения:
1. внутренние, которые осуществляются внутри страны и связаны с реализацией политической власти;
2. внешние, которые связаны с отношениями данного государства с другими странами.
Внутренние функции:
- экономическая – формирование госбюджета и контроль за его расходованием; определение общих программ экономического развития страны и т.п.;
- социальная – оказание социальной помощи нуждающимся в ней членам общества, выделение необходимых средств на здравоохранение, просвещение, отдых, связь и т.д.;
- финансового контроля – выявление и учет доходов производителей, часть которых направляется в госбюджет для удовлетворения социальных и общегос. нужд;
- охраны правопорядка – обеспечение точного и полного осуществления законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений;
- экологическая – система государственных мероприятий, направленных на сохранение, восстановление и улучшение природных условий жизни человека.
Основные внешние функции государства:
- экономическое, политическое, научно-техническое, экологическое, военное и культурное содружество с другими государства;
- оборона страны от внешней агрессии, охрана государственных границ.
13 3.2.5. Республиканская форма правления
Форма правления - категория, выражающая способ организации верховной государственной власти, порядок образования и срок полномочий ее органов, их взаимодействия между собой и населением, степень участия населения в их формировании.
Различают две основные формы правления - монархию и республику. Монархия - такая форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства (монарху) и передается по наследству, при этом монарх не несет ответственности перед населением. В республике верховную государственную власть осуществляют выборные органы, избираемые на определенный (ограниченный) срок и несущие ответственность перед народом (избирателями).
Существуют две основные формы республики: президентская и парламентарная, а также их смешанные формы. Президентская республика характеризуется следующими основными чертами:
1) президент избирается всем народом на прямых выборах, независимо от парламента;
2) президент по своему усмотрению назначает и отправляет в отставку министров, для этого не требуется согласия парламента;
3) президент юридически и фактически руководит правительством (даже при наличии номинальной должности премьер-министра);
4) правительство не несет ответственности перед парламентом, парламент не может выразить правительству вотум недоверия.
Основные характеристики парламентарной республики:
1) Президент, как правило, избирается не народом, а парламентом (непрямые выборы);
2) Правительство формально формируется президентом, но из представителей победившей на парламентских выборах партии (блока партий) либо из лиц, пользующихся доверием парламентского большинства;
3) для начала своей работы правительство получает от парламента вотум доверия;
4) Правительство несет ответственность только перед парламентом, парламент может выразить правительству вотум недоверия, после чего правительство обязано уйти в отставку.
Полупрезидентская республика:
1) Президент назначает и увольняет министров, часть из которых подчиняются непосредственно президенту;
2) Президент издает указы по широкому кругу вопросов, а также обладает правом вето в отношении принятых парламентом законов;
3) главой правительства является премьер-министр;
4) ответственность правительства перед парламентом, парламент может вынести правительству вотум недоверия, но процедура его принятия усложнена по сравнению с парламентарной республикой;
5) при выражении вотума недоверия правительству президент может отправить его в отставку или распустить парламент.
Российская Федерация существует в форме полупрезидентской республики, что выражается в нескольких признаках:
1) верховную государственную власть в России осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации и суды Российской Федерации (ст. 11 Конституции РФ);
2) выборность высших органов государственной власти. Президент РФ и Государственная Дума избираются населением Российской Федерации. Невозможность какого-либо наследственного или иного недемократического порядка получения полномочий высших государственных органов. Кроме того, Конституция РФ устанавливает, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд (ст. 81);
3) Правительство РФ возглавляет Премьер-министр, который назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы;
4) Правительство РФ ответственно перед Президентом РФ, а также перед Государственной Думой, которая может выразить ему вотум недоверия, который может не повлечь никаких юридических последствий при несогласии с ним Президента РФ. Для того, чтобы отправить Правительство РФ в отставку, вотум недоверия должен быть «двойным»: Государственная Дума должна в течение трех месяцев повторно выразить недоверие Правительству РФ. В этом случае перед Президентом РФ встает альтернатива: он может либо отправить в отставку Правительство РФ, либо распустить Государственную Думу.
.