Теория государства и права (экзамен, I курс, ТГУ)
Теория государства и права (экзамен, I курс, ТГУ)
Предмет изучения теории государства и права.
Любая наука представляет собой систему знаний о явлениях и процессах, которая характеризуется специфичным для нее объектом и предметом. Многообразие наук приводит к многообразию объектов и предметов человеческого познания.
Виды наук:
1) естественные(изучающие природу во всех ее формах и проявлениях);
2) технические(изучающие закономерности развития и функционирования техники);
3) гуманитарные(изучающие человеческое общество), которые делятся на отдельные отрасли человеческого познания.
Все они отличаются друг от друга спецификой предмета и метода их изучения.
Теория государства и права относится к гуманитарным наукам.
Особенности теории государства и права:
1) наличие общих специфических закономерностей,так как теория государства и права изучает государство и право в целом и исследует не всякие, а наиболее общие закономерности возникновения, существования, дальнейшего развития и функционирования государства и права как единых и целостных систем в явлениях общественной жизни;
2) разработка и изучениетаких основных вопросов юридических и общественных наук, как сущность, тип, форма, функции, структура и механизм действия государства и права, правовая система, развитие и соотношение современных государственных и правовых систем, основные проблемы в современном понимании государства и права, общая характеристика политико-правовых доктрин и др.;
3) выражение познаний закономерностей развития и функционирования государства и права в формулировании понятий(научных абстракций, отражающих систему взаимосвязанных признаков, которые позволяют отграничить явление от иных родственных явлений общественной жизни) и определений(кратких разъяснений сущности понятий путем перечисления их наиболее характерных свойств) государственно-правовых явлений, а также в выработке идей, выводов и научных рекомендаций, которые будут способствовать развитию государства и права;
4) исследование государственных и правовых явлений в органическом единстве и системном влиянии на другие явления и процессы;
5) отражениев предмете как состояния и структуры государства и права, так и их динамики, т.е. функционирования и совершенствования. С учетом вышеперечисленных особенностей
можно сказать, что предмет ТГП– это государственные и правовые явления по поводу:
1) возникновения, развития и функционирования государства и права;
2) развития правосознания и правовой культуры;
3) соблюдения принципов демократии, законности и правопорядка;
4) использования, применения, соблюдения и исполнения норм права, а также основных государственно-правовых понятий, общих для всех юридических наук в целом.
Понятие государства.
Государство– политико-правовая организация общества, обеспечивающая его единство и территориальную целостность, обладающая суверенитетом, осуществляющая власть, управление и регулирование в обществе.
Основные признаки государства, отличающие его от других видов социальной власти.
1. Наличие особой публичной власти, т.е. органов, издающих от имени государства законы и нормативно-правовые акты, обладающих особым аппаратом управления и государственного принуждения.
2. Разделение населения по территориальному принципу, т.е. наличие четко определенных внешних границ и внутреннего территориального разделения населения, при защите его интересов, независимо от принадлежности к какому-либо роду, племени, религии или классу.
3. Взимание налогов с физических и юридических лиц для содержания публичной власти.
4. Государственный суверенитет, т.е. верховенство государственной власти внутри страны, а также независимость во внешнеполитической среде.
5. Правотворческая деятельность органов государства, т.е. издание нормативно-правовых актов (законов, указов, постановлений, распоряжений и др.) обязательных для исполнения каждым членом общества.
Говоря о сущности государства и существующих в научной литературе подходов в её понимании, следует отметить, что государство может рассматриваться как «объединение людей, подчиненных праву, интересы которых выражают властные органы», либо как «система институтов публичной власти, аппарат управления, обособленный от общества и выражающий его интересы или интересы каких-либо групп.
Таким образом, в зависимости от различных научных пониманий (подходов) в сущности государства можно выделить два подхода:
1. способность выражать общезначимые интересы большинства (общесоциальная сущность);
2. способность представлять интересы экономически господствующего класса, или отдельных социальных групп (классовая сущность).
Кроме того, говоря о сущности государства, следует отметить, что её внутреннее содержание также составляют перечисленные признаки, которые отличают государство от негосударственных институтов и общественных организаций.
О правотворческой деятельности:
Родовой строй не только не знал, что такое право и обязанность в юридическом смысле слова, но и вообще самого деления на права и обязанности. На известной весьма ранней ступени общественного развития возникла потребность охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена и позаботиться о том, чтобы отдельный человек подчинялся общим основным требованиям общественной жизни. Эти правила, вначале выражавшиеся в обычае, постепенно превращались в закон. Правовые обычаи и законы постепенно складывались в систему права. Соблюдение норм права обеспечивается при необходимости государственным принуждением. Право стремилось утвердить в жизни:
- справедливость (охватывающую истину и правду; не случайно поэтому многие памятники права так и назывались - «правды»);
- мудрость (и видимо, оправданно то, что многие служители права, правосудия зачастую слыли мудрецами);
- реализм и жизненность (и потому юридическое регулирование проникает во все сложности жизни, касается деталей и подробностей человеческих отношений, стремится учесть всевозможные жизненные интересы).
Общественные движения
Общественное движение– состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения. (Ст. 9)
Общественно-политические движения– это объединения и ассоциации, не входящие в государственные и партийные структуры, соединяющие солидарную политическую активность граждан, направленную на достижение какой-либо значительной политической цели. Как правило, политические движения придерживаются какой-либо одной концепции и добиваются решения узкой политической задачи. Достигнув ее, движения прекращают свое существование, трансформируются или исчезают.
Отличия общественных движений от политических партий:
- общественные движения в отличие от политических партий не придерживаются определенной идейно-политической ориентации; в каждом из них могут участвовать люди с самыми разными интересами.
- непостоянство участников, добровольность участия на основе солидарности
- общественные движения, как правило, добиваются решения лишь одной, масштабной социально-политической проблемы, имеют перед собой одну цель, а не их комплекс, как партия.
- движения чаще всего стремятся воздействовать на власть, но сами, как правило, не добиваются власти (речь идет о неполитических общественных движениях)
- все общественные движения имеют ядро - инициативные группы, различные советы, но при этом они отличаются от политических партий отсутствием формальной иерархии, систематической дисциплины. Движения развиваются на основе солидарности и самостоятельности их добровольных участников, имеющих общие цели. Отступление от солидарности ведет к распаду движений, а усиление иерархии, организованности и дисциплины - к трансформации их в политические партии.
- отсутствие единой программы (устава)
- лидер политической партии обладает властью внутри партии, которая может сочетаться с его авторитетом; руководитель же общественного движения властью не обладает, его лидерство базируется на авторитете.
Общественные организации
Общественная организация –относительно автономная группа людей, ориентированная на достижение некоторой заранее фиксированной цели, реализация которой требует совместных и координированных действий на основе определенных процедур и правил.
Общественная организация– основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. (Ст. 8 ФЗ «Об общественных объединениях»)
В соответствии с ФЗ – единственное общественное объединение (кроме политических партий), имеющее членство.
В отличие от общественных движений общественные организации имеют профессиональный аппарат и четкую организационную структуру, в организационном плане сближающую их с политическими партиями. (Среди общественных организаций видное место, и прежде всего по массовости, занимают профсоюзы).
Функции общественных организаций и движений:
- политическая социализация и мобилизация (ориентация индивида на конкретные политические роли);
- агрегация (аккумуляция) и артикуляция политических интересов; - социальная интеграция (включение граждан в политическую систему через сотрудничество или конфликт);
- представительство социальных интересов и связь между другими политическими институтами и общественностью;
- создание дополнительных каналов политического участия, компенсирующих недостаток таковых на формально-институциональном уровне;
- моделирование новых политических структур, поиск и испытание новых нетрадиционных форм социальных связей.
Основные формы воздействия общественных объединений на гос. органы:
- участие в выборах
- представление и защита законных интересов своих членов в гос. органах
Монархия и её виды.
Монархия – греческие корни от: МОНО – одни АРХИС – власть. Можно сказать, что монархия это такая форма правленая при которой вся полнота верховной государственной власти формально или фактически сосредоточена в руках одного лица Монарха, который осуществляет эту власть как правило на основании принципов наследуемости и несменяемости.
Во главе государства стоит единоличный правитель, как правило он пользуется определённым титулом (царь, шах, король, император и т.д.), как правило монарх получает власть по наследству. Также, как правило, монарх осуществляет власть в течение неограниченного времени. Но есть исключения.
Для монархии характерен сакральный (божественный) характер государственной власти. Также для монархической формы правления характерен такой признака, как принцип неответсвенности монарха – значит, что монарх как глава государства за свою деятельность ни перед кем не несет ответственности, ни политической ни юридической.
Виды монархии:
В зависимости от характера и полномочий можно разделить на две группы:
1. Абсолютные монархи
2. Ограниченные монархи.
Абсолютная монархия – это такая монархия, при которой вся полнота верховной гос власти и формально и фактически сосредоточена в руках монарха, т.е. он единоличный полновластный правитель. У него в руках и верховная и законодательная власть и верховная исполнительная власть, а также он является высшей судебной инстанцией государства. В абсолютной монархии наиболее ярко проявляется принцип неответственности. Рассвет абсолютной монархии приходится на XVII-XVIII века. Если говорить о России то XVIII-XIX века. Если говорить о современном мире то абсолютная монархия в чистом виде не осталось. Хотя есть такие Монархические государство где правление приближено (Азия – Саудовская Аравия, Африка – Катар, Ватикан).
Ограниченная монархия – такая форма правления при которой власть монарха формально или фактически ограничивается деятельностью представительных органов или действием конст. актов.
Можно выделять сословно-представительные монархии и Конституционные монархии.
Сословно-представительная – при которой власть монарха формально ограничивается деятельностью сословно-представительного органа, который формируется либо из представительства привилегированных сословий, либо из представителей всех свободных сословий. Деятельность такого органа носит законно совещательный характер, т.е. этот орган разрабатывает законы, а принимает законы монарх, так же в прерогативе монарха входит вопрос о созыве такого органа и его роспуске. Относиться к периоду создания централизованного государства. Пример: Англия – парламент. Россия – земский собор, Скандинавские страны – Рейхстаги.
Конституционная монархия – такая форма правления, при которой власть монарха формально или фактически ограничивается действием конституционных актов. Здесь две разновидности:
1. Дуалистическая монархия.
2. Парламентарная монархия.
Дуалистическая монархия – от ДУО – два. Монархия двойственная. Такая форма правления при которой власть монарха формально ограничивается действием конституционных актов. Здесь выборный орган Парламент. Исполнительная власть принадлежит правительству которая формируется монархом и оно подконтрольно монарху. При такой форме правления монарх обладает правом абсолютного вето в отношении законов принимаемых парламентом. Абсолютный характер означает, что если монарх отклонит закон – парламент не может еще раз предлагать этот закон. Еще монарху принадлежит право роспуска парламента по собственному усмотрению. Как самостоятельная форма правления дуалистической монархии идет от феодальной буржуазной формации. Здесь результат компромисса между феодалами (монарх) и буржуазией (парламент). Феодальная власть уже не достаточно сильна, чтобы удержать власть, а Буржуазная власть еще недостаточно сильна, чтобы взять власть. (Германская империя 1870-1918 гг., Австро-Венгрия в это же время, Россия – 1905-1917 гг.). В соврем мире Непал.
Наиболее распространенной форме монархии правления в современном мире является парламентская монархия. Парламентарная монархия – здесь власть монарха и формально и фактически ограничивается действием конституционных актов и деятельностью формируемого на основе этих актов выборного представительного органа – парламента. При такой форме правления законодательная власть сосредоточена в руках парламента, а исполнительная власть находиться в руках правительства. Причем нужно отметить, что правительство хотя и формируется монархом, но по поручению парламента. При этом монарх связан волей партийного большинства парламента. Монарх при такой форме правления – будучи главой государства осуществляет в основном межпредставительские функции. При такой форме правления действует принцип контрасигнатуры.
Контрасигнатура – акты которые издает монарх вступают в действие, только после того, как они будут скреплены подписью главы правительства или подписью соответствующего министра, т.е. того министра в сфере действия которого этот акт издается. При такой форме правления парламент контролирует не только политическую деятельность монарха, но и определённые вопросы его частной жизни. Это проявляется в том, что именно парламент утверждает бюджет двора монарха, а также в большинстве парламентарных монархий именно парламент дает согласие на брак монарха. В парламентарной монархии действует принцип – «Монарх царствует, но не правит», но согласно конституции монарх может обладать достаточно значительными полномочиями, вплоть до права вето или как в Швеции до права роспуска парламента, но дело в том, что такими полномочиями в силу многих конституционных оговорок монарх воспользоваться не может. Такие полномочия называются «спящими». Пример. Великобритания, Швеция, Бельгия, Япония, Голландия и т.д.
Есть монархии, которые не вписываются в классическую схему и они называются нетипичными монархиями. К числу их относят: Выборные монархии; Коллегиальные монархии; Патриархальные монархии.
Выборные монархии – при которой монарх власть получает не по наследству, а избирается (Малайзия – здесь Султан Малайзии избирается султанами из их числа).
Коллегиальные монархии – Объединенные Арабские Эмираты – Верховным органом государственной власти является совет Эмиров, и этот совет выступает в качестве коллективного главы государства. Для организации работы этого совета эмиров избирается верховный эмир и избирается он на определённый срок.
Патриархальная монархия – Свазиленд. Здесь уровень социального развития у государства Свазиленд недалеко ушел от первобытно-общинного строя и поэтому главой здесь становиться вождь.
Республика и её виды.
Термин Республика имеет латинские корны: РЕС – дела, ПУБЛИКА – общие.
Республика – дело общее дело народа – ЦИЦЕРОН.
Республика – такая форма правления, при которой органы верховной государственной власти формируются на основе принципов выборности, срочности, и сменяемости. Такие органы избираются населением, избираются они на определенный срок, по истечению срока происходят новые выборы и смена состава.
В современном мире Республиканская форма правления является самой распространенной и 4/5 государств в мире – республики.
В зависимости от порядка формирования исполнительной власти и контроля за деятельностью этих органов Республики подразделяются:
1. Президентские.
2. Парламентарные.
3. Смешанные.
Президентская республика – здесь президент является одновременно и главой государства и главой исполнительной власти. Именно исполнительной власти, а не правительства. В классической президентской республики орган правительство отсутствует, функции правительства осуществляет администрация президента (США). Здесь народ выбирает и президента и парламент. Правительство формируется президентом независимо от партийного состава парламента. При такой форме правления в наиболее жесткой и последовательной форме реализуется принцип разделения властей, действует жесткая система противовесов. При этой форме правления президент обладает правом отлагательного вето в отношении законов принимаемых парламентом, но он не может распустить парламент, в тоже время парламент при такой форме правления, в соответствии с определённой жёсткой процедурой может отрешить президента от должности посредством осуществления процедуры импичмента.
Кроме США, Мексика, Аргентина, Бразилия, Венесуэла и др.
Парламентарная республика– такая республиканская форма правления при которой правительство формируется парламентом и в своей деятельности правительство подотчётно и подконтрольно парламенту. Здесь народ избирает только один орган государственной власти, а именно парламент. Пост президента может быть предусмотрен, а может быть и не предусмотрен конституцией. Если пост президента конституцией не предусмотрен, то функции главы государства будет осуществлять глава правительства. Если пост президента предусмотрен, но по правилу президент избирается не народом, а парламентом, либо специальной расширенной парламентской комиссией. Правительство при такой форме правления формируется президентом по поручению парламента и главой правительства будет лидер парламентского большинства.
При такой форме правления президент осуществляет в основном представительские полномочия. При такой форме правления у президента есть право роспуска нижней палаты парламента, либо парламента в целом, если парламент является однопалатным. Большинство государств с парламентарной формой правления находятся в Европе (Италия, ФРГ, Австрия).
П а р ф ё н о в:
Республика – форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями. Принцип разделения властей - принцип республиканский.
Юридические свойства республики:
1. ограничение власти главы государства, законодательных и исполнительных органов конкретным сроком
2. выборность главы государства и других верховных ОГВ
3. ответственность главы государства в случаях, определенных законом
4. коллегиальность правления, позволяющая обеспечивать их взаимное сдерживание от возможного произвола
5. президент представляет интересы государства в международных отношениях
6. обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов
7. преимущественная защита интересов граждан, взаимная ответственность личности и государства.
Истории известны различные республиканские формы: президентские и парламентские. Они различаются тем, какой из органов верховной власти – парламент или президент – формирует правительство и перед кем правительство несет ответственность.
В президентской республике (США, Сирия):
1) Правительство формируется Президентом и ответственно перед ним.
2) Президент – глава государства, глава Правительства, глава исполнительно-распорядительной власти, поэтому обычно здесь нет должности премьер-министра.
3) Президент не вмешивается в законодательную деятельность, не несет политической ответственности перед парламентом, не обладает правом законодательной инициативы, обладает правом отлагательного вето, которое можно преодолеть квалифицированным большинством (2/3 голосов).
4) Президент не имеет права распустить Парламент, законодательная власть контролируется непосредственно населением путем выборов.
5) Парламент не вправе отправить в отставку как правительство в целом, так и отдельных его членов.
6) Президент обладает широкими полномочиями: объявляет чрезвычайное положение, утверждает законы путем их подписания, председательствует на заседаниях правительства, назначает членов Верховного суда и др.
Парламентская республика(Италия, Германия, Индия):
1) Правительство формируется Парламентом из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые имеют большинство голосов в парламенте, оно ответственно перед Парламентом, не имеет строго проведенного принципа разделения властей между законодательной и исполнительной властью (например, министр может быть членом Парламента).
2) Президент избирается, как правило, высшей палатой представительного органа, а не народом, как в президентской республике, он является главой государства, но вся его деятельность сводиться к представлению государства на международном уровне, существенного влияния он не играет, так как ни одно его решение не может быть проведено в жизнь без согласия Премьер-министра, министра.
3) Главой исполнительной власти является Премьер-министр.
4) Правительство не может распустить парламент, а Парламент может распустить Правительство.
5) Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью, разработка и утверждение государственного бюджета, определение основных направлений развития страны, решение вопросов внешней политики.
Социалистическая республика (Комаров) – это особая форма правления, которая возникла в ряде стран в результате социалистической революции и, согласно марксистской теории, должна была стать подлинно демократической республикой. Особенности:
- соединение высших и местных органов власти в единую представительную систему;
- ведущее положение представительных органов, составляющих основу аппарата государственной власти;
- сочетание экономического, социально-политического и культурно-воспитательного руководства общественной жизнью;
- создание необходимых условий для обеспечения руководящей роли рабочего класса и его партии в общественной и государственной жизни;
- отрицание идеи разделения властей.
Три разновидности социалистической республиканской формы правления:
1. Парижская коммуна
2. Советская республика
3. Народно-демократическая республика.
Смешанная (полупрезидентская) республика (Россия):
1) Правительство формируется Президентом, но принимает участие Госдума при назначении Председателя Правительства (дают согласие на кандидатуру).
2) Президент является главой государства, но не является главой исполнительно-распорядительной власти (Председатель Правительства). Президент имеет право участвовать в заседаниях Правительства в качестве Председателя. Все силовые ведомства непосредственно подчинены Президенту (МВД, МИД). Фактически Президент является и главой исполнительно-распорядительной власти.
3) В президентской республике Парламент не обладает правом выразить недоверие Правительству, а в РФ - имеет такое право и это может привести к отставке Правительства (теоретически). Фактически - у нас сильная президентская республика.
4) Президент имеет право законодательной инициативы, он вмешивается в законодательный процесс, занимается законотворческой деятельностью - может регулировать те отношения, которые не урегулированы Парламентом. Иногда Парламент прямо делегирует свои полномочия Президенту.
Единое государство.
Признаки:
1. Субъекты федерации представляют собой территориальные единицы федерального государства, суверенитетом они не обладают и как следствие субъекты федерации не обладают правом на сецессию (односторонний выход из состава федерации).
2. Единое экономическое пространство, единое таможенное пространство, признается и гарантируется свободное передвижение товаров и т.д.
3. Наличие единой денежной системы – одна денежная единица на территории федерации.
4. Наличие единых вооруженных сил.
В зависимости от способа образования федерации подразделяются на национально- территориальные, административно-территориальные и смешанные.
Национально-территориальная федерация строится по национальному принципу (СССР, Чехословакия, Югославия, в современном мире Канада и Бельгия, некоторые авторы относят еще и Индию).
Административно-территориальные федерация строится по административному принципу – в основе могут быть географические, исторические и др. факторы (США).
Смешанной федерацией называют такую федерацию где и национальные субъекты и административно-территориальные субъекты (Россия).
В зависимости от порядка формирования федерации бывают конституционные, договорные и смешанные (т.е. конституционно-договорные).
Конституционные федерации – это федерации, построенные сверху, в основе лежит конституционный акт. Федерация возникает на основе принятия новой конституции или конституции существующей (ФРГ, РСФСР с конст 1918 г., Индия, Бельгия).
Договорная федерация построенная с низу – в основе создания договорной федерации лежит договор между ранее суверенными государствами (США, СССР).
Современная Россия – конституционно-договорная федерация. Основы конституционного строя закреплены в гл. 5 К. РФ, в тоже время наряду с Конституцией самостоятельное юридическое значение сохраняют федеративные договоры. Эти договоры были заключены в марте 1992 года и на основе этих договоров было составлено положение ст. 81, 82, 83, было заключено три таких договора.
Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государстве5нной власти РФ и органами суверенных республик.
О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами РФ и органами государственной власти краев областей и городов федерального значения.
О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и автономными округами.
В зависимости от правового положения субъектов федерации подразделяются на симметричные и асимметричные.
Симметричной называется такая федерация в которой субъекты обладают равным правовым статусом и являются равноправными во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Идеально симметричных федераций в мире существовать не может. Примером сим федерации в литературе называют США. Кроме штатов в США есть ещё федеральный округ Колумбия и есть ассоциированные государства. В принципе фактического равноправия тоже нет. Штаты выставляют на президентских выборах разное количество избирателей.
В ассиметричной федерации субъекты между собой не равноправные, они обладают разным статусом, пример ФРГ здесь есть формальная ассиметричность, потому что германские земли неравно представлены в Бундестаге, численность представителей в этой палате прямо-пропорционально населению.
Россия – по конституции симметричное по ст. 5, но по ч. 2 этой статьи Россия ассиметричное государство. По ст. 66 тоже получается ассиметричное. По ч.ч. 2 и 3 ст. 78 тоже ассиметричное.
Понятие органа государства.
Структуру государственного аппарата образуют государственные органы – создаваемые по воле государства обособленные функциональные институты (подразделения), наделенные определенным объемом властной компетенции и осуществляющие от имени государства правотворческую, управленческую, правоисполнительную и правоприменительную деятельность.
В качестве отличительных признаков государственных органов можно выделить следующие качественные характеристики:
1) публично-правовой характер. Государственные органы создаются волевым решением государства, действуют от имени всего государства и распространяют свои властные предписания на всех субъектов права, подпадающих под юрисдикцию государства (публичный характер). При этом порядок формирования и функционирования государственных органов определяется действующим законодательством (правовой характер);
2) нормативный порядок формирования и функционирования. Нормативному закреплению подлежит порядок формирования органа, объем его властной компетенции, место в системе иерархии государственных органов, порядок взаимодействия с другими государственными органами;
3) объективность. Само существование государственного органа не зависит от воли лиц, составляющих данный орган (отставка правительства означает смену его состава, а не ликвидацию государственного органа);
4) обладание специальными правомочиями. Государственные органы реализуют монополию государства на законотворчество, правосудие, применение государственного принуждения.
При помощи государственных органов осуществляется реализация функций государства в различных сферах. В связи с этим возможна следующая классификация государственных органов.
1. По способу образования. По этому критерию государственные органы делятся:
1) на выборные (представительные);
2) назначаемые (производные).
Формирование представительных органов осуществляется путем выборов, в которых принимают участие все граждане государства, обладающие активным (правом выбирать) избирательным правом. В России активным избирательным правом обладают все граждане, достигшие 18-летнего возраста. Выборы в представительные органы государственной власти проводятся на альтернативной основе (как минимум два кандидата на одну должность). Выборными (представительными) органами в России являются Государственная дума, Президент Российской Федерации, законодательные собрания субъектов федерации.
Назначаемые (производные) органы государства формируются в административном порядке (путем принятия волевого решения о создании органа и назначении на должность сотрудника). Назначаемым органом, например, является Правительство Российской Федерации. В ряде случаев назначение на должность предполагает процедуру одобрения выдвинутой в административном порядке кандидатуры представительным органом. В частности, представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру председателя Правительства должна одобрить Государственная дума; судья Конституционного Суда Российской Федерации считается назначенным, если получил при голосовании большинство от общего количества членов Совета Федерации.
Назначение предполагает, что на должность претендует единственный кандидат. Если его кандидатура не получает одобрения, то процедура либо повторяется с участием этого же кандидата, либо рассматривается другая кандидатура.
2. По времени действия. По этому критерию государственные органы делятся:
1) на постоянные (не ограниченные сроком действия);
2) временные (ограниченные сроком действия).
Постоянные государственные органы не ограничены в своих профессиональных функциях какими-либо сроками или обстоятельствами, действуют до ликвидации (реорганизации). Например, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, судебные органы.
Временные органы создаются для реализации конкретной функции и, после того как эта функция выполнена, прекращают свое существование. Например, Конституция РФ устанавливает, что в случае возникновения необходимости в разработке и принятии новой конституции создается специальный орган – Конституционное Собрание, которое полномочно решать вопрос о необходимости принятия новой конституции и в случае, если такое решение принято, разработать и принять конституцию. После этого оно прекращает свое существование.
3. По функциональному назначению. По этому критерию государственные органы делятся:
1) на законодательные;
2) исполнительные;
3) судебные;
4) нетипичные;
5) надзорно-контрольные и т.д.
Законодательные органы государственной власти осуществляют деятельность, которая связана с разработкой и принятием нормативных правовых актов – законов, обладающих высшей юридической силой по сравнению с другими правовыми регуляторами (нормативными актами подзаконного характера, нормативными договорами, обычаями). К законодательным органам в Российской Федерации относятся двухпалатное Федеральное Собрание России (в структуру которого входят Государственная дума и Совет Федерации), а также законодательные собрания субъектов Российской Федерации.
Исполнительные органы государственной власти осуществляют деятельность, направленную на претворение в жизнь положений и принципов, которые получили юридическое закрепление в действующем законодательстве (то есть на реализацию законов). К исполнительным органам государственной власти в Российской Федерации относятся федеральное правительство, федеральные министерства, государственные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственные органы исполнительной власти местного уровня.
Судебные органы государственной власти осуществляют правосудие по делам, которые связаны с разрешением спорных ситуаций, возникающих в процессе реализации правовых предписаний, а также определяют степень виновности лиц и устанавливают вид и объем наказания при совершении правонарушений.
Судебная власть существенно отличается от законодательной и исполнительной. Суд не создает общих правил поведения, как это делает па