Социальная защита молодого специалиста на предприятии
Понятие социальной защиты. Социальная защита населения - это система мер правового, социально-экономического и организационного характера, гарантируемая и реализуемая государством для обеспечения достойной жизни, то есть материальной обеспеченности на уровне стандартов современного развития общества и свободного развития человека.
Социальная защита как деятельность государства и общества по ограждению граждан от социальных опасностей и как деятельность, направленная на защиту отдельных категорий населения.
Основной путь осуществления социальной защиты – социальные гарантии– обязательства государства по отношению к тем или иным категориям населения. Действие гарантий строится на компенсации низкого социального статуса за счет увеличения правого статуса. Социальные гарантии строятся на оформлении определенных признаков, дающих право на привилегированное использование общественных ресурсов. Так, получение того или иного правого статуса (беженца, безработного, инвалида, ребенка-сироты) дает ряд дополнительных возможностей. В таком случае возникает специальный правой статус. Специальный правовой статус дает социальные гарантии со стороны государства в случае соответствия индивида определенным параметрам и прохождения процедур предусмотренным законом. Примером могут служить дополнительные гарантии детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Обеспечение гарантированных, минимально достаточных условий жизнеобеспечения и деятельностного существования человека как цель системы социальной защиты.
В отличие от социальной защиты категория социальная помощь предполагает деятельность, возникающую только в моменты непосредственной нуждаемости, физических или психологических страданий: медицинская помощь, юридическая помощь, психологическая помощь. Социальное обеспечение следует трактовать как социальную помощь, предполагающую непосредственную передачу клиентам социальных служб материального общественного ресурса в виде различного рода открытых и скрытых выплат.
Отрытыми выплатами являются: пенсия – ежемесячная государственная денежная выплата, которая предоставляется гражданам в целях компенсации им утраченного заработка (дохода), и пособие (по безработице; временной нетрудоспособности: при болезни, увечье, при уходе за больным членом семьи, карантине и в некоторых других случаях, по беременности и родам, многодетным и одиноким матерям, на детей в малообеспеченных семьях, на детей военнослужащих срочной службы и т.д.).
Скрытой разновидностью социального обеспечения являются льготы– предоставление тем или иным слабо защищенным категориям населения преимуществ в оплате тех или иных услуг, предоставляемых государством, муниципалитетом, их учреждениями или иными организациями, освобождение от выполнения обязанностей по обязательным платежам, взимаемым центральными и местными органами власти с физических и юридических лиц в бюджеты различного уровня.
Характеристика основных направлений социальной защиты в сфере труда (обеспечение прожиточного минимума, создание условий, позволяющих беспрепятственно зарабатывать себе средства для жизни, оказание материальной помощи, обеспечение благоприятных условий труда, защита их от негативных воздействий индустриального производства и др.
В полном своем проявлении социальная защита охватывает следующие направления:
• обеспечение членам общества прожиточного минимума и оказание материальной помощи тем, кому в силу объективных причин она необходима, защита от факторов, снижающих жизненный уровень;
• создание условий, позволяющих гражданам беспрепятственно зарабатывать себе средства для жизни любыми не противоречащими закону способами;
• создание условий, обеспечивающих удовлетворение определенного минимума (в объеме общественных возможностей и с учетом национально-исторической специфики) потребностей граждан в образовании, медицинской помощи и т.д.;
• обеспечение благоприятных условий труда для наемных работников, защита их от негативных воздействий индустриального производства;
• обеспечение экологической безопасности членов общества;
• защита граждан от преступных посягательств;
• защита гражданских и политических прав и свобод, соответствующих принципам правового, демократического государства;
• создание условий, исключающих вооруженные социальные и межнациональные конфликты;
• защита от политического преследования и административного произвола;
• обеспечение свободы духовной жизни, защита от идеологического давления;
• создание благоприятного психологического климата в обществе в целом, в отдельных ячейках и структурных образованиях, защита от психологического прессинга;
• обеспечение максимально возможной стабильности общественной жизни.
Социальные институты социальной защиты работника (государство, профессиональные союзы, администрация предприятия, страховые компании, различные специализированные фонды, общественные организации и пр.)
Важнейшим и наиболее мощным социально-организационным институтом является государство, представляет собой сложную институциональную систему, т.е. состоит из различных институтов Важную роль в выполнении функций и социальной защиты играют такие институты, как страховые компании, различные специализированные фонды, благотворительные организации, а также общественные и политические организации, которые осуществляют социальную защиту социальных групп и слоев населения.
Институтами, призванными защищать работников наемного труда, есть профессиональные союзы
Тарифные соглашения, трудовые контракты, коллективные договора как инструменты социальной защиты работников.
Важным социально-нормативным институтом в системе социальной защиты работников стали в настоящее время тарифные соглашения, контракты, коллективные договора и т.д.
Социальные гарантии как обязательства государства по отношению к тем или иным категориям граждан. Основной путь осуществления социальной защиты – социальные гарантии– обязательства государства по отношению к тем или иным категориям населения. Действие гарантий строится на компенсации низкого социального статуса за счет увеличения правого статуса. Социальные гарантии строятся на оформлении определенных признаков, дающих право на привилегированное использование общественных ресурсов. Так, получение того или иного правого статуса (беженца, безработного, инвалида, ребенка-сироты) дает ряд дополнительных возможностей.
Основной путь осуществления социальной защиты – социальные гарантии– обязательства государства по отношению к тем или иным категориям населения. Действие гарантий строится на компенсации низкого социального статуса за счет увеличения правого статуса. Социальные гарантии строятся на оформлении определенных признаков, дающих право на привилегированное использование общественных ресурсов. Так, получение того или иного правого статуса (беженца, безработного, инвалида, ребенка-сироты) дает ряд дополнительных возможностей.
Государственные гарантии в реализации права на труд (свобода выбора занятий и работы; признание оплачиваемой занятости как основы образа жизни; содействие в подборе подходящей работы; бесплатное обучение безработных новым профессиям и т.д.)
Трудовые конфликты. Трудовая молодежь как субъект инициирования и разрешения трудовых конфликтов.
Трудовой конфликт—это противоречие организационно-трудовых отношений, принимающее характер прямых социальных столкновений между индивидами и группами работников. Не всякие организационно-трудовые противоречия создают конфликтную ситуацию. Разрешение трудового конфликта—этопроцесс или целенаправленная деятельность, снимающая его причины и последствия. Разрешение трудового конфликта может быть организованным или произвольным, стихийным. Не всегда можно установить четкие границы между разрешением конфликта и самим конфликтом, поскольку он иногда протекает как конструктивное преодоление трудовых проблем
Разрешение трудового конфликта может быть описано с помощью таких основных категорий, как факторы сложности, модели, типы, формы, способы и дисфункции поведения. С теоретической точки зрения разрешимость трудового конфликта зависит от степени его сложности. Однако в действительности последняя довольно трудно определяется и прогнозируется. Самые незначительные проблемы оборачиваются острой конфликтной ситуацией, а самые значительные иногда так и не перерастают в открытый и длительный конфликт.
Трудовое законодательство как нормативно-правовое основание разрешения трудовых конфликтов.
Нормативную основу разрешения трудовых споров составляет Конституция Российской Федерации и федеральные законы.
Конституцией Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина. Каждому предоставлено право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст.45). Согласно ст.46 Конституции каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В Конституции признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку (п. 4 ст. 37).
КЗоТ РФ (гл. XIV) и Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» обеспечивают защиту прав и коллективных интересов работников и работодателей (их представителей) путем рассмотрения индивидуальных трудовых споров в КТС и суде, а разрешение коллективных трудовых споров и проведение забастовки - на основе примирительных процедур и специально создаваемых органов.
Активные и пассивные формы протекания конфликтов (забастовка, ограничение норм выработки, невыход на работу). Социальное партнерство и коллективные переговоры как механизмы разрешения трудовых конфликтов.
Роль профсоюзов как защитника трудовых прав и интересов трудящегося в разрешении трудовых конфликтов. Статья 391 ТК РФ дает право соответствующему профессиональному союзу, защищающему интересы работника, являющегося членом этого профсоюза, обратиться с заявлением в суд, если работник не согласен с решением комиссии по трудовым спорам либо когда обращение в суд происходит минуя комиссию по трудовым спорам.
Профсоюзы могут выделить своих представителей для защиты в суде интересов работника, даже когда иск заявлен им самим.
Таким образом, используя право представительства, профсоюз активно реализует свою защитную функцию, которая является важнейшей гарантией трудовых прав и законных интересов работников.
ФЗ РФ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (1995) как нормативно-правовая база деятельности профсоюзов. Так данной статьей Закона о профсоюзах предусмотрено, что:
1. Права профсоюзов в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями и гарантии их деятельности определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации.
2. Законодательство субъектов Российской Федерации не может ограничивать права профсоюзов и гарантии их деятельности, предусмотренные федеральными законами.
3. Если международными договорами Российской Федерации, конвенциями Международной организации труда, ратифицированными Российской Федерацией, установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международных договоров и конвенций
Трудовая адаптация молодых работников. Образование и профессиональное совершенствование работающей молодежи
Понятие «трудовая адаптация» и ее сущность. Трудовая адаптация – это социальный процесс освоения личностью новой трудовой ситуации, в котором и человек и трудовая среда оказывают активное воздействие друг на друга и являются адаптивно-адаптирующими системами. Трудовая адаптация – это взаимное приспособление работника и организации, основывающееся на постепенной врабатываемости человека в новых профессиональных, социальных и организационно-экономических условиях труда.
Стадии адаптации (ознакомления, приспособления, ассимиляции, идентификации). Содержательная сторона характеризует степень изменения поведения человека в процессе адаптации и имеет несколько стадий.
1. Ознакомление — детальное знакомство с коллективом и новыми обязанностями. Работник получает информацию о новой ситуации в целом, о критериях оценки различных действий, о нормах поведения.
2. Приспособление — усвоение стереотипов поведения, принятых в коллективе. Работник начинает признавать главные элементы новой системы ценностей, но продолжает сохранять многие свои установки.
3. Ассимиляция — полное приспособление работника к трудовой среде, принятие ее традиций, норм, системы ценностей.
4. Идентификация — отождествление личных интересов и целей с целями коллектива и организации в целом.
Ядро любой организации составляют идентифицированные работники. Как правило, именно они и являются наиболее квалифицированными и добросовестными, которых на предприятиях обычно называют «кадровыми работниками».
Организационная составляющая включает несколько этапов.
1. Оценка уровня подготовленности новичка (1 месяц). За этот период новый работник имеет возможность продемонстрировать свои возможности, опыт, знания и навыки.
Процесс трудовой адаптации значительно облегчается участием в нем руководителя, который должен быть очень внимателен в этот период к новичку для того, чтобы определить, в какой степени ему необходима помощь и поддержка в процессе трудовой адаптации.
2. Ориентация (3—6 месяцев).
Виды адаптации (первичная/ вторичная). Также трудовая адаптация делится на:
· первичную (при первоначальном вхождении работника в производственную среду);
· вторичную (при смене рабочего места без смены или со сменой профессии или при существенных изменениях среды).
Она имеет сложную структуру и представляет собой единство профессиональной, социально-психологической, общественно-организационной и культурно-бытовой адаптации.
Факторы трудовой адаптации. В числе специфически объективных факторов, определяющих результаты адаптации, необходимо выделить группу социально – демографических: пол, возраст, социальное происхождение, место жительства до поступления на работу и учебу, семейное положение, образование, стаж работы, восприятие самого себя.
1.Возраст. В целом выделяется три этапа социализации:
- первичная (социализация ребенка);
- промежуточная (социализация подростка);
- устойчивая (целостная от 17-18 лет до 23-25 лет)
2.Происхождение. Социальное происхождение и место жительства также влияют на процесс трудовой адаптации.
3. Пол. Определенные особенности имеет процесс трудовой адаптации женщин.
4.Семейное положение. В целом семейное положение накладывает отпечаток на восприятие действительности.
5. Престиж работы. Стаж работы связан с возрастом, выделяют общий, работа на данном предприятии, по данной профессии.
6.Образование. Образование – на рабочем месте наименее адаптирована молодежь с более высоким уровнем образования (нет возможности себя реализовать, развивать, расти). Для специалиста – напротив - более фундамент образования - ускоряет профессиональную адаптацию.
7.Восприятие самого себя. Следует отметить, что одним из факторов трудовой адаптации можно считать восприятие самого себя – представление о себе, т. е. представление о том, какие способности человека являются наиболее ценными и важными ( т. е. добросовестность, ум, опыт, знания).
Так, среди рабочих успешнее адаптируются те, кто считает наиболее ценными свои способности, опыт, затем те, кто ценит в себе ум, знания и менее адаптированы те, кто основой считает добросовестность, аккуратность, умение быстро работать.
8. Производственная среда. На адаптацию работников влияет также производственная среда - оборудование, условия труда, формы оплаты труда и его оплаты( в бригадной адаптации быстрее и выше, чем при индивидуальной).