До какого возраста действует статус молодого специалиста

Предельный возраст молодого специалиста для получения им соответствующих льгот — 30–35 лет, в зависимости от региона трудоустройства. Статус действует в течение 3 лет с момента заключения трудового договора и повторно не присваивается.
В некоторых случаях статус молодого специалиста может быть продлен до 6 лет:

  • при прохождении срочной воинской или альтернативной службы;
  • обучении в очной аспирантуре (адъюнктуре);
  • нахождении в отпуске по беременности и родам, а также по уходу за ребенком.

4 .Оплата труда в сфере образования.

Оплата труда работников образования имеет специфические особенности, что обусловлено своеобразием педагогического труда. В сфере образования фонд заработной платы формируется по-особому: путем перераспределения национального дохода через государственную бюджетную систему и частично за счет заработанных самим учреждением денежных средств. Таким образом, заработная плата работников образования - часть национального дохода, которая должна поступать им в соответствии с количеством и качеством труда.
Правильная организация заработной платы работников образования требует определить качественные и количественные различия педагогического труда: время, необходимое для выполнения данной работы; квалификацию работников, выполняющих различные виды педагогической деятельности; форму и уровень заработной платы. Наибольшую трудность представляет внутренняя дифференциация в оплате труда различных категорий работников. Это связано с тем, что результаты труда здесь менее осязаемы и гораздо труднее поддаются точному счету, а потому могут быть оценены лишь косвенно, спустя продолжительное время.
В образовательных учреждениях принята повременная система оплаты с учетом количества фиксированных часов работы, а не произведенной продукции. Для выполнения разной педагогической работы установлены нормы затрат труда, то есть нормы учебной (педагогической) нагрузки за ставку заработной платы. Для преподавателей учебных заведений установлено количество учебных часов, для воспитателей - педагогическая деятельность за день, для руководителей учреждений - деятельность в течение дня.
Ставки их заработной платы, например, назначаются:
- 18 часов в неделю учителям предметникам 5-11 классов;
- за 20 часов работы в неделю учителям начальных классов;
- за 24 часа в неделю - учителям-дефектологам;
- за 36 часов в неделю - педагогам-психологам.
Остальным категориям работников общеобразовательных школ устанавливается должностной оклад за 40 часов в неделю. Воспитателям детских садов определена ставка за 36 часов педагогической работы в неделю.
За работу по классному руководству, проверке письменных работ, внеклассная работа и другие виды деятельности оплачиваются дополнительно.
Важным шагом на пути дифференциации зарплаты вузовских преподавателей, увеличения ее размеров явилось введение ежемесячных доплат к должностным окладам за ученые степени. В соответствии со ст. 30 Закона “О высшем и послевузовском профессиональном образовании” вуз в пределах имеющихся у него средств на оплату труда работников самостоятельно определяет форму и систему оплаты труда. Размеры доплат, надбавок, премий и других мер материального стимулирования, а также размеры должностных окладов всех категорий работников.
Ставки заработной платы (должностные оклады) устанавливаются на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы в соответствии с тарифно-квалификационными требованиями и на основании аттестационной комиссии.
Аттестация осуществляется на основе требований утвержденных квалификационных характеристик. Основными критериями при этом были и остаются уровень образования, педагогический стаж, показатели квалификации и профессионализма, в том числе послужившие ранее основанием для присвоения квалификационных и почетных званий (категорий), а также объем и сложность труда для руководящих работников.
Государственное высшее учебное заведение самостоятельно формирует фонд оплаты труда работников за счет средств бюджета, направляемых на содержание вуза. Расширилось внутри вузовское и межвузовское совместительство. Преподаватели и учебно-вспомогательный персонал (а также и студенты) имеют право вести хоздоговорные научно-исследовательские работы в порядке платного совместительства. Научно-исследовательские секторы вузов получили широкие возможности для увеличения собственных средств и повышения оплаты труда. Но, следует отметить, что, заработная плата работников образования остается ниже средней по промышленности/
Качественным критерием оценки труда и дифференциации размеров ставки заработной платы педагогических работников выступает их квалификация. Ее уровень определяется образованием, стажем работы и присвоенными званиями. Низкая заработная плата педагогических работников и понижение ее соотношения с зарплатой менее квалифицированных работников подрывает престиж образования. Несоответствие между средней зарплатой в промышленности и в образовании свидетельствует о грубом нарушении статьей 54 Закона “Об образовании”, которая гласит, что минимальные ставки заработной платы и должностные оклады педагогическим работникам должны быть выше среднего уровня заработной платы в России.
Основными требованиями, предъявляемыми к организации системы оплаты труда в образовательных учреждениях, являются:
1. обоснованность утвержденных штатов, их соответствие нормативам, укомплектованность штатов;
2. целевое использование средств на оплату без отвлечения этих средств на другие расходы;
3. правильность оплаты по группам работающих;
4. соблюдение установленных сроков и полнота выплат стипендий.
Фактически получаемая работниками сумма доходов состоит из следующих источников оплаты труда и льгот:
- за выполненную работу;
- доплаты и премии, компенсации;
- за образовательные и другие услуги;
- социальные выплаты и льготы из бюджетных и внебюджетных фондов;
- за публикации;
- от спонсоров, меценатов.





5. Специфика регулирования трудовых отношений в образовательной организации.

Особенности регулирования трудовых отношений работников образования отражены в Федеральном законе «Об образовании», в законах субъектов РФ, других нормативных актах.

Особенности трудового договора с работниками образования

Для работников образовательного учреждения работодателем является данноеобразовательное учреждение, как установлено в ч. 1 ст. 56 Закона РФ «Об образовании».

Трудовые отношения работников системы образования (обра­зовательных учреждений, органов управления образованием, пред­приятий) регулируются трудовым законодательством. Они возни­кают путем заключения трудового договора (контракта). Условия трудового договора (контракта) не могут противоречить трудово­му законодательству. В основном, согласно ст. 17 КЗоТ РФ, трудо­вые договоры (контракты) заключаются на неопределенный срок. Срочные договоры заключаются лишь в следующих случаях:

· — когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок в силу характера предстоящей работы и ус­ловий ее выполнения;

· — по заявлению работника;

· — в случаях, непосредственно предусмотренных законом. Закон РФ «Об образовании» в ст. 56 устанавливает дополни­тельные основания прекращения трудового договора по инициа­тиве администрации для педагогических работников образователь­ных учреждений. Работник может быть уволен по следующим ос­нованиям, указанным в ст. 56 Закона РФ «Об образовании»: ; — повторное в течение года грубое нарушение устава образова­тельного учреждения;

· — применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника;

· — появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

· Увольнение по этим основаниям может осуществляться администрацией без согласия профсоюза.

· Важнейшей задачей администрации образовательных учреждений является исключение из педагогических отношений психического и физического насилия над обучающимися, поэтому закон дает право администрации уволить педагога за один случай использования насилия.

· Под психическим насилием понимается действие, направленное на запугивание, оскорбление, унижение человеческого достоинства, создание в коллективе атмосферы страха, незащищенности обучаемых перед педагогами Порядок комплектования образовательного учреждения кадрами определяется

· уставом. Закон РФ «Об образовании» уста­новил ограничения для занятия педагогической деятельностью. К этой деятельности не допускаются граждане в случаях: 1) если она запрещена приговором суда; 2) если она запрещена по медицинским показаниям; 3) если человек имел судимость за определенные преступления. Перечни медицинских показаний и составов преступлений устанавливаются законом.

Особенности оплаты труда

· Ст. 54 Закона РФ «Об образовании» установила особенности оплаты труда работников образовательных учреждений:

· — если на работника возлагаются другие обязанности, помимо предусмотренных трудовым договором (контрактом), то они оп­лачиваются по дополнительному договору;

· — педагогическим работникам минимальные ставки заработ­ной платы назначаются в размере, превышающем уровень сред­ней заработной платы в России;

· — размер средней ставки заработной платы и должностного оклада устанавливается для профессорско-преподавательского со­става высшего профессионального образования в 2 раза выше уров­ня средней заработной платы работников промышленности;

· — размер средней заработной платы учителей и других педаго­гических работников устанавливается в размере средней заработ­ной платы работников промышленности;

· — размер средней заработной платы определяется для иных ра­ботников образовательных учреждений в размере средней заработ­ной платы аналогичных категорий работников промышленности.

Особенности дисциплинарных отношений

· Особенности дисциплинарных отношений определяются осо­бым положением педагога в педагогическом процессе, необходи­мостью поддержания его авторитета.

· Администрация не имеет права предавать гласности ход дис­циплинарного расследования проступка педагога без его согла­сия.

Наши рекомендации