Методы работы с молодежью: понятие, классификация, общая характеристика
Понятие научного метода:
Научный метод — это система регулятивных принципов, приёмов и способов, с помощью которых достигается объективное познание действительности в рамках научно-познавательной деятельности.
Основания для классификации научных методов: Метод в социальной работе выполняет двоякую роль, выступая:
1) как способ, путь познания и применения знаний, выработанных в науках, изучающих различные аспекты жизнедеятельности человека и социальной практики;
2) как определенное конкретное действие, способствующее качественному изменению существующего объекта (субъекта).
Профессионализм социального работника зависит от уровня и глубины познания, применения научных методов исследования социальных проблем. Вместе с тем, социальный работник, занятый научным исследованием, пытающийся с помощью научных методов объяснить суть и эффективность своей практики, должен руководствоваться общими принципами научной деятельности, а именно:
— начиная исследование, необходимо тщательно взвешивать его возможные последствия для людей;
— необходимо получить добровольное и осознанное согласие участников исследования, удостовериться, что никому из них не грозят санкции или наказания в случае отказа от участия, неукоснительно соблюдать личные права и достоинство участников;
— необходимо гарантировать защиту участников исследования от несанкционированного физического или психологического дискомфорта, страданий, вреда, опасности или ущерба;
— обсуждение оказанных услуг или отдельных случаев оказания социальных услуг должно проводиться только в координатах профессиональных обязанностей социального работника и только с лицами, которые непосредственно и в силу своей профессии имеют к этому отношение;
— необходимо гарантировать конфиденциальность полученной в ходе проводимых исследований информации об ее участниках;
— исследователь должен ставить себе в заслугу только ту работу, которая действительно им проделана, и отдавать должное вкладу, сделанному другими лицами.
Философские, общенаучные, междисциплинарные и частные методы: Философские методы представляются как единство мировоззренческой и методологической позиции субъекта в различных видах социальной деятельности.
Общенаучные методы находят применение в различных областях знаний и социальной практики. К этим методам относятся: анализ, синтез, индукция, дедукция, наблюдение, опрос, эксперимент, аналогия, моделирование и др. Они используются в практической деятельности в неявном виде, но имеют прямое отношение к принятию конкретных решений в тех или иных обстоятельствах, поиску адекватных этим обстоятельствам практических действий. Использование этих методов в процессе социальной работы определяется ее универсальным междисциплинарным характером.
Частные специальные методы состоят из специфических способов познания и преобразования отдельных областей реального мира, присущих той или иной конкретной системе знаний, составляют.
Методы междисциплинарного исследования – как совокупность ряда синтетических, интегративных способов (возникших как результат сочетания элементов различных уровней методологии), нацеленных главным образом на стыки научных дисциплин. Широкое применение эти методы нашли в реализации комплексных научных программ.
Методы СР как области научного познания:
Основой для систематизации и классификации методов социальной работы служит характеристика способов воздействия на состояние и поведение человека или социальной общности. Учитывая особенность функционирования и содержание закономерностей и принципов социальной работы, можно обозначить следующие группы методов: социально-экономические, организационно-распорядительные, психолого-педагогические.
Социально-экономические методы предполагают способы взаимодействия, с помощью которых специалисты СР оказывают воздействие на материальные и моральные, национальные, семейные и другие социальные интересы и потребности субъектов социальной работы. Эти методы играют ведущую роль в процессе воздействия системы СР как на отдельного индивида, так и социальных групп. Социально-экономические методы применяются в форме натуральной и денежной помощи, установления льгот и единовременных пособий и компенсаций, патронажа и бытового обслуживания, морального поощрения и санкции и т.д.
Организационно-распорядительные методы направлены на поведение людей, как необходимости общественной и трудовой дисциплины, чувство долга и ответственности. Специфическим свойством организационно-распорядительных методов является их прямой характер воздействия, поскольку они опираются на регламентирующие, нормативно-правовые акты.
Организационные методы закрепляют права, полномочия, обязанности и ответственность различных звеньев органов управления, придавая им функциональную определенность.
Распорядительные методы направлены на осуществление оперативного уточнения задач, перераспределение сил и средств, решение новых повседневных задач и своевременное устранение выявленных недоработок и недочетов. Основная задача распорядительных методов – это придание управленческой системе социальной работы оперативности и динамичности.
Психолого-педагогические методы ориентированы на косвенное воздействие и влияние насубъекта СР через механизм социально-психологической регуляции его самочувствия и поведения. Они оказывают целенаправленное воздействие на сознание человека в интересах формирования у него устойчивых взглядов, принципов и норм поведения в конкретных социальных условиях и обстоятельствах. Основной формой психолого-педагогической методики СР является убеждение. Убеждение реализуется на практике с помощью разъяснения, совета, аргументированной рекомендации, положительных примеров и образцов активной жизнедеятельности клиентов.
Уровни научного познания(эмпирический, теоретический): Эмпирический уровень- познания характеризуется непосредственным исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов. На этом уровне происходит процесс накопления информации об исследуемых объектах, осуществляется первичная систематизация получаемых фактических данных в виде таблиц, схем, графиков и т. п.
На теоретическом уровне познания происходит раскрытие наиболее глубоких, существенных сторон, связей, закономерностей, присущих изучаемым объектам и явлениям. Результаты теоретического познания - гипотезы, теории, законы.
Методы теоретического познания (абстрагирование, идеализация и формализация, аксиоматизация, восхождение от абстрактного к конкретному, исторический и логический, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.) и специфика их использования в социальной работе.
Теоретические методы опираются на рациональное познание (понятие, суждение, умозаключение) и логические процедуры вывода. К числу этих методов относятся: анализ — процесс мысленного или реального расчленения предмета, явления на части (признаки, свойства, отношения);
Синтез- соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое; Классификация — объединение различных объектов в группы на основе общих признаков (классификация животных, растений и т.д.);
Абстрагирование-отвлечение в процессе познания от некоторых свойств объекта с целью углубленного исследования одной определенной его стороны (результат абстрагирования — абстрактные понятия, такие, как цвет, кривизна, красота и т.д.); Формализация- отображение знания в знаковом, символическом виде (в математических формулах, химических символах и т.д.);
Аналогия- умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на основе их сходства в ряде других отношений;
Моделирование— создание и изучение заместителя (модели) объекта (например, компьютерное моделирование генома человека);
Идеализация— создание понятий для объектов, не существующих в действительности, но имеющих прообраз в ней (геометрическая точка, шар, идеальный газ);
Дедукция-движение от общего к частному; Индукция— движение от частного (фактов) к общему утверждению.
Методы эмпирического исследования (наблюдение, эксперимент, анкетирование, стандартизированное интервью, опрос (вербальный, письменный), тестирование и др.) и специфика их использования в социальной работе.
· Беседа — самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Она ведется в свободной форме без записи ответов собеседника. Разновидностью беседы является интервьюирование. При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются открыто.
· Анкетирование — метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы. Беседу и интервью называют опросом "лицом к лицу", анкетирование — заочным опросом. Результативность беседы, интервьюирования и анкетирования во многом зависит от содержания и структуры задаваемых вопросов. План беседы, интервью и анкета — это перечень вопросов (вопросник). Разработка вопросника предполагает определение характера информации, которую необходимо получить; формулирование приблизительного ряда вопросов, которые должны быть заданы; составление первого плана вопросника и его предварительная проверка путем пробного исследования; исправление вопросника и окончательное его редактирование.
Особую роль в исследованиях играет эксперимент — специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его эффективности.
Наблюдение — целенаправленное восприятие какого-либо явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. При этом ведутся записи (протоколы) наблюдений. Наблюдение проводится обычно по заранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения.
Данные методы социальной работы направлены на составление единой картины проблемы, которую необходимо решить. Многообразие видов методов позволяет построить картину проблемы в различных ракурсах, тем самым появляется возможность сформировать список задач, решенною которых будет посвящена дальнейшая деятельность социального работника.