Формирование здорового образа жизни современной молодежи
Понятие «здоровье»Здоро́вье — состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни — одна из функций государства.,«социальное здоровье»Социальное здоровье – это состояние организма, определяющее способность человека контактировать с социумом.,«здоровый образ жизни»это жизненная позиция, поведение или деятельность человека, направленные на укрепление своего здоровья.
Признаки здоровья и факторы, влияющие на здоровье человека.биологические (наследственность, тип высшей нервной деятельности, конституция, темперамент и т. п.);
§ природные (климат, ландшафт, флора, фауна и т. д.);
§ состояние окружающей среды;
§ социально-экономические;
уровень развития здравоохранения. факторов обеспечения здоровья современного человека
§ генетические факторы — 15-20% (20%)
§ состояние окружающей среды — 20 — 25% (20%)
§ медицинское обеспечение — 10-15% (7 — 8%,)
§ условия и образ жизни людей — 50 — 55% (53 — 52%).
Концептуальные подходы к решению проблем здоровья населения.Очевидным является тот факт, что концепция здорового образа жизни не входит в круг интересов ни табачных компаний, ни корпораций, предоставляющих своим клиентам вредную пищу. 1. Отсутствие эффективных медицинских препаратов. Решение этой задачи, как отмечено, тормозится в первую очередь самими фармацевтическими компаниями, которые не заинтересованы в присутствии на рынке недорогих препаратов, способных в относительно короткие сроки излечить заболевание с минимальными побочными эффектами. 2. Нехватка финансовых средств у государства. Наличие денег делает возможным разработку программ по профилактике болезней, позволяет улучшить условия труда, создать возможность для полноценного отдыха и восстановления здоровья, а также реализовать другие социальные проекты, направленные на предотвращение болезней среди всех слоев населения.
Общероссийская система мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков.ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 29 декабря 2001 года N 916 Об общероссийской системе мониторинга состояния физического
здоровья населения, физического развития детей, подростков
и молодежи
В целях совершенствования работы по укреплению здоровья населения и улучшению физического развития детей, подростков и молодежи Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи.
2. Министерству здравоохранения Российской Федерации, Государственному комитету Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму и Министерству образования Российской Федерации обеспечить проведение мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи (далее именуется - мониторинг).
3. Установить, что финансирование проведения мониторинга осуществляется за счет средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на соответствующий год Государственному комитету Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму и Министерству образования Российской Федерации.
4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления разработать с участием органов управления образованием, физической культурой и спортом на основе данных мониторинга соответствующие меры, направленные на укрепление физического здоровья населения и физического развития детей, подростков и молодежи, предусмотрев их финансирование за счет бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и других источников.
Система формирования здорового образа жизни у молодежи (федеральный и региональный уровни).Проблема формирования здорового образа жизни личности современного молодого человека становится особенно актуальной в настоящих условиях общественного развития. Это связано с тем, что в наше время резко сократилась доля физического труда на производстве и в быту, и одновременно усилилось воздействие на организм неблагоприятных факторов – загрязнения окружающей среды, особенно в промышленных городах, нерационального питания, различных стрессов, гиподинамии. В социологии и медицине повышение здорового статуса человека вызвал глубокий интерес к факторам, условиям и средствам формирования ЗОЖ по всей продолжительности жизни человека.
Меры по снижению распространенности курения табачных изделий, снижению потребления алкоголя, профилактика потребления наркотиков и наркотических средств Запрет рекламы способствует уменьшению потребления табака. Запрет рекламы, стимулирования продажи и спонсорства табака может уменьшить потребление табака..Налоги на табачные изделия являются самым эффективным способом сокращения употребления табака, особенного среди молодых людей и неимущих слоев населения. Норма потребления различных алкогольных напитков индивидуальна для каждого потребителя и зависит от его физиологического и психологического состояния в момент употребления напитка, поэтому не поддается никакой регламентации. Главное - каждый должен знать и чувствовать свою меру, а если он этим не обладает, то лучше совсем не пить. Иначе возможно превышение меры со всеми вытекающими из этого негативными последствиями. Первичная профилактика должна предусматривать активность профилактических мероприятий, направленных на 1. формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у детей и молодежи социально-нормативного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от приема психоактивных веществ; 2. формирование ресурсов семьи, помогающих воспитанию у детей и подростков законопослушного, успешного и ответственного поведения 3. внедрение в образовательной среде инновационных педагогических и психологических технологий, обеспечивающих развитие ценностей здорового образа жизни и мотивов отказа от «пробы» и приема наркотиков 4. развитие социально-поддерживающей инфраструктуры,
Побуждение населения к физически активному образу жизни, занятиям физической культурой, туризмом и спортом.1) Урок остается основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя 2) Немаловажную роль в оздоровлении младших школьников играет совместный отдых с родителями. Задача учителя заключается в том, чтобы убедить родителей, что наиболее универсальным видом активного отдыха для всех членов семьи является туризм. 3) ФКС имеют в современных условиях весьма высокую социально-экономическую значимость для общества в целом и для отдельного человека, поскольку занятия ими развивают, совершенствуют многие важные социальные и биологические качества людей, оказывают прогрессивное влияние на формирование и гармоническое развитие и воспитание человека.
Формирование экологического сознания молодежи как элемент здорового образа жизни.Экологические знания являются содержательно-смысловой основой экологической культуры. Их усвоение предполагает не только информирование учащихся о проблемах экологии, но и осознания ими самих себя как носителей экологических норм и ценностей. В системе современных экологических знаний реализуются следующие ключевые экологические идеи: целостность природы в биосфере и взаимосвязь всех ее компонентов; многообразие видов в природе и необходимость их охраны; зависимость здоровья человека от действия факторов окружающей среды; природа как фактор нравственно-эстетического развития личности. Экологическое сознание порождает установку личности на сохранение природной среды как условия благополучия будущих поколений. Экологические ценности, заключающиеся в эстетическом, познавательном, этическом и практическом отношении к природе, влияют на поведение личности. Ценностное отношение к природе означает осмысление личностью экологических проблем и готовность включиться в различные практические действия по сбережению и сохранению природной среды.
Конституция РФ (статьи, направленные на укрепление и охрану здоровья, профилактику заболеваний: ст.411. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом., 42Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением., 37Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
2. Принудительный труд запрещен.
3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск., 38Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
2. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.
3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях., 39Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.).
Федеральный закон РФ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с изменениями на 21 июля 2014 г.),
Федеральный закон РФ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 56 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Росс
ийской Федерации"0(от 21 июля 2014 г.),
Федеральный закон РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (2014).
Национальный проект «Здоровье», параметры реализации на 1.01.2014 г.В 2014 года в рамках реализации национального проекта всего получено средств в размере 1207,6 млн руб., из них: 980,4 млн руб. – из федерального бюджета и средств ФСС; 227,2 млн руб. – из областного бюджета. Национальный проект включает в себя 4 ключевых направления. Реализация ПНП «Здоровье» осуществлялась в отсутствие сетевого графика. Многие ранее включенные в нацпроект «Здоровье» мероприятия аккумулировались в 2014 году в Госпрограмму развития здравоохранения до 2020 года.
Концепция развития здравоохранения до 2020 г.На основе анализа ситуации в стране Путин В.В. (будучи президентом, а потом премьер-министром) подписал два основополагающих документа:
Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г. (указ Президента РФ № 1351 от 9 октября 2007 г.)
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (распоряжение Правительства РФ № 1662-р от 17 ноября 2008 г.)
Все расчёты Концепции развития здравоохранения до 2020 года посчитаны, исходя из параметров, по которым посчитана концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года, потому что это взаимосвязанные между собой документы.
Утвердить Концепцию развития здравоохранения планировалось ещё в 2009 году, однако на начало 2011 года она всё ещё не утверждена (хотя и прошла парламентские слушания в Госдуме в январе 2009 года). Тем не менее, она уже начала работать.
31. Технологический процесс в работе с молодежью: сущность, содержание и особенности
Комплексность проблем, сложность объектов и субъектов социальных преобразований, необходимость при ограниченном объёме ресурсов получить максимально значимый и эффективный результат – всё это требует обращения к технологизации, а специфика этого вида деятельности предопределяет характер технологий, которыми оперирует социальная работа.
Технолгизация социальной работы позволяет рационально расчленить её различные виды на отдельные относительно единообразные процедуры и операции, с кооперацией и синхронизацией действий и результатов. Таким образом, запутанный клубок социальных проблем разделяется на несколько более простых подпроблем, каждая из которых может быть решена более или мененее стандартными методами.
Процедуры и операции, входящие в технологический процесс, выступают в роли его структурных элементов, если они носят общезначимый, методологический характер для конкретных технологий. В конкретных же технологиях отдельные процедуры могут трансформироваться в самостоятельные технологии или расчленяться на технологии, имеющие частное значение. Так, к примеру, в наиболее полном и обобщенном социальном технологическом процессе в процедуре целеполагания одной из операций является диагностика, которая в конкретных условиях социальной работы с клиентом приобретает самостоятельное значение.
Последовательность процедур и операций, предписываемая алгоритмом, отражает структуру и содержание технологического процесса.
В самом общем виде в технологическом процессе можно выделить четыре основных процедурных этапа:
• Формулирование цели воздействия.
• Выработка и выбор способов воздействия.
• Организация воздействия.
• Оценка и анализ результатов воздействия.
Технологическая задача социальной работы заключается в выявлении социальной проблемы и с помощью имеющегося в распоряжении социальных служб инструментария и средств своевременном скорректировании действий социального работника и поведения объекта социальной работы для оказания ему социальной помощи. Характер социальной проблемы является важнейшим фактором, от которого зависят определение содержания, инструментария, форм и методов социальной работы с клиентом.
Очевидно, что технология социальной работы как форма особого освоения социальной действительности находится в тесном взаимодействии не только со смежными теоретическими системами, но и с практическим опытом, традициями, ритуалами, обычаями, социально-психологическими явлениями и фактами. Таким образом, возникновение ряда глобальных проблем современного общества требует разработки новых технологий их решения с привлечением все более многочисленных групп специалистов.
Технологизация деятельности современного человека, развития и функционирования общества, всего социального пространства со всей остротой поставила вопрос об определении сущности социальных технологий как общественного явления.
Понятие «технология» (от греч. tekhne -- искусство, мастерство, умение) включает «совокупность приемов и способов получения, отработки или переработки; систему знаний о способах и средствах обработки и качественного преобразования объекта. Что касается понятия «социальное», анализу которого поϲʙящена огромная по объему литература, то данное понятие, с одной ᴄᴛороны, широко употребляется в значении «общественное», «отличающееся, противостоящее природному».
Это обуславливает широту основаниях дифференциации, группировки социальных технологий. Существует дифференциация социальных технологий по сферам: специфические социальные технологии регулирования, решения проблем сферы производственно-экономических, общественно-политических, духовно-культурных и социально-бытовых отношений.
Весьма широко распространена дифференциация социальных технологий по предмету и объекту, получаемому результату: технологии получения новой информации, культурных ценностей, отдельных бытовых услуг и др. По характеру новизны или традиционности различают инновационные и традиционные социальные технологии. Не менее характерно и полезно осмысление различий социальных технологий по признаку характерных свойств развития и функционирования общества.
Особенно важной и ценной, на наш взгляд, является дифференциация социальных технологий по основным задачам, проблемам социальной защиты, различающихся способами оказания помощи нуждающимся. По существу при этом вся практика социальной помощи дифференцируется по особым моделям социальной работы, предусматривающим различные способы оказания помощи нуждающимся.
Понятие социальной технологии работы с молодежью: сущность, содержание, принципы и этапы разработки.
Социальные технологии в широком смысле слова - это особая область научного знания, которая ставит и обосновывает вопрос о том, каким образом и в какой последовательности возможны специфические операции с результатами познавательной деятельности.
В узком смысле слова понятие «социальные технологии» имеет два значения.
Во-первых, социальные технологии - это, прежде всего, процесс целенаправленного воздействия на социальный объект, обусловленный необходимостью и потребностью получения заданного результата.
Во-вторых, социальные технологии - это теория, исследующая процессы целенаправленного воздействия на социальные объекты, разрабатывающая и обосновывающая эффективные способы и приемы такого воздействия.
Алгоритм, операция, инструментарий как элементы технологического процесса.
Во-первых, основу технологического процесса составляет алгоритм действий (операций).
Алгоритм — это программа решения задач, точно предписывающая, как и в какой последовательности операций получить результат, определенный исходными данными.
Во-вторых, существенным компонентом технологического процесса являются операции.
Операция — это простейшее действие, направленное на достижение конкретной, не разлагаемой на более простые, осознанной цели (подцели). Совокупность операций, объединенных общей целью (подцелью), составляет процедуру технологического процесса.
Важной характеристикой операции является степень соответствия ее результата поставленной цели (или подцели). На результат действий, как известно, могут оказывать влияние неконтролируемые факторы, связанные со спецификой социальной среды. Среди них можно выделить экономическое положение, господствующие социально-психологические явления, а также субъективные факторы, обусловленные особенностями личности или социальной группы. Поэтому результат каждой операции, а следовательно, всего технологического цикла зависит от профессионально грамотных действий специалистов социальной сферы, от их умения оказывать влияние на условия и состояния, в которых находятся клиенты социальных служб.
В-третьих, важным компонентом содержания технологического процесса является применяемый инструментарий.
Инструментарий — это арсенал средств, обеспечивающих достижение цели воздействия на личность или социальную общность.
Человек существует, развивается и формируется как личность благодаря взаимодействию со средой, которое осуществляется посредством его деятельности. Поэтому вовлечение клиента социальной работы в различные виды деятельности — преобразовательную, познавательную, ценностно-ориентационную, коммуникативную — значит использовать главное, основное средство воздействия на личность. Для решения этой задачи специалист социальной службы использует целый комплекс вспомогательных средств и способов информационного, организационно-методического и процедурного характера.