Государственная поддержка деятельности молодежных объединений в реализации государственной молодежной политики
Участие молодежи в формировании и реализации государственной молодежной политики является одним из принципов этой политики. Молодежь важнейший субъект этого направления государственной деятельности. В то же время механизм действительного вовлечения молодежи в проводимые государством мероприятия, ей адресованные, остается недостаточно решенной проблемой государственной молодежной политики.
Наибольшую поддержку представительства интересов молодежи перед государством получила деятельность молодежных и детских общественных объединений. Организации и прежде всего те, которые входят в состав Национального совета молодежных и детских объединений России, установили постоянные контакты с федеральными органами государственной власти по направлениям своей деятельности. Ряд организаций на постоянной основе сотрудничает с Государственным комитетом Российской Федерации по молодежной политике, представлен в его рабочих органах, в том числе в коллегии.
В соответствии с направлениями деятельности молодежные организации составляют несколько групп: это общественные организации студентов и молодых ученых; студенческие профсоюзы; детские; общественно-политические; спортивные; занимающиеся развитием международных связей; религиозные; работающие в области культуры и досуга; занимающиеся военно-патриотическим воспитанием и развитием исторических традиций; социальной направленности. Примечательным явлением стало создание организаций "Комитеты студентов", построенных аналогично студенческим профсоюзам, но имеющих независимые уставы.
Самыми крупными по численности объединениями являются СПО-ФДО (около 3 млн. детей), РСМ (около 400 тыс. членов), Союз МЖК России, РАПОС. Все они имеют свои структуры в большинстве регионов России.
Разнообразие организаций по направлениям деятельности, недостаток опыта публичной деятельности их руководства и членов, крайне небольшая численность и ограниченные ресурсы большинства из них делают государственную поддержку молодежных и детских общественных объединений задачей многопрофильной и непростой по исполнению.
Система работы федерального органа исполнительной власти с молодежными и детскими общественными объединениями включает в себя информационное обеспечение и участие в подготовке кадров этих объединений, привлечение их к выполнению государственного заказа на производство товаров и услуг для молодежи, поддержку проектов и программ объединений, другие формы содействия, предусмотренные Федеральным законом "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" и соответствующей подпрограммой Президентской программы "Молодежь России".
Сформировался Федеральный реестр молодежных и детских общественных объединений, пользующихся государственной поддержкой. По состоянию на 10 сентября 1999 г. Федеральный реестр детских и молодежных объединений, пользующихся государственной поддержкой в 1999 г., включал в себя 41 организацию, из них: 21 детская и 20 молодежных организаций, 22 межрегиональные, 16 общероссийских, 3 международные организаций.
Были произведены изменения в порядке проведения конкурса на соискание государственных грантов, что позволило расширить возможности молодежных и детских объединений для представления своих проектов и программ. В целом за 4 года проведения конкурса было рассмотрено 350 проектов и программ, 120 из них было рекомендовано на предоставление государственной поддержки на сумму около 4 млн. рублей.
Существенным вкладом в развитие координационных механизмов в молодежном движении, используемых на федеральном уровне, прежде всего в рамках деятельности Национального совета молодежных и детских объединений, стала работа различных координационных структур на региональном уровне. Советы, "круглые столы", блоки детских и молодежных организаций, а также консультативные органы при законодательных (представительных) органах государственной власти, молодежные парламенты действуют во многих субъектах Российской Федерации. Они участвуют в выработке, экспертизе и внесении в органы власти проектов законодательных и нормативных актов по молодежной политике, координируют и оказывают содействие в реализации проектов и программ молодежных и детских объединений.
В государственных органах появляются штатные работники, занимающиеся молодежными и детскими организациями. В Республике Карелия, как и во многих других субъектах Российской Федерации, в Министерстве образования и по делам молодежи создан отдел социального воспитания, в котором имеется ведущий специалист по общественным детским и молодежным движениям. В Республике Марий Эл с целью расширения взаимодействия с общественными организациями, благотворительными учреждениями, фондами, ассоциациями при Госкоммолодежи республики создан Центр поддержки молодежных инициатив.
Накапливается опыт создания структур молодежных объединений непосредственно при государственных органах. В Калининградской области в целях координации молодежных и детских объединений при отделе по делам молодежи администрации области образованы Совет молодежных и детских объединений, в который вошли представители 9 организаций, и областной Студенческий совет. При комитете по делам молодежи Кировской области создана и работает областная детская общественная организация "Юность Вятского края", которая имеет 28 районных и городских отделений. Здесь можно усмотреть превышение функций государственного органа по делам молодежи, но в интересах развития самодеятельности и инициативы такие меры вполне объяснимы и целесообразны.
Формируются реестры детских и молодежных общественных объединений на региональном уровне как основа их государственной поддержки. Так, в Санкт-Петербурге составлен реестр молодежных и общественных объединений, в котором указаны 462 организации, в Вологодской области 16 организаций.
Комитеты по делам молодежи считают приоритетом в своей деятельности поддержку существующих и содействие в организации новых общественных объединений молодежи и детей. В Ярославской области в 1998 г. была оказана государственная поддержка в реализации 14 проектов и программ молодежных и детских объединений, в мероприятиях по проектам участвовали 11,5 тыс. молодых граждан.
Поддержка осуществляется и на уровне местного самоуправления прежде всего в крупных городах. В Омске, например, действуют 115 зарегистрированных молодежных и детских объединений, а также незарегистрированные ассоциации, объединения. Постановлением главы городского самоуправления определены такие формы поддержки общественных объединений, как гранты, субсидии, дотации, совместные проекты и программы, методическая, организационная, информационная помощь, частичное финансирование мероприятий и программ, поддержка инициатив, включение программ молодежных объединений в программы реализации государственной молодежной политики в городе. С 1994 по 1998 г. количество общественных объединений детей и молодежи возросло в 7 раз. Подобная динамика присуща большинству регионов. Молодежные объединения все чаще становятся социальными партнерами органов местного самоуправления.
Государственные органы по делам молодежи способствуют молодежным организациям в обучении молодежных лидеров. В Республике Башкортостан уже многие годы реализуется программа "Лидер". Основными ее целями являются: поиск и подготовка лидеров для детских и молодежных общественных организаций и объединений; развитие, воспитание и обучение социально активных молодых кадров в сферах экономики, бизнеса, политики и управления. Создана Республиканская школа молодого лидера, в которой используются интенсивные методы обучения, управленческие, деловые, имитационные, ролевые игры, тренинги, конкурсы, дискуссионные клубы, творческие мастерские, теоретические и практические занятия. Действуют городские и районные школы молодых лидеров, школа менеджмента, молодежный бизнес-клуб.
Несмотря на тенденцию роста численности организаций и численности их членов, они по-прежнему не являются массовыми. В органах власти и в средствах массовой информации звучат скептические реплики относительно бессилия даже самых крупных молодежных организаций, их искусственности, слабой связи с молодежью и неумения вести работу. При дефиците бюджетных средств государственная поддержка таких структур нередко трактуется как бессмысленная трата денег. Но это неточная позиция, поскольку молодежные и детские объединения являются необходимым звеном самореализации личности, социализации молодежи, приобретения ею организационной культуры, умения вести дело, руководить и подчиняться руководству, в конечном счете становления правового государства и гражданского общества.
Вместе с тем прежний советский опыт, являющийся национальным достоянием России, и практика зарубежных государств говорят о целесообразности иметь сильные, высокоавторитетные молодежные организации, которые имели бы свои программы и проекты по решению молодежных проблем, являлись бы проводниками государственной молодежной политики. Хотя в молодежных организациях объединено не более 5% молодых россиян, но, по данным ряда исследований конца 90-х годов, более половины молодых людей считают их существование необходимым. Само это представление, даже когда оно для большинства молодых людей не сопровождается намерением вступать в какие-либо организации, открывает возможности для деятельности по развитию организованных форм молодежного движения, формирования условий для деятельности общероссийских массовых молодежных объединений, активно поддерживаемых государством.
Актуален поиск и других форм представительства интересов молодежи перед государством. В субъектах Российской Федерации широко обсуждается вопрос об институционализации "молодежного парламента". В Калининградской области Молодежный парламент сформирован в феврале 1999 г. по инициативе администрации области. В некоторых субъектах Российской Федерации (например, в Московской области) молодежные парламенты предусмотрены региональными законами. В Республике Карелия Молодежный парламент является экспертным, консультативным и совещательным органом по вопросам государственной молодежной политики. В г. Лангепас Ханты-Мансийского автономного округа действует Молодежная дума. Молодежный парламент одна из возможных форм привлечения молодежи к участию в управлении делами государства. Одновременно это форма общения государственной власти с молодежью.
Близкие функции выполняют "молодежные правительства". В Ярославской и Московской областях разработаны губернаторские программы "Молодежное правительство", проведены конкурсы проектов, сделаны другие организационные шаги. В Нижегородской области Молодежное правительство зарегистрировалось как общественное объединение. Оно рассматривает вопросы жизни молодежи, активизирует формы работы общественности по решению молодежных проблем.
Таким образом, включение молодежи в управление государственной молодежной политикой и реализацию Программы "Молодежь России" в основном проявляется как деятельность молодежных и детских общественных объединений, реализация их программ и проектов, получающих государственную поддержку. Важную роль играет создание советов, комитетов по работе с общественными объединениями при органах по делам молодежи, участие органов по делам молодежи в подготовке лидеров молодежных и детских общественных объединений. Формируются молодежные структуры при органах законодательной и исполнительной власти. Эти формы требуют закрепления и постепенного поэтапного наращивания объемов их поддержки и расширения направлений сотрудничества, партнерства государства и молодежи. Предстоит продолжить разработку правовых, организационных, экономических механизмов работы с детскими и молодежными объединениями, поддержку их инновационных программ и проектов, в том числе на базе подростковых клубов, молодежных центров, социальных учреждений.