Основные подходы, стратегии и аспекты международной молодежной политики на современном этапе
Молодежная политика зарубежных стран начала формироваться в конце 50-х - начале 60-х гг. ХХ в. Авторы выделяют пять этапов. 50-е годы ХХ в. – период «естественного патернализма». Государство и общество демонстрируют консервативный подход, молодежь не рассматривается как особая группа со своими специфическими потребностями. Решением проблем молодого поколения в основном занимаются благотворительные, социальные и религиозные службы, организуемые добровольцами. 60-е годы - период неоконсервативного восприятия молодежи, характеризующийся лозунгом «Молодежь – страшная угроза (общественным устоям)», который отражает межпоколенческий конфликт. Появляются государственные социальные службы, ориентированные на проблемы молодежи. Тем не менее это модель «локальной государственной молодежной политики», т.е усилия направляются на решение проблем отдельных групп молодежи, в основном маргинальных (молодежь «группы риска»). 70-е годы - период становления демократических начал в молодежной политике. «Молодежь – Большая надежда (общества и государства)». Появляется развернутая инфраструктура услуг для различных категорий молодежи, в том числе оказываемых государством. И сама молодежь становится не только объектом, но и субъектом молодежной политики. С начала 80-х до середины 90-х окончательно сформирован демократический подход к оценке места и роли молодежи в обществе: «молодежь – это просто молодежь». Развитие \\институтов гражданского общества вытесняет государство как регулятор молодежной политики. Молодые люди сами формируют и реализуют ее. Усилия государственных и негосударственных социальных служб нацелены на помощь не только молодежи «группы риска», но в первую очередь на те категории молодежи, которые ориентированы на активный труд, учебу, профессиональный рост. С конца 90-х годов и по настоящее время формируется планетарный подход к реализации молодежной политики, направленный на активную социализацию и объединение усилий молодежи разных стран и регионов в решении глобальных проблем современности вместе с представителями других социальных групп. Таким образом, признание молодежи как самостоятельного ресурса, выделение молодежной политики в отдельное направление деятельности государства в промышленно развитых странах запада прямо связано с осознанием роли молодежи в решении социально- экономических и политических проблем (глобальные вызовы – старение населения, демографические проблемы, миграция, сохранение культурной идентичности, терроризм, экологическая безопасность, энергетическая безопасность и др.
Как свидетельствует опыт, в развитых странах Запада реализуются две основные модели молодежной политики. [10, стр. 67]
Во-первых, неконсервативная, характерна для США и некоторых других стран. Она предусматривает государственную помощь лишь отдельным, наименее защищенным и «неблагополучным» категориям молодежи при жесткой регламентации порядка расходования средств и категорий получаемой помощи.
Во-вторых, социал-демократическая, характерная для ряда стран Центральной и Северной Европы. Она исходит из признания ответственности государства за интеграцию всей молодежи в обществе, и предусматривает переход от помощи отдельным категориям молодежи к социальным программам, доступным для всех желающих молодых людей.
Стратегия ведущей роли государства в сфере молодежной политики. Германия, Франция - в этих странах с развитой системой регулирования социально-экономических процессов государство играет ведущую роль в определении приоритетов молодежной политики и ее осуществлении, тесно взаимодействуя с неправительственными организациями. Можно выделить следующие аспекты, данной стратегии:
Стратегия равенства государства и структур гражданского общества в сфере молодежной политики. В Великобритании, Швеции - государство формулирует общее направление, цели и приоритеты молодежной политики, но в ее реализации главная роль отведена местному самоуправлению и общественным организациям.
нения и другими факторами. Сейчас во многих странах наметилась тенденция перехода от централизованных общегосударственных (национальных) программ для всей молодежи к локальным, целевым проектам, при реализации которых акцент делается на усилиях местных органов власти как более приближенных к конкретным потребителям и учитывающих демографические, социальные, экономические и политические особенности конкретной территории, где формируется и реализуется молодежная политика. 1 Германия (большая страна с федеральным устройством) О роли федерального правительства. Общественные организации молодежи Государственная молодежная политика Германии основана на особой роли государства, нормативной регламентации мер поддержки молодых людей и молодежных организаций. Стратегия государственной молодежной политики строится на ответственности государства за интеграцию молодежи и предусматривает разработку социальных программ, доступных для всех молодых людей. Главная ответственность за молодежную политику возложена на Федеральное министерство по делам семьи, пожилых людей, женщин и молодежи
Согласно опыту США можно выделить - создание и развитие органов самоуправления в учреждениях образования, с целью обеспечения реально действующих возможностей влияния молодежи на принятие решений, непосредственно касающихся их жизни, а также приобретение необходимых социальных, культурных, коммуникативных, управленческих навыков.
Также в США активно внедрены механизмы привлечения коммерческого сектора, в том числе благотворительных частных организаций к участию в реализации программ и проектов молодежной политики. Акцент в данном случае сделан на выявлении интересов каждой стороны, использовании возможных форм и методов совместной работы.
Концепция молодежной политики, реализованная в США, основывается на: минимальном участии государственных структур в социализации молодежи. Структурные изменения в современном мире и молодежная политика
Государственная молодежная политика Германии основывается на особой роли государства, регламентации законом мер поддержки молодых людей и молодежных организаций. Стратегия предпринимаемых действий исходит из ответственности государства за интеграцию всей молодежи Германии и предусматривает разработку социальных программ, доступных для всех молодых людей.
В Германии, как и в большинстве Европейских стран, молодежная политика призвана содействовать молодым людям в
- становлении их жизненного пути,
- в обеспечении занятости
- гражданского участия молодых людей в возрасте от 18 до 27 лет.
В связи с этим цельюдетской и молодежной политики в Германии – является поддержка индивидуального и социального развития детей и молодых людей, а также их защита. Во всех крупных городах Германии имеются информационные молодежные центры.
Как для национальной молодежной политики, так и для международной молодежной политики Федеральный фонд детей и молодежи Германии является основным средством финансовой поддержки.
еВ Великобритании и Швеции – эти государства формулирует общее направление, цели и приоритеты молодежной политики, но в ее реализации главная роль отведена местному самоуправлению и общественным организациям.
1.Отсутствуют специальные министерства по делам молодежи и молодежной политике.
2.Разработка единых национальных программ и планов не практикуется, молодежная политика как комплекс мер, призванных обеспечить всем молодым людям равный шанс на достойную жизнь, реализуется различными министерствами, ведомствами, общественными организациями в рамках их компетенции.
3.Деятельность по реализации молодежной политики в Великобритании координируется управлением по работе с молодежью Министерства образования и министерским Комитетом по делам детей и молодежи, а в Швеции – Министерством культуры.
В целом для британской молодежной политики характерна тенденция дать молодым людям шанс, поддержать их, но воздержаться от чрезмерной опеки и благотворительности, которые подрывают стим
Во Франции разработкой молодежной политики занимается Министерство по делам молодежи, спорта и общественных организаций (при участии Министерства национального образования, Министерства занятости и солидарности, Министерство культуры и коммуникаций).
Китай
Государственная молодежная политика КНР осуществляется в полном соответствии с решениями Коммунистической Партии Китая, которая уделяет пристальное внимание жизни китайской молодежи, понимая всю огромную важность того, что молодежь несет в себе мощный потенциал будущего развития страны.
Основным принципом молодежной политики Китая является трудовая этика, в основании которой лежит вовлеченность молодежи в экономико-трудовую деятельность. Особая роль здесь отводится участию студенчества, освобождающемуся на период летних каникул от образовательных обязанностей, в специально создаваемых трудовых лагерях.
Турция
В Турции вопросами молодежи занимаются 14 министерств и ведомств в соответствии со своей спецификой:
- образование,
- здравоохранение,
- трудоустройство,
- борьба с вредными привычками и др.
Проблемой свободного времени занимается Главное управление по молодежи и спорту. Его работа направлена в основном на организацию и координацию различных молодежных лагерей, центров и международных организаций. Молодежные центры – это культурные институты, обеспечивающие возможности для проведения свободного времени молодежи. Центры организовывают различные мероприятия для молодежи и консультации по волнующим молодежь вопросам. Наряду с центрами действуют льных программ за счет увеличения прогрессивных налогов. К социал-демократическим партиям относятся лейбористская партия Великобритании, социалистические партии во Франции
консультативные бюро молодежной информации. Участие молодежи в международных организациях, в программах по обмену поощряется правительством Турции.
В Португалии и Испании также внедрена разветвленная общественно-государственная система служб социальной помощи молодежи. В Португалии основными звеньями механизма разработки и осуществления молодежной политики являются муниципальные округа, а в Испании – автономные области.
Непосредственными же ее проводниками на территориально-базовом уровне служат комиссии и управления по делам молодежи, формируемые руководством соответствующих округов и областей.
Центральные органы этих стран, представленные государственной комиссией по делам молодежи (Португалия) и Институтом молодежи (Испания), занимаются
- координацией, поведением общенациональных исследований
- различного рода мероприятий,
-законодательным обеспечением прав молодежи