И основные принципы деятельности народного депутата
В седьмой главе предлагается решительно двинуться по пути, указанному И.В.Сталиным в 1936г., когда он отбросил всю скопившуюся к тому времени путаницу с выборами депутатов на собраниях и ввёл в стране всеобщее, равное и прямое избирательное право.
Мы предлагаем принцип всеобщего, равного и прямого избирательного права распространить на ВСЕ права, реализуемые в избирательной процедуре.
Дело в том, что избирательное право не сводится к праву подачи голоса на выборах, как таковому,- плюс достаточно абстрактное "право быть избранным", которое ещё нуждается в расшифровке. Избирательное право - это целый комплекс прав, куда входят, например, и право выдвижения кандидатуры, и право отвода выдвинутой кандидатуры, и право отзыва депутата.
Что касается вот этих только что перечисленных прав, то они у нас по Конституции 1977 года ни всеобщими, ни равными, ни прямыми не были.
Скажем, кто мог заявить отвод выдвинутой кандидатуре? Только участник собрания по выдвижению данной кандидатуры. А если ты на это собрание не попал и вообще не знал, где и когда оно проводится, или тебя не пустили? Да и сколько народу может поместиться на собрании,- это же в любом случае ничтожная часть от всех избирателей округа. Вот и получается, что важнейшее право,- а ведь это право очень важное,- на поверку, по Конституции 1977 года ещё не доросло до ПРАВА в собственном смысле слова, оно продолжало оставаться ГРУППОВОЙ ПРИВИЛЕГИЕЙ, привилегией какой-то узкой группы.
Такими же групповыми привилегиями продолжали оставаться и право выдвижения кандидатуры, и право отзыва депутата. Формально можно было,- согласно ст.107 Конституции 1977 года,- в любое время отозвать оскандалившегося депутата по решению большинства избирателей. Но реально запустить в действие этот механизм рядовой избиратель, совершенно однозначно, не мог.
Итак, в проекте предлагается эти бывшие групповые привилегии - право выдвижения, право отвода и право отзыва - сделать действительными ПРАВАМИ, всеобщими, равными и прямыми, т.е. реально доступными каждому избирателю, допущенному вообще к участию в избирательной кампании. Это статьи 138, 140 и 146 проекта.
Однако, в проекте существенно расширены права и самих депутатов, не только избирателей. Подтверждена норма, впервые появившаяся в ст.78 проекта, относительно того, что депутат в любой период и в любой момент действия его депутатских полномочий,- а не только во время сессии,- обладает правом запроса к исполнительным и распорядительным органам Совета, с обязательностью ответа на его запрос в трехдневный срок. Для депутатов всех уровней подтверждено право "вето",- впервые упомянутое в ст.79,- т.е. право приостанавливать действие актов исполнительных и распорядительных органов в пределах ведения данного Совета, включая акты исполнительных и распорядительных органов нижестоящих Советов, с изложением своей мотивировки приостановления и принятием на себя персональной ответственности за возможные негативные последствия такового.
В то же время вводится ст.141-ой ответственность депутата за нарушение предвыборных обещаний, за необоснованный отход от программы, с которой он выступал на выборах и под которую получил голоса избирателей.
Ст.ст.142 и 143 проекта подтверждают традиционный советский принцип НЕПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА депутатской деятельности, т.е. что исполнение депутатских обязанностей - это долг перед страной и народом, а не способ зарабатывать деньги и извлекать другие материальные блага. Больше того, что он получал на основной работе, гражданин, ставши депутатом, не получит.
Из других новелл этой главы отмечу ещё следующие.
В ст.138 предлагается на конституционном уровне закрепить принцип альтернативности и состязательности кандидатур при выборах.
А вот ст.139 устанавливает, что при выдвижении кандидата в депутаты трудовым коллективом на территории предприятия или учреждения могут быть образованы один или несколько избирательных участков, и члены трудового коллектива получают возможность проголосовать на выборах не по месту жительства, а по месту работы,- т.е. за того кандидата, которого они выдвигали. А то ведь у нас как было: трудовой коллектив выдвинет кандидата в депутаты по тому округу, где территориально находится предприятие, а голосовать все разъезжаются по домам. Это же нонсенс; раз выдвинули кандидата, пусть,- прежде всего,- сами за него и голосуют, а иначе зачем выдвигать?