И в каком окажемся по возвращении в СССР?
Сегодняшние коммунисты много претензий предъявляют Н.С.Хрущёву, и среди них одна из главных - это что при нём было провозглашено превращение или перерастание государства диктатуры пролетариата в общенародное государство.
Здесь возникают два вопроса. Первый - это насколько оправданны вообще разговоры о всенародном государстве с марксистской точки зрения. И второй: произошло ли в действительности с нашим государством что-либо заслуживающее внимания, оттого что при Хрущёве постановили именовать его всенародным.
По первому вопросу. Московский центр Большевистской платформы в КПСС в своих теоретических разработках,- в частности, в материалах политклуба2,- неоднократно и настойчиво показывал, что Маркс, говоря об отмирании государства, неизменно имел в виду отмирание только той его исторически несовершенной формы, когда оно выступает как аппарат господства, насилия одного класса над другим. Эту исторически несовершенную форму государственности Маркс называет "абстрактным политическим государством".
На смену классовому обществу идёт,- как известно,- общество бесклассовое. Классы исчезнут, но люди-то никуда не денутся; т.е., будет единый, не разобщённый более классовыми перегородками народ. И потом, бесклассовое общество, это вовсе не значит - общество бесструктурное. Бесструктурного общества, тем паче на столь высокой ступени развития, быть не может. И подобно тому как структуру классового общества составляет "абстрактное политическое государство", точно так же структуру бесклассового общества составляет государство, вот именно, ВСЕНАРОДНОЕ - государство как институциональное воплощение целостности и целеустремлённости единого народа, живущего уже при коммунизме. Чтобы убедиться в справедливости всего вышесказанного, достаточно внимательно прочитать хотя бы принципиально важную в теоретическом плане работу Маркса "К критике гегелевской философии права".
Таким образом, в самих по себе утверждениях о том, что государство диктатуры пролетариата должно превратиться или перерасти в общенародное государство, никакой крамолы с марксистской точки зрения не содержится. Тенденцию развития пролетарской государственности такие утверждения рисуют, в общем и целом, правильно.
Другой вопрос, стало ли на самом деле наше Советское государство конца 50-х - начала 60-х годов общенародным, оттого что его в таковое перекрестили? Товарищи, ну конечно же, нет. Ведь при этом ни одна статья в Конституции СССР не подверглась сколь-либо существенным изменениям. Как же могло государство перейти в новое качественное состояние, если в его структурном описании - в Конституции - не изменилось буквально ни фразы? Хрущёвцы сказали стопроцентную глупость, и вот эту глупость чуть не полвека все повторяют и возмущаются тем, что Хрущёв, дескать, ликвидировал пролетарскую диктатуру. Но в действительности государство у нас по своим основным структурным характеристикам как было, так и оставалось ДИКТАТУРОЙ ПРОЛЕТАРИАТА,- вплоть до горбачевских выкрутас, о которых уже отдельный разговор, поскольку они к развитию советской государственности отношения не имеют, а имеют отношение только к её насильственному развалу.
КАКИЕ ЖЕ у диктатуры пролетариата основные структурные параметры?
Август Бебель заметил в своё время, что социалистическое общество организуется не для того, чтобы всем жить по-пролетарски, а для того, чтобы покончить с пролетарским образом жизни большинства человечества. Если бы рабочий класс стремился просто заставить всех жить по-пролетарски, он не получил бы исторического права на приобретение власти в обществе. В этом смысл часто цитируемого высказывания Маркса, что рабочий класс или революционен, или он - ничто. Власть дается пролетариату, лишь поскольку он РЕВОЛЮЦИОНЕН, поскольку он осознал всю противоестественность, античеловечность своего положения в системе эксплуататорских, частнособственнических отношений и задался целью не просто самому вырваться из этих тенёт, но и сделать так, чтобы больше никто, никогда и нигде на земном шаре в подобном положении не находился. Чтобы трудящийся человек из рыночного товара, из торговца самим собой вырос во всесторонне развитую творческую личность, чтобы труд из проклятья стал первой потребностью жизни, "делом доблести и подвигом славы", как пелось в прекрасной песне сталинской эпохи.
Приходя к власти, пролетариат,- если ему суждено эту власть удержать и развить,- стремится с первых же своих шагов стать революционизирующим ядром всего народа, стремится сплотить вокруг себя, организовать и вдохновить народ как целое на достижение тех высочайших, поистине космических идеалов, носителем которых он - пролетариат - объективно является. Т.е., чтобы для всех и каждого в обществе - ПОГОЛОВНО, как В.И.Ленин подчёркивал,- труд перешёл из отчуждённой и исторически ущербной формы "рабочей силы" в форму ТРУДА-ТВОРЧЕСТВА, труда как свободной реализации человеком своего жизненного призвания,- или, что то же самое, правильно понятого общественного долга.
Можно заметить здесь, что в сталинский период,- и по инерции ещё некоторое время спустя,- события у нас в стране как раз по этому сценарию и развивались, и именно это служило глубинным, определяющим источником блистательных побед, одержанных в ту пору Советским народом, как на поприще мирного строительства, так и на фронтах Великой Отечественной войны.
Замечу ещё, что противопоставление пролетариата народу было классикам марксизма-ленинизма всегда глубоко чуждо; такое противопоставление - это исконная, стародавняя черта не марксизма, а троцкизма. В.И.Ленин писал: "... диктатуру осуществляет не весь народ, а только революционный народ, нисколько не боящийся, однако, всего народа, открывающий всему народу причины своих действий и все подробности их, привлекающий охотно весь народ к участию не только в "управлении" государством, но и во власти, и к участию в самом устройстве государства."3
О рабочем классе как революционном ядре Советского народа неоднократно говорилось в материалах Большевистской платформы и Исполкома Съезда граждан СССР.4
Из всего только что сказанного структурные характеристики диктатуры пролетариата "выложатся" у нас сейчас сами собой; и хотя в наших публикациях вопрос этот рассматривался, я лишний раз это повторю.5
У ПРОЛЕТАРИАТА как господствующего класса есть осмысленно формулируемая долговременная ЦЕЛЬ - построение коммунистического общества. Государство, у которого есть цель, неизбежно и непременно окажется однопартийным, причём партия будет сохранять статус правящей постоянно, а не в зависимости от результата выборов, и она будет участвовать во властно-управленческих процессах не только через своих представителей в соответствующих органах, но и непосредственно как таковая.
Таким образом, рассуждения о многопартийности при социализме - они не свидетельствуют о понимании сути и природы социалистического строя. (Или, наоборот, слишком хорошо свидетельствуют, т.е. ведутся именно ради того, чтобы вызвать, а затем увековечить развал.) Социалистическая, пролетарская однопартийность - это не какой-то казус или вывих, от которого нужно избавиться, а это закономерный, причём на сей день высший этап всемирноисторического развития процессов власти и управления в человеческом обществе.
Другое дело, что эта система функционировала у нас далеко не в самом совершенном своём виде и что над ней надо ещё очень много и упорно работать. Но работать, исходя полностью из заложенных в ней самой тенденций к прогрессу, и ни в коем случае не тянуть назад, к тем схемам, которые реализуются в буржуазно-демократическом государстве.
При буржуазном строе мельтешение партий у власти - это показатель не какой-то сугубой его демократичности, но только и исключительно неразвитости в этом обществе ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ КАК СОЦИАЛЬНОЙ ФУНКЦИИ, как высокоорганизованной способности правящего класса. Ну, в самом деле,- какая у буржуазии глобальная, всемирноисторическая цель, которую хотя бы отдалённо можно было сравнить с тем, что называют всемирноисторической миссией пролетариата? Да никакой у неё цели нет. Ещё на заре становления буржуазной цивилизации один из её крупнейших и ярчайших теоретиков, Джон Локк, писал: "... политическое общество учреждено только для одной цели - чтобы обеспечить каждому человеку владение вещами в этой жизни." "... мирские блага и внешнее процветание общества - вот единственная причина вступления людей в общество и единственное, чего они ищут и к чему стремятся в нём."6
Но погоня за мирскими благами, возведённая в абсолют,- это не очень подходящий лозунг, чтобы его открыто начертать на идеологическом знамени государства. Вот поэтому буржуазия и не может подняться до открытого институционального утверждения в обществе своего идеологического господства,- именно потому, что её исторические права на идейное верховенство весьма и весьма скудны и спорны.
Всем понятно, например, что при развитой двухпартийной буржуазно-демократической системе у власти фактически всё время находится одна и та же партия - партия буржуазии как класса, осуществляющего диктатуру. Но открыто этого признать класс частных собственников не может: вот, дескать, мы хапаем,- а вот наш идеологический орган бессменно и бессовестно это наше хапужничество сторожит. Поэтому его партия вынуждена маневрировать, поворачиваясь к народу то одной, то другой своей личиной. Да, такая система в какой-то мере позволяет своевременно корректировать политический курс,- и то, как нетрудно убедиться из истории, отнюдь не всегда. Однако, в конечном итоге она служит институциональным выражением и закреплением не какого-то небывалого расцвета демократии, но,- как и говорилось уже,- всего лишь убожества и исторической обречённости глобальных целей буржуазии как последнего в истории человечества эксплуататорского класса.
Я говорю всё это сейчас для того, чтобы в последующем изложении не возвращаться к доказательствам, почему и зачем в тексте новой редакции Конституции однопартийная модель целиком сохранена и получила определённое дополнительное развитие.
Пойдём дальше.
В однопартийном государстве, где идеологический орган находится уже не за кулисами, так сказать, политической жизни, а вышел на её поверхность и обладает непосредственными властно-управленческими полномочиями,- тут не может быть и речи ни о каком "разделении властей". Ведь механизм "разделения властей" в буржуазном общественном устройстве необходим в основном для обслуживания идеологического, концептуального маневрирования, идеологической балансировки. А коль скоро концептуальная власть,- как её иногда называют,- больше не маскируется и не виляет, все прочие "власти" тут же естественно сольются в одну, в порядке соподчинения, а не взаимоуравновешивания.
Стало быть, диктатура пролетариата - это ПРЕДСТАВИТЕЛЬНО-ДЕМОКРА-ТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО, РЕСПУБЛИКА СОВЕТСКОГО ТИПА (Т.Е., С СОПОДЧИНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ, ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ И СУДЕБНОЙ ВЛАСТЕЙ, В ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ ПАРЛАМЕНТАРНОЙ РЕСПУБЛИКЕ, ГДЕ ЭТИ "ВЛАСТИ" РАЗДЕЛЕНЫ); ОДНОПАРТИЙНАЯ; С ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ НА ВСЕ ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА.
Но мы именно в таком государстве и жили до самой "перестройки", и снова в нём окажемся, если нам удастся вернуться в СССР, не слишком выбившись из русла Конституции 1977 года. Государственность эта исторически ещё очень молода, и в ней, безусловно, имелась масса недостатков, мелких и покрупнее; но по своим решающим структурным определениям это была и ещё какое-то время будет самая что ни на есть диктатура пролетариата, и в данном вопросе надо навести, наконец, необходимую ясность.
А если мы посмотрим,- для сравнения,- на диктатуру буржуазии, то что увидим?
Мы увидим ПРЕДСТАВИТЕЛЬНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО, РЕСПУБЛИКУ ПАРЛАМЕНТАРНОГО ТИПА (Т.Е., С РАЗДЕЛЕНИЕМ, А НЕ СОПОДЧИНЕНИЕМ "ВЛАСТЕЙ"); МНОГОПАРТИЙНУЮ; С ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ НА ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА.
Буржуазное государство всегда по сути своей республиканское, даже если номинально оно числится как монархия. Монарх в таком государстве или исполняет функции чисто символическое, или же, если он пользуется реальной властью, то должен работать с правительством, которое формируется парламентским большинством.
Так называемые президентские республики, они тоже представляют собой разновидность парламентарной государственности. Президент или работает с правительством парламентского большинства, или же, если ему предоставляется право сформировать свою "команду", то в этих случаях резко повышается роль парламента как такового.
ПРЕЖДЕ ЧЕМ ЗАКОНЧИТЬ теоретическую часть доклада, скажу два слова о принципиальном значении для диктатуры пролетариата государственной собственности на средства производства.
Трудящийся в собственности самой по себе, вообще говоря, не заинтересован. Жизненно важное отношение для него - это не собственность, а ПРАВО НА ТРУД, со всем шлейфом сопутствующих ему социально-экономических гарантий. Если государство диктатуры пролетариата функционирует нормально, как ему положено, то трудящийся будет заинтересован ещё и в том, чтобы право на труд перерастало в право на реализацию его творческой способности, его жизненного призвания.
Но обеспечить каждому полноценное, да ещё прогрессивно эволюционирующее право на труд можно только при одном условии - что подавляющая часть имеющихся в общественном производстве рабочих мест находится в руках государства. То же самое относится к бесплатной медицине, образованию и прочим социальным благам. Чтобы каждый всё это имел, государство должно не просто стать собственником-распорядителем всего производительного аппарата, но аппарат этот должен "завязаться" в единый народнохозяйственный комплекс, в котором все товарно-материальные и стоимостные потоки находились бы, опять-таки, под полным государственным контролем.
Поэтому не слушайте, когда вам будут говорить про социализм негосударственный, или "неэтатистский". При любом варианте "неэтатистского социализма" вы намучаетесь и от безработицы, и от беспрерывных попыток заставить вас за всё платить, не увеличивая при этом ваших заработков. Государство, которое не концентрирует в своих руках общественный продукт, т.е. собственность на основной массив средств производства, никакого социализма в надлежащем смысле этого слова вам обеспечить не сможет.
ИТАК, природа государства, с которым нам предстоит иметь дело по нашем возвращении в СССР,- это ДИКТАТУРА ПРОЛЕТАРИАТА, НАХОДЯЩАЯСЯ В ПРОЦЕССЕ АКТИВНОГО ПОИСКОВОГО ПЕРЕРАСТАНИЯ В ГОСУДАРСТВО ВСЕГО НАРОДА. Это значит, что ищутся пути к утверждению творческого характера труда, к расширению прав и свобод личности, к вовлечению - в перспективе - всех сознательных граждан поголовно в управление производством и всем ходом дел в стране.
Подчеркну ещё раз, что под диктатурой пролетариата вообще надлежит разуметь только диктатуру РЕВОЛЮЦИОННОГО пролетариата, когда он активно и осознанно стремится перевести, поднять самого себя и всё общество на некую качественно высшую историческую ступень. Утрата рабочим классом этого революционного импульса приводит к оттоку жизненных сил от его государственности и к тому, что она может потерпеть поражение в борьбе как с внутренними трудностями, так и с внешним врагом,- что, собственно, у нас и произошло.