Особенности религиозных систем права
«Принципы, которыми руководствуются незападные страны, бывают двух видов. Одни признают большую а, но само право понимают иначе, чем на Западе. Другие отбрасывают саму идею права и считают, что общественные отношения должны регламентироваться иным путем. Первые – это страны мусульманского, индейского и иудейского права; вторые – это страны Дальнего Востока, Африки и Мадагаскара».
Ислам, стремительно распространился в VII в. н.э. по Ближнему и Переднему Востоку, оказался популярным среди завоеванных арабами народов. Хотя Коран считается первым и основным источником мусульманского права, на практике мусульманские судьи обращаются не к нему, а к трудам богословов-толкователей. Решающее значение имеют Иджма – согласованное заключение древних правоведов, и «кияс» как рассуждение в области права по аналогии. Что же касается государства в лице суверена-монарха, то оно издает лишь административные акты и осуществляет надзор за правильностью правосудия. Кроме того, в мусульманском праве широко используются обычаи и соглашения, которые позволяют обходить различные запреты и приспосабливать правовые нормы к изменяющейся жизни. Например, от запрета на аренду земли избавляются с помощью договора товарищества, а запрет ростовщичества обходится путем толкования, что он распространяется только на честных лиц, а не на банки.
Особенностью иудейского права является то, что оно возникло на базе древнейшей монотеистической религии, относящейся к I тыс. до н.э. и получившей не межэтническое распространение, как буддизм, а имевшей четко выраженный этнический характер. При этом одним из основных принципов иудейского права является принцип мессианства и богоизбранности еврейского народа. Как и для других разновидностей религиозного права, для иудейского права характерен длинный и сложный путь становления. Но при этом вплоть до середины ХХ в. оно не имело государственной прописки, оставаясь правом народа, рассеянного по всему миру. Это право носит преимущественно императивный, запретительный характер, охватывая сферу семейных, личностных, религиозных отношений. С его помощью регулируется круг вопросов связанных с бракосочетанием, и оно является персонально правом каждого еврея и всех евреев, независимо от места проживания, гражданского и даже веры.
Индуистское право, в отличии от мусульманского права, базируется не на молодой и динамично развивавшейся мировой религии, а на политеистической, локальной по ареалу своего распространения религиозной цивилизации, не признающей социальную мобильность и уж тем более – гражданское общество. В период британского колониального владычества в области права собственности и обязательственного права традиционные нормы были заменены нормами английского общего права, но англичане не сочли возможным что-либо менять в индуистском семейном и наследственном праве. Индийское правительство после достижения независимости неоднократно и небезуспешно пыталось сломить сопротивление консерваторов-традиционалистов, принимая отдельные законы светского характера (о браке, о несовершеннолетних и опекунстве, о наследовании, об усыновлении и алиментах). Однако сломить кастовую автономию и преодолеть многие жестокие кастовые обычаи (например, обычай «сати» - самосожжения вдов) не удалось.
Буддизм как наиболее демократический, неэкспансионистский вариант мировой религии, анклавно рассеянный по многим странам Азии не подчинил себе право. То же самое следует сказать и о христианстве. Католичество в раннее средневековье сыграло огромную роль в «окультивировании» Западной Европы, подчиненной варварам.