Вопрос 30. государство и экономика.
Современная экономика представляет синтез рыночного механизма и элементов государственного регулирования.
Эволюция взглядов на вмешательство государства в экономику. Истоки возникновения государственного регулирования уходят далеко вглубь веков. Основные доктрины:
1) Меркантилизм: выступал за активное вмешательство государства в экономику (т.к. процесс первоначального накопления капитала не мог быть осуществлен без поддержки государства).
2) Физиократы: выдвинули принцип, означающий требование свободы торговли, а главная забота государства – защита т.н. естественного права, основой которого является частная собственность.
3) Классическая школа политэкономии (А. Смита и Д. Рикардо), развивавшаяся в эпоху промышленного переворота и выражавшая интересы промышленной буржуазии: обосновала лозунг «экономической свободы» и высказывалась за ограничения вмешательства государства в экономическую жизнь (государство должно выполнять три обязанности: ограждать общество от насилия и вторжений других независимых обществ; ограждать по мере возможности каждого члена общества от несправедливости и угнетения со стороны других его членов и осуществлять правосудие; создавать и содержать определенные общественные сооружения и учреждения, создание и содержание которых не может быть в интересах отдельных лиц или небольших групп, и затраты на которые не могут быть покрыты частными лицами).
4) Неоклассическое направление: стояло на позициях саморегулирования рыночной системы (вмешательство государства может только нанести вред ее эффективному функционированию).
5) Кейнсианская школа (Дж Кейнс): обосновала необходимость государственного регулирования экономики как средства, способного уравновесить совокупный спрос и совокупное предложение, вывести экономику из кризисного состояния, способствовать ее дальнейшей стабилизации.
6) Неолиберализм и монетаризм: обосновывали необходимость государственного невмешательства, роль государства сводится к созданию наиболее благоприятных условий функционирования рыночной экономики.
7) Школа «великого неоклассического синтеза» (П. Самуэльсон): разработала теорию смешанной экономики – теория, соединяющая устойчивость государственного управления, необходимую для удовлетворения общественных потребностей, и гибкость рыночного саморегулирования для удовлетворения быстро меняющихся личных запросов (в зависимости от состояния экономики предлагалось использовать либо кейнсианские рекомендации государственного регулирования, либо рецепты экономистов, стоящих на позиции ограничения государственного вмешательства в экономику).
8) Марксистская доктрина глобального управления экономикой: в основе лежат представления о государственном централизованном плановом регулировании экономики, основанном на общественной собственности на средства производства.
Рыночный механизм свободной конкуренции имеет много достоинств, его возможности велики, но все же не безграничны. Существуют области, где механизм свободной конкуренции не срабатывает и требуется вмешательство государства (границы государственного вмешательства): организация денежного обращения; удовлетворение государством общественных потребностей; перераспределение доходов; занятость; монополизм и инфляция; развитие фундаментальных научных исследований и связанных с ними крупных инвестиций с длительными сроками окупаемости, высокой степенью риска и неопределенностью в отношении прибыли практически не под силу рыночному механизму; проведение региональной политики (проблемы, возникающие при воздействии на рыночную экономику исторических, национальных, демографических и прочих нерыночных факторов); реализация национальных интересов в мировой экономике.
Рыночные и государственные регуляторы опираются на правовые нормы, закрепленные в законах, отражающих правила рыночного или нерыночного поведения человека во взаимодействии людей между собой. Такое взаимодействие приводит к столкновению личных, коллективных (корпоративных) и общественных интересов и объективно требует наличия субъекта регулирования социальных отношений в обществе. Таким субъектом выступает основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов и ассоциаций, который и называется государством.
Регулирование, в общепринятом смысле, можно рассматривать как упорядочение, налаживание каких либо отношений (экономических, социальных, политических и т.д.). Государственное регулирование в целом рассматривается как одна из функций государственного управления и заключается в установлении и обеспечении государством общих правил поведения субъектов общественных отношений и корректировки их в зависимости от изменяющихся условий (оно включает также всесторонний контроль за выполнением требований норм права; координацию деятельности участников соответствующих отношений; всестороннюю защиту их законных интересов и прав; определение и нормативное закрепление приоритетов проводимой в сфере экономики государственной политики; установление порядка заключения государственных контрактов (договоров), порядка лицензирования и т.п.). Экономическое регулирование представляет собой целенаправленные процессы, обеспечивающие поддержание или изменение экономических явлений и их связей.
Т.о. государственное регулирование экономики – это одна их функций государственного управления, отражающая целенаправленное воздействие государства на экономическую систему, обеспечивающая поддержание или изменение экономических явлений и их связей.
Основная цель государственного регулирования экономики – достижение максимального благосостояния всего общества. Но ее реализация возможна через достижение прикладных целей, к которым относятся: экономический рост; полная занятость; стабильность уровня цен и устойчивость национальной валюты; внешнеэкономическое равновесие.
Инструменты государственного регулирования можно разделить на две группы:
1) Административно-правовые методы, связанные с необходимостью решения макроэкономических и социальных проблем в интересах всего общества. Административно-правовые методы подразделяются на методы запрета, разрешения, принуждения и основываются на регулирующих действиях, связанных с обеспечением правовой инфраструктуры. Административные методы включают: финансовую поддержку государства отдельным предприятиям, секторам экономики, проведение макроструктурных сдвигов с целью предупреждения структурных кризисов через разработку и научно-тенических, экологических и других государственных программ, финансирование социальной сферы, антимонопольные меры и т.д. Административные методы предполагают использование мер по рационированию, лицензированию, квотированию, контролю над ценами, доходами, валютным курсом, учетным процентом, введение обязательных стандартов, за невыполнение которых государство принимает соответствующие санкции.
2) Экономические методы: бюджетное, налоговое, денежно-кредитное регулирование.
Экономические и административные методы взаимосвязаны (любой экономический регулятор несет в себе элементы администрирования, поскольку контролируется той или иной государственной службой). В то же время экономические и административные методы противоположны (административные приемы существенно ограничивают свободу экономического выбора, а порой сводят ее к нулю). Это случается там, где администрирование выходит за экономически обоснованные границы, обретает черты тотальности, перерождается в административно-командную систему. Вместе с тем административные меры, подавляя индивидуальную экономическую свободу, вполне оправданы, если они используются в тех случаях, когда максимальная свобода одних субъектов оборачивается тяжелыми потерями для других субъектов и рыночного хозяйства в целом.
Группы моделей экономики:
1) Этатистские, в которых полностью или почти полностью отсутствуют традиционные рыночные элементы и присуще преобладание государственного регулирования экономики. Характерными чертами являются: чрезмерная централизация экономических рычагов в руках государства, а точнее правительства; сосредоточение всех механизмов управления экономикой в центральных правительственных структурах; строго плановый характер экономики в масштабах страны и на локальных уровнях, при котором план приобретает нормативно-правовой характер, а последствиям его соблюдения придается юридическое значение; отношения между государством и другими субъектами экономических связей построены на основе прямого подчинения; взаимоотношения между государственными и экономическими структурами регулируется, в первую очередь, не с помощью норм гражданского или коммерческого, а административного и ему подобных по характеру отраслей права.
2) Переходные, с зарождающимися рыночными отношениями, развивающиеся в направлении становления рыночных институтов и соответствующих им форм рыночного регулирования. К общим закономерностям переходной экономики относят: преобладание изменчивости над устойчивостью, когда резко возрастает динамизация в общественно-экономических процессах, а в обществе начинают господствовать настроения необходимости «ремонта» или «разрушения» старой системы; нарастание неустойчивости и неравномерности в развитии хозяйственной системы, которое находит свое экономическое проявление в кризисности при разной форме её проявления (открытая или скрытая) и в различающихся масштабах (вплоть до состояния катастрофичности); рост противоречий, конфликтов и напряженности в обществе из-за несовпадения экономических интересов, усиления социального размежевания и смена социальных позиций больших социальных групп и элит в общественных структурах, ведущие к обострению политической борьбы и зависимости экономических решений от реального соотношения основных политических сил; особый характер противоречий: в условиях переходной экономики экономические противоречия представляют собой противоречия развития (между новыми и старыми элементами производственных отношений), а не противоречия функционирования (внутри каждого производственного отношения). Основная регулятивная деятельность государства сводится к следующему: выработке общей, в масштабе всей страны, внутренней и внешней экономической политики; правовому обеспечению возникающих рыночных отношений; определению круга и правового статуса субъектов экономических отношений; выработке социальной политики и действенных средств защиты экономических и иных интересов населения, запрещению и пресечению нарушающих закон способов ведения хозяйства и коммерции; созданию наиболее благоприятных условий для развития отечественного производства, защита его от недобросовестной конкуренции и протекции от вытеснения более развитым зарубежным капиталом; регламентация порядка разрешения возникающих в сфере экономики споров и установление юридической ответственности за нарушение законодательства.
3) Либеральные, обладающие высокоразвитыми рыночными отношениями, для которых основополагающими являются рыночные регуляторы. Отличаются следующими особенностями госрегулирования экономики: установление, как правило, партнерских отношений между государственными и рыночными структурами; минимальным вмешательством государства в экономику, уровень которого для каждой страны является различным; рациональным сочетанием административно-правового и экономического воздействия государства на экономические отношения; сосредоточением в руках государств лишь минимальных, объективно необходимых для его нормального существования и функционирования материальных средств; полное сосредоточение в руках государств финансовой и налоговой систем; доминирование частной собственности над государственной и всеми другими формами собственности.
4) Смешанные, в которых рационально сочетаются рыночные и государственные регуляторы. Для них характерны следующие особенности: плюрализм всех существующих правовых форм собственности; рациональное сочетание административного и экономического воздействия на экономику; активное участие государства в макроэкономическом регулировании воспроизводственных пропорций, в развитии научно-технического прогресса, в распределительных процессах сферы потребления, в реализации общественно значимых программ и другие.
5) Конвергентными, в которых органически интегрируются в единое целое наиболее эффективные формы рыночного и государственного регулирования. Общество устойчивого развития опирается на следующие фундаментальные принципы социальной государственности: принцип рациональной экономической свободы, на основе которой формируется смешанная экономика, обеспечивающая достаточное производство товаров и услуг для общества; трудовые отношения в обществе выстраиваются на принципах социального партнерства государства, наемного труда и работодателей; государственное регулирование рыночных отношений, достижение необходимых уровней и соотношений производства и потребления; государство во всех своих действиях преследует соблюдение принципа социальной справедливости, что сопровождается перераспределением общественного продукта в пользу менее трудоспособных и нуждающихся; принцип демократического коллективного управления производством и социальной сферой общества, обеспечивающий оптимально возможную степень социальной солидарности.