Работа талибов в сфере пропаганды, спорта, информационная работа с населением
Когда талибы пришли к власти, в сфере информации произошли серьезные изменения. Центральным печатным органом движения Талибан была объявлена газета “Шариат”, официозом правительства Исламского Эмирата Афганистан – газета “Хивад” (“Родина”). Однако функцию главного печатного органа, по существу, выполняла кандагарская газета “Тулуйи афган” (“Заря афганца”), превратившаяся в рупор лидера талибов муллы Омара [12, 225].
В 1996 г. “Радио Афганистана” было переименовано в “Голос шариата”, весь женский персонал радио, в первую очередь дикторы, был уволен; были запрещены все музыкально-развлекательные программы, их место заняли передачи на религиозную тематику и пропаганда политики и практики исламизации, проводимой талибами [12, 228].
После прихода к власти талибы заявили, что они будут всячески поощрять занятия спортом, но только теми видами, которые, по их представлениям, не противоречат исламу. Зимой 1996 г. на столичном стадионе были организованы соревнования по футболу, вольной борьбе, боксу и боевым искусствам.
Министерство спорта и Национальный олимпийский комитет талибов (возглавляемые известным спортсменом, мастером боевых искусств Абдул Шукуром Мутмаеном) объявили о создании в Кабуле 18 федераций по различным видам спорта. В 1997 г. три сборные команды были направлены в Италию, Индию и Пакистан для участия в международных соревнованиях.
В подконтрольных талибам провинциях существовало более 200 крикетных команд. Увлечение этим видом спорта среди молодежи приняло массовый характер. Афганская команда под руководством талибов готовилась принять участие в международных соревнованиях по этому виду спорта [12, 230 – 231].
Сегодня Талибан располагает широким арсеналом средств пропаганды, сочетая устаревшие и современные технологии. Они стали активно использовать интернет. На улицах Кабула и пакистанского приграничного города Пешавар продаются дешевые DVD с записью зверств войск коалиции, включающие в себя разрушенные до основания кишлаки и убитых мирных жителей. На некоторых дисках записаны сцены казней предателей и эффектных нападений на силы НАТО. В сельской местности проживает большое число неграмотных дехкан, поэтому в провинциях талибы применяют более традиционные средства воздействия. Например, они могут угрожать старейшинам племен по телефону, выпускают кассеты с записью песен в поддержку Талибана. Широко используется метод рассылки письменных предупреждений, так называемые “ночные письма” – ночью талибы подбрасывают под дверь дома письма с предупреждением не сотрудничать с властями. Тех, кто ослушался, ждет суровая кара: их самих и членов их семей могут убить, в том числе и обезглавить [13].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение социально-религиозных аспектов деятельности движения Талибан является важным условием понимания тех религиозных и общественно-политических трансформаций, которые происходят не только в Афганистане, но и во всех мусульманских странах.
Целью контрольной работы являлась характеристика движения Талибан как сообщества.
В соответствии с поставленными задачами были получены следующие выводы:
1. Рассмотрены социальный и этнический составы движения Талибан:
– в подавляющем большинстве талибы – представители маргинальных слоев населения как Афганистана, так и Пакистана;
– пуштуны – основные представители движения. Таджики, хазарейцы и пр. составляют меньшинство в Талибане. В рядах Талибана сражаются наемники из многих стран;
– значительная масса талибов – потомки афганских беженцев.
2. Раскрыта организационная структура движения Талибан.
Она строится на принципах строгого подчинения нижестоящего командира вышестоящему и включает Большую Шуру, Малую Шуру, главу движения Амира аль-муминина, двух его заместителей и множество низших чинов и полевых командиров. Вся руководящая верхушка Талибана имеет духовный сан.
3. Дана характеристика движения Талибан как религиозной, политической организации:
– Талибан – радикальное исламское движение суннитского толка. Основная цель движения – создание государства чистого ислама, жизнь которого построена на законах шариата; изгнание из страны оккупантов и свержение проамериканского правительства;
– талибы активно участвуют в политической жизни Афганистана вопреки воле правительства и сил международной коалиции. Движение сегодня разделилось на два крыла: умеренное и радикальное.
4. Проанализирована социальная политика движения Талибан на разных этапах его деятельности.
Социальная политика талибов сегодня в значительной мере претерпела изменения. Сегодня движение проводит более умеренную политику, нежели на ранних этапах своей деятельности. Движение Талибан заинтересовано в создании здоровой социальной базы в стране, проведении реформ в социальной сфере, призванных улучшить положение бедных слоев населения, женщин, детей. Движение призывает международные гуманитарные организации к сотрудничеству на подконтрольных ему территориях. Талибы сегодня более толерантно относятся к достижениям современной науки и средствам коммуникации.
Таким образом, цель контрольной работы достигнута путем решения поставленных задач.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Белокреницкий, В. Я. Движение Талибан и перспективы Афганистана и Пакистана / В. Я. Белокреницкий, Р. Р. Сикоев. – М.: Институт востоковедения РАН, 2014. – 216 с.
2. Босин, Ю. В. Афганистан: Полиэтническое общество и государственная власть в историческом контексте / Ю. В. Босин. – М.: Издательство “Гуманитарий”, 2002. – 232 с.
3. Афганский расклад: скелеты в шкафу Талибана // Рубикон геополитики [Электронный ресурс]. – 2014. – Режим доступа: http://cezarium.com/skelety-v-shkafu-talibana. – Дата доступа: 27.03.2017.
4. Джонс, Сет Дж. Война США в Афганистане. На кладбище империй / Сет Дж. Джонс. – М.: Эксмо, 2013. – 480 с.
5. Мулла Мансур: Джихад будет продолжен // Аfghanistan.ru [Электронный ресурс]. – 2015. – Режим доступа: http://afghanistan.ru/doc/88072.html. – Дата доступа: 27.03.2017.
6. Коргун, В. Г. Афганистан в начале XXI века / В. Г. Коргун. – М.: Институт изучения Израиля и стран Ближнего Востока, 2004. – 191 с.
7. Что делают американцы в Афганистане? // Фонд стратегической культуры [Электронный ресурс]. – 2016. – Режим доступа: http://www.fondsk.ru/news/2016/08/05/chto-delajut-amerikancy-v-afganistane-41828.html. Дата доступа: 28.03.2017.
8. Рашид, Ахмед. Талибан. Ислам, нефть и Большая игра в Центральной Азии / Ахмед Рашид. – М.: Библион – Русская книга, 2003. – 368 с.
9. Талибы запретили английский язык // DELFI [Электронный ресурс]. – 2014. – Режим доступа: http://rus.delfi.lv/archive/taliby-zapretili-anglijskij-yazyk.d?id=1960046. – Дата доступа: 28.03.2017.
10. Янчевский, В. Правда о Талибане / В. Янчевский // Общественно-политический журнал “Планета”. – 2005. – №4. – С. 6 – 12.
11. The Islamic Emirate’s Reconstruction Efforts // Voice of Jihad [Electronic resourse]. – 2016. – Mode of access: http://alemarah-english.com/?p=8223. – Date of access: 29.03.2017.
12. Афганистан. Справочник / Издательская фирма “Восточная литература” РАН; сост.: В. Г. Коргун, Р. Р. Сикоев. – М., 2000. – 256 с.
13. Why the Taliban is winning the propaganda war // TIME [Electronic resourse]. – 2016. – Mode of access: http://content.time.com/time/world/article/0,8599,1895496,00.html. – Date of access: 29.03.2017.
14. Национальная социологическая энциклопедия // Национальная энциклопедическая служба [Электронный ресурс]. – 2009. – Режим доступа: http://voluntary.ru. – Дата доступа: 31.03.2017.
15. Осипов, Г. В. Социологический словарь / Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев, О. Е. Черношек. – М.: Норма: Инфра-М, 2010. – 608 с.
16. Аберкромби, Н. Социологический словарь / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б. С. Тернер; под ред. С. А. Арофеева. – М.: Экономика, 2004. – 620 с.