Стратегическое развитие местного сообщества и работа с населением

Стратегическое планирование - это систематический процесс, с помощью кото­рого местные сообщества формируют картину своего будущего и определяют этапы его достижения, исходя из местных ресурсов.

При стратегическом планировании решаются следующие задачи:

формирование миссии муниципального образования;

плановое ведение хозяйственной деятельности муниципального образования;

обеспечение конкурентоспособности в будущем на основе реализации долго­срочных программ;

определение целей и задач;

формирование программ и планов действий;

поддержание соответствия между целями и возможностями территории;

регулирование развития муниципального образования;

определение приоритетов экономического и социального развития;

выявление сильных и слабых сторон, индивидуальных особенностей муници­палитета;

инвентаризация и рациональное распределение ресурсов;

внутренняя координация деятельности, согласование групповых интересов внутри местного сообщества;

привлечение инвестиций на территорию муниципального образования.

Роль стратегического планирования в муниципальном управлении трудно пере­оценить. Так, стратегический план развития муниципального образования определяет стратегические цели, задачи, приоритеты, отвечающие интересам всего населе­ния муниципального образования, и, учитывая существующие повседневные задачи территории, позволяет реализовывать долгосрочные цели, ориентированные на кардинальные изменения социально-экономических показателей. Стратегический план развития муниципального образования является важным инструментом в управ­лении его развитием, который помогает четко представить направление движения муниципального образования, его цели и сроки их достижения.

В то же время разработанная стратегия сама по себе не гарантирует успех. Ее уме­лая реализация за счет эффективных действий - вот что необходимо для достижения намеченных результатов. Путь к успеху - блестяще выполненная и эффективно реа­лизованная стратегия. Эффективность ее реализации в данном случае будет невоз­можна без мониторинга на каждом этапе.

Разработка стратегического плана развития муниципального образования

Практически в каждом муниципальном образовании создана своя собственная, оригинальная методика разработки и реализации стратегического плана развития. В то же время существуют общие принципы и рекомендации, которыми следует ру­ководствоваться всем муниципальным образованиям.

В частности, при разработке стратегии развития муниципального образования необходимо учитывать ряд факторов. В первую очередь состояние общества. По­скольку стратегическое планирование нацелено на максимальную концентрацию местных ресурсов и определение будущего для местного сообщества, соответствен­но, требуется активное участие в его разработке самого населения муниципального образования. Отсутствие общественно одобренной, принятой властями стратегии развития муниципального образования снижает качество муниципального управ­ления, наносит ущерб внешнему и внутреннему имиджу муниципалитета.

В то же время необходимоучитывать интересы не только населения, но и бизнеса, а также вертикальные связи - с региональными, федеральными и горизонтальные - с соседними муниципальными образованиями. То есть задачи развития муниципального образования следует рассматривать в их сравнении, сопоставлении и соответствии с другими планами. Конфликт интересов в данном случае недопустим.

При сиратегическом планировании социально-экономического развития муниципального образования следует учитывать следующие характеристики:

географические и климатические условия;

природные ресурсы;

финансово-экономическая база, состояние и результаты деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на данной территории;

социальная организация жизнедеятельности населения;

политическая ситуация, эффективность деятельности органов местной власти и др.

В основу стратегического плана должны быть положены принципы целевой направленности и взаимоувязанности с инвестиционными проектами, реализуемыми в прогнозируемом периоде. Стратегический план реализуется на основе взаимосвязанных мероприятий, в рамках которых проводятся институциональные и правовые преобразования, осуществляются конкретные инвестиционные проекты и принима­ются управленческие решения.

В процессе разработки стратегического плана развития муниципального об­разования выполняются следующие этапы стратегического планирования:

Анализ-диагностика состояния муниципального образования, изучение определяющих развитие внешних и внутренних факторов, SWOT-анализ. На данном этапе следует определить сильные и слабые стороны муниципального образования, опасности и возможности. Для этого анализируются объективные данные о ресурсах муниципалитета - экономических, природных, человеческих и др.

Целеполагание - определение и утверждение главной цели, основных стра­тегических направлений,целей.

Планирование - формирование частных стратегий достижения целей по каж­дому направлению, отбор мер и распределение ответственности за реализацию плана.

Мониторинг стратегического плана развития муниципального образования,основная цель которого - обеспечение реализации и постоянное поддержание актуальности плана.

SWOT-анализ как метод определения стратегического развития муниципального образования

Одним из наиболее распространенных и действенных инструментов стратегиче­ского анализа является SWOT-анализ. На примере муниципального образования он может рассматриваться как средство представления, агрегации результатов детальных обследований и обоснований, итогом которых становятся четкие суждения относи­тельно сравнительных преимуществ или недостатков муниципального образования.

На основе SWOT-анализа можно ответить на следующие вопросы.

Какие возможности муниципальное образование может использовать и какие из них являются наилучшими?

Каких угроз нужно опасаться больше всего?

К каким стратегическим изменениям необходимо прибегнуть?

Каковы сильные стороны муниципального образования и его преимущества в сравнении с аналогами?

В чем слабые стороны, в чем муниципальное образование уступает потенци­альным конкурентам?

На преодоление каких слабых сторон нужно нацелить стратегию?

Какие благоприятные возможности существуют для будущего развития муни­ципального образования?

Какие потенциальные опасности наиболее вероятны в будущем?

На первом этапе один из основополагающих принципов SWOT-анализа - изуче­ние сильных (преимуществ) и слабых (недостатков) сторон. Следует отметить: то, что сегодня кажется слабой стороной, может при определенных обстоятельствах стать решающим преимуществом. Так, удаленное положение муниципального образова­ния - слабая сторона, но после строительства автодороги или аэропорта территория может стать центром рекреации или экзотического туризма. Сегодняшняя отсталость производственного оборудования означает неизбежность технической модернизации и связанного с ней экономического роста. В ходе SWOT-анализа должны быть предложены проекты и идеи превращения недостатков в преимущества, варианты лучшего использования имеющихся преимуществ.

Среди возможных сильных сторон муниципального образования следует об­ратить внимание на такие факторы, как:

транспортный узел;

центр агломерации, региональный центр;

привлекательная природная среда, уникальные экологические ресурсы и при­родные ландшафты;

активность и предприимчивость населения;

высокий образовательно-квалификационный уровень населения;

развитые культура и искусство, культурно-архитектурное наследие (реликвии, музеи);

большие территориальные ресурсы в муниципальной собственности;

наличие энергетических ресурсов;

разнообразная жилая застройка;

модернизация и расширение телекоммуникаций;

развитые секторы науки, технологии и образования;

центр экономической жизни, связанной с приморским положением, хорошо развитая система порта и материковой части;

достаточно развитая сеть лечебных учреждений;

международный аэропорт.

Среди возможных слабых сторон муниципального образования необходимо особо обратить внимание на следующие:

удаленное положение муниципального образования;

ограниченная транспортная доступность, удаленность от магистральных дорог, плохое состояние улиц, дорог и площадей;

неблагоприятная демографическая ситуация и дефицит квалифицированных кадров;

неразвитая туристская инфраструктура с низким уровнем комфорта;

инженерная инфраструктура, не учитывающая специфику местных условий;

безработица, высокая доля нетрудоспособных возрастов;

загрязненная окружающая среда;

низкая производительность строительной индустрии;

недостаточный уровень развития телекоммуникаций, плохое функционирова­ние связи;

высокая аварийность на муниципальных инженерных коммуникациях;

плохое состояние материальных ресурсов - здравоохранения, социального обес­печения, детских яслей и садов, школ, искусства и культуры, спорта и досуга;

низкий уровень общественной безопасности;

отсутствие средств на социальное развитие (бюджетные ограничения);

слабая система бытового обслуживания;

низкая эффективность работы коммунального хозяйства.

На втором этапе SWOT-анализа выявляются перспективные возможности и опас­ности (угрозы). Возможности - это положительные тенденции и явления во внешней среде, использование которых при правильной стратегии позволяет муниципальному образованию добиться существенного развития и удовлетворения потребностей на­селения. При этом обычно принимаются во внимание демографические, экономические, инфраструктурные, экологические, международные и политические процессы.

Будущее муниципального образования в значительной степени зависит от раз­вития его отношений с соседними муниципальными образованиями как внутри страны, так и в международном контексте, от общей ситуации в экономике. Как правило, надо ориентироваться на развитие интеграционных процессов, расширение международ­ных контактов. Очень серьезно влияет на развитие муниципального образования из­менение транспортной сети, поэтому все возможности должны быть тщательно вы­явлены и проанализированы.

Инвестиционные перспективы также должны стать объектом анализа. Привле­чение инвестиций в экономику муниципального образования является одной из наи­более важных задач, решение которой позволит достичь динамичного социально-экономического развития территории. Принятие мер по повышению инвестиционной привлекательности муниципальных образований, формированию максимально комфортных условий работы для инвесторов может стать эффективным инструмен­том повышения благосостояния населения, будет способствовать финансовой устой­чивости, стабильности, эффективному развитию экономики муниципального обра­зования и региона в целом.

Кроме того, на будущее муниципальных образований оказывает влияние раз­витие региональной инженерной инфраструктуры. Появление новых мощных ис­точников энергии и газораспределительных систем означает изменение в перспек­тивах экономики муниципального образования. Общеполитические тенденции, особенно касающиеся децентрализации, также крайне важны. Если сфера компетен­ции местного самоуправления будет расширяться, его финансовая база укрепится, что положительно скажется на перспективах муниципального образования. В про­тивном случае это приведет к отрицательным последствиям.

Потенциальными внешними возможностями могут выступать:

экономический подъем в стране и мире;

стабилизация рыночных механизмов;

трансформации собственности;

строительство автомобильных дорог;

развитие местного и международного туризма;

сотрудничество с другими городами агломерации;

расширение международных контактов;

региональное сотрудничество;

рост самостоятельности муниципального уровня;

децентрализация страны и развитие местного самоуправления.

Угрозы (опасности)-это отрицательные тенденции, которые при отсутствии ре­акции на них могут вызвать потери.Угрозами и общими источниками стратегических проблем муниципальных образований, в особенности если речь идет о крупных рос­сийских городах, являются общемировые процессы геоэкономического и экологи­ческого характера, связанные с глобализацией, общим ростом народонаселения Земли и одновременно пространственной дифференциацией демографических про­цессов, ускорением урбанизации и разрушением природной среды, ростом загряз­нений, истощением ресурсов планеты. В муниципальных образованиях регионов России эти условия усугубил социально-экономический кризис, приведший к массо­вой бедности и вымиранию, острому социальному расслоению и дезадаптации, низ­кой совокупной покупательной способности населения, а следовательно, малой инвестиционной привлекательности российских городов.

Потенциальными внешними угрозами могут быть:

общий спад в экономике;

конкуренция со стороны других отечественных и иностранных экономических центров;

неблагоприятные демографические тенденции, снижение рождаемости, старе­ние населения и отток из муниципального образования молодежи;

возрастание транспортных потоков, угроза окружающей среде;

конкуренция с другими муниципальными образованиями как внутри страны, так и за ее пределами;

сепаратизм в агломерации и регионе;

ограничение самоуправления;

изменение политической системы и связанные с этим изменения нормативно-правовой базы.

Таким образом, оценка сильных и слабых сторон по отношению к возможностям и угрозам внешней среды определяет наличие у муниципального образования стра­тегических перспектив и возможности их реализации. Обобщение результатов SWOT-анализа демонстрирует основные проблемы, стоящие перед экономикой и населе­нием муниципального образования, и стратегические риски его развития в средне-идолгосрочной перспективе.

Стратегические цели

Этап целеполагания наиболее важен в разработке стратегического плана раз­вития муниципального образования. На данном этапе должны быть определены главная цель, основные стратегические цели и направления развития, а также миссия муниципального образования.

Наши рекомендации