Социальные реформы во время правления талибов (1996 – 2001 гг.)
Спустя некоторое время после прихода их к власти, началась борьба талибов с наркотиками. Были приняты законы, согласно которым производители опиумного мака подвергались смертной казни. Мулла Омар лично выступил за публичное четвертование наркопроизводителей и наркоторговцев.
Посевы мака безжалостно уничтожались. Ни одна попытка договориться с талибами ни к чему не приводила – возможно, впервые в новейшей истории наркотикам была объявлена настоящая, а не показная война.
Заслуги талибов в деле борьбы с наркотиками пришлось признать даже ООН. В докладе ООН “Глобальные тенденции в незаконном обороте наркотиков в 2002 году” отмечалось, что “Талибану удалось достичь высокого уровня исполнения декрета о запрещении производства опия, который они издали в июле 2000 года”.
Вообще, действуя в соответствии со своей загадочной философией, талибы наряду со своим откровенным мракобесием совершили немало исключительно гуманных и полезных дел. Нищие и больные начали получать помощь от государства – невиданная при моджахедах роскошь. Взяточничество пошло на спад. Разбои и насилия почти полностью прекратились.
Помимо борьбы с наркотиками и бандитизмом талибы всерьез занялись важнейшим для Афганистана делом – освобождением афганской земли от миллионов противопехотных мин – страшного наследия гражданской войны.
Интересно и то, что даже женщины кое в чем выиграли при талибах. “Правительство талибов доказало свою способность защитить честь, жизнь и собственность афганских женщин. Талибы выпустили несколько революционных указов, направленных на искоренение некоторых репрессивных традиций афганского общества, лишавших женщин прав наследования, принуждавших вдов выходить замуж за родственников мужей и разрешавших использовать женщин в качестве компенсации семье убитого, чтобы примирить враждующие стороны. Эти вековые традиции существовали при всех прежних правительствах и не были ими отменены”, – указывала делегация талибов в специальном меморандуме для ООН [10].
Придя к власти, талибы утвердили правила работы учреждений здравоохранения. Правила работы государственных больниц и частных клиник были основаны на принципах шариата:
1. Пациенты-женщины должны идти к докторам-женщинам. Если нужен доктор-мужчина, женщину должен сопровождать ее близкий родственник.
2. Во время осмотра и женщина-пациент, и мужчина-врач должны быть одеты в хиджаб.
3. Доктор-мужчина не должен видеть других частей тела женщины, кроме затронутых болезнью, или прикасаться к ним.
4. Комнаты ожидания для женщин-пациентов должны быть надежно укрыты.
5. Человеком, управляющим очередью женщин-пациентов, может быть только женщина.
6. Во время ночного дежурства врач-мужчина не имеет права заходить в женскую палату, если его не зовет пациент.
7. Докторам – женщинам и мужчинам – нельзя сидеть и разговаривать вместе. Если необходимо поговорить по делам, им следует надеть хиджаб.
8. Доктора-женщины должны носить простую одежду, им запрещается носить модную одежду и употреблять косметику.
9. Женщины – доктора и медсестры – не должны входить в палаты к пациентам-мужчинам.
10. Работники больниц обязаны ходить в мечеть и молиться.
11. Религиозная полиция имеет право прийти с проверкой в любое время, и никто не должен препятствовать этому.
Всякий, кто нарушит этот приказ, будет наказан по законам ислама [8, 526].
Во время своего правления талибы запретили работать женщинам на предприятиях и в учреждениях. Между тем прежде в Афганистане до 40% рабочих мест в сферах образования, здравоохранения, связи, информации занимали женщины, и их уход оттуда сразу нанес ощутимый ущерб народному хозяйству страны. И это уже не говоря о резком росте безработицы, тем более при наличии большого числа женщин, потерявших мужей в войну и в большинстве имеющих детей, которые, будучи лишены возможности работать, обречены на голод [12, 169].
Талибан также боролся с гомосексуализмом. Кандагарские пуштуны известны своей склонностью к молодым мальчикам, и изнасилование мальчиков полевыми командирами было одним из главных мотивов Муллы Омара, когда он создавал Талибан. Но гомосексуализм продолжал существовать, и против него применялись странные, если не сказать бесчеловечные, наказания. Двое солдат, предававшихся любви в Кабуле в апреле 1998 года, были безжалостно избиты, связаны вместе и посажены в пикап, на котором их возили по всему городу, вымазав лица машинным маслом. Мужчины, обвиняемые в содомии, подвергались неслыханным ранее “исламским” наказаниям: их ставили к стене, а стену обрушивали на виновных [8, 285].