ТЕМА 3. должность в структуре государственной службы. прохождение ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
- Государственная должность: ее правовой статус и содержание.
- Реестр государственных должностей..
- Прохождение государственной службы.
1. ГосУдАРственнАя должность: ЕЕ ПРАВОВОЙ СТАТУС И СОДЕРЖАНИЕ
Государственный служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы Российской Федерации.
Должности государственной службы учреждаются федеральным законом или иным нормативно-правовым актом Российской Федерации, законом или иным нормативно-правовым актом субъекта Российской Федерации.
Должности государственной службы подразделяются на:
должности федеральной государственной гражданской службы;
должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации;
воинские должности;
должности правоохранительной службы (ст. 8 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» - далее: 3акон о системе госслужбы).
Ключевыми признаками государственной должности являются:
а) это должность в органах государственной власти - федеральных и субъектов Российской Федерации; а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ, т.е. должность - это первичная структурная единица государственных органов. Она является первоэлементом государственной, организации (администрации), государственной службы;
б) это должность с определенными нормативными документами кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа; включает в себя часть компетенции государственного органа, установленной в правовых актах. Лицо, занимающее государственную должность, обязано руководствоваться в своей деятельности особыми публичными и профессиональными интересами, должно служить всему обществу;
в) это должность с установленным законодательством денежным содержанием, в которое включаются должностной оклад, надбавки к нему, техническое обеспечение должности, установленные льготы и привилегии и пр.;
г) это должность с определенной ответственностью за нарушение должных действий по службе (в рамках обязанностей и прав по должности), а равно за недостижение цели по вине государственного служащего.
Российская государственная служба ориентирована на карьерный тип организации службы, когда вся профессиональная жизнь чиновника проходит в сфере государственной службы. Ha его карьере (продвижении по служебной лестнице) построена организация, которая делится на строгие иерархические категории и в рамках этой организации по определенным правилам происходит постепенный служебный рост чиновника. Карьерная система предполагает категорирование служащих.
Государственные должности в законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» (ст. 1) подразделяются на три категории «А», «Б» и «В».
Понятием государственной должности категории «А» охватываются государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов РФ. Они устанавливаются Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий органов федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации и конституциями и уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий их государственных органов.
Лица, замещающие государственные должности категории «A», должны обладать следующими качествами:
- стратегическое видение;
- умение руководить людьми;
- умение планировать;
- умение оценивать имеющиеся ресурсы и пользоваться ими;
- обладание организационными связями (связей с другими
действующими организациями и лицами на политической арене).
Политические государственные должности (государственные
должности категории «А») - это должности, назначение на
которые производится по политическим критериям, на внеконкурсной основе и в соответствии с закрепленной Конституцией РФ и высшими законами субъектов Федерации, кадровой номенклатурой Президента РФ, других федеральных и региональных органов и должностных лиц. Увольнение с этих должностей также производится по упрощенной процедуре и зачастую по сугубо политическим, а не квалификационным или иным деловым характеристикам.
Государственные должности категории «Б» учреждаются в установленном законодательством Российской Федерации порядке, замеаются путем назначения для того, чтобы непосредственно обеспечивать исполнение полномочий лиц, замещающих должности категории «А». Это так называемые патронажные государственные должности.
Полномочия государственного служащего, замещающего государственную должность категории «Б» могут изменяться в зависимости от ситуации. Государственный служащий может действовать свободно, «произвольно» в рамках определенной компетенции, в его решениях проявляется индивидуальное понимание ситуации и политической необходимости.
Назначение этой категории государственных должностей состоит в выполнении лицами, которые их занимают, функций в целях непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, состоящего на государственной должности категории «А». В обобщенном виде эти функции могут быть представлены в следующем виде:
- разработка и внесение предложений по актуальным направлениям соответствующей сферы деятельности;
- систематическая информация и консультирование, представление соответствующих информационно-аналитических материалов;
- участие в подготовке проектов решений, проработке вопросов, требующих профессиональных знаний;
- осуществление контроля за ходом выполнения решений по направлениям, входящим в компетенцию лица, деятельность которого обеспечивается;
- внесение предложений о необходимости разработки законов и других нормативных актов;
- участие в подготовке докладов, а также иных материалов;
- участие в подготовке и проведении поездок, приемов, визитов и других официальных мероприятий;
- выполнение иных поручений лица, занимающего государственную должность категории «А».
Как видно, лица, занимающие государственные должности категории «Б», обязаны оказывать занимающим должности категории «А» постоянную и всестороннюю помощь в формировании и реализации государственной политики в сфере деятельности соответствующего государственного органа. Соответственно ответственность таких государственных служащих абсолютна перед их «патронами» и перед теми, кто их выдвигал (чаще всего эти две категории совпадают).
Перед подчиненными патронажные государственные служащие обязанностей и ответственности зачастую не имеют, им предоставлены абсолютные права «требовать», но, разумеется, в рамках закона. Перед гражданами ответственность таких лиц наступает только в случае косвенного воздействия граждан на патронов», т.е. лиц, замещающих государственные должности категории «А».
Полномочия лиц, занимающих государственные должности категории «Б», прекращаются с окончанием срока пребывания на государственной должности категории «А» лица, деятельность которого они непосредственно обеспечивали.
Государственные должности категории «Б» - это государственные должности в системе государственной службы, замещаемые по личному решению патронов. В Российской Федерации все лица, занимающие государственные должности категории «А», вправе самостоятельно принимать на государственную службу граждан из числа доверенных лиц на должности руководителей своей администрации, помощников, советников, секретарей и др.
Так, к числу государственных должностей категории «Б» относятся должности, установленные для обеспечения полномочий Президента Российской Федерации, замещаемые в порядке назначения: руководитель Администрации Президента РФ, первый помощник Президента РФ, помощник (советник) Президента РФ, управляющий делами Президента РФ, заведующий Канцелярией Президента РФ, пресс-секретарь Президента РФ и т.д., всего 13 государственных должностей.
Для обеспечения полномочий Министра РФ установлено три должности категории «Б» - помощник, советник, консультант. Для обеспечения деятельности Совета Федерации, Председателя Совета и его заместителей - установлено пять должностей, а Председателя Счетной палаты его заместителя и аудиторов - девять должностей.
Если политические назначенцы приносят с собой новые, свежие идеи, они горят желанием претворить в жизнь приоритеты, выдвинутые вновь избранным главой исполнительной власти, то профессиональные должностные лица обладают более значительным и более длительным опытом конкретной работы, они лучше знают механизмы и процедуры ведения дела, лучше, так сказать, «технически подкованы» в рутинных вопросах разработки и «утряски» бюджета, кадрового регулирования.
Государственные должности категории «В» - это должности, учреждаемые самими государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий.
Особенность в регламентации государственных должностей категории «В» состоит в том, что хотя они учреждаются государственным органом самостоятельно (в режиме усмотрения), однако само наименование должности не может быть изменено, поскольку оно установлено Реестром (ч. II), реестром государственных служащих субъектов РФ.
Государственные должности категории «В» - должности профессиональной государственной службы. По своей сути зто административные должности, которые замещаются без ограничения срока, в порядке назначения по итогам конкурса. Для замещения такой должности нет обязательной необходимости иметь стаж государственной службы. Участвовать в конкурсе на вакантную должность категории «В» - право каждого гражданина России.
Должность, учреждаемая для обеспечения исполнения полномочий государственных органов, закрепляет часть компетенции, полномочий органа. Включение должности в структуру государственного органа производится посредством штатного расписания, в котором содержится перечень структурных подразделений, должностей и их количество.
Включение должности в штатное расписании, как правило, сопровождается разработкой должностных положений и инструкций для лиц, замещающих такие должности.
Должностные инструкции государственных служащих являются нормативными документами, призванными содействовать правильному подбору, расстановке и закреплению кадров, повышению их профессиональной квалификации, совершенствованию функционального и технологического разделения труда между руководителями и специалистами, использоваться при оценке служебной деятельности госслужащего при проведении аттестации и т.д.
Должностные инструкции определяют должностные обязанности, должностные полномочия и права, квалификационные требования к должности, перечень качеств, необходимых для профессионального выполнения должностных обязанностей. В них содержатся основные задачи, которые служащий решает на закрепленном за ним участке работы; основные функции, по которым ООН принимает, готовит или обеспечивает выполнение соответствующих государственных решений; мер ответственности за неисполненные или ненадлежащее исполненные возложенных на него обязанностей.
Так, главный специалист готовит решения по сложным перспективным, стратегическим проблемам, требующим высокого класса профессионализма, их согласовывает; специалист I категории готовит решения по текущим вопросам и участвует в подготовке решений компетенции главного и ведущего специалистов; специалист II категории участвует в подготовке всех видов решений и выполняет оперативную текущую работу по обеспечению их выполнения4.
Государственная должность содержит четко отграниченную от других основную функцию, выполняемую государственным служащим по данной государственной должности. Наименование государственной должности представляет собой краткую и точную формулировку, отражает ее индивидуальный характер и общность в системе функций государственного органа. Например, наименование государственной должности «помощник (советник) федерального министра» отражает следующие моменты: это государственная должность федерального государственного служащего; ее назначение - обеспечение деятельности члена Правительства РФ; уровень - главная государственная должность; замещается в порядке назначения. Наименование государственной должности «главный специалист администрации области» отражает другие признаки: это государственная должность государственного служащего субъекта РФ, а именно области; ее назначение - выполнение обязанностей по осуществлению полномочий администрации области; уровень - старшая государственная должность; замещается в порядке конкурса.
Государственный служащий не владеет занимаемой должностью. Она принадлежит государственной администрации. Назначение государственным органом (должностным лицом) служащего на должность, соответствующую его квалификационному разряду (рангу, классному чину, степени и т.д.), происходит в рамках установленных законом правил разделения квалификационных разрядов, классных чинов, рангов и степеней, с одной стороны, и должностей - с другой.
Должность является как бы предпосылкой оформления правового статуса государственного служащего. Правовой статус государственной должности включает перечень всех видов работ (функций) по данной должности с указанием на конечные результаты, которые государственный служащий должен достигать всякий раз при выполнении каждой своей функции (это регламентируется в положениях и должностных инструкциях) круг обязанностей государственного служащего по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа; ответственность госслужащего за нарушение должных действий по службе, а равно за недостижение цели по вине государственного служащего; денежное содержание; порядок учреждения должности и др.
Статус государственной должности обусловливает определенные требования: получение специального образования, наличие необходимых способностей и пригодность лица для осуществления должностных функций.