ТЕМА 3. должность в структуре государственной службы. прохождение ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

  1. Государственная должность: ее правовой статус и содержание.
  2. Реестр государственных должностей..
  3. Прохождение государственной службы.

1. ГосУдАРственнАя должность: ЕЕ ПРАВОВОЙ СТАТУС И СОДЕРЖАНИЕ

Государственный служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности государственной граж­данской службы Российской Федерации.

Должности государственной службы учреждаются федераль­ным законом или иным нормативно-правовым актом Российс­кой Федерации, законом или иным нормативно-правовым ак­том субъекта Российской Федерации.

Должности государственной службы подразделяются на:

должности федеральной государственной гражданской служ­бы;

должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации;

воинские должности;

должности правоохранительной службы (ст. 8 Федераль­ного закона «О системе государственной службы Российской Федерации» - далее: 3акон о системе госслужбы).

Ключевыми признаками государственной должности явля­ются:

а) это должность в органах государственной власти - феде­ральных и субъектов Российской Федерации; а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ, т.е. должность - это первичная структурная единица государственных органов. Она является первоэлемен­том государственной, организации (администрации), государственной службы;

б) это должность с определенными нормативными документа­ми кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полно­мочий данного государственного органа; включает в себя часть компетенции государственного органа, установленной в право­вых актах. Лицо, занимающее государственную должность, обя­зано руководствоваться в своей деятельности особыми публич­ными и профессиональными интересами, должно служить все­му обществу;

в) это должность с установленным законодательством де­нежным содержанием, в которое включаются должностной ок­лад, надбавки к нему, техническое обеспечение должности, ус­тановленные льготы и привилегии и пр.;

г) это должность с определенной ответственностью за нару­шение должных действий по службе (в рамках обязанностей и прав по должности), а равно за недостижение цели по вине государственного служащего.

Российская государственная служба ориентирована на карь­ерный тип организации службы, когда вся профессиональная жизнь чиновника проходит в сфере государственной службы. Ha его карьере (продвижении по служебной лестнице) построе­на организация, которая делится на строгие иерархические категории и в рамках этой организации по определенным пра­вилам происходит постепенный служебный рост чиновника. Карьерная система предполагает категорирование служащих.

Государственные должности в законе «Об основах государ­ственной службы Российской Федерации» (ст. 1) подразделя­ются на три категории «А», «Б» и «В».

Понятием государственной должности категории «А» охватываются государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов РФ. Они устанавли­ваются Конституцией РФ, федеральными законами для не­посредственного исполнения полномочий органов федеральной государственной власти на всей территории Российской Феде­рации и конституциями и уставами субъектов РФ для не­посредственного исполнения полномочий их государственных органов.

Лица, замещающие государственные должности категории «A», должны обладать следующими качествами:

- стратегическое видение;

- умение руководить людьми;

- умение планировать;

- умение оценивать имеющиеся ресурсы и пользоваться ими;

- обладание организационными связями (связей с другими
действующими организациями и лицами на политической арене).

Политические государственные должности (государственные
должности категории «А») - это должности, назначение на
которые производится по политическим критериям, на внекон­курсной основе и в соответствии с закрепленной Конституцией РФ и высшими законами субъектов Федерации, кадровой но­менклатурой Президента РФ, других федеральных и региональ­ных органов и должностных лиц. Увольнение с этих должнос­тей также производится по упрощенной процедуре и зачастую по сугубо политическим, а не квалификационным или иным деловым характеристикам.

Государственные должности категории «Б» учреждают­ся в установленном законодательством Российской Федерации порядке, замеаются путем назначения для того, чтобы непос­редственно обеспечивать исполнение полномочий лиц, замеща­ющих должности категории «А». Это так называемые патро­нажные государственные должности.

Полномочия государственного служащего, замещающего го­сударственную должность категории «Б» могут изменяться в зависимости от ситуации. Государственный служащий может действовать свободно, «произвольно» в рамках определенной компетенции, в его решениях проявляется индивидуальное по­нимание ситуации и политической необходимости.

Назначение этой категории государственных должностей со­стоит в выполнении лицами, которые их занимают, функций в целях непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, состоящего на государственной должности категории «А». В обобщенном виде эти функции могут быть представлены в следующем виде:

- разработка и внесение предложений по актуальным на­правлениям соответствующей сферы деятельности;

- систематическая информация и консультирование, пред­ставление соответствующих информационно-аналитических материалов;

- участие в подготовке проектов решений, проработке воп­росов, требующих профессиональных знаний;

- осуществление контроля за ходом выполнения решений по направлениям, входящим в компетенцию лица, деятельность которого обеспечивается;

- внесение предложений о необходимости разработки зако­нов и других нормативных актов;

- участие в подготовке докладов, а также иных материа­лов;

- участие в подготовке и проведении поездок, приемов, ви­зитов и других официальных мероприятий;

- выполнение иных поручений лица, занимающего государ­ственную должность категории «А».

Как видно, лица, занимающие государственные должности категории «Б», обязаны оказывать занимающим должности категории «А» постоянную и всестороннюю помощь в форми­ровании и реализации государственной политики в сфере дея­тельности соответствующего государственного органа. Соответ­ственно ответственность таких государственных служащих аб­солютна перед их «патронами» и перед теми, кто их выдвигал (чаще всего эти две категории совпадают).

Перед подчиненными патронажные государственные служа­щие обязанностей и ответственности зачастую не имеют, им предоставлены абсолютные права «требовать», но, разумеется, в рамках закона. Перед гражданами ответственность таких лиц наступает только в случае косвенного воздействия граждан на патронов», т.е. лиц, замещающих государственные должнос­ти категории «А».

Полномочия лиц, занимающих государственные должности категории «Б», прекращаются с окончанием срока пребывания на государственной должности категории «А» лица, деятель­ность которого они непосредственно обеспечивали.

Государственные должности категории «Б» - это государ­ственные должности в системе государственной службы, заме­щаемые по личному решению патронов. В Российской Федера­ции все лица, занимающие государственные должности катего­рии «А», вправе самостоятельно принимать на государствен­ную службу граждан из числа доверенных лиц на должности руководителей своей администрации, помощников, советников, секретарей и др.

Так, к числу государственных должностей категории «Б» относятся должности, установленные для обеспечения полно­мочий Президента Российской Федерации, замещаемые в по­рядке назначения: руководитель Администрации Президента РФ, первый помощник Президента РФ, помощник (советник) Президента РФ, управляющий делами Президента РФ, заведу­ющий Канцелярией Президента РФ, пресс-секретарь Президента РФ и т.д., всего 13 государственных должностей.

Для обеспечения полномочий Министра РФ установлено три должности категории «Б» - помощник, советник, консуль­тант. Для обеспечения деятельности Совета Федерации, Пред­седателя Совета и его заместителей - установлено пять долж­ностей, а Председателя Счетной палаты его заместителя и ауди­торов - девять должностей.

Если политические назначенцы приносят с собой новые, све­жие идеи, они горят желанием претворить в жизнь приорите­ты, выдвинутые вновь избранным главой исполнительной вла­сти, то профессиональные должностные лица обладают более значительным и более длительным опытом конкретной рабо­ты, они лучше знают механизмы и процедуры ведения дела, лучше, так сказать, «технически подкованы» в рутинных воп­росах разработки и «утряски» бюджета, кадрового регулиро­вания.

Государственные должности категории «В» - это долж­ности, учреждаемые самими государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий.

Особенность в регламентации государственных должностей категории «В» состоит в том, что хотя они учреждаются госу­дарственным органом самостоятельно (в режиме усмотрения), однако само наименование должности не может быть изменено, поскольку оно установлено Реестром (ч. II), реестром государ­ственных служащих субъектов РФ.

Государственные должности категории «В» - должности про­фессиональной государственной службы. По своей сути зто ад­министративные должности, которые замещаются без ограни­чения срока, в порядке назначения по итогам конкурса. Для замещения такой должности нет обязательной необходимости иметь стаж государственной службы. Участвовать в конкурсе на вакантную должность категории «В» - право каждого граж­данина России.

Должность, учреждаемая для обеспечения исполнения пол­номочий государственных органов, закрепляет часть компетен­ции, полномочий органа. Включение должности в структуру государственного органа производится посредством штатного расписания, в котором содержится перечень структурных под­разделений, должностей и их количество.

Включение должности в штатное расписании, как правило, сопровождается разработкой должностных положений и инст­рукций для лиц, замещающих такие должности.

Должностные инструкции государственных служащих явля­ются нормативными документами, призванными содействовать правильному подбору, расстановке и закреплению кадров, по­вышению их профессиональной квалификации, совершенство­ванию функционального и технологического разделения труда между руководителями и специалистами, использоваться при оценке служебной деятельности госслужащего при проведении аттестации и т.д.

Должностные инструкции определяют должностные обязан­ности, должностные полномочия и права, квалификационные требования к должности, перечень качеств, необходимых для профессионального выполнения должностных обязанностей. В них содержатся основные задачи, которые служащий решает на закрепленном за ним участке работы; основные функции, по которым ООН принимает, готовит или обеспечивает выпол­нение соответствующих государственных решений; мер ответ­ственности за неисполненные или ненадлежащее исполненные возложенных на него обязанностей.

Так, главный специалист готовит решения по сложным пер­спективным, стратегическим проблемам, требующим высокого класса профессионализма, их согласовывает; специалист I ка­тегории готовит решения по текущим вопросам и участвует в подготовке решений компетенции главного и ведущего специа­листов; специалист II категории участвует в подготовке всех видов решений и выполняет оперативную текущую работу по обеспечению их выполнения4.

Государственная должность содержит четко отграниченную от других основную функцию, выполняемую государственным служащим по данной государственной должности. Наименова­ние государственной должности представляет собой краткую и точную формулировку, отражает ее индивидуальный характер и общность в системе функций государственного органа. На­пример, наименование государственной должности «помощник (советник) федерального министра» отражает следующие мо­менты: это государственная должность федерального государ­ственного служащего; ее назначение - обеспечение деятельно­сти члена Правительства РФ; уровень - главная государствен­ная должность; замещается в порядке назначения. Наименова­ние государственной должности «главный специалист админис­трации области» отражает другие признаки: это государствен­ная должность государственного служащего субъекта РФ, а именно области; ее назначение - выполнение обязанностей по осуществлению полномочий администрации области; уровень - старшая государственная должность; замещается в порядке конкурса.

Государственный служащий не владеет занимаемой должно­стью. Она принадлежит государственной администрации. На­значение государственным органом (должностным лицом) слу­жащего на должность, соответствующую его квалификацион­ному разряду (рангу, классному чину, степени и т.д.), происходит в рамках установленных законом правил разделения ква­лификационных разрядов, классных чинов, рангов и степеней, с одной стороны, и должностей - с другой.

Должность является как бы предпосылкой оформления правового статуса государственного служащего. Правовой статус государственной должности включает перечень всех видов ра­бот (функций) по данной должности с указанием на конечные результаты, которые государственный служащий должен дос­тигать всякий раз при выполнении каждой своей функции (это регламентируется в положениях и должностных инструкциях) круг обязанностей государственного служащего по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа; ответственность госслужащего за нарушение должных действий по службе, а равно за недостижение цели по вине государствен­ного служащего; денежное содержание; порядок учреждения должности и др.

Статус государственной должности обусловливает определен­ные требования: получение специального образования, нали­чие необходимых способностей и пригодность лица для осуще­ствления должностных функций.

Наши рекомендации