Резолюция Верховного Совета Эстонской Советской Социалистической Республики о Союзном Договоре
Верховный Совет Эстонской ССР, основываясь на Декларации о суверенитете Эстонской ССР, входит в Президиум Верховного Совета СССР с предложением разработать Союзный договор и уполномочивает Президиум Верховного Совета Эстонской ССР представлять интересы республики при разработке текста договора. Председатель Президиума Верховного Совета Эстонской ССР А. Рюйтелъ Секретарь Президиума Верховного Совета Эстонской ССР В. Вахт
УКАЗ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР ОТ 26 НОЯБРЯ 1988 Г. «О НЕСООТВЕТСТВИИ ЗАКОНА ЭСТОНСКОЙ ССР «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В КОНСТИТУЦИЮ (ОСНОВНОЙ ЗАКОН) ЭСТОНСКОЙ ССР» И ДЕКЛАРАЦИИ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА ЭСТОНСКОЙ ССР О СУВЕРЕНИТЕТЕ ЭСТОНСКОЙ ССР, ПРИНЯТЫХ 16 НОЯБРЯ 1988 ГОДА, КОНСТИТУЦИИ СССР И ЗАКОНАМ СССР»
На основании пункта 4 статьи 121 Конституции СССР, возложившей на Президиум Верховного Совета СССР контроль за соблюдением Конституции СССР и соответствия конституций и законов союзных республик Конституции и законам СССР, Президиум Верховного Совета СССР рассмотрел Закон Эстонской ССР «О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Эстонской ССР» и Декларацию Эстонской ССР о суверенитете Эстонской ССР и отмечает, что их предложения не соответствуют Конституции СССР и законам СССР.
1. Статья 5 Закона Эстонской ССР предусматривает регистрацию Президиумом Верховного Совета Эстонской ССР законов СССР в качестве предварительного условия их действия на территории республики, а также право Верховного Совета Эстонской ССР в определенных случаях приостанавливать или устанавливать пределы действия законодательных и иных нормативных актов СССР.
Согласно статье 74 Конституции СССР законы СССР имеют одинаковую силу на территории всех союзных республик. В соответствии с пунктом 4 статьи 73 Конституции СССР Союз ССР в лице его высших органов государственной власти и управления обеспечивает единство законодательного регулирования на всей территории СССР. Отсюда следует, что действие законов СССР не может быть приостановлено или ограничено союзной республикой и не нуждается в каком— либо подтверждении со стороны ее высших органов.
2. Статья 4 Закона Эстонской ССР провозглашает исключительную собственность Эстонской ССР на землю, ее недра, воды, леса и другие природные ресурсы, а так же собственность республики на «основные средства производства в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, средства транспорта и связи, государственные банки, имущество организованных государством торговых, коммунальных и иных предприятий и основной городской жилищный фонд, а также другое имущество, необходимое для выполнения задач Эстонской ССР»
Данное положение противоречит статье 11 Конституции СССР, предусматривающей, что такого рода объекты являются достоянием всего советского народа. Объявление их собственностью Эстонской ССР противоречит также пункту 7 статьи 73 Конституции СССР, который относит руководство объединениями и предприятиями союзного подчинения к ведению Союза ССР.
Статья 3 Закона Эстонской ССР устанавливает, что в экономическую систему республики входит частная собственность. Это положение не соответствует статьям 10 и 13 Конституции СССР, которые среди форм собственности в СССР частную собственность не предусматривают.
В статье 2 Закона Эстонской ССР говорится, что в Эстонской ССР «юридическим лицам обеспечивается судебная защита конституционных прав». В соответствии с Конституцией СССР и законами СССР защита интересов предприятий, организаций и других юридических лиц осуществляется как в судебном, так и в арбитражном порядке.
Декларация Верховного Совета Эстонской ССР о суверенитете Эстонской ССР устанавливает, что изменения и дополнения Конституции СССР вступают в силу на территории республики лишь после одобрения их Верховным Советом Эстонской ССР и внесения соответствующих изменений и дополнений в Конституцию Эстонской ССР. Это положение не соответствует статье 174 Конституции СССР, согласно которой порядок изменения Конституции СССР не предусматривает одобрения органами союзных республик вносимых в нее изменений.
В декларации Верховного Совета Эстонской ССР провозглашается верховенство законов Эстонской ССР на ее территории. Это положение не соответствует статье 75 Конституции СССР, согласно которой суверенитет СССР распространяется на всю его территорию, то есть и на территорию каждой республики, и статье 74 Конституции СССР, в соответствии с которой закон СССР имеет одинаковую силу на территории всех союзных республик.
В связи с изложенным, учитывая заключение комиссий законодательных предположений Совета Союза и Совета Национальностей Верховного Совета СССР и руководствуясь статьями 74 и 76 Конституции СССР, Президиум Верховного Совета СССР постановляет:
Признать статьи 2, 3, 4, и 5 Закона Эстонской ССР от 16 ноября 1988 года «О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Эстонской ССР» и абзацы третий и четвертый Декларации Верховного Совета Эстонской ССР о суверенитете Эстонской ССР от 16 ноября 1988 года недействующими.
Признать целесообразным в рамках следующего этапа политической реформы разработать на основе конституционных норм систему мер и государственно-правовых механизмов, имея, прежде всего, в виду воз— можности Совета Национальностей Верховного Совета СССР и создаваемого Комитета конституционного надзора СССР для обеспечения политических, социально-экономических интересов союзных республик, расширения и защиты их суверенных прав в Союзе ССР.
Поручить комиссиям законодательных предположений Совета Союза и Совета национальностей Верховного Совета СССР разработать с участием союзных республик соответствующие предложения и внести их на рассмотрение Президиума Верховного Совета СССР.
Ведомости Верховного Совета СССР, 1988, № 48, с. 720.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СВЕТА СССР «ОБ ОБРАЗОВАНИИ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ ИЗ ДЕПУТАТОВ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР ПО ПОДГОТОВКЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ О РАЗГРАНИЧЕНИИ КОМПЕТЕНЦИИ СОЮЗА ССР И РЕСПУБЛИК» ОТ 28 ДЕКАБРЯ 1988 Г. (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)
В соответствии с поручением Верховного Совета СССР, содержащимся в Постановлении Верховного Совета СССР от 1 декабря 1988 года «О дальнейших шагах по осуществлению политической реформы в области государственного строительства», Президиум Верховного Совета СССР постановляет:
Образовать рабочую группу из депутатов Верховного Совета СССР по подготовке предложений о разграничении компетенции Союза СССР и республик...
Ведомости Верховного Совета СССР, 1989, № 1, с. 5
ДЕКЛАРАЦИЯ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА ЛИТОВСКОЙ СОВЕТСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ «О ГОСУДАРСТВЕННОМ СУВЕРЕНИТЕТЕ ЛИТВЫ»
Литовский народ веками жил здесь, на побережье Балтийского моря. В XIII веке он создал свое государство, столетиями защищал свою свободу и независимость. В 1918 году он возродил свою государственность, которая была признана многими государствами мира, а также подтверждена в 1920 году договором с Советской Россией, отказавшейся в этом договоре на все времена от притязаний на Литовское государство и его территорию. Несмотря на то что договор не денонсирован и до настоящего времени, однако в 1940 году на основании пакта и дополнительных тайных протоколов, принятых Германией и СССР в 1939 году, суверенное Литовское государство было насильственно и незаконно присоединено к Советскому Союзу, утратив тем самым политическую, экономическую и культурную самостоятельность. Правительство СССР и сегодня игнорирует стремление республики даже к экономической самостоятельности.
Верховный Совет Литовской ССР видит выход из существующего положения только в восстановлении государственного суверенитета, который уже сегодня находит свое выражение в стремлениях литовского народа, является неотъемлемым правом народов и может быть осуществлен лишь в условиях свободного самоопределения. Верховный Совет Литовской ССР провозглашает, что отныне в Литовской ССР, с принятием поправки к статье 70 Конституции Литовской ССР, имеют силу только принятые или ратифицированные Верховным Советом законы. В будущем отношения с СССР и другими государствами должны устанавливаться только на основе межгосударственных договоров. Эти чаяния людей Литвы не направлены против прав и законных интересов других народов.
Председатель Президиума Верховного Совета
Литовской ССР В. АСТРАУСКАС
Секретарь Президиума Верховного Совета
Литовской ССР Л.САБУТИС
Вильнюс, 26 мая 1989 г.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЪЕЗДА НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ СССР «ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ СССР» ОТ 9 ИЮНЯ 1989 г. (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)
Съезд народных депутатов Союза Советских Социалистических Республик, выражая волю народа, принимает на себя всю полноту высшей государственной власти в стране.
Народ вверил депутатам свою судьбу, и нет более высокого долга, чем выполнить его наказ.
Перестройка вызвала большие надежды, но пока не принесла, особенно в экономической и социальной сферах, желаемых результатов. Некоторые проблемы даже обострились, усиливая социальную напряженность в обществе. Наметившиеся в производстве позитивные изменения сводятся на нет расстройством финансовой системы, разбалансированием рынка, нарастанием дефицита многих товаров и услуг.
Серьезные проблемы возникают и на пути политической реформы, демократизации общества.
Съезд единодушно высказывается за то, чтобы безотлагательно начать работу по подготовке новой Конституции — Основного Закона Союза ССР, создав с этой целью Конституционную комиссию. В новой Конституции следует воплотить принципы гуманного, демократического социализма, утвердить социально-экономические и политические основы построения Советского государства, его ленинское федеративное устройство, договорно-конституционную природу взаимоотношений между Союзом ССР и союзными республиками, развитие всех видов автономии, высокий статус Советов, неотъемлемые права человека, безопасность и правовую защищенность личности. Новая Конституция должна воплотить в себе такую социально-экономическую и государственную структуру, которая сделала бы невозможным возникновение культа личности, авторитарности, сохранение командно-административных методов управления обществом...
Съезд исходит из признания незыблемыми и священными неотъемлемых прав человека на жизнь, свободу, неприкосновенность и безопасность личности и жилища, права народов на самоопределение. Любое ущемление прав человека и права народов недопустимо...
...Поручить Верховному Совету СССР, Комитету по вопросам экономической реформы с соответствующими комиссиями палат рассмотреть предложения республик по вопросам расширения их экономической самостоятельности, внесенные в порядке законодательной инициативы предложения Верховных Советов Литовской ССР и Эстонской ССР о переходе этих республик на хозрасчет с 1990 года...
Съезд заявляет: создавая необходимый в правовом государстве юридический механизм защиты суверенных прав республик, следует исходить из современных реалий. Изменились экономика, демография, социальная и национальная структуры всех республик, выросло национальное самосознание, появились новые потребности в духовной жизни. Все это требует укрепления политических гарантий, призванных обеспечить разумный и справедливый подход к вопросам межнациональных отношений, свободное всестороннее развитие в рамках федеративного государства всех советских наций и народностей, полнокровную жизнь национальных языков, расцвет культур...
Съезд считает необходимым:
— в политической области — неуклонное соблюдение и существенное расширение прав союзных и автономных республик, других национальных образований; усиление самостоятельности и ответственности республиканских и местных органов. Все это нужно рассматривать как первый шаг. Мы должны последовательно идти к тому, чтобы претворялся в жизнь принцип: союзная республика самостоятельно осуществляет государственную власть на своей территории, решая все вопросы, которые не переданы в ведение Союза ССР. Конституционное положение, согласно которому в компетенцию Союза входит установление основ и общих начал законодательства, а принятие законов непосредственного действия является прерогативой республик, должно соблюдаться как один из исходных принципов функционирования федеративного государства. Конституционная реформа Союза призвана решить наболевшие национальные вопросы так, чтобы создалась правовая основа самоуправляющегося демократического общества, где каждой нации гарантировано развитие, наиболее соответствующее ее историческим, культурным и другим особенностям...
КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ССР «О СУВЕРЕНИТЕТЕ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ СОВЕТСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ»
Азербайджанская Советская Социалистическая Республика, исходя из права каждой нации на самоопределение, на основе свободно выраженной воли народа республики на началах равноправия и сохранения своего суверенитета объединилась с другими советскими республиками в Союз Советских Социалистических Республик. Верховный Совет Азербайджанской ССР, исходя из неотъемлемого права народа Азербайджанской ССР на свободное, самостоятельное определение своей судьбы; сознавая, что только свободное и равноправное объединение советских наций в рамках социалистической федерации гарантирует их всестороннее развитие; сознавая насущную необходимость освобождения союзных взаимоотношений от различного рода деформаций, возникших в результате отхода от ленинской концепции Советского союзного государства; руководствуясь основными принципами, провозглашенными в договоре об образовании СССР, и положением действующей Конституции СССР о суверенитете союзных республик; считая необходимым приведение законодательства Азербайджанской ССР в соответствии с ее статусом суверенной республики в составе Союза ССР, — принимает настоящий Конституционный закон.
Азербайджанская ССР — суверенное социалистическое государство в составе Союза ССР. Вся власть в Азербайджанской ССР принадлежит народу и исходит от народа. Народ осуществляет государственную власть как непосредственно, так и через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу Азербайджанской ССР.
Суверенитет Азербайджанской ССР выражается в самостоятельном осуществлении Азербайджанской ССР на всей своей территории высшей законодательной, исполнительной и судебной власти в интересах всего многонационального народа республики.
Охрана суверенных прав Азербайджанской ССР осуществляется Азербайджанской ССР и Союзом ССР.
Азербайджанская ССР самостоятельно решает все вопросы, связанные с политическим, экономическим, социально-культурным строительством в республике, ее административно-территориальным устройством. Всякое вмешательство в решение вопросов, составляющих неотъемлемое право Азербайджанской ССР, должно расцениваться как попрание ее суверенных прав.
Компетенция Азербайджанской ССР ограничена лишь по вопросам, добровольно делегированным самой республикой Союзу ССР.
Конституционно-правовой статус Азербайджанской ССР не может быть изменен без согласия верховного Совета Азербайджанской ССР.
Взаимоотношения между Азербайджанской ССР и Союзом ССР строятся на договорной основе, исходя из суверенитета СССР и суверенитета Азербайджанской ССР.
Взаимоотношения Азербайджанской ССР с союзными республиками строятся на принципах их равноправия, сотрудничества, взаимного уважения суверенных прав и невмешательства во внутренние дела друг друга.
Суверенитет Азербайджанской ССР распространяется на всю территорию республики, включающую Нахичеванскую АССР и Нагорно-Карабахскую автономную область, являющуюся неотъемлемой частью Азербайджана.
Территория Азербайджанской ССР неотчуждаема и не может быть изменена без ее согласия, выраженного народным голосованием (референдумом), проводимым по решению Верховного Совета Азербайджанской ССР среди всего населения республики.
Границы Азербайджанской ССР с другими союзными республиками могут изменяться только по взаимному соглашению с соответствующими республиками.
Законы Азербайджанской ССР действуют на всей территории Азербайджанской ССР. На территории Азербайджанской ССР действуют законы СССР, не нарушающие суверенные права Азербайджанской ССР.
Азербайджанская ССР имеет право свободного выхода из СССР. Это право осуществляется путем народного голосования (референдума), проводимого решением Верховного Совета Азербайджанской ССР среди всего населения республики.
В интересах защиты Азербайджанской ССР, ее суверенитета и безопасности граждан Верховный Совет Азербайджанской ССР в случае необходимости может объявить чрезвычайное положение по всей республике или в отдельных ее местностях с введением особых форм управления, осуществляемого государственными органами Азербайджанской ССР.
Азербайджанская ССР участвует в решении вопросов, отнесенных к ведению Союза ССР, в высших органах государственной власти и управления СССР и других органах Союза ССР. Это право гарантируется путем обеспечения представительства Азербайджанской ССР в органах государственной власти и управления Союза на равных отношениях с другими союзными республиками.
Земля, ее недра, леса, воды и другие природные ресурсы Азербайджанской ССР являются национальным богатством, государственной собственностью республики и принадлежат народу Азербайджана.
Народ Азербайджанской ССР в лице его высших органов государственной власти и управления обладает неотъемлемым правом распоряжаться природными и материально-техническими ресурсами республики.
Порядок пользования и эксплуатации природных ресурсов, находящихся на территории республики, устанавливается Верховным Советом Азербайджанской ССР.
Азербайджанская ССР осуществляет комплексное экономическое, социальное и культурное развитие на своей территории, осуществляет контроль за деятельностью всех предприятий, учреждений, организаций, расположенных на территории республики.
Ведению Азербайджанской ССР в лице ее высших органов государственной власти и управления подлежат:
принятие Конституции Азербайджанской ССР и внесение в нее изменений;
контроль за соблюдением Конституции Азербайджанской ССР и обеспечение соответствия Конституции Нахичеванской АССР Конституции Азербайджанской ССР;
образование автономных республик и автономных областей в составе Азербайджанской ССР и их упразднение;
законодательство Азербайджанской ССР;
охрана суверенитета республики, государственного порядка, прав и свобод граждан;
установление порядка организации и деятельности высших органов государственной власти и управления;
проведение единой социально-экономической политики, руководство экономикой Азербайджанской ССР;
обеспечение научно-технического прогресса;
осуществление мероприятий по рациональному использованию и охране природных ресурсов;
разработка и утверждение государственных планов экономического и социального развития Азербайджанской ССР, государственного бюджета Азербайджанской ССР и утверждение отчетов об их выполнении;
руководство осуществлением государственного бюджета Нахичеванской АССР, бюджетов Нагорно-Карабахской автономной области, районов и городов республиканского подчинения;
установление контроля за деятельностью финансово-кредитных учреждений, доходов республики, поступающих на образование государственного бюджета Азербайджанской ССР и Государственного бюджета СССР;
руководство всеми отраслями народного хозяйства республики;
руководство жилищным и коммунальным хозяйством, торговлей и общественным питанием, бытовым обслуживанием населения, жилищным строительством и благоустройством городов и других населенных пунктов, дорожным строительством и транспортом Азербайджанской ССР;
установление порядка пользования землей, недрами, лесами и водами; осуществление экологической политики;
руководство народным образованием, культурными и научными организациями и учреждениями Азербайджанской ССР, здравоохранением, физической культурой и спортом, социальным обеспечением; охрана памятников истории, культуры и природы;
руководство органами внутренних дел и государственной безопасности;
создание Комитета конституционного надзора; образование судов и других органов юстиции республики, определение их компетенции и порядка работы;
амнистия и помилование граждан, осужденных судами Азербайджанской ССР;
руководство политическими, экономическими, научными и культурными связями с зарубежными странами;
представительство республики в международных отношениях;
решение других вопросов республиканского значения.
Государственным языком Азербайджанской ССР является азербайджанский язык.
Азербайджанская ССР обеспечивает употребление в государственных и общественных органах, учреждениях культуры, просвещения и других азербайджанского языка и осуществляет государственную заботу о всемирном его развитии.
Азербайджанская ССР обеспечивает свободное употребление и развитие русского языка и других языков населения, которыми оно пользуется.
Азербайджанская ССР имеет право вступать в непосредственные отношения с иностранными государствами, заключать с ними договоры и обмениваться дипломатическими и консульскими представителями, участвовать в деятельности международных организаций.
Символы государственного суверенитета Азербайджанской ССР — флаг, герб, гимн — являются священными, и всякое надругательство над ними наказуемо законом.
Настоящий Закон вступает в силу с 25 сентября 1989 года.
Председатель Президиума Верховного Совета
Азербайджанской ССР Э. Кафаров
Секретарь Президиума Верховного Совета
Азербайджанской ССР Р. Казиев
ЗАКОН СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК «ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ЛИТОВСКОЙ ССР, ЛАТВИЙСКОЙ ССР И ЭСТОНСКОЙ ССР». ПРИНЯТ ВЕРХОВНЫМ СОВЕТОМ СССР 27 НОЯБРЯ 1989 Г. (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)
Закон об экономической самостоятельности республик преследует цели, отражающие демократизацию Союза ССР и перестройку экономической политики. Закон закрепляет право суверенных союзных республик на самостоятельное ведение хозяйства и предусматривает равноправное их участие в межреспубликанской союзной деятельности.
Положения настоящего Закона действуют в отношении республик, находящихся в федеративной системе СССР.
Статья 1. В республиках, переходящих на экономическую самостоятельность, высшие органы их государственной власти и управления осуществляют в рамках законов СССР:
принятие законодательных актов, обеспечивающих перестройку и функционирование социально-экономической системы республики;
владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами на своей территории в интересах республики и Союза ССР;
экономическое регулирование деятельности всех отраслей и субъектов хозяйства, находящихся на территории республики;
руководство финансовой системой республики и деятельностью республиканских банков (кроме учреждений системы Госбанка СССР);
определение дифференцированных условий оплаты труда, пенсий, стипендий и пособий, установление порядка ценообразования на территории республики;
распоряжение государственным фондом природных ресурсов.
Статья 2. Основой нового хозяйственного механизма республик является самостоятельность предприятий, учреждений, организаций и хозяйств, осуществляющих свою деятельность на принципах хозрасчета и равноправия всех форм собственности...
По договоренности между Правительством СССР и Правительством республики союзные министерства, комитеты и ведомства передают в ведение народа республики предприятия и хозяйственные организации со всеми основными и оборотными средствами.
По договоренности Союза ССР и республики к союзной собственности относятся средства вооруженных сил, магистральные, нефтегазопроводные и другие объекты, имеющие общесоюзное значение.
Статья 3. Экономически самостоятельная республика располагает бюджетом, определяет источники и объемы поступления бюджетных средств.
Статья 6. Экономические отношения в Литовской ССР, Латвийской ССР и Эстонской ССР регламентируются республиканскими конституциями, Законом Литовской ССР «Об основах экономической самостоятельности Литовской ССР», Законом Латвийской ССР «Об экономической самостоятельности Латвийской ССР», Законом Эстонской ССР «Об основах хозяйственного расчета Эстонской ССР» и соответствующими законами Союза ССР.
Установить, что законодательные акты СССР, регулирующие хозяйственные отношения, действуют на территории указанных республик постольку, поскольку они не препятствуют их переходу на экономическую самостоятельность.
Закон вступает в действие в общем порядке.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО СЪЕЗДА НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК «О ПОРУЧЕНИЯХ ВЕРХОВНОМУ СОВЕТУ СССР И КОНСТИТУЦИОННОЙ КОМИССИИ ПО НЕКОТОРЫМ КОНСТИТУЦИОННЫМ ВОПРОСАМ»
Съезд народных депутатов СССР постановляет: поручить Верховному Совету СССР ускорить принятие законов о собственности, о земле, о социалистическом предприятии, налоговой системе, об общих началах руководства экономикой и социальной сферой в союзных и автономных республиках, разграничении полномочий между Союзом ССР и союзными республиками, об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства и предоставить на рассмотрение очередного съезда народных депутатов СССР предложения о внесении связанных с этим изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) СССР.
Признать возможным введение в действие указанных законов до рассмотрения одобренных Верховным Советом СССР соответствующих изменений и дополнений Конституции СССР очередным съездом народных депутатов СССР.
Считать необходимым, чтобы Конституционная комиссия с учетом предложений, внесенных народными депутатами СССР, в первую очередь проработала вопросы об изменении ряда положений действующей Конституции СССР, регулирующих основы политической и экономической систем, национально-государственное устройство СССР, и представила свои предложения после рассмотрения их Верховным Советом СССР на утверждение Съезда народных депутатов СССР.
Конституционной комиссии с учетом накопленного опыта и предложений народных депутатов СССР заблаговременно подготовить и представить в Верховный Совет СССР, с тем чтобы рассмотреть на съезде до очередных выборов народных депутатов СССР, проект нового. Закона о выборах народных депутатов СССР и необходимые для вступления названного Закона в силу изменения Конституции СССР.
Председатель Верховного Совета СССР М. Горбачев.
Москва, Кремль, 19 декабря 1989 г.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПО ВОПРОСУ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ ЭСТОНИИ
Сегодня, 2 февраля 1990 года, в день 70-й годовщины Тартуского мирного договора, заключенного между Эстонской Республикой и Советской Россией, подписанием которого завершилась Эстонская освободительная война, Республиканское собрание народных депутатов Эстонской ССР всех уровней на своем сходе в Таллиннском городском холле обсудило вопрос о статусе Эстонского государства.
Собрание напомнило: Эстония была лишена своей длившейся 20 лет и признанной всеми странами государственной независимости в 1940 году. Это произошло на основе преступного в международно-правовом отношении сговора между Сталиным, Гитлером, Молотовым и Риббентропом, в ходе мошеннической государственно-правовой инсценировки, опиравшейся на силу Красной Армии, путем оккупации государства (17 июня 1940 года) в дни захвата Парижа гитлеровскими войсками, пользуясь шоковым состоянием, охватившим весь демократический мир.
Собрание пришло к выводу: будучи аннексированным государством, Эстония полстолетия жила на положении провинции, именовавшейся советской союзной республикой, но сохранившей в сердцах народа неугасимое стремление к собственной государственности. За это время под игом сталинизма и его наследия наша земля и народ в условиях полного отсутствия правовой защиты понесли неисчислимые жертвы от террора и непомерный моральный, культурный, политический, экологический и экономический ущерб.
Собрание констатировало: основывающаяся на преемственности по отношению к Эстонской Республике демократическая государственность до сего дня остается неоспоримым политическим идеалом народа Эстонии. Опыт последнего полувека вновь и вновь убеждает нас в том, что только независимая государственность служит гарантией существования и развития эстонского народа.
Собрание решило: наш священный долг как избранных народом его представителей — бороться за осуществление этого идеала эстонского народа. Основой нашей борьбы должны служить — перед всем миром — все регулирующие право наций на самоопределение международные правовые акты и, особенно перед Советским Союзом, непрекращающееся действие Тартуского мирного договора. Ибо Тартуским мирным договором ленинское правительство Советской России признало право Эстонии на государственную независимость, навсегда отказавшись от всех требований по отношению к народу, земле и достоянию Эстонии.
Собрание утверждает: наша борьба за государственную независимость Эстонии носит исключительно мирный характер, в ней будут использоваться только демократические средства, она будет проходить в духе сотрудничества со всеми идеологическими группировками, деятельность которых не противоречит принципам демократии и нормам международного права. Провозглашая идеал государственности Эстонии, мы знаем о поддержке идеи самостоятельной Эстонии сотнями тысяч неэстонцев. В государстве, восстановления которого мы добиваемся, будут уважаться права человека и права национальных групп на основе традиций Эстонской республики и принципов межнациональной терпимости. Различия в мнениях и подходах национальных и идеологических меньшинств должны быть в Эстонии защищены законом.
Собрание напоминает Организации Объединенных Наций, правительству Советского Союза, правительств вам всех государств и мировой общественности: после окончания Второй мировой войны в соответствии с принципами Атлантической хартии в качестве самостоятельных государств были восстановлены все государства, оккупированные во время войны воюющими странами, — все, кроме трех членов бывшей Лиги Наций, трех прибалтийских государств, одним из которых является Эстония.
Собрание приветствует любые меры демократического характера, направленные на восстановление Эстонской Республики, и призывает граждан принять активное участие в выборах съезда Эстонии, в выборах в Верховный Совет Эстонской ССР.
Собрание обращается к Организации Объединенных Наций, участникам Хельсинского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, правительствам всех государств и к мировой общественности с призывом понять и поддержать наши законные требования, наше очевидное право вернуть себе насильно отнятое у нас законное место среди независимых государств, к которым мы относились и к которым продолжаем морально и де-юре причислять себя уже семьдесят лет. Никогда больше решения и соглашения великих держав не должны определять судьбу малых народов и государств.
Собрание обращается к Верховному Совету СССР с предложением начать с законными представителями эстонского народа переговоры о восстановлении независимости Эстонского государства.
Собрание провозглашает: в целях восстановления независимости Эстонской республики и исходя из того, что Тартуский мирный договор продолжает действовать, Эстония через своих представителей начинает конструктивные переговоры со всеми сторонами, от которых зависит восстановление независимой Эстонской Республики де-факто.
Таллин, 2 февраля 1990 г.
ЗАКОН СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК «О СОБСТВЕННОСТИ В СССР», ПРИНЯТ ВЕРХОВНЫМ СОВЕТОМ СССР 6 МАРТА 1990 ГОДА (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)
Раздел IV. Государственная собственность.
Статья 19. Общие положения о государственной собственности.
К государственной собственности относятся общесоюзная собственность, собственность союзных республик, собственность автономных республик, автономных областей, автономных округов, собственность административно-территориальных образований (коммунальная собственность). Распоряжение и управление государственным имуществом осуществляют от имени народа (населения административно-территориального образования) соответствующие Советы народных депутатов и уполномоченные ими государственные органы.
По соглашению между собственниками государственного имущества оно может находиться в их общей собственности.
Имущество, создаваемое или приобретаемое за счет бюджетных или иных средств Союза ССР, союзной республики, автономной республики, автономной области, автономного округа, административно-территориального образования или средств, находящихся в ведении предприятий, организаций, учреждений, относится соответственно к общесоюзной собственности, собственности союзной республики, автономной республики, автономной области, автономного округа или собственности административно-территориального образования.
Союз ССР не отвечает по обязательствам союзных-республик, автономных республик, автономных образований, а союзные республики, автономные республики, автономные образования, административно-территориальные образования не отвечают по обязательствам Союза ССР и обязательствам друг друга.
Статья 20. Собственность на землю и другие природные ресурсы.
Земля и ее недра, воды, растительный и животный мир являются неотъемлемым достоянием народов, проживающих на данной территории.
Союзная республика, автономная республика, автономная область, автономный округ осуществляют в рамках законов СССР владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами на своей территории, в своих интересах и интересах Союза ССР. Автономная республика, автономная область, автономный округ осуществляют эти полномочия также в интересах союзной республики и в рамках ее законов.
Пользование и распоряжение водами и другими природными ресурсами, находящимися на территории двух или нескольких союзных республик, автономных республик, автономных областей, автономных округов, осуществляются по соглашению между ними, при необходимости — с участием Союза ССР.
Во владении и пользовании Союза ССР (его органов и организаций) находятся земельные участки и другие природные объекты, предоставленные для обеспечения деятельности органов власти и управления Союза ССР, Вооруженных сил СССР, пограничных, внутренних, железнодорожных войск, магистрального трубопроводного транспорта, Единой энергетической системы СССР, космических систем и общесоюзных систем связи и информации, а также для использования другого имущества, которое, согласно/Части второй статьи 21 настоящего Закона, отнесено к общесоюзной собственности по соглашению между Союзом ССР и соответствующей союзной, автономной республикой.
Изъятие указанных земельных участков и других природных объектов осуществляется с согласия Союза ССР. Предоставление во владение и пользование Союза ССР (его органам и организациям) новых земельных участков и других природных объектов осуществляется по соглашению Союза ССР с союзной республикой, автономной республикой, автономной областью, автономным окрум.
Порядок предоставления автономной республикой, автономной областью, автономным округом союзной республике, в состав которой они входят, земельных участков и других природных о<