Договоров на оказание услуг
Каждый гражданин, удовлетворял свои интересы и потребности, постоянно заключает договоры на выполнение работ и оказание услуг (строительство, ремонт, химчистка и др.). При этом потребителя всегда интересуют три показателя: сроки, качество, цена.
Идеальный для потребителя вариант договорных отношений — выполнение работы (услуги) в установленный законом или договором срок. Однако в реальной жизни сроки нарушаются, и довольно часто. Именно поэтому Закон (ст. 28) встает на защиту прав потребителя и предусматривает жесткие санкции к виновной стороне. Так, исполнитель несет ответственность не только в случае фактической просрочки исполнения, т.е. за невыполнение работы (неоказание услуги), но и в случае, когда во время выполнения работы (оказания услуги) стало очевидным, что она не будет завершена в срок.
По Закону потребителю в случае нарушения исполнителем сроков предоставляется два варианта решения.
Во-первых, продолжить договорные отношения с исполнителем. В этом случае потребитель вправе: а) назначить исполнителю новый срок начала и (или) окончания работы (оказания услуги) и потребовать уменьшения цены; б) потребовать уменьшения цены за выполнение работы (оказания услуги) без назначения новых сроков. Новые сроки указываются в договоре или в приложении к договору. Размер новой цены должен определять исполнитель. Если её размер не устраивает потребителя, он может оспорить решение исполнителя в суде.
Во-вторых, если сроки были нарушены виновными действиями исполнителя, потребитель вправе: а) поручить выполнение работы (оказания услуги) третьим липам за разумную цену или (выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов; б) отказаться от исполнения договора и потребовать полного возмещения убытков.
Расчеты между сторонами определяются в ходе непосредственных переговоров, а в случае недостижения согласованного решения потребитель вправе обратиться в суд.
Уплата неустойки
При нарушении сроков начала и окончания работ помимо возмещения убытков Закон (п. 5 ст. 28) обязывает исполнителя выплатить неустойку. Она выплачивается потребителю за каждый день (или час) просрочки прежних (или новых) сроков в размере 3 проц. цены выполняемой работы или услуги. Размер неустойки может быть увеличен соглашением сторон, составленным в письменном виде. Однако общая сумма неустойки в любом случае tic может превышать цены работы (услуги), а если цена отдельно не определена — общей цены договора (заказа). Неустойка должна выплачиваться добровольно, а в случае отказа исполнителя — по решению суда.
Ответственность исполнителя за наруи1енис сроков наступает независимо от наличия или отсутствия его вины. Но по Закону он может быть освобожден от ответственности в двух случаях: если нарушение сроков произошло по вине самого потребителя, либо вследствие непреодолимой силы (землетрясение, наводнение, пожар и т.п.). Практика показывает, что «злые силы» в нарушении сроков не участвуют. Виноват, как правило, исполнитель. Поэтому в силу презумпции виновности исполнитель, сам должен доказать наличие обстоятельств, освобождающих ею от ответственности. Если не докажет, будет платить.
Права потребителя при обнаружении недостатков
в выполненной работе (услуге)
При обнаружении недостатков потребитель вправе по своему выбору потребовать от исполнителя: а) безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (услуги); б) соответствующего уменьшения цены выполненной работы (услуги); в) безвозмездного изготовления другой вещи такого же качества или повторного выполнения работы; г) возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (услуги) своими силами или третьими лицами.
Напомним, что под недостатком понимается только несоответствие качества выполненных работ стандартам, условиям договора и обычно предъявляемым требованиям. Например, если построенный дом сдается с недоделками (не застеклены окна, отсутствуют двери, нет сигнализации и т.п.), то по Закону эти недоделки не являются недостатками, т.к. они не касаются качества выполненной работы. Здесь можно вести речь лишь о нарушении сроков выполнения работы.
Потребитель вправе также отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков. Однако это возможно только в двух случаях: если недостатки не были устранены исполнителем в установленный срок; если в выполненной работе (услуге) обнаружены существенные недостатки или существенные отступления от условий договора.
Все требования, включая отказ от исполнения договора, потребитель может предъявить к исполнителю на любой стадии: в ходе выполнения работы (услуги), при ее принятии, после принятия. В последнем случае — только по поводу скрытых недостатков.
Права сторон при исполнении договора из материала заказчика
По Закону исполнитель может выполнять работу из своего материала и из материала заказчика. В первом случае ответственность исполнителя за недоброкачественность материала заключается в возмещении убытков и в оплате неустойки, если она предусмотрена договором или Правилами. «Амнистировать» исполнителя в этом случае может только действие непреодолимой силы.
Во втором случае, когда работа выполняется полностью или частично из материала заказчика или с его вещью, исполнитель обязан:
• экономно и правильно использовать предоставленный материал;
• нести ответственность за сохранность материала;
• предупредить потребителя о непригодности или недоброкачественности материала (вещи), а также об особых его свойствах.
В случае полной или частичной утраты (повреждения) материала (вещи) исполнитель обязан в 3-дневный срок заменить его однородным материалом (вещью), а при отсутствии таковых — возместить потребителю двукратную стоимость утраченного, испорченного или поврежденного материала (вещи). Исполнитель освобождается от ответственности, если потребитель был предупрежден об особых свойствах материала (вещи), которые могут повлечь его утрату или повреждение.
Судебная практика дает немало примеров, когда при возникшем по данному основанию споре стороны взаимно обвиняют друг друга, но без достаточно убедительных доказательств. Суд в этих случаях в качестве объективной оценки материала признает ту, которая была зафиксирована в договоре (квитанции, заказе и т.п.). Именно поэтому потребитель должен быть внимательным и даже бдительным при составлении договора, получении квитанции, чтобы исключить возможные злоупотребления или неаккуратность исполнителя.
Цена в договоре
При заключении договора на выполнение работ (услуг) составляется смета, т.е. перечень всех видов работ и материалов, необходимых инструментов и оборудования и т.д. с указанием стоимости (цены). Смета составляется по требованию любой из сторон. Смета может быть твердой и приблизительной.
При твердой смете исполнитель не вправе требовать оплаты работ и дополнительных расходов, не включённых в смету. В противном случае все сверхсметные расходы относятся на исполнителя.
Приблизительная смета (она составляется чаще) позволяет уточнять окончательную цену договора. О всяком превышении сметы исполнитель обязан информировать потребителя, иначе он теряет право на возмещение сверхсметных расходов. А потребитель в этом случае вправе отказаться от договора, возместив исполнителю фактически понесенные расходы согласно первоначальной смете.
Сроки предъявления претензий
В случае обнаружения недостатков (а это случается довольно часто) потребителю важно знать, в какие сроки исполнитель обязан их устранить. Так, если недостатки обнаружены в ходе выполнения работы (услуги), то потребитель вправе назначить соразмерный срок, т.е. срок, который при нормальных условиях необходим для устранения недостатков. Недостатки уже выполненной работы должны устраняться в течение 20 дней. В обоих случаях согласованный сторонами срок фиксируется в договоре или в акте сдачи-приемки работы.
Требования по поводу скрытых недостатков, которые невозможно обнаружить при принятии работы, могут предъявляться в речение гарантийного срока, а если он не установлен — в течение 6 месяцев со дня принятия работы (в отношении строений и иного недвижимого имущества — в течение 2 лет). Если выявленный скрытый недостаток является существенным и допущен по вине исполнителя, предъявление требования потребителем о безвозмездном устранении недостатка возможно и после истечения гарантийного срока. Данное требование может быть предъявлено в течение срока годности выполненной работы или в течение 10 лет со дня принятия работы, если срок службы не установлен. Такое требование исполнитель обязан своевременно выполнить. В случае отказа потребитель вправе потребовать уменьшения пены за выполненную работу либо возмещения расходов по устранению существенного недостатка самостоятельно или третьими лицами.
За нарушение сроков устранения недостатков потребитель вправе отказаться от исполнения договора и потребовать от исполнителя полного возмещения убытков. Таким образом, в отличие от правоотношений купли-продажи при обнаружении недостатков в выполненной работе (услуге) потребитель вправе отказаться от исполнения договора с полным возмещением убытков только при наличии следующих условий: а) если обнаруженный недостаток является существенным; б) если исполнителем допущено существенное отступление от условий договора; в) если несвоевременно устраняются обнаруженные недостатки.
Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя
Требования потребителя об уменьшении пены за выполненную работу (услугу), о возмещении расходов по устранению недостатков в выполненной работе своими силами или третьими лицами, а также о возмещении убытков, причиненных отказом от исполнения договора, удовлетворяются в 10-дневный срок.
При предъявлении требования о безвозмездном изготовлении другой вещи из однородного материала такого же качества или о повторном выполнении работы исполнитель обязан его выполнить в срок, установленный для срочного выполнения работы. Если этот срок не установлен, требование потребителя должно быть выполнено в срок, предусмотренный договором, который был ненадлежаще исполнен.
За нарушение этих сроков исполнитель уплачивает неустойку, а потребитель вправе предъявить к нему иные требования, указанные в соответствующих статьях Закона.