Политическая программа талибов и внутренняя политика в Афганистане (1996 – 2001 гг.)
Захватив 24 сентября 1996 года столицу страны Кабул, талибы стали организовывать и укреплять государственную власть в стране. Мулла Саид Омар Ахундзада провозгласил себя верховным правителем. Официально его титул звучал как Амир аль-муминин (повелитель правоверных). Мулла Омар сосредоточил в своих руках всю полноту военной, религиозной и политической власти. Официально Афганистан стал называться Исламский Эмират Афганистан.
При Амире аль-муминине состоят два заместителя. Высшим руководящим органом является Шура (с языка дари переводится как “совет”). Шура, в свою очередь, разделена на Большую Шуру (Рахбари Шура) и Малую Шуру. Разные источники по-разному оценивают количество входящих в Шуру человек. А. Ляховский приводит такие цифры: Малая Шура насчитывает 27 человек, Большая Шура – 60 чел.) [27, с. 475]. Другие источники приводят цифры Большой Шуры в 18, 21 человек и более [14]. Учитывая то, что разные источники приводят разные цифры, можно сделать вывод, что состав обеих Шур непостоянен: в разное время в Большой и Малый Совет может входить разное число людей. Все решения Малой и Большой Шуры принимаются коллективно. В Большую Шуру входят известные лидеры движения, влиятельные авторитеты южного Афганистана, отличившиеся полевые командиры [27, с. 475]. Подавляющее большинство членов Шуры являются представителями пуштунских племен.
В Малую Шуру входят отличившиеся боевики нижнего звена.
Американский исследователь Сет Дж. Джонс поясняет функции Шуры: Большая Шура определяет политику движения и решает наиболее глобальные вопросы, Малая Шура отвечает за принятие стратегических решений и решение самых насущных проблем. Например, Шурой был принят Кодекс поведения Талибана (Лаиха), который содержит предписания не вступать в сепаратные переговоры, докладывать о взятии в плен и ожидать решения руководства [22, с. 253]. Сама Шура разделена на несколько функциональных комитетов: по военным вопросам, пропаганды, финансам, религиозным вопросам, политическим вопросам и административным вопросам. Во главе каждого комитета стоит глава. При мулле Омаре главными членами Шуры помимо него самого были: мулла Берадер (губернатор Герата), Ахтар Мохаммад Мансур (министр авиации), мулла Нуруддин Тураби (министр юстиции), мулла Абдул Джалил (министр иностранных дел) и Нур Мохаммад Сагиб (главный судья Верховного суда) [22, с. 253].
Кроме того, существуют и более мелкие шуры – регионального уровня, которые также включают в себя комитеты. Штаб-квартиры всех шур находятся сейчас на территории Пакистана, в частности, в Пешаваре и Вазиристане. Известны три таких шуры: Гердийская Шура (возглавляет мулла Абдул Каюм Закир), Мирамшахская Шура (руководит Сирай Хаккани), Пешаварская Шура (возглавляет Абдул Латиф Мансур).
Следует сказать, однако, что достоверной информации о руководителях никогда не существовало, что объясняется различной точной и ошибочной информацией о их гибели в результате боевых действий. Также в руководящей структуре Талибана постоянно происходит ротация.
Исполнительная власть Афганистана при талибах была представлена Попечительским Советом исламского государства (Ды ислами доулат сарпарасти шура), который возглавлял мулла Мохаммад Раббани. Все члены кабинета, начиная от председателя правительства и до заместителей министров, считаются “исполняющими обязанности” (“сарпараст”). Заместителями премьер-министра М. Раббани являлись мавлави Абдул Кадир и мулла Мохаммад Хасан Ахунд [41].
В 1998 г. кабинет министров был представлен следующими основными министерствами: Министерство иностранных дел, Министерство обороны, Министерство внутренних дел, Министерство информации и культуры, Министерство юстиции, Министерство общественных работ, Министерство высшего образования, Министерство просвещения, Министерство ориентации и вакфов, Министерство по делам погибших и беженцев, Министерство горных дел и промышленности, Министерство планирования, Министерство гражданской авиации, Министерство сельского хозяйства, Министерство торговли, Министерство энергетики и водных ресурсов, Министерство здравоохранения, Министерство связи, Министерство по предотвращению зла и обеспечению торжества добродетели.
Здесь перечислены 19 основных министерств талибов. Особый интерес вызывает Министерство по предотвращению зла и обеспечению торжества добродетели. Это своего рода религиозная полиция. Такие министерства существовали и до талибов. Например, такое министерство и сейчас работает в Саудовской Аравии. Полицейские этого министерства патрулируют улицы городов и следят за соблюдением мусульманами дресс-кода, правил приличия и молитвы и т. д. Полицейские отличаются своим внешним видом и до 2007 года при себе имели тонкую деревянную трость, которой били нарушителей. Они имеют довольно большие полномочия [4].
Также интересна деятельность Министерства ориентации и вакфов. Иными словами, это Министерство по делам религии, в чью компетенцию входил контроль за деятельностью религиозных лиц. Оно одобряло назначение имама в мечеть, знакомилось и утверждало тексты проповедей и др. [24, с. 57].
При министерствах были созданы департаменты. Например, Главное управление по радио, телевидению и кинематографии, Управление по изучению земель и картографии и др.
Все высшие должности Исламского Эмирата Афганистан занимали исключительно духовные лица. Это говорит о теократическом устройстве государства.
Для укрепления своей власти и реализации планов по всеобщей исламизации общественной жизни руководство талибов нуждалось в сильных религиозно-пропагандистских институтах и органах подавления. Талибы возродили “Совет улемов”, который стал официально называться “Всеобщим Советом улемов и духовенства”, и которому было вменено в обязанность “разъяснение населению целей и задач правительства Исламского Эмирата и наставление мусульман на путь истины” [41].
При талибах существовал Верховный Суд (“Стыра махкама”). При нем был создан новый орган “Центральный совет по изданию фетв” (“Ды маркази дар-уль-фатаатун”). “Центральный Совет по изданию фетв”, состоящий из авторитетных улемов и муфтиев, является высшей инстанцией, выносящей окончательное решение относительно соответствия (или несоответствия) шариату тех или иных указов и решений всех ветвей власти, в том числе и самого “повелителя правоверных” [41].
В систему судов входил Третейский суд, работала Генеральная прокуратура, военная прокуратура. Придя к власти, талибы учредили суды-тройки – наподобие тех, что действовали в Советской республике в период Гражданской войны. Тройки имели право налагать любое наказание вплоть до смертного приговора, но чтобы приговор вступил в силу, его должен был утвердить вышестоящий суд.
Также был утвержден орган политического сыска “Ихтисаб”, основной функцией которого была чистка гос. аппарата от неблагонадежных элементов и назначение на их место праведных мусульман.
Главой провинции, как и прежде, оставался губернатор. До 2004 года провинций насчитывалось 32 (сейчас их 34).
Следует обратить внимание на то, что суровость установленных законов объяснялась не только слепой приверженностью истокам ислама, как считают многие исследователи, но также и требованиями военного времени, когда нужно было эффективно противодействовать противникам талибов, оспаривающим их притязания на власть. Более того, представляется очевидным, что талибы, организовывая государственную власть, смогли добиться большего, чем их предшественники со времен Саурской революции. Об этом свидетельствует тот факт, что на подконтрольной им территории, в том числе и в сельской местности, органы местной власти были достаточно сильны, чего нельзя сказать о правительстве НДПА и затем моджахедов, которые имели прочные позиции только в столице и крупных провинциальных центрах.
После прихода к власти талибы установили в стране жесткий политический режим. Как уже говорилось выше, вся его суть сводилась к тому, чтобы построить государство чистого ислама. В соответствии с этим и строилась как внешняя, так и внутренняя политика талибов.
Большие изменения произошли в социальной-культурной сфере. Талибы закрыли все школы для девушек, а женщинам почти не позволялось выходить из дому – даже за покупками. Талибан наложил запрет на все мыслимые развлечения, включая музыку, телевидение, видео, карты, воздушных змеев и большинство игр и спортивных состязаний [38, с. 30].
Талибами был введен запрет на зрелищные представления, прививки против инфекционных заболеваний. Был введен строгий дресс-код, особенно для женщин. Вообще, в отношении женщин талибы ввели чрезвычайные ограничения: им было запрещено водить автомобиль, появляться на улице без паранджи, носить туфли на высоком каблуке, короткие стрижки, пользоваться косметикой, им запретили работать за редким исключением.
В сфере образования талибами был наложен запрет на обучение английскому языку. Разрешено было разговаривать только на дари и пушту. Талибы запретили интернет и телевидение. Людям запрещено иметь в доме телевизоры и видеомагнитофоны. Дома запрещалось держать птиц в клетках.
Представителям других религий было предписано носить на одежде специальные знаки отличия: индуисты и представители других религиозных меньшинств, которые составляют всего один процент от численности населения Афганистана, должны появляться на улицах, имея на рукаве желтую повязку.
Пребывая у власти, талибы в некоторых провинциях запретили работу операторов мобильной связи. В настоящее время они запрещают телефонным операторам сотовой связи работать в вечернее и ночное время, когда они совершают скрытные передислокации.
Было запрещено производить фото и видеосъемки. Петь разрешалось только религиозные песни, музыка также должна была быть только религиозной. Игра в шахматы находилась также под запретом.
Система запретов и разрешений талибов не была введена одномоментно в социально-культурную сферу жизни граждан. Она постоянно пополнялась новыми запретами или новыми дозволениями. Например, в августе 2001 г. к существующим запретам прибавился еще один: запрет на поклоны. По мнению лидера талибов муллы Мохаммада Омара, склонять голову при встрече – “большой грех”. Правоверный мусульманин, приветствуя другого человека, в том числе и вышестоящего начальника, может лишь посмотреть ему в лицо и произнести “салям”. Поклоны же допустимы только во время молитвы.
Экономика Афганистана во все времена была слабой. Основной источник дохода большинства провинциального населения – сельское хозяйство. Львиную долю доходов приносило выращивание опиумного мака с последующей его реализацией. Многие обвиняют талибов в том, что во время их правления выращивание опиумного мака и торговля наркотиками достигли невиданных масштабов. Это можно принять на веру, с этим можно спорить, но факт остается фактом: талибы не первые и не последние, кто торговал наркотиками. Во времена правления моджахедов (1992 – 1996 гг.) различные их группировки торговали наркотиками с не меньшим размахом. Доходило до того, что во время сбора урожая опиумного мака боевые действия между конкурирующими группировками приостанавливались.
Как бы там ни было, но талибы стали первыми, кто запретил выращивание мака в стране. Это произошло в 2000 году, когда мулла Омар официально ввел запрет на посев опиумного мака, что нанесло удар интересам ряда вождей пуштунских племен [18, с. 12].
Говоря о политике талибов в сфере экономики, нужно помнить, что до их прихода к власти в Афганистане вся уцелевшая инфраструктура страны и полезные ископаемые находились в руках полевых командиров различных группировок. Следовательно, как таковой единой экономической политики не существовало: каждый выживал как мог. Талибы, объединив страну под своей властью, сумели оживить экономику, однако для пополнения своего бюджета им не хватало налоговых поступлений от легального рынка. Кроме того, им нужны были деньги и на военные расходы [33].
Кроме наркотиков, основными источниками дохода талибов являлись иностранная помощь (Пакистан, финансовые круги Саудовской Аравии и др. исламских стран), пошлины на провоз через территорию Афганистана контрабандных товаров. Вообще, экономика движения Талибан – это отдельная тема для исследования, так как в ней много белых пятен. Можно предположить, что талибы добывали драгоценные камни на подконтрольных территориях, как это делал Ахмад Шах Масуд в Панджшере, но информация об этом отсутствует.
Небывалый резонанс в мире вызвало сообщение о том, что талибы планируют взорвать древние статуи Будды в провинции Бамиан. 26 февраля 2001 г. мулла Мохаммад Омар, желая наказать хазарейцев и принудить их к покорности, приказал своим войскам разрушить две гигантские статуи Будды, более 1800 лет возвышавшиеся над долиной Бамиана [9, с. 217]. Пока талибы собирали танки и динамит, это решение вызвало широкий международный протест. Многие страны, в частности Япония, Шри-Ланка и Египет, направили делегации к талибам с просьбой остановить уничтожение статуй. Во многих столицах мира прошли демонстрации буддистов, афганцев и любителей искусства, но Талибан не отступил, и 10 марта статуи были разрушены огнем танковых орудий и взрывами. Талибы уничтожили также около 40 статуй из Кабульского музея и массивную древнюю статую лежащего Будды в Газни [38, с. 21].
Как сказали сами талибы, для мирового сообщества каменные истуканы значат больше, чем жизни простых афганцев. И здесь они, безусловно, правы.
Талибы также запретили христианскую деятельность на территории ИЭА. За распространение христианства полагалась смертная казнь [38, с. 24].
Благодаря стараниям западных СМИ о талибах не принято говорить положительные вещи. Но все же крупицы интересной информации просачиваются в интернет. Например, в 2006 году Первый канал российского телевидения снял передачу о бывшем советском солдате, рядовом Алексее Оленине, который попал в плен к моджахедам. Со временем он принял ислам, взял новое имя Рахматулло и прожил более 20 лет в Афганистане. В интервью он сообщает, что талибы, придя к власти, помогли ему с жильем. После их поражения его дом оказался разграблен представителями новой власти. Как видим, даже к бывшему “неверному”, фактически чужаку, талибы проявили сочувствие и помогли. Поэтому создается впечатление, что нам говорят только то, что выгодно США и их союзникам.
Талибы ввели публичные наказания, в том числе и публичную смертную казнь. В соответствии с талибской интерпретацией шариата, убийца должен быть казнен семьей убитого, но лишь после того, как судья в последний раз обратится к родственникам с просьбой пощадить убийцу. Если родственники соглашаются, то семья убитого должна получить “цену крови” – денежную компенсацию. Характерно, что при согласии родственников убитого получить “цену крови”, деньги выплачивались самими талибами из специального Исламского фонда (Байтул Мал). Если же родственники настаивали на смертной казни, то они и приводили ее в исполнение под охраной талибов [38, с. 35].
Конечно, как и в любой юридической системе других стран, и в правосудии талибов случались перегибы. Однако, хотя законы относительно преступлений и наказаний отличались чрезмерной жестокостью, в то же время они были справедливы: убийце – такая же участь.
Талибский режим обвиняют в подготовке террористических актов, однако, до вторжения американских оккупантов в ИЭА талибы никаких терактов не устраивали, тем более в иностранных государствах. Организация Осамы бин Ладена сотрудничала с Талибаном и именно она была ответственна за проведение терактов, но не талибы. Например, лидер Северного альянса Ахмад Шах Масуд был убит 9 сентября 2001 г. по личному распоряжению Осамы. Его убили два марокканца-смертника, выдававшие себя за журналистов и имеющие бельгийские паспорта [27, с. 438].
Существует версия о том, что бывший президент Республики Афганистан и Генеральный секретарь ЦК НДПА Мохаммад Наджибулла был захвачен в посольстве ООН талибами при взятии Кабула (27 сентября 1996 г.) и затем зверски убит. Этой версии противоречит другая, согласно которой бывший начальник службы ХАД и президент страны был убит сотрудниками пакистанской разведки ИСИ. При взятии Кабула группа вооруженных талибов ворвалась в миссию ООН, где укрывался Наджибулла, попутно устроив там погром, арестовав и избив ее сотрудников из числа афганских граждан. Наджибулла и его брат Ахмадзай были захвачены и переведены на одну их конспиративных квартир пакистанской разведки (ранее – советской), которые действовали при афганских спецслужбах с 1992 г. [34, с. 115]. То есть, талибы передали бывшего президента пакистанской разведке, а та расправилась с ним. Этот момент еще раз доказывает то, что талибы были тесно связаны со спецслужбами Пакистана.
Сегодня многие СМИ и официальные лица утверждают, что талибы хотели распространить идеи своего движения и законы шариата на весь исламский мир, включая стратегически важный для России регион Средней Азии. Но здесь преподносится сплошное вранье: талибы никогда не стремились вынести свой вариант ислама за пределы ИЭА, а тем более захватить территорию иностранного государства. В этом их принципиальное отличие от ИГИЛ. Талибы проводили узконациональную политику, направленную исключительно на территорию Афганистана. Они всегда были против иностранного присутствия на афганской земле, в том числе и других исламистских группировок. Видимо, Западу такая политика была не по душе, так как из-за талибов США и другие заинтересованные страны теряли выгодное поле для бизнеса. Особенно остро обозначилась проблема прокладки нового газопровода из Туркменистана в Пакистан через территорию Афганистана. Между аргентинской компанией Bridas и американской Unocal разгорелась жаркая конкуренция за право получить этот контракт. Соседний Иран, однако, не был заинтересован в том, чтобы эта сделка была заключена с кем-либо из них, так как правящие круги этой страны хотели, чтобы газопровод прошел через иранскую территорию [38, с. 39].