Тематика самостоятельных работ. 1.Использование Екатериной II идеи европейского Просвещения
1.Использование Екатериной II идеи европейского Просвещения.
2.Политические идеи и содержание «Наказа» ЕкатериныII.
3.Особенности политического консерватизма М. М. Щербатова.
4.М. М. Щербатов о происхождении и сущности государства.
5.Политические проекты Н. И. Панина.
6.Программа просвещенного абсолютизма А. А. Безбородко.
7.План государственных преобразований П. И. Шувалова.
Задания и упражнения.
1.Каковы основные положения просвещенного абсолютизма?
2.Какие аргументы использует Екатерина II для обоснования необходимости самодержавия в России?
3.Что было исторически прогрессивного в политической доктрине Екатерины II?
4.Соответствовала ли либеральная фразеология Екатерины II российским реалиям?
5.Каково отношение М. М. Щербатова к крепостному праву в России?
6.Каким представлял идеальное государство М. М. Щербатов?
7.Какие проекты государственных преобразований предлагали высшие сановники из окружения Екатерины II?
8.Какие ограничения императорской власти предлагал провести Н. И. Панин?
Второе занятие.
1.Русское Просвещение: понятие, сущность, особенности.
2.Либеральное течение в русской политической мысли XVIII в.
3.Социально-политическая проблематика в творчестве русских мыслителей XVIII в.
4.Революционное направление в русском Просвещении.
Термины:
Дворянский либерализм – общественно-политическое течение, зародившееся в России во второй половине XVIII в. Оно определяло наиболее выгодные для помещиков условия отмены крепостного права, а не за немедленную его ликвидацию.
Народное правление – революционно-демографическая трактовка Радищевым идей естественного права, в основу которого положено крестьянская община. Народное правление устанавливается революционным путем. По своему государственному оно представляет собой объединение самоуправляющихся общин, создаваемое на вечевых сходках. Высший орган управления – Собор. Народ постоянно надзирает за деятельностью должностных лиц.
Русское просвещение – антифеодальная идеология эпохи кризиса крепостничества и зарождения буржуазных отношений. Это направление вело критику существующего помещичьего произвола, законодательной регламентации крестьянских повинностей. Русские просветители предлагали практические меры для смягчения и ограничения крепостничества и для ускорения развития капиталистических отношений.
Персоналии:
Ломоносов Михаил Васильевич (1711-1765) – русский ученый-энциклопедист мирового значения. Основоположник светского философского образования в России, реформатор русского языка и литературы, основатель Московского университета (1755). Подчеркивал, что улучшить жизнь общества можно лишь посредством просвещения, совершенствования нравов. Внес вклад в историю политической мысли и в целом в гуманитарное знание («О сохранении и размножении российского народа», «Об исправлении нравов и о большем народа просвещении», «Об исправлении и размножении ремесленных дел и художеств», «О лучшей государственной экономии», «О сохранении военного искусства во время долговременного мира» и др.). А.С. Пушкин так выделил его роль в истории России «Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериной II он один является самобытным сподвижником просвещения». Его творчество открывает собой эпоху русского Просвещения.
Десницкий Семен Ефимович (1740-1789) – первый русский профессор в области юриспруденции. Много сделал для развития юридического мировоззрения в России, хотя и не признавал теории естественного права. Основной труд – «Представление об учреждении законодательной, судебной и наказательной власти в Российской империи» (1768). Разработал концепцию разделения властей и первым предложил ее использовать как средство реформирования российского государства. Правовую теорию пытался связать с нравственной философией. Выступал как теоретик законности в условиях крепостнической России и предложил меры по законодательному регулированию крепостнического права. Видел в нем тормоз для экономики и преграду для нравственности.
Новиков Николай Иванович (1744-1818) – философ, журналист, книгоиздатель. Участвовал в работе комиссии по сочинению проекта нового уложения. Начиная с 1769 г. был издателем ряда сатирических журналов («Трутень», «Живописец», «Кошелек».) 10 лет стоял во главе типографии Московского университета, издававшей до 1/3 всех книг в России. В новиковских журналах давалась резкая критика крепостнических порядков, велась полемика даже с Екатериной II. Много внимания уделялось обличению произвола, взяточничества в административных и судебных учреждениях империи, бесчеловечности помещиков. Читателям давалась информация о «славных людях нынешнего столетия» (Вольтер, Руссо, Франклин, Адамс, Лафайет и др.). все это послужило причиной ареста. Его критика задевала политические установки государства, императорской власти.
Козельский Яков Павлович (ок.1728-ок. 1794) – философ и политический деятель, обладавший энциклопедическими знаниями. Основное сочинение – «Философические предложения». Кроме того, сделал переводы ряда иностранных книг, в том числе французских просветителей. Придерживался концепции естественных прав человека и договорного происхождения государства. Цель договора, как считал К., – достижение всеобщего блага. Среди форм государственного правления отдает предпочтение республике. Мечтал об обществе людей, живущих своим трудом. Нарисовал проект уравнительной утопии. Достижение своего идеала связывал с распространением просвещения и появлением добродетельного монарха.
Радищев Александр Николаевич (1749-1802) – известный мыслитель, писатель. Основные произведения: Ода «Вольность», повесть «Жития Ф.В. Ушакова», «Путешествие из Петербурга в Москву», в которых поднял широкий круг идей. Правдиво изображал жизнь народа, резко обличал самодержавие и крепостничество. Признал право народа на сопротивление государственной власти, если государь нарушает договор. Показал, что крепостническое право противоречит позитивному и естественному праву, с экономической точки зрения ведет к непроизводительному труду, с нравственной – культивирует бездушие, уничтожает личность. Политический идеал Р. – демократическая республика. Средство перехода к ней – народная революция.
Литература.
Антология мировой политической мысли. Т. 3: М. В. Ломоносов. Древняя Российская история. И. А. Третьяков. Слово о римском правлении. С. Е. Десницкий. Слово о научении юриспруденции. Н. И. Новиков. О воспитании и наставлении детей. Статьи по истории и философии. О торговле. Д. И. Фонвизин. Рассуждение о непременных государственных законах. А. Я. Поленов. О крепостном состоянии крестьян в России. А. Н. Радищев. О законоположении. О самодержавии. Путешествие из Петербурга в Москву.
Антология мировой правовой мысли. Т. 4: Д. И. Фонвизин. Рассуждение о непременных государственных законах. С. Е. Десницкий. Представление о учреждении законодательной, судебной и наказательной власти в Российской империи. Я. П. Козельский. Философия нравоучительная. А. Н. Радищев. Проект для разделения Уложения Российского.
Десницкий// История политических и правовых учений. Хрестоматия. Под ред. О. Э. Лейста, с. 218-230.
Грацианский П. С. Десницкий. – М., 1978.
История политических и правовых учений. Под ред. О. В. Мартышина, гл. 22.
Коваленко В. И. Д. И. Фонвизин// Вестник Моск. ун-та. Сер. 12. 2001, №2
Коваленко В. И. А. Н. Радищев//Вестник Моск. ун-та. Сер. 12. 1999, №5.
Моряков В. И. Русское просветительство во второй половине XVIII в. – М., 1994.
Нерсесянц В. С. История политических и правовых учений, гл. 13, &6-8
Пролубников А. В. С. Е. Десницкий// Вестник Моск. ун-та. Сер. 12. 2002, №5.
Русская мысль в век Просвещения. – М., 1991.
Федякин А. В. Я. П. Козельский// Вестник Моск. ун-та. Сер. 12. 2003, №1.
Фонвизин Д. И. Избранное. – М., 1983.