Противоречивость хода перестройки. Декабрьские события 1986 года. Забастовка шахтеров Караганды, события в Новом Узене.

Однако в дальнейшем оказалось, что руководство республики не способно реагировать даже на поверхностные изменения в политике, и поэтому ЦК КПСС принял решение сменить Д.А. Кунаева на кадровика новой волны Г.В. Колбина. Результатом этого стали декабрьские 1986 года события в Алма-Ате.

16 декабря 1986 г. состоялся V Пленум ЦК КП Казахстана, на котором Г.В. Колбин был избран главой республики. Утром 17 декабря в Алматы начались массовые волнения учащейся и рабочей молодежи, которые позже перекинулись в другие города Республики. Назначение Колбина стало поводом к прорыву общего недовольства несоответствием командных действий Центра и провозглашенных перестройкой демократических принципов.

Выступление не носило националистического характера, демонстрация была мирной и носила политический характер, не содержала призывов к свержению государственного строя.

В Алма-Ату были переброшены войска специального назначения, демонстрация была разогнана, проведены аресты. В июле 1987 г. ЦК КПСС оценил декабрьские события 1986г. как проявление казахского национализма. Однако позже по настоянию общественности эти обвинения были сняты, начался процесс реабилитации. Большая заслуга в процессе реабилитации принадлежит М. Шаханову, который, возглавив специальную комиссию Верховного Совета дал полную характеристику событиям декабря 1986 года. В Казахстане провела большую кропотливую работу независимая американско-хельсинская комиссия по правам человека, которая также резюмировала о мирном характере выступления казахской молодежи.

Впоследствии, комплекс накопившихся проблем вызвал недовольство среди рабочих промышленных предприятий. В июне 1989 года вспыхнули волнения в городе Новый Узень Мангыстауской области, забастовка шахтеров Карагандинского угольного бассейна.

Накопившееся недовольство людей ходом перестройки проявилось в выступлении на октябрьском 1987 года пленуме ЦК КПСС первого секретаря Московского горкома партии Б.Н. Ельцина. Стенограмма пленума, как и в прежние годы, была засекречена, и было напечатано только в 1988 году.

Впоследствии, комплекс накопившихся проблем вызвал недовольство среди рабочих промышленных предприятий. В июне 1989 года вспыхнули волнения в городе Новый Узень Мангыстауской области, забастовка шахтеров Карагандинского угольного бассейна.

Комплекс накопившихся неразрешенных проблем вызывал недовольство среди населения. Одним из проявлений недовольства явились события в г. Жанаозен Мангыстауской области. Здесь очень медленно продвигались очереди на жилье, в детские дошкольные учреждения, росла безработица среди молодежи. Центральные ведомства, выкачивающие нефть и газ этого региона, не стремились подготовить кадры на местах, а ввозили рабочие руки из-за пределов республики. Крупные недостатки имелись в работе предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания. Нередко нарушались принципы социальной справедливости при распределении жилья, продовольственных и промышленных товаров. Вахтовики, прибывавшие в город, не желали считаться с традициями казахского населения, нередко грубо игнорировали их.

Обострение социальных условий незаметно переплелось с напряженностью в межнациональных отношениях, особенно между представителями коренного населения и национальностей Кавказа, проживающих в городе. В июне 1989 года в городе возникли массовые беспорядки, приведшие к кровопролитию с обеих сторон. Этот конфликт был погашен только с помощью правоохранительных органов и войск специального назначения. Большинство вахтовиков пришлось эвакуировать из города. Но даже после таких событий многие проблемы еще долгое время оставались нерешенными.

Немало локальных конфликтов происходило и в других городах и рабочих поселках. В июле 1989 года вслед за шахтерами Донбасса и Кузбасса забастовали шахтеры Карагандинского угольного бассейна. Ежедневно в забастовках принимало участие до 10-15 тысяч человек. Требования шахтеров в начале были, в основном, экономического характера: повышение заработной платы, улучшение условий работы на шахтах, изменение ассортимента продовольственных товаров. Затем к требованиям социального плана добавились требования закрытия Семипалатинского ядерного полигона, прекращения монополии всесоюзных ведомств. Во главе созданных шахтерами стачкомов стали Д. Тегисов, П. Шлегель, М. Рамазанов, В. Перебейнос и другие.

Ответами прибывшего в Караганду для успокоения шахтеров министра угольной промышленности СССР М.И. Щадова горняки не удовлетворились. В это же время в Караганду срочно прилетел

Н.А. Назарбаев. После серий встреч правительству республики удалось успокоить шахтеров. Во многом такому решению помогло то, что требования бастующих шахтеров и позиция руководителя Казахстана совпали: обе стороны были недовольны монополией центральных ведомств и желали экономической самостоятельности. После обещания руководителей республики выполнить справедливо поставленные требования шахтеров забастовки прекратились. Тем не менее, созданные стачкомы просуществовали длительное время.

Критический анализ существующего положения был сделан на первом съезде народных депутатов СССР в мае-июне 1989 года. С 1988 года начал рассматриваться вопрос о возможности заключения нового союзного договора. Отстаивая свою независимость, парламенты республик Прибалтики, а затем Украины, Киргизии и России приняли Декларацию о государственном суверенитете. 25 октября 1990 года такую же Декларацию провозгласил Казахстан.

Наши рекомендации